рассмотрев обращение государственного заказчика - Министерства природных ресурсов Забайкальского края о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" (ИНН 6732181571, ЕРУЗ 19194390) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.06.2023 N14 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" (00006106-ЭА) (ИКЗ 232753609594575360100100140017112243, реестровый номер 2753609594523000014), при участии представителя заказчика Гончаровой Т.В. (доверенность от 08.08.2024 N43), при участии по ВКС представителей подрядчика ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" Шигина Е.С. (доверенность от 09.08.2024 N8), Ширякова А.В. (доверенность от 09.08.2024 N10), Мазко В.А. (доверенность от 09.08.2024 N9),
УСТАНОВИЛА:
06.08.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 26.06.2023 N14 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" (00006106-ЭА) (ИКЗ 232753609594575360100100140017112243, реестровый номер 2753609594523000014) с ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД".
Заказчиком указано следующее. Между Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" (далее - Исполнитель) 26 июня 2023 года заключен Государственный контракт N 14 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" (далее - Контракт).
Согласно условиям Контракта (п. 1.2 Контракта, Календарный план Контракта) 2 этап работ - Проектные работы (в том числе разработка раздела охрана окружающей среды), разработка сметной документации, согласование проектной документации, прохождение государственной экспертизы - должны быть выполнены в срок до 15 апреля 2024 года. В адрес Исполнителя Заказчиком 17 апреля и 16 мая 2024 года были направлены претензионные письма по просрочке работ. Поскольку результаты работ Исполнителем не представлены в адрес Заказчика, принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На вопросы Комиссии о работе подрядчика по контракту после приемки работ по первому этапу в ноябре 2023 года и до даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком указано на наличие переписки, при этом какие-либо документы в материалы дела не представлены (запрашивались уведомлением о рассмотрении сведений 07.08.2024 NТЯ3543/24).
По представленным в материалы дела претензиям от 17.04.2024 и 16.05.2024 указано, что они направлены на адрес электронной почты pds.zapad@gmail.com, в ЕИС не размещались. По спорному вопросу о классе ГТС представлен "Перечень объектов гидротехнических сооружений, поднадзорных Забайкальскому управлению Ростехнадзора" (утв. руководителем Забайкальского управления Ростехнадзора 22.07.2024), согласно п. 80 которого дамба в пгт. Усть- Карск отнесена к III классу. Подрядчиком представлены возражения относительно включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в которых указано, что общество действовало добросовестно, и было заинтересовано в исполнении Контракта. Указано на хронологию событий и принятые меры для исполнения контракта. Подрядчиком указано, что общество приступило к выполнению работ по контракту, выполнен первый этап работ - инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно- геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические), которые заказчиком приняты и оплачены. В письменных пояснениях указано следующее: "В ходе инженерных изысканий были собраны исходные данные для проектирования, из которых следовало, что восстановление проектных параметров дамбы пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края не соответствует требованиям статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N117- ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно этим общим требованиям, должен быть обеспечен допустимый уровень риска аварий гидротехнических сооружений, представлена декларация безопасности гидротехнических сооружений. При капитальном ремонте, при существующей высоте гребня, и наличии на защищаемой территории плотности жилого фонда 2 927 кв. м на 1 га (4538 га*64,5%, Письмо администрации пгт. "Усть-Карское" N 102 от 20.03.2024), безопасность населения не может обеспечить существующая незарегистрированная в Российском реестре гидротехнических сооружений дамба (неопределенного класса, http :// waterinfo . ru / gts / sear ch . php ), с допустимым напором не более 2 метров, по классификации таблицы III "Классы защитных гидротехнических сооружений в зависимости от максимального напора на водоподпорное сооружение" критериев классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года N1607.
Направленные заказчику результаты инженерных изысканий свидетельствовали, что расчетный напор на существующее сооружение превысит 2 метра, и для обеспечения безопасности необходима реконструкция дамбы как минимум до III класса, и в капитальном ремонте заказчик потребности не имеет. По результатам выполненных проектных работ были определены основные конструктивные решения для гидротехнического сооружения, в том числе предусмотрено приведение отметки гребня в нормативное положение в соответствии с требованиями СП 39.13330.2012 "Плотины из грунтовых материалов" с учетом расчетных уровней воды соответствующей обеспеченности. Проведенный в ходе проектных работ расчет класса сооружения в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года N1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" показал, что дамба в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края по характеристикам защищаемой территории, а также по последствиям возможных гидродинамических аварий должна быть не менее III класса гидротехнических сооружений, что не соответствует ее текущему классу.
