Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: Фомина М.В., заместителя руководителя управления - начальник отдела, членов Комиссии: Миронова Д.В., заместителя начальника отдела, Рябых С.В., ведущего специалиста-эксперта; на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" о включении информации об ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" (ИНН 9715310575 КПП 773101001.Адрес: 121108, г. Москва, ул. Ивана Франко, д 4, к.2, эт.2, ком.
27) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку растворителей и реактивов для нужд заказчика (запись в реестре контрактов N 1312401678521000020), в открытом заседании, в отсутствие представителя заказчика - ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных", а так же представителя ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ". 09.08.2024 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 12.08.2024.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
18.07.2024 во Владимирское УФАС России поступило обращение ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (далее- ФГБУ "ВНИИЗЖ", заказчик) о включении информации об ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" (далее- поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее- РНП) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку растворителей и реактивов для нужд заказчика (запись в реестре контрактов N 1312401678521000020).
Как следует из письменных пояснений заказчика, между заказчиком - ФГБУ "Белгородская МВЛ" и Обществом 03.08.2021 по итогам проведения электронного аукциона N 0326100007821000018 был заключен контракт на поставку растворителей и реактивов. В реестре контрактов содержится соответствующая запись N 1312401678521000020.
Заказчик поясняет, что в соответствии с пунктом 12.1. заключенного контракта, срок его действия контракта был определён следующим образом: "Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до "31" декабря 2021 года. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Поставщиком обязательства по контракту исполнялись в соответствии с поданными заявками. Однако незадолго до окончания срока действия контракта, обязательства по поставке были выполнены частично, в связи с чем ФГБУ "Белгородская МВЛ" 27.12.2021 обратилось в ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" с письмом N 06-15/1755- 06 об уточнении сроков поставки заказанного товара. Поставщику было так же указано о применении ответственности в части начисления неустойки, после исполнения обязательств по поставке. 28 декабря 2021 года в адрес заказчика поступил ответ от ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ", в котором говорилось о том, что исполнение обязательств по Контракту пришлось на период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции COVID-19, а именного нового штамма короновирусной инфекции "Дельта", и действующими ограничительными мерами, принятыми соответствующими органами в целях недопущения ее распространения. Введение ограничительных мер значительно увеличило сроки поставки по контракту. Поставщик так же сообщал, что согласно п. 8.1. Контракта стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, принятых на себя по настоящему Контракту, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. Распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, признано обстоятельством непреодолимой силы в совместном письме Минфина, МЧС и ФАС от 03.04.2020 N 24-06-05/26578, N 219-АГ-7О, N ME/28039/20.
К аналогичному выводу пришли и высшие органы исполнительной власти субъектов РФ, признав пандемию обстоятельством непреодолимой силы в региональных нормативных актах о введении режима повышенной готовности (Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ).
ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" с учетом вышеуказанных обстоятельств просило продлить срок действия контракта до 31.03.2022 г. и сообщало, что поставка товара в полном объеме будет произведена. Заказчик - ФГБУ "Белгородская МВЛ" учитывая сложность закупки подобных товаров, значительные затруднения при проведении новой закупки вызванные увеличением сроков поставки и стоимости данных товаров при заказе их у другого поставщика, а также испытывая потребность в поставке по наименованиям и в объеме, указанном в контракте приняло решение заключить дополнительное соглашение и продлить срок действия контракта до 31.03.2022.
В 2022 году поставщиком была произведена поставка части товара по заявке. Однако после 24 февраля 2022 года исполнение по данному контракту было затруднено, в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций со стороны ряда западных стран (США, Германия, Франция, и пр.), которые нарушили логистические цепочки поставки товаров, указанных в контракте. 01.04.2022 года по истечению срока действия контракта, указанного в дополнительном соглашении, учреждение направило в адрес ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" претензию N 06-15/3 70-06/3 с требованием оплатить неустойку в размере 426 187,84 рублей. Претензия в ЕИС не вносилась. 30.05.2022 от 000 "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" был получен ответ на претензию, с отказом оплатить неустойку, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Учитывая, что на момент ответа заказать товар, указанный в контракте, не представлялось возможным, ФГБУ "Белгородская МВЛ" было принято решение не расторгать контракт, а проводить дальнейшую работу по допоставке товара. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.04.2022 года N 229 "О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр охраны здоровья животных" в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" и федерального государственного бюджетного учреждения "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" были проведены реорганизационные мероприятия в отношении Ссудодателя (ФГБУ "Белгородская МВЛ"), а именно федеральное государственное бюджетное учреждение "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" (ОГРН 1023101651814, зарегистрировано Белгородской регистрационной палатой администрации г. Белгорода 29.10.2002 г., ИНН 3124016785, КПП 312301001, адрес юридического лица: 308023, Белгородская область, г. Белгород, ул. Студенческая, д.32, 29.07.2022 г.) прекратило деятельность юридического лица путём реорганизации в форме присоединения к ФГБУ "ВНИИЗЖ", о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером ГРН 2223300169596 от 29.07.2022 г. Информация о контракте была перенесена из личного кабинета ФГБУ "Белгородская МВЛ" в личный кабинет ФГБУ "ВНИИЗЖ".
