На основании поручения ФАС России от 13.06.2019 NМС/49839-ПР/19 о проведении проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов (программ), принятых в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Приказа Красноярского УФАС России от 31.07.2024 N 125/24 Инспекция Красноярского УФАС России в составе: Грицай Маргариты Александровны - врио заместителя руководителя - руководителя Инспекции; Шмыгиной Екатерины Анатольевны- заместителя начальника отдела; Мулагалеева Александра Руслановича - ведущего специалиста-эксперта; Хоменко Елены Михайловны - главного государственного инспектора; Мамедовой Гюллузар Гусейн кызы - старшего государственного инспектора (далее - Инспекция) провела внеплановую проверку действий заказчика - МКУ "Управление образования", уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края, комиссии по осуществлению закупок на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения аукциона в электронной форме ЭА-N-6251/24 "поставка мониторов и периферийного оборудования на оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках регионального проекта "Успех
каждого ребенка" государственной программы Красноярского края "Развитие образования" в 2024 году.", извещение N 0119200000124005614 (далее - аукцион), размещенного на электронной торговой площадке - ЭТП ТЭК-Торг.
Проверка начата: 31 июля 2024 года, окончена: 12 августа 2024 года.
Проверяемый период: с 08 апреля 2024 года по 02 мая 2024 года.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены представленные субъектами контроля и оператором электронной площадки в соответствии с запросом Красноярского УФАС России, опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого аукциона ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"):
1) извещение об осуществлении закупки;
2) протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
3) заявки участников электронного аукциона;
4) иные документы и информация, представленные субъектами контроля и оператором электронной площадки.
Мотивировочная часть
Внеплановая проверка проводится на основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурентных закупок определен в статьях 48 - 51 Закона о контрактной системе.
В связи с потребностью заказчика уполномоченным органом 08.04.2024 были совершены действия по размещению извещения о проведении аукциона в установленном Законом о контрактной системе порядке. Объектом закупки является "Поставка мониторов и периферийного оборудования на оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" государственной программы Красноярского края "Развитие образования" в 2024 году.".
Инспекцией установлено, что выбор заказчиком такого способа определения поставщика, как аукцион в электронной форме, соответствует статьям 24 и 49 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке,за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке .
Установлено, что датой окончания подачи заявок является 16.04.2024.
Нарушений сроков размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса Инспекцией не установлено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно положениям извещения заказчиком применены позиции КТРУ 26.20.16.170-00000002 "Мышь компьютерная", 26.20.16.110-00000002 "Клавиатура", 26.20.17.110-00000007 "Монитор, подключаемый к компьютеру", 26.20.16.120-00000002 "Принтер", 26.20.17.110-00000032 "Монитор, подключаемый к компьютеру".
Из анализа описания объекта следует, что заказчиком установлены все обязательные характеристики в соответствии с вышеуказанными позициями КТРУ.
Проанализировав электронный документ содержащий описание объекта закупки электронного конкурса, Инспекция не установила нарушений требований статьи 33 Закона о контрактной системе при описании заказчиком объекта закупки.
Из смысла статьи 27 Закона о контрактной системе следует, что в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок предоставляются преимущества следующим участникам закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 2 статьи 28, а также частью 3 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы а также организациям инвалидов утверждается Правительством Российской Федерации.
Из смысла статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что заказчики вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Проанализировав рассматриваемое извещение, Инспекция установила, что заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлены требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), а именно при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе устанавливает, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень), в который под позициями 10, 11 включены устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства, мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных, имеющие коды ОКПД2 26.20.16, 26.20.17.
Согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка мониторов и периферийного оборудования на оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях (коды ОКПД2 26.20.16, 26.20.17), которые образуют позицию 10, 11 перечня, следовательно, осуществляя закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик во исполнение требований статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе был обязан установить ограничения в соответствии с Постановлением N 878.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 878.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н.
Объектом закупки является радиоэлектронная продукция, закупаемая заказчиком с кодами ОКПД2 -26.20.16, 26.20.17, которые включены в позицию 170, 171 приложения N 1 к Приказу N126н.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлены условия допуска в соответствии с Приказом N126н.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном данным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 указанного закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Инспекцией установлено, что в рассматриваемом электронном аукционе заказчиком правомерно применены требования к участникам закупки в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе должно содержать документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В ходе анализа требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкции по ее заполнению Инспекция не установила нарушений.
Нарушений при формировании положений извещения о проведении электронного аукциона не установлено.
Инспекцией установлено, что Приложением N 2 извещения является проект контракта, который является неотъемлемой частью извещения (пункт 5 часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Изучив проект контракта, Инспекция установила, что проект контракта соответствует положениям пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок было подано 7 заявок, из которых заявка под номером 4 комиссией по осуществлению закупок правомерно признана несоответствующей требованиям извещения на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При анализе заявок участников Инспекция установила, что процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе была проведена комиссией по осуществлению закупок в соответствии с требованиями статьи 49 Закона о контрактной системе.
На основании рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, признанных соответствующими требованиям электронного аукциона, заказчиком было принято решение о заключении контракта с ООО "ТЕХНОПАРТНЕР", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Из смысла части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки с включением в проект контракта цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а также информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара).
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
В ходе анализа контракта Инспекцией установлено, что данный контракт заключён на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявки участника закупки. Нарушений порядка заключения контракта, предусмотренного статьей 51 Закона о контрактной системе, Инспекцией не установлено.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушений сроков размещения заказчиком в единой информационной системе сведений о заключении контракта не установлено.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Красноярского УФАС России не установила нарушений в действиях заказчика - МКУ "Управление образования", уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края.
Руководитель инспекции М.А. Грицай
Участники инспекции: Е.А. Шмыгина
А.Р. Мулагалеев
Е.М. Хоменко
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 августа 2024 г. N 024/10/99-2400/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024