Также в процессе выполнения работ по контракту при разработке основных технических решений были выявлены обстоятельства, существенно влияющие на объем работ и параметры объекта проектирования, а именно необходимость учитывать подпор и дополнительный подъем уровня воды в р. Шилка за счет фактора стеснения потока на участке между коренным левым берегом и дамбой на правом берегу. В связи с тем, что отметка гребня дамбы должна учитывать прогнозируемый подпор уровня, требуется выполнить пересмотр отметки гребня существующей дамбы относительно существующих (проектных) отметок, либо выполнить дополнительные мероприятия по дноуглублению для компенсации стеснения русла. Оба варианта мероприятий предполагают как изменение основного показателя функционирования линейного объекта - отметки гребня, так и изменение границ полосы отвода - за счет уточнения мест примыкания на незатапливаемую отметку, что фактически соответствует определению реконструкции линейных объектов - как изменения параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно п. 14.3 Статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, стадия капитального ремонта линейных объектов не влечет за собой изменение класса сооружения, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования. Изменение класса сооружения, с приведением отметки гребня в соответствие с требованием СП 39.13330.2012 возможно только в случае реконструкции сооружения. Несоответствие вида строительства в техническом задании и согласно принимаемым проектным решениям, в частности изменение отметки гребня и класса сооружения, влечет за собой риск невозможности получения положительного заключения Государственной экспертизы.
Согласно статье 6 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе на принципе эффективности осуществления закупок. Закупка работ в части проектирования капитального ремонта дамбы не достигнет необходимого для защиты населения пгт. "Усть-Карское" эффекта, следовательно, противоречит принципам статьи 6 ФЗ "О контрактной системе", и является ничтожной сделкой, в соответствии со статьей 168 ГК РФ, поскольку посягает на публичные интересы, установленные ФЗ "О контрактной системе". В части инженерных изысканий контракт нашим обществом исполнен, результаты инженерных изысканий приняты заказчиком и оплачены.
В силу части 2 статьи 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость.
На основании полученных материалов инженерных изысканий выполнены работы по разработке проектной документации в составе:
- технологических и конструктивных решений; проекта полосы отвода; декларации безопасности ГТС, в том числе расчету вероятного вреда и критериев безопасности ГТС; проект организации строительства. Результаты части проектных работ были переданы заказчику, нашим работником Симоновой О.В. по электронной почте При применении последствий ничтожности контракта эти работы должны быть оплачены, поскольку без них не могла быть выявлена неэффективность капитального ремонта.
Таким образом, проектирование капитального ремонта, предусмотренное пунктом 6 Технического задания на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края", невозможно, требуется проектирование реконструкции этого объекта. Исходя из этих обстоятельств, подрядчиком предложено заказчику изменить Техническое задание на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" к государственному контракту на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" N1 от 26.06.23, предусмотреть в нем необходимость проектирования реконструкции дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края, с увеличением 10% стоимости выполнения работ, на основании пункта 42.1. статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заявили о приостановке работ до изменения технического задания. Это предложение было опубликовано в личном кабинете поставщика ЕИС Закупки 31.07.2024 (уведомление претензионной переписки N 1 от 31.07.2024 по решению N 1 от 25.07.2024, исх. 244 от 31.07.2024 г. предложение об изменении условий контракта и приостановке работ) и уточнено 02.08.2024 (уведомление претензионной переписки N 4 от 02.08.2024 по решению N 1 от 25.07.2024, исх. N 253 от 01.08.2024).
Ранее предложения об изменения технического задания направлялись в ходе совещаний и переписки ГИПа с куратором проекта от заказчика. Однако данные предложения были оставлены заказчиком без рассмотрения, с комментарием о том, что на реконструкцию денег не будет выделено, и надо оформлять проектную документацию капитальным ремонтом. Возражая относительно нашего предложения, заказчик голословно заявил, что класс дамбы III, в связи с чем реконструкции не требуется (исх. 11697 от 02.08.2024).
Эта информация противоречит той, что содержится в российском государственном реестре ГТС.
