Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
При участии в дистанционном режиме:
от Поставщика - представителя по доверенности;
от Заказчик представителя по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Лабытнанги" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01903000002240001550001 от 22.04.2024 на выполнение работ по текущему ремонту каб. N 202 и зал заседаний каб. N 235 Администрация города Лабытнанги, цена контракта 3 991 110,00 (извещение N 0190300000224000155), с ООО "КН", и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из решения Заказчика об одностороннем отказе от муниципального контракта от 22.04.2024 (далее - решение об одностороннем отказе) следует, что между муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства города Лабытнанги" (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "КН" (Подрядчик) 22.04.2024 был заключен муниципальный контракт N 01903000002240001550001 на выполнение текущего ремонта объекта "Текущий ремонт каб. N 202 и зал заседаний каб. N 235 Администрация города Лабытнанги" (далее - Контракт).
Срок выполнения работ по Контракту с 15.05.2024 по 31.07.2024. Согласно графику выполнения работ, обязательства Подрядчика по текущему ремонту должны проходить заключительную стадию - устройство полов. По состоянию на 19.07.2024 Подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте, что свидетельствует о том, что желаемый результат в соответствии в условиями Контракта не будет достигнут в установленные Контрактом сроки. Нарушение Подрядчиком обязательства согласно п. 6.12. Контракта, не предоставление информации, дают основания Заказчику сомневаться о наличии намерения Подрядчика выполнить свои обязательства в общем.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с п. 15.3 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 22.04.2024 N 01903000002240001550001 на выполнение текущего ремонта объекта "Текущий ремонт каб. N 202 и зал заседаний каб. N 235 Администрация города Лабытнанги".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 31.07.2024 N ММ/2483/24 представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-542/2024 из которых следует, что в целях исполнения Контракта (п.2.3 Контракта) Подрядчиком была проведена проверка соответствия ведомости объемов работ, являющейся приложением к Контракту. По результатам проверки в адрес Заказчика 30.04.2024 года по электронной почте, в порядке п.17.9 Контракта на электронную почту Заказчика (mail@uks.lbt.yanao.ru. Почта указана в разделе 18 Контракта) было направлено письмо N26 от 30.04.2024 года, в котором указаны выявленные несоответствия, препятствующие производству работ. Так же указано, что дополнительные несоответствия, при их выявлении, будут направлены Заказчику после фактического осмотра объекта производства работ с участием представителя Заказчика и конечного пользователя результатов работ - Администрацией МО г.Лабытнанги.
Указанное письмо Заказчиком получено и проигнорировано. Доказательства направления представлены в приложении. Сведениями о неполучении Подрядчик не располагает.
14.05.2024 года представитель Подрядчика находился на объекте производства работ с целью проверки объемов работ с участием представителя Заказчика и представителей Администрации г. Лабытнанги.
В ходе осмотра было установлено, что конечный пользователь результатов работ в лице Администрации г. Лабытнанги не согласовывал ведомости объемов работ, приложенных к контракту. В результате чего выяснилось, что ряд технических решений Заказчика является не только не целесообразным, но и противоречащий интересам и требованиям конечного пользователя результатов работ.
Кроме того, что работы, указанные в ведомости не в полном объеме удовлетворяют потребности конечного заказчика, были выявлены дополнительные несоответствия к ранее выявленным несоответствия.
Указанные обстоятельства были сообщены Заказчику письмом N29 от 16.05.2024 года. Письмо проигнорировано. Доказательства направления представлены в приложении.
С целью оперативного решения производственных вопросов в мессенджере "Telegram".
17.05.2024 года была создана рабочая группа, куда вошли представитель технического надзора со стороны заказчика.
С 30.04.2024 года по 19.07.2024 года велась работа по выработке решений по приведению ведомостей объемов работ в соответствие с реально необходимым выполнением объемов работ.
Необходимо отметить, что ведомостями объемов работ предусмотрены не только работы, но и приобретение ряда оборудования. Часть оборудования, такая как, например, телевизор была приобретена Подрядчиком.
Деловая переписка, ведущаяся по каналам электронной связи, является надлежащим доказательством исполнения договорных обязательств, что подтверждается в сложившейся правоприменительной практике взаимодействие сторон договорных отношений посредством средств мгновенной коммуникации как сложившийся в современных условиях обычай (ст, 5 ГК РФ). Это же подтверждается и Верховным Судом РФ в определении от 7 февраля 2023 г. N 5- КГ22-144-К2 и в толкование (разъяснение) статьи 5 Гражданского кодекса РФ дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.
Согласно п.2.5 Контракта обязанность исправления документации возложена на Заказчика.
Необходимо отметить, что как видно из приведенной деловой переписки между сторонами (письма подрядчика N26 от 30.04.2024 года, N29 от 16.05.2024 года, N36 от 19.06.2024 года), расхождения в объемах работ составляет более 10%, что препятствует изменению существенных условий контракта в порядке ст.95 Федерального закона N44.
Вместе с тем, Заказчиком указанные обстоятельства проигнорированы, изменения в ведомость объемов работ не внесены, Подрядчику в работу не выданы.
Императивным положением ст.716 ГК РФ указаны случаи, когда Подрядчик обязан проинформировать Заказчика о ненадлежащем качестве технической документации. Указанное положение закона носит именно императивный характер и не допускает вольного применения Сторонами договора.
