Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный государственный инспектор,Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2" (далее - заказчик) с просьбой о включении сведений об ИП Зайкиной С.Ю. (ИНН 638204849480) (далее - ИП, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-7800/24 "На право поставки дезинфицирующих средств (антисептики) субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", номер извещения 0119200000124007570 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам аукциона (далее - обращение).
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного по результатам
проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала заседания Комиссии в адрес Красноярского УФАС России от сторон поступили письменные пояснения.
Также до начала заседания Комиссии от заказчика поступило ходатайство об участии в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Рассмотрение обращения состоялось 09.08.2024 в 11:50 в присутствии представителя заказчика. ИП, уведомленный надлежащим образом, явку на заседание Комиссии не обеспечил.
Вместе с тем в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 09.08.2024 16:00 с целью получения от сторон дополнительных документов (пояснений) необходимых для полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращения. Красноярским УФАС России для ИП также была обеспечена возможность участия в рассмотрении обращения посредством ВКС.
Указанные документы поступили от сторон в адрес Красноярского УФАС России.
Заседание Комиссии состоялось 09.08.2024 в 16:00 в отсутствие сторон.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Комиссией установлено, что между сторонами 04.06.2024 заключён контракт на поставку дезинфицирующих средств, цена контракта составляет 634 041,44 руб.
В ходе анализа положений контракта Комиссией установлено следующее.
ИП обязан поставить и разгрузить товар в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлять по требованию заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету контракта для проверки исполнения поставщиком обязательств по контракту; незамедлительно информировать заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта; своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке товара (пункты 3.1.1. - 3.1.5. контракта).
Поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. контракта, согласно графика поставка (Приложение N 3).
Этапы поставки товаров:
Этап N 1: с момента заключения контракта по 15.06.2024.
Этап N 2: с 01.09.2024 по 30.09.2024.
Этап N 3: с 01.02.2025 по 28.02.2025 (пункт 5.1. контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 11.3. контракта).
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 11.4. контракта).
Согласно материалам обращения ИП в адрес заказчика было 23.05.2024 направлено письмо от 26.04.2024 с предложением увеличения цены контракта до НМЦК за счёт увеличения количества товара, что подтверждается скриншотом электронной почты ИП. Из материалов обращения следует, что заказчиком был направлен ответ исх. N 07-03/401 от 24.05.2024, в котором заказчик просит ИП предоставить инструкцию на дезинфицирующие средства, без изучения инструкции решить вопрос увеличения объёма поставляемого товара затруднительно.
Доказательств ответа ИП на указанное письмо заказчика материалы обращения не содержат.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения установлено, что ИП поставлен, заказчиком принят товар на сумму 70 447,20 руб, что подтверждается документом о приёмке N 92 от 28.06.2024 и платёжным поручением N 933537 от 04.07.2024.
Из письменных пояснений заказчика следует, что товар был принят с расхождениями. Комиссией на рассмотрении обращения установлено, что часть товара поставлена в неполном объёме, часть товара не соответствует техническим характеристикам, а именно согласно инструкции поставленного дезинфицирующего средства БиаПрофи режим дезинфекции обуви (двухкратно) составляет 3 минуты, режим обработки перчаток, надетых на руки медицинского персонала составляет 30 секунд.
Вместе с тем в ходе анализа технического задания (приложение N 2 к контракту) Комиссией установлено, что в дезинфицирующем средстве БиаПрофи режим дезинфекции обуви - однократно при времени экспозиции составляет 2 минутам, режим обработки перчаток, надетых на руки персонала время экспозиции составляет 15 секундам.
В связи с вышеуказанным, представитель заказчика на рассмотрении обращения указал, что ИП была предоставлена недостоверная информация при участии в рассматриваемой закупке.
Данный довод рассмотрен Комиссией и подлежит отклонению в связи со следующим.
Из письменных пояснений ИП следует, что поставщик на этапе подачи не имеет товар, планируемый к поставке, и соответствующую инструкцию. Указание на рассмотрении обращения заказчика на то, что инструкция имеется в открытом доступе также подлежит отклонению, поскольку инструкция может быть, в том числе в неактуальной редакции.
В связи с указанным, ИП был направлен запрос исх. N 028/243 от 13.05.2024 в адрес производителя ООО "МВ-Цитрин" (далее - производитель) о возможности поставки товара в соответствии с техническим заданием. Согласно материалам обращениям ООО "МВ-Цитрин" в адрес ИП был направлен ответ на запрос б/н от 14.05.2024 о том, что производитель подтверждает соответствие требованиям технического задания и готово поставить средства БиаПрофи, БиаСептин.
Ввиду изложенного, с учётом ответа производителя ИП полагал о соответствии указанных дезинфицирующих средств техническому заданию.
Однако как Комиссия указала ранее, ИП товар поставлен не в полном объёме. Согласно материалам обращения между сторонами, в том числе велась переписка по электронной 02.07.2024 (о том, что товар пришёл, документов о приёмке в ЕИС нет), 11.07.2024, 12.07.2024 стороны указывают на то, что не могут дозвониться друг другу.
Вместе с тем ИП в материалы обращения не представлено доказательств того, что им были приняты все исчерпывающие меры, направленные на поставку товара в полном объёме и в соответствии с условиями контракта, не направлялись запросы иным производителям для замены несоответствующего условиям контракта товара.
Комиссия также отмечает, что ИП не представлены доказательства о наличии обстоятельств, которые объективно препятствовали бы надлежащему исполнению контракта.
Таким образом, ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в поведении ИП усматривается недобросовестность.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ:
Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что обществом были нарушены существенные условия контракта, поскольку поставка товара не была осуществлена надлежащим образом.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заказчик реализуя своё право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктами 11.3., 11.4. контракта, принял 23.07.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 23.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, с 23.07.2024 общество в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, ИП в срок до 05.08.2024 не устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.08.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссия также отмечает, что ИП не осуществлялись меры, направленные на исполнение обязательств по контракту, ИП не уведомляло заказчика о возникших трудностях, в силу которых исполнение обязательств по контракту является невозможным. ИП также не предлагало заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП не проявило должной осмотрительности при исполнении обязательств по контракту.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ИП были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, доказательств своей добросовестности при исполнении контракта общество Комиссии не представило.
Комиссия обращает внимание на то, что в период с 23.07.2024 до 05.08.2024 ИП товар в полном объёме не поставлен, замена товара несоответствующего условиям контракта не произведена.
При этом, факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
Более того, Комиссия отмечает социальную значимость деятельности учреждения, поскольку указанный товар необходим для обеспечения санитарно-эпидемиологического режима.
Комиссия обращает внимание на то, что в том числе обработка перчаток надетых на руки персонала и дезинфекция обуви имеют существенное значение с учётом основной деятельности заказчика, для применения в продолжительных медицинских манипуляциях, связанных с повышенным риском для персонала и пациентов.
Характер допущенного обществом нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ИП Зайкиной С.Ю. (ИНН 638204849480) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.08.24 |
07.08.24 |
05.08.24 |
0 |
05.08.24 |
12.08.24 |
09.08.24 |
0 |
14.08.24 |
14.08.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворение указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии Е.М. Хоменко
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 августа 2024 г. N 024/10/104-2463/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024