Также подрядчик сообщил заказчику, что препятствием для проектирования является отсутствие проекта планировки и межевания территории, который был запрошен у Администрации пгт. "Усть- Карское" еще 24.01.2024 (исх. 24-1 от 24.01.2024), и просил продлить срок выполнения работ, путем подписания дополнительного соглашения на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и приостановили работы (Уведомление претензионной переписки N 3 от 02.08.2024 по решению N 1 от 25.07.2024; Письмо администрации пгт. "Усть-Карское" N 102 от 20.03.2024 г., исх. 250 от 31.07.2024 г. сообщение о приостановке работ).
В соответствии с п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Таким образом, подрядчик считает отказ от исполнения контракта необоснованным, не соответствующим части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, статьям 166-168 ГК РФ, поскольку им были приняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения условий контракта, условия которого в части обязательства по проектированию капитального ремонта были ничтожны, и потому не могли и не должны были исполняться обществом, то есть существовали обстоятельства описанные в пункте 42.1. статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и заказчик отказался устранять пороки контракта, которые препятствовали его исполнению". В ходе заседания Комиссии представителями подрядчика указано на неполучение заявленных заказчиком претензий от 17.04.2024 и 16.05.2024 (указано, что ввиду невозможности увеличения объема и доступа в ящик pds . zapad @ gmail . com из-за санкционной политики недружественных государств, обществу неизвестно о наличии какой-либо переписки в нем, при этом указано на активную переписку с заказчиком (куратором проекта) и направление проектных решений разрабатываемой документации, в том числе 14.06.2024, 17.06.2024 в отсутствие каких- либо претензий).
Также представителями подрядчика даны пояснения об участии в ВКС с заказчиком по вопросам исполнения контракта, в том числе после указанных в претензиях дат (а именно 18.04.2024, 11.06.2024, 04.07.2024), на которых информация об их наличии так же не доводилась. Вместе с тем, на указанных ВКС с участием заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края и администрации поселения Усть Карск подрядчиком неоднократно доводилась информация о невозможности проведения капитального ремонта ввиду необходимости реконструкции дамбы, что в том числе подтверждается представленными расчетными показателями. Относительно доводов заказчика об отсутствии потребности в результатах первого этапа работ по контракту представителями подрядчика указано, что результаты инженерных изысканий требуются как для проектирования работ по капитальному ремонту, так и при проектировании реконструкции объекта, именно результаты изысканий дают представление о дальнейших вариантах проектирования. В связи с указанным, поскольку результаты являются годными, подрядчик возражает относительно приведенного в ходе заседания довода заказчика. Наряду с изложенным указано на неисполнение заказчиком встречных обязательств по решению вопроса о дальнейшем проектировании (ввиду указанной невозможности проведения капитального ремонта дамбы в существующих границах), а также по направлению ответов на запросы о предоставлении проекта планировки и межевания территории. Просит сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 26.06.2023 по результатам электронного аукциона N 0891200000623005825 между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" (00006106-ЭА) (ИКЗ 232753609594575360100100140017112243, реестровый номер 2753609594523000014).
В соответствии с условиями контракта: "1.1.
Исполнитель обязуется разработать проектно-сметную документацию по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края"(далее по тексту - Работы), а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их. 1.2. Срок выполнения работ: со дня заключения Контракта до 15.04.2024 года.
1.3. Содержание, требования к работам установлены в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), Календарном плане на выполнение работ (Приложение 2 к Контракту), являющимися его неотъемлемой частью. Календарный план на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" N Наименование работ Срок исполнения п/п 1. Инженерные изыскания (инженерно-геодезические, с момента заключения инженерно-геологические, инженерно- Контракта до 20.11.2023 г. гидрометеорологические, инженерно-экологические). 2 Проектные работы (в том числе разработка раздела охрана до 15.04.2024 г. окружающей среды). Разработка сметной документации. Согласование проектной документации, прохождение государственной экспертизы.
Согласно п. 3.2 и 3.4 контракта цена работ составляет 4 895 000 (четыре миллиона восемьсот девяносто пять тысяч) рублей 00 копеек (лимит финансирования по Контракту: 2023 год - 2 447 700 рублей 00 копеек; 2024 год - 2 447 300 рублей 00 копеек); авансовые платежи по Контракту не предусмотрены. Комиссией согласно информации ЕИС установлено, что работы по первому этапу подрядчиком выполнены, заказчиком приняты и оплачены (платежное поручение от 29.11.2023 N572332 на сумму 2 447 700,00 рублей).
Согласно условиям Контракта: "14.1.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. 14.2.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в следующих случаях: 14.2.1.
