Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя, члены Комиссии: А.А. Грузиненко, ведущий специалист-эксперт, Е.М. Хоменко, главный государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сантехники" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме ЭА-N-12261/24 "Работы по установке оград, заборов, защитных перильных и аналогичных ограждений" с извещением N 0119200000124012021 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной торговой площадке ООО "Электронная торговая площадка Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией порядка рассмотрения заявок участников электронного аукциона, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Таймырский колледж" (далее - заказчик), уполномоченного органа, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 12.08.2024 2024-13542 в 15 часов 00 минут (время местное), лично присутствовали представители подателя жалобы, уполномоченного органа, аукционной комиссии, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии заказчик не обеспечил, каких-либо ходатайств не направил, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте проведения указанного заседания Комиссии. Из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией было принято неправомерное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронной процедуре по причине того, что участник закупки не подтвердил свое соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу аукционной комиссией были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанного довода подателя жалобы с указанием на соответствие оспариваемых действий аукционной комиссии требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по проведению электронного аукциона на выполнение работ по установке оград, заборов, защитных перильных и аналогичных ограждений, с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 9 640 656,51 рублей. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. 2024-13542 Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Во исполнение указанного требования Правительством РФ было принято постановление N 2571 от 29.12.2021 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком, уполномоченным органом были определены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, а именно: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации". Аналогичное требование установлено в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению". Комиссия отмечает, что рассматриваемое требование по своему содержанию, во-первых, не 2024-13542 противоречит нормативно определенному содержанию такого требования, сформированному в позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571, исходя из объекта закупки, во-вторых, содержит безусловное императивное требование о предоставлении акта приемки объекта капитального строительства, в отсутствие прямого указания законодателя на возможность непредставления участником закупки такого документа по каким-либо причинам.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Комиссией установлено, что оператором электронной площадки в адрес аукционной комиссии были направлены сведения добровольно размещенные подателем жалобы в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в рамках подтверждения наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, а именно:
- договор строительного подряда б/н от 29.07.2019, заключенный между Исмаиловым Т.З.о. и подателем жалобы на строительство здания служебного гаража по адресу: 663318, Красноярский край, г. Норильск, проезд Михайличенко, на земельном участке 24:55:0402003:6883, находящимся в собственности заказчика (далее - Договор);
- дополнительное соглашение N1 от 30.09.2019 к Договору;
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму 10 148 347,00 рублей;
- письменное уведомление от подателя жалобы о том, что "акта приемки объекта капитального строительства не предусмотрено, приемка и ввод в эксплуатацию произведена на основании судебного решения";
- решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.01.2022 по делу N А33-14164/2021;
- письменное уведомление от подателя жалобы о том, что "акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, являются частью документации для разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно нормам п.15 ст.55 ГрК РФ, разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Указанной нормой п. 17 ст. 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительство, реконструкции объектов индивидуального строительства". Проанализировав документы, представленные подателем жалобы в качестве подтверждения наличия необходимого опыта в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, Комиссия установила, что подателем жалобы в составе таких документов фактически не был представлен акт приемки объекта капитального строительства, следовательно, императивная обязанность, предусмотренная требованиями позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, подателем жалобы не была исполнена. В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель аукционной комиссии, уполномоченного органа пояснил, что аукционной комиссией было установлено отсутствие в составе документов, представленных подателем жалобы в качестве подтверждения наличия необходимого опыта в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, акта приемки объекта капитального строительства, предусмотренного позицией 2 опыта, определенного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, что 2024-13542 также было установлено и Комиссией при анализе совокупности рассматриваемых документов. Одновременно с вышеизложенным Комиссия
установила
следующую совокупность обстоятельств:
- в соответствии с пунктом 3.1 Договора его цена составляет 3 500 000,00 рублей;
- в силу дополнительного соглашения N1 от 30.09.2019 к Договору общая стоимость работ составляет 10 300 000,00 рублей; Таким образом, Договором прямо предусмотрена общая стоимость работ в размере 10 300 000,00 рублей. При этом, из представленного акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 следует, что работы по Договору были выполнены на сумму 10 148 347,00 рублей, в отсутствие иных документов, содержание которых однозначно служит подтверждением цены выполненных работ, предусмотренной Договором, т. е. 10 300 000,00 рублей, либо дополнительных документов, свидетельствующих об изменении цены Договора до 10 148 347,00 рублей. В отношении довода подателя жалобы о том, что при проверке информации и документов о Договоре, направленной подателем жалобы оператору электронной площадки для размещения в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, у оператора электронной площадки не возникло причин для отклонения таких документов и информации и было принято решение об их размещении, что не вызвало сомнений у подателя жалобы в том, что Договор подтверждает наличие необходимого опыта, Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 24 Закона о контрактной системе основанием для решения об отказе участнику закупок оператором электронной площадки в размещении в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, является несоответствие перечня представленных информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, либо нарушение порядка взаимодействия оператора и участника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1202.