Заказчик был своевременно проинформирован о ненадлежащем качестве техническое документации. Вместе с тем, ряд писем не были получены Заказчиком, о чем имеются соответствующие скриншоты о блокировке почтового ящика mail@uks.lbt.yanao.ru. Однако, указанные письма продублированы непосредственно исполнителям. Тем ни менее, письма от 30.04.2024 года и 16.05.2024 года Заказчиком получены. Сообщений о невозможности доставки в адрес Подрядчика не поступало. Согласно ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Подрядчик, имея правовое основание вести переписку по средствам электронной почты (п.17.9 Контракта) совершил все необходимые юридически-значимые действия по направлению юридически-значимой корреспонденции.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств исполнения Контракта, Подрядчик от исполнения Контракта не уклонялся. Своевременно информировал Заказчика обо всех проблемах исполнения Контракта, указывал на обстоятельства, препятствующие его исполнению в т.ч. и обстоятельства, которые зависели от Заказчика. Исходя из фактических приведенных обстоятельств Подрядчик действовал добросовестно и разумно, принимая все необходимые меры для надлежащего исполнения Контракта и передачи Заказчику итоговых результатов работ.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.04.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 01903000002240001550001 по результатам закупки N 0190300000224000155 (далее - Контракт).
19.07.2024 принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 30.07.2024.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам:
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Проведя анализ представленных материалов дела, Комиссия Управления установила следующее:
Согласно п. 1.1, контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по текущему ремонту объекта "Текущий ремонт каб. N 202 и зал заседаний каб. N 235 Администрация города Лабытнанги" (далее по тексту - "Объект") в соответствии с ведомостью объемов работ N 1 (далее - техническая документация) (приложение N 1) в сроки, предусмотренные контрактом, иными условиями Контракта и сдать результат работ Заказчику (далее - Работы).
Согласно п. 1.2 контракта Место выполнения работ: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги, пл. В. Нака, д. 1.
Согласно п. 1.3 контракта Заказчик обязуется принять результат работ, в соответствии с условиями Контракта и оплатить работы в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.4 контракта работы выполняются иждивением Подрядчика с использованием его оборудования, материалов и ресурсов. Подрядчик обязан качественно выполнить Работы на свой риск, своими силами и средствами, а также силами и средствами привлеченных Подрядчиком в соответствии с условиями Контракта Субподрядчиков.
Согласно п. 1.5 контракта Подрядчик обеспечивает выполнение всех необходимых Работ для достижения Результата Работ, предусмотренного Контрактом, включая все работы и мероприятия, которые специально не предусмотрены в Контракте, но которые необходимы для безопасного выполнения Работ, достижения Объектом гарантированных эксплуатационных показателей и его надежной и безопасной эксплуатации. При этом все такие Работы считаются включенными в объем Работ и цену Контракта.
Согласно п. 1.6 контракта результатом Работ по Контракту является полностью завершенный и готовый к эксплуатации Объект, выполненный с надлежащим качеством Работ в предусмотренные графиком выполнения работ сроки, и соответствующий условиям Контракта и Технической документации, и принятый Заказчиком в соответствии с условиями Контракта при условии полного устранения выявленных недостатков, выявленных в ходе выполнения работ.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения контракта (п. 2.3) подрядчик провёл проверку соответствия ведомости объёмов работ, которая является приложением к контракту. Согласно результатам проверки, 30 апреля 2024 года заказчику было направлено письмо N 26 по электронной почте в соответствии с п. 17.9 контракта на электронную почту заказчика (mail@uks.lbt.yanao.ru, указанная в разделе 18 контракта). В письме указаны выявленные несоответствия, которые мешают выполнению работ. Также указано, что дополнительные несоответствия будут направлены заказчику после фактического осмотра объекта производства работ с участием представителя заказчика и конечного пользователя результатов работ - администрации МО г. Лабытнанги.
Подрядчик письмом N 29 от 16 мая 2024 года уведомил Заказчика о приостановке работ по контракту в соответствии со статьёй 716 ГК РФ до получения указаний от Заказчика. Подтверждением служит скриншоты отправления в адрес Заказчика.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств исполнения контракта, подрядчик не уклонялся от исполнения контракта. Он своевременно информировал заказчика обо всех проблемах исполнения контракта и указывал на обстоятельства, препятствующие его исполнению, в том числе и обстоятельства, которые зависели от Заказчика. Исходя из фактических приведённых обстоятельств, Подрядчик действовал добросовестно и разумно, предпринимая все необходимые меры для надлежащего исполнения контракта и передачи Заказчику итоговых результатов работ.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
С учетом изложенного, Комиссия Управления пришла к следующим выводам:
При рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении участника закупки в Реестр, контрольный орган обязан проверить совокупность всех действий, которые связаны с исполнением контракта.
Однако, Заказчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении
Комиссия учитывает, что Обществом совершены действия, направленные на исполнение контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что действия Поставщика были направлены на урегулирования вопроса касательно цветовых решений и плотности материала товаров.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Поставщика были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "КН", представленную МКУ "Управление капитального строительства города Лабытнанги" о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01903000002240001550001 от 22.04.2024 на выполнение работ по текущему ремонту каб. N 202 и зал заседаний каб. N 235 Администрация города Лабытнанги, цена контракта 3 991 110,00 (извещение N 0190300000224000155) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 августа 2024 г. N 089/10/104-542/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024