Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А. Вопросы совершенствования российского законодательства о техническом регулировании в части определения недостатка высокоавтоматизированного автомобиля
А.И. Землин - доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель - эксперт Научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет транспорта", научный руководитель направления "Транспортная безопасность" Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, ФГАОУ ВО "Российский университет транспорта", Российская Федерация
Е.В. Гоц - старший преподаватель кафедры "Транспортное право" Юридического института, ФГАОУ ВО "Российский университет транспорта", Российская Федерация
М.А. Матвеева - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Транспортное право" Юридического института, ФГАОУ ВО "Российский университет транспорта", Российская Федерация
Статья доводит до сведения научной общественности некоторые результаты исследования актуальных проблем правового регулирования отношений, возникающих в связи с эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств, озвученные авторами в рамках пленарного доклада и выступлений на VII Международной научно-практической конференции "Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако" (г. Тамбов, 19-20 мая 2023 г.). Бурное развитие индустрии высокоавтоматизированных автомобилей порождает целый спектр проблемных вопросов, совокупность которых может быть охарактеризована как вызов для российского деликтного права. Особое место среди такого рода вопросов занимает проблема ответственности изготовителей высокоавтоматизированных автомобилей за причинение вреда автомобилями, оснащенными системами автоматического вождения. Анализ научных источников показывает, что указанные вопросы не получили необходимого и достаточного для разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей, освещения в российской литературе. В связи с осознанием авторами указанной проблемы, заключающейся в противоречии между потребностями практики правоприменения и отсутствием основанной на научной проработке проблемы непротиворечивой и беспробельной системы правового регулирования, в данной статье предпринята попытка дать анализ одной из ключевых проблем, имеющих значение при рассмотрении дел о привлечении изготовителей к безвиновной ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированным автомобилем, а именно, проблемы определения недостатка автомобиля. Используя традиционный набор методов правового исследования (формально-догматический, системный и сравнительно-правовой), проанализированы существующие подходы к определению недостатка автомобиля как товара. По результатам анализа обоснован вывод о том, что присутствующий на данный момент пробел в законодательстве о техническом регулировании порождает существенные трудности при практическом разрешении вопроса о наличии или отсутствии недостатка высокоавтоматизированного автомобиля. В целях решения данной проблемы сформулирован качественный критерий для выявления недостатка высокоавтоматизированного автомобиля, который может быть легализован в законодательстве о техническом регулировании и использован в судебной практике.
Ключевые слова: транспортное право, высокоавтоматизированные автомобили, беспилотные автомобили, ответственность за причиненный недостатками товара вред, недостаток товара, техническое регулирование
Zemlin, A.I., Gots, E.V., & Matveeva, M.A. (2023). Issues of improving Russian legislation on technical regulation in terms of determining the shortcomings of a highly automated car
A.I. Zemlin - Dr. habil. (Law), PhD (Philosophy), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Scientific Director - Expert of the Research Center for Expertise in Transport of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport", scientific director of the "Transport Security" direction of the Scientific Expert Council of the Center for Security Research of the Russian Academy of Sciences, Russian University of Transport
E.V. Gots - Senior Lecturer, of Transport Law Department of Law Institute, Russian University of Transport
M.A. Matveeva - PhD (Law), Associate Professor of Transport Law Department of Law Institute, Russian University of Transport
The article brings to the attention of the scientific community some results of a study of current problems of legal regulation of relations arising in connection with the operation of highly automated vehicles, voiced by the authors as part of a plenary report and speeches at the VII International Scientific and Practical Conference "Tambov Legal Readings named after F.N. Plevako" (Tambov, 19th-20th of May, 2023). The rapid development of the highly automated car industry gives rise to a whole range of problematic issues, the totality of which can be characterized as a challenge for Russian tort law. A special place among such issues is occupied by the problem of liability of manufacturers of highly automated cars for damage caused by cars equipped with automatic driving systems. An analysis of scientific sources shows that these issues have not received the necessary and sufficient coverage in Russian literature to resolve problematic situations that arise during the operation of highly automated vehicles. Due to the authors' awareness of this problem, which consists in the contradiction between the needs of law enforcement practice and the lack of a consistent and problem-free system of legal regulation based on scientific study, this article attempts to provide an analysis of one of the key problems that are important when considering cases of attracting manufacturers to no-fault liability for causing harm by a highly automated car, namely the problem of determining the defect of the car. Using a traditional set of legal research methods (formal-dogmatic, systemic and comparative legal), existing approaches to determining the disadvantage of a car as a product are analyzed. Based on the results of the analysis, the conclusion is substantiated that the current gap in the legislation on technical regulation gives rise to significant difficulties in practically resolving the issue of the presence or absence of a deficiency in a highly automated vehicle. In order to solve this problem, a qualitative criterion has been formulated to identify the shortcomings of a highly automated car, which can be legalized in the legislation on technical regulation and used in judicial practice.
Keywords: transport law, highly automated cars, unmanned vehicles, liability for harm caused by product defects, product shortages, technical regulation
Журнал "Актуальные проблемы государства и права"
Журнал посвящен современным и дискуссионным вопросам юриспруденции, вопросам законодательства и правоприменительной практики, их научным исследованиям по теории государства и права, материальному и процессуальному праву, включая аспекты национальной безопасности, государственного и муниципального устройства.
Учредитель, издатель, редакция журнала - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина"
Журнал основан в феврале 2017 г. Периодичность 4 номера в год.
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-69827 от 18 мая 2017 г.
Материалы журнала распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution (CC BY) 4.0.