Таким образом, оператор электронной площадки проверяет исключительно перечень (комплектность) представленных документов и информации, а не их правовое содержание. При этом, в силу норм статьи 48 Закона о контрактной системе именно в полномочия комиссии по осуществлению закупок входит проверка указанной информации и документов на предмет соответствия требованиям извещения о проведении электронной процедуры и именно комиссия по осуществлению закупок наделена полномочиями на принятие решения об отклонении заявки на участие в закупке в случае несоответствия участника закупки дополнительным требованиям на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также положения извещения о проведении электронного аукциона, Закона о контрактной системе, Постановления N 2571, Комиссия приходит к выводу о том, что предоставленными документами податель жалобы не подтвердил наличие у него соответствующего опыта работ, поскольку, не предоставив акт приемки объекта капитального строительства, податель жалобы не выполнил императивные требования извещения о проведении электронного аукциона, Закона о контрактной системе, Постановления N 2571.
Кроме того, из совокупности документов, представленных подателем жалобы в качестве подтверждения наличия необходимого опыта в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, однозначно не представляется возможным придти к выводу о подтверждении подателем жалобы цены выполненных работ, предусмотренной Договором - 10 300 000,00 рублей, соответствующими актами либо об изменении цены Договора до 10 148 347,00 рублей. Комиссия отмечает, что представленный подателем жалобы судебный акт не устраняет вышеуказанных дефектов документов, направленных подателем жалобы для размещения в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в рамках подтверждения наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, поскольку, во-первых, судебный акт, признавая как подтвержденный факт возведения и финансирования здания служебного гаража по Договору, не содержит выводов суда о фактической стоимости выполненных работ по Договору, 2024-13542 во-вторых, само по себе наличие судебного акта не отменяет фактического непредставления подателем жалобы акта приемки объекта капитального строительства, при том, что указанные документы не подлежат отождествлению между собой, иного из норм Постановления N 2571 не следует. Кроме того, абзацем 5 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 2571 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, предусмотренных позициями 6 - 18 приложения в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок" прямо указано условие о том, что к предусмотренному приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе устанавливает, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе устанавливает, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контратакой системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контратакой системе.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2024 NИЭА1 аукционной комиссией было принято решение об отклонении заявки (идентификационный номер 12) на участие в электронном аукционе на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе, поскольку, при рассмотрении аукционной комиссией заявки на участие в электронном аукционе, установлено, что участник не подтвердил свое соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. В подтверждение соответствия вышеуказанным требованиям участником представлен Договор, при этом участником не представлен акт приемки объекта капитального строительства, что не соответствует требованиям Постановления N 2571, требованиям извещения, требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке. Кроме того, участником закупки представлен Договор на сумму 3 500 000 рублей, а также дополнительное соглашение N1 от 30.09.2019 на сумму 10 300 000 рублей и акт о приемке выполненных работ на сумму 10 148 347 рублей. Дополнительных документов, изменяющих цену Договора, не приложено.
Таким образом, представлен акт о приемке выполненных работ, который не подтверждает цену исполненных обязательств по Договору. Приняв указанное решение, аукционная комиссия не допустила нарушения требований Закона о контрактной системе, с учетом вышеизложенных в настоящем решении выводов Комиссии, основанных на непосредственном исследовании фактического содержания заявки подателя жалобы, документов, размещенных подателем жалобы в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в качестве подтверждения наличия опыта в соответствии с пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N2571, и сопоставлении такого содержания с 2024-13542 требованиями извещения о проведении электронного аукциона.
Таким образом, заявка подателя жалобы подлежала отклонению, вследствие чего доводы жалобы не находят своего подтверждения при рассмотрении жалобы по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "Сантехники" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии А.А. Грузиненко Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-13542
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 августа 2024 г. N 024/06/106-2470/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024