Задержка Исполнителем начала работ более чем на 10 (десять) календарных дней с момента заключения Контракта по причинам, не зависящим от Заказчика; 14.2.2.
Систематическое (два и более раз) несоблюдение Исполнителем требований к качеству работ; 14.2.3.
Нарушение Исполнителем сроков выполнения работ, а равно выполнение работы настолько медленно, что ее окончание к установленному сроку становится явно невозможным; 14.2.4. Нарушение промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных Планом графиком выполнения работ. 14.2.5. В случае, установления факта проведения ликвидации Исполнителя или проведения в отношении него процедуры банкротства; 14.2.5. В случае, установления факта приостановления деятельности Исполнителя по любым основаниям; 14.2.7. В случае, установления факта включения Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков; 14.2.8. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям; 14.2.9. Применение к Исполнителю актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Исполнителя права на выполнение работ; 14.2.10. В иных случаях, установленных гражданским законодательством и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Контракт считается расторгнутым в одностороннем порядке через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя в соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона 44-ФЗ.
14.7. Извещения, уведомления, сообщения, иные документы по настоящему контракту могут передаваться как почтой, так и с помощью средств факсимильной связи". ЕИС не содержит сведений о наличии претензий заказчика к исполнителю. Заказчиком представлены в материалы дела адресованные подрядчику претензии от 17.04.2024 и 16.05.2024; доказательства получения обществом отсутствуют.
Согласно условиям контракта: "7.8.
В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Подрядчиком или Заказчиком условий контракта в отношении настоящего контракта, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Подрядчика, и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
7.9. В случае, если объем претензионной переписки, предусмотренной п. 7.7 настоящего раздела превысит объемы, допустимые функционалом единой информационной системы в соответствии с Постановлением Правительства N 60 от 21.02.2022 г., дальнейший обмен документами может осуществляться посредством направления заказных писем по адресам, указанным в разделе 15 Контракта, или направления электронных документов, подписанных электронными подписями, на адрес электронной почты, указанный в разделе 15 Контракта ( nikizura@mail.ru ). 7.10.
Срок рассмотрения писем, уведомлений или претензий не может превышать 5 (пять) рабочих дней со дня их получения". 25.07.2024 заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением сроков исполнения контракта (п. 14.2.3 и 14.2.4 контракта). Заказчиком не получен результат работ по 2 этапу контракта - ПСД с положительным заключением государственный экспертизы.
Решение получено подрядчиком 25.07.2024.
В предоставленный десятидневный срок подрядчиком направлены 31.07.2024 и 02.08.2024 обращения в адрес заказчика о предложении изменить условия контракта (предусмотреть необходимость проектирования реконструкции дамбы), уведомление о приостановке работ.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт расторгнут 06.08.2024, информация размещена в ЕИС. Рассмотрев представленные документы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Указанное условие предусмотрено разделом 14.1 государственного контракта. В принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.07.2024 указано, что исполнителем не представлены результаты работ по 2 этапу, решение принято ввиду нарушения подрядчиком сроков выполнения работ. Разногласия по факту нарушения существенных условий исполнения обязательств возникших у сторон при исполнении договора (контракта), разрешаются в досудебном (претензионном) и судебном порядках. Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено 25.07.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В десятидневный срок подрядчик не приступил к выполнению работ, соответственно основания для отмены решения у заказчика отсутствуют. Поскольку причины, по которым принято решение, подрядчиком не устранены, у заказчика отсутствовали основания для отмены принятого решения.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, контракт расторгнут 06.08.2024.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
Подрядчиком представлены письменные возражения относительно включения сведений в РНП, указано на перечень принимаемых мер для исполнения условий контракта.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- представленные заказчиком сведения о фактах существенного нарушения подрядчиком условий контракта Комиссией ставится под сомнение, поскольку заказчиком указано на нарушение срока выполнения работ по контракту, что является существенным условием. Вместе с тем, не представлена информация об исполнении им обязательств по предоставлению подрядчику решений о ходе выполнения работ при получении расчетов и информации, свидетельствующей о необходимости выполнения работ, приводящих к увеличению параметров объекта, относящихся к реконструкции, то есть свидетельствующих о невозможности достижения запланированного результата по контракту;
- подрядчиком представлены пояснения о ходе выполнения работ по контракту, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (о выполнении инженерных изысканий; переписка с заказчиком и органом местного самоуправления, свидетельствующая о выполнении работ в рамках 2 этапа контракта, в том числе направление заказчику части проектных работ (том ТКР, отчет ИГМИ и иные). Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственного и муниципального заказов (части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" осуществляет предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Принимая решение об участии в закупке, общество, тем самым, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Из указанного следует, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта. При этом следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско- правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта, и без установления намерения у участника закупки не исполнять данный контракт. Для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки. Недобросовестность в данном случае должна определяться не его виной, а исключительно той степенью заботливостью и осмотрительностью какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям делового оборота.