Действия по расторжению контракта не предпринимались, так как имелась возможность допоставки товара. Поставщик - ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" письмом от 03.10.2023 N1028 просил подтвердить возможность допоставки поставки данных расходных материалов. Заказчик 14.11.2023 N 26/H ответным письмом выразил свою заинтересованность в допоставке товаров, предупредив поставщика о том, что после завершения поставки всей партии товара по вышеуказанной заявке учреждением дополнительно будет направлена претензия об уплате неустойки, в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Последняя поставка товара по контракту состоялась 17.07.2024.
В настоящее время у заказчика отсутствует потребность в поставке оставшегося товара по Контракту. Заказчик обращает внимание на тот факт, что за весь срок исполнения контракта у Заказчика не имелось претензий к поставляемому поставщиком по качеству, комплектности, упаковке, маркировке и т.д. В настоящее время стоимость поставленного Поставщиков и оплаченного Заказчиком товара составляет З 535 607,61 рублей, при цене контракта З 701 528,75 рублей. ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ", надлежащим образом уведомлявшееся о дата и времени заседания Комиссии Владимирского УФАС России по рассмотрению обращения ФГБУ "ВНИИЗЖ", не обеспечило явку своего представителя, а так же не предоставило письменных мотивированных возражений на обращение заказчика. Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему. Между заказчиком - ФГБУ "Белгородская МВЛ" и Обществом 03.08.2021 по итогам проведения электронного аукциона N 0326100007821000018 был заключен контракт на поставку растворителей и реактивов. Номер реестровой записи в реестре контрактов N 1312401678521000020.
В соответствии с пунктом 12.1. заключенного контракта, срок его действия контракта был определён следующим образом: "Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до "31" декабря 2021 года. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Как установлено в ходе проведения внеплановой проверки, ФГБУ "Белгородская МВЛ" 27.12.2021 обратилось в ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" с письмом N 06-15/1755-06 об уточнении сроков поставки заказанного товара. Поставщику было так же указано о применении ответственности в части начисления неустойки, после исполнения обязательств по поставке. 28 декабря 2021 года в адрес заказчика поступил ответ от ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ", в котором говорилось о том, что исполнение обязательств по Контракту пришлось на период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции COVID-19, а именного нового штамма короновирусной инфекции "Дельта", и действующими ограничительными мерами, принятыми соответствующими органами в целях недопущения ее распространения. Введение ограничительных мер значительно увеличило сроки поставки по контракту. Поставщик так же сообщал, что согласно п. 8.1. Контракта стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, принятых на себя по настоящему Контракту, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" с учетом вышеуказанных обстоятельств просило продлить срок действия контракта до 31.03.2022 г. и сообщало, что поставка товара в полном объеме будет произведена. Заказчик - ФГБУ "Белгородская МВЛ", принято решение заключить дополнительное соглашение и продлить срок действия контракта до 31.03.2022.
В 2022 году поставщиком была произведена поставка части товара по заявке. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.04.2022 года N 229 "О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр охраны здоровья животных" в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" и федерального государственного бюджетного учреждения "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" были проведены реорганизационные мероприятия в отношении Ссудодателя (ФГБУ "Белгородская МВЛ"), а именно федеральное государственное бюджетное учреждение "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" (ОГРН 1023101651814, зарегистрировано Белгородской регистрационной палатой администрации г. Белгорода 29.10.2002 г., ИНН 3124016785, КПП 312301001, адрес юридического лица: 308023, Белгородская область, г. Белгород, ул. Студенческая, д.32, 29.07.2022 г.) прекратило деятельность юридического лица путём реорганизации в форме присоединения к ФГБУ "ВНИИЗЖ", о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером ГРН 2223300169596 от 29.07.2022 г. Поставщик - ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" письмом от 03.10.2023 N1028 просил подтвердить возможность допоставки поставки данных расходных материалов. Заказчик 14.11.2023 N 26/H ответным письмом выразил свою заинтересованность в допоставке товаров, предупредив поставщика о том, что после завершения поставки всей партии товара по вышеуказанной заявке учреждением дополнительно будет направлена претензия об уплате неустойки, в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Последняя поставка товара по контракту состоялась 17.07.2024.
У Заказчика не имелось претензий к поставляемому поставщиком по качеству, комплектности, упаковке, маркировке и т.д. В настоящее время стоимость поставленного Поставщиков и оплаченного Заказчиком товара составляет З 535 607,61 рублей, при цене контракта З 701 528,75 рублей.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком - ФГБУ "ВНИИЗЖ" 23.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вступившее в законную силу 05.08.2024, контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок. Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в реестр недобросовестных поставщиков победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт. Общество поставляло товар по заявкам заказчика, претензии к качеству товара отсутствовали, причиной нарушения срока поставки отдельных партий товара явились обстоятельства, не зависящие от воли поставщика. Кроме того, контракт выполнен поставщиком и оплачен заказчиком на сумму 3 535 607,61 рублей, что составляет 95,5 процентов цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" о включении информации в отношении ООО "ЭЛЮЕНТЛАБОРАТОРИЗ" (ИНН 9715310575; КПП 773101001; адрес: 121108, г. Москва, ул. Ивана Франко, д 4, к.2, эт.2, ком.
27) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Председатель комиссии М.В. Фомин Члены комиссии: Д.В. Миронов С.В. Рябых
2024-4737
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 августа 2024 г. N 033/06/104-568/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024