Резолютивная часть решения объявлена 31.07.2024
Решение в полном объеме изготовлено 05.08.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в проведении внеплановой документарной проверки:
от заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" (далее - ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина"):
- "..." действующий на основании доверенности от 30.06.2024 N 08,
- "..." действующая на основании доверенности от 30.06.2024 N 09,
на основании поступившего уведомления (вх. N 2841-ЭП/24 от 09.07.2024) ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина", приказа Тывинского УФАС России от 22.07.2024 N 181/24, подпункта
"б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), абзаца 2 подпункта "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), и в результате внеплановой документарной проверки закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году (государственный контракт от 30.06.2024 N 1),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступило уведомление ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" о заключении в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе государственного контракта N 1 от 30.06.2024 на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году (вх. N 2841-ЭП/24 от 09.07.2024).
В связи с наличием признаков нарушений законодательства о контрактной системе при определении способа осуществления закупки на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году и руководствуясь подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 2 подпункта "а" пункта 19 Правил, приказом Тывинского УФАС России от 22.07.2024 N 181/24 назначено проведение внеплановой документарной проверки закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году (государственный контракт N 1 от 30.06.2024.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика было направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
Информация о проведении внеплановой документарной проверки указанной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также информация о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России, размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии представители ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" пояснили, что указанный контракт был заключен в целях тушения лесных пожаров на основании нормативного акта Правительства Республики Тыва, а также пояснили, что на дату заключения рассматриваемых контрактов у заказчика отсутствуют финансовые средства для выполнения указанных мероприятий.
Проведя внеплановую документарную проверку данной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также выслушав пояснения лиц, участвующих в проведении внеплановой документарной проверки. Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Как указано выше и следует из материалов дела N 017/06/99-376/2024, рассматриваемый государственный контракт от 30.06.2024 N 1 заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Таким образом, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Учитывая изложенное, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе исключительно в целях, указанных в данной норме, и при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.06.2024 N 331 на территории Республики Тыва введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера с 30.06.2024.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, следовательно, обстоятельство признается чрезвычайным, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
30.06.2024 между ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" (заказчик) и ГАУ РТ "Авиалесоохрана" (подрядчик) заключен государственный контракт N 1.
Предметом государственного контракта от 30.06.2024 N 1 является выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году.
Цена контракта составила в размере 4 423 455,78 рублей.
Как следует из Акта о лесном пожаре от 03.07.2024 N 1, 30.06.2024 в 09 часов 40 минут был обнаружен лесной пожар в квартале 13 по геогр.коорд. 51 29 17 С Ш, 89 09 00 В.Д. Тушение пожара начато 30.06.2024 в 14 часов 35 минут, площадь пожара составила 39 га и лесной пожар ликвидирован 02.07.2024.
Актом приемки выполненных работ N 02 от 03.07.2024 цена контракта составила на сумму 4 423 455,78 рублей фактически выполненной работы
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственный контракт от 30.06.2024 N 1 заключен в целях ликвидации чрезвычайной ситуации в рамках введенного режима чрезвычайной ситуации в лесах в объеме, необходимым для такой ликвидации, причинно-следственная связь между объектом закупки и его использованием для ликвидации чрезвычайной ситуации имеется.
Кроме того, по мнению Тывинского УФАС России, еще одним квалифицирующим признаком заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является отсутствие факта предварительного планирования (в том числе планирование финансовых средств для закупки товара, работы и услуги) заказчиком осуществления данной закупки.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на дату принятия решения о заключении государственного контракта от 30.06.2024 N 1 у ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" отсутствуют финансовые средства по тушению лесов от лесных пожаров.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" при заключении государственного контракта от 30.06.2024 N 1 на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой документарной проверки в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" при заключении государственного контракта N 1 от 30.06.2024 на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения Республики Тыва, ФГБУ "Государственный заповедник "Убсунурская котловина" в 2024 году в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено.
Председательствующий Комиссии |
"..." |
|
Члены Комиссии |
|
"..." "..." |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Исп."..."
тел.83942266788
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 августа 2024 г. N 017/06/99-376/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024