Также ни Закон о контрактной системе, ни Правила N1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. В рассматриваемой ситуации юридически значимым обстоятельством для включения в реестр недобросовестных поставщиков общества является надлежащее или не надлежащее исполнение контракта, допущенное исполнителем, в связи с чем, оценке подвергаются его действия/бездействие по исполнению обязанностей в части исполнения контракта в срок. В данном случае Комиссия соглашается с доводами подрядчика о формализме заказчика по указанию на причину принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением срока выполнения работ. Заказчик, получая от подрядчика на рассмотрение части проектных решений (в т.ч. 14.06.2024, 17.06.2024) и направляя замечания на них, а также проводя ВКС, фактически ведет работу по контракту. Вместе с тем, при принятии 25.07.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ссылается на неисполнение контракта к 15.04.2024 и претензии от 17.04.2024 и 16.05.2024 (получение которых подрядчик отрицает), не размещенные им в ЕИС (как требуется в соответствии с Законом о контрактной системе) и не направленные на указанный в контракте адрес электронный почты (вопреки п. 7.9 контракта). Комиссия Забайкальского УФАС России соглашается с доводами подрядчика о первостепенной значимости вопроса - позиции заказчика о дальнейшем выполнении работ при получении от подрядчика технических и конструктивных решений, свидетельствующих о значительном изменении параметров существующего объекта при проектировании (в том числе увеличения высоты дамбы более чем в 2 раза), то есть решении вопроса о потребности в выполнении работ по разработке ПСД на реконструкцию объекта либо решений о продолжении разработки ПСД на капитальный ремонт дамбы с высоким риском (со слов подрядчика - более 99%) последующего получения отрицательного заключения государственной экспертизы. Комиссией выяснялся указанный вопрос, доказательств возможности выполнить работы по контракту надлежащим образом при полученных ТКР заказчиком в материалы настоящего дела не представлены. Отсутствие взаимодействия по решению указанного вопроса не корреспондирует условиям технического задания к контракту, согласно которому необходимо не только выполнить изыскания для принятия обоснованного технического решения по ремонту сооружений, но и достигнуть цели и результата закупки, согласно которому проектная документация и принятые в ней решения должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Р оссийской Федерации. Исходя из представленных документов, пояснений и переписки сторон Комиссия не усматривает направленности умысла ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" на уклонение от исполнения условий контракта; в данном случае имеет место нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, которые следует отличать от нарушения гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения подрядчика, злоупотребления им правами. По мнению Комиссии, поскольку информирование заказчика на ВКС, являлось нерезультативным, подрядчику целесообразнее было реализовать предусмотренное условиями п. 5.4.3 контракта право письменно проинформировать заказчика о приостановке работ ранее чем 31.07.2024 - при первоначальном обнаружении параметров, свидетельствующих, по его мнению, о необходимости дополнительных работ, относящихся к реконструкции. Комиссия считает, что неисполнению условий контракта в срок наряду с отсутствием решения по вышеуказанному вопросу, также способствовало отсутствие ответов на неоднократно поставленные подрядчиком вопросы (24.01.2024, 04.03.2024) по предоставлению проекта планировки и межевания территории. Поскольку Комиссией не установлено наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика, сведения об участнике не подлежат включению в реестр недобросовестных подрядных организаций. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Министерством природных ресурсов Забайкальского края, в отношении ООО "ПРОМДОРСНАБ-ЗАПАД" (ИНН 6732181571, ЕРУЗ 19194390) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.06.2023 N14 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт дамбы в пгт. Усть-Карск Сретенского района Забайкальского края" (ИКЗ 232753609594575360100100140017112243, N2753609594523000014), в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения сведений, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: А.О. Осипова Д.С. Лукьянова
2024-4233
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 августа 2024 г. N РНП-75-76
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024