Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, с участием представителя народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, обратившегося с ходатайством, Е.М. Анцупова, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Окорокова, министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) А.Н. Дружинина, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - заместителя начальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Е.Т. Григорьевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям" в части пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме ходатайства народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.Г. Кононова, объяснения сторон, выступления представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В Конституционный суд Республики Саха (Якутия) обратился народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев с ходатайством о проверке конституционности положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям" в части пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям" утвержден порядок, условия назначения и размер денежной компенсации расходов ветеранам тыла, постоянно или преимущественно проживающим на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям компенсационные выплаты ветеранам тыла выплачиваются не чаще чем 1 раз в 4 года в виде денежной компенсации фактических расходов, но не выше 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
По мнению народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, оспариваемые им положения не обеспечивают в полной мере права ветеранов Великой Отечественной войны на получение социальной поддержки, предусмотренной для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР тем самым нарушают конституционные права ветеранов Великой Отечественной войны на социальное обеспечение, гарантируемые статьей 25 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), следовательно, являются неконституционными.
Оспаривая конституционность пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям, заявитель выражает несогласие с размером денежной выплаты и указывает на ее недостаточность для компенсации расходов, понесенных гражданином П.К. Федосовым, имеющим статус ветерана Великой Отечественной войны, на протезирование зубов, которые согласно предоставленному документу составили 39705 рублей.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) является положение пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям".
2. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и относит разрешение этих вопросов к компетенции законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности граждан к категории ветеранов является прерогативой федерального законодателя и закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись (определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О, от 19 марта 2009 года N 181-О-О).
Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации координацию вопросов здравоохранения; защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту включая социальное обеспечение (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Федеральный законодатель, реализуя конституционные положения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, устанавливая конкретные формы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении социальной защиты граждан, вправе передавать субъектам Российской Федерации полномочия по определению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан. Так, в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки тружеников тыла определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации, правовое регулирование в сфере социальной защиты ветеранов должно основываться не только на предписаниях статей 7 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, направленных на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь и гарантирующих их социальную защищенность, но и на положениях преамбулы, статей 21 (часть 1) и 59 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих обязанность государства охранять достоинство личности таких граждан, в том числе посредством признания их заслуг в соответствии с понесенными жертвами и лишениями (постановления от 15 ноября 2011 года N 24-П, от 06 февраля 2014 года N 2-П).
3. Оспариваемое заявителем положение пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям", определяет порядок предоставления мер социальной поддержки, являющихся частью социальной защиты, включающей социальное обеспечение, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Статья 40 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепляет, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) закрепляются в Конституции Республики Саха (Якутия). Законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими их общие принципы. Решение вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), осуществляется между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) на основе договоров и соглашений, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения.
В ведении Республики Саха (Якутия) находится управление системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), системой здравоохранения, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории и культуры (пункт 11 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Статья 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепляет право каждого на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) гарантирует право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере (статья 25).
4. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 10 настоящего федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки граждан и условиях их предоставления. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на установление системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусматривающие их достаточность и экономическую обоснованность, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения от 01 декабря 2005 года N 462-О, от 02 февраля 2006 года N 56-О, от 17 декабря 2009 года N 1560-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1061-О-О).
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны тыла.
Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, в связи с чем Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации, вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. Также не установлены федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации и нормы предоставления последними конкретных видов льгот и размеры денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.
5. Законодатель Республики Саха (Якутия), осуществляя полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральными законоположениями, в целях реализации статей 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" установил Законом Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2013 года 1160-З N 1227-IV "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)" систему мер социальной поддержки ветеранов тыла и ветеранов труда, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Настоящий закон, исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом ветеранов Великой Отечественной войны, закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и права на соответствующие меры социальной поддержки. Такие меры социальной поддержки, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, с течением времени не остаются неизменными, могут носить единовременный и адресный характер, что не исключает возможность их дифференциации с учетом статусных характеристик ветеранов Великой Отечественной войны не только на уровне Российской Федерации, но и на региональном и местном уровнях (определения от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 04 апреля 2006 года N 89-О).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)" одной из мер социальной поддержки ветеранов тыла является выплата денежной компенсации расходов на оплату стоимости протезирования зубов по медицинским показаниям в размере и порядке, которые определяются Правительством Республики Саха (Якутия).
В статье 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)" закреплено, что финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки и социальной услуги, установленных настоящим законом, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а порядок финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки и социальной услуги утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Реализуя свои дискреционные полномочия, предусмотренные пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)", Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 15 мая 2013 года N 136 утвердило порядок мер по социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия), который устанавливает правила предоставления (назначение и размер выплаты) мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)", по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)" ветеранам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 1212 рублей, которая подлежит ежегодной индексации с 1 января очередного финансового года на прогнозный индекс потребительских цен в соответствии с решением Правительства Республики Саха (Якутия); выплата денежной компенсации в размере стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или предоставление бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение (по их выбору) один раз в два года в размере и порядке, которые определяются Правительством Республики Саха (Якутия); выплата денежной компенсации расходов на оплату стоимости протезирования зубов по медицинским показаниям в размере и порядке, которые определяются Правительством Республики Саха (Якутия). Кроме того, настоящим законом ветеранам тыла предоставляется социальная услуга в виде обеспечения бесплатными лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врача в сумме 543 рублей в месяц.
Наряду с указанными мерами социальной поддержки, предусмотренными для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, Правительством Республики Саха (Якутия) предусмотрена ежемесячная денежная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 2511 рублей и ежемесячные денежные выплаты стоимости единого социального проездного билета в размере 1431 рубль (постановления от 30 июня 2015 года N 203 "Об утверждении на 2015 год коэффициента индексации и размеров ежемесячных денежных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", от 23 ноября 2015 года N 453 "Об утверждении на 2016 год коэффициента индексации и размеров отдельных видов социальных выплат, осуществляемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)").
Указанные нормативные положения свидетельствуют о последовательном и согласованном осуществлении органами государственной власти Республики Саха (Якутия) правового регулирования в сфере социальной защиты ветеранов тыла. Вместе с тем органы государственной власти Республики Саха (Якутия), реализуя полномочия, вытекающие из статей 72 (пункт "ж" части 1), 73 и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, вправе, исходя из имеющихся бюджетных возможностей, предусмотреть для ветеранов тыла дополнительные меры особой социальной поддержки, направленные на обеспечение доступности для них отдельных (наиболее значимых с учетом региональных условий) социальных благ и услуг в сфере медицинского, социального, транспортного, жилищно-коммунального обслуживания, при этом меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам тыла, могут отличаться по объему от мер, которыми обеспечиваются иные категории граждан, имеющих статус ветеранов, в силу соответствующих установлений Федерального закона "О ветеранах".
Устанавливая правовое регулирование вопросов социальной защиты и закрепляя права на соответствующие меры социальной поддержки, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), учитывая заслуги ветеранов тыла перед государством и обществом, их преклонный возраст, состояние здоровья и другие социально значимые факторы, должны исходить из необходимости создания для них таких жизненных условий, которые бы в наибольшей степени компенсировали ограничения их жизнедеятельности и обеспечивали доступ к социальным благам и услугам.
Таким образом, приведенные нормативные положения, предоставляющие вышеуказанные основные и дополнительные меры социальной поддержки ветеранов тыла, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), свидетельствуют о выполнении обязанности государства по обеспечению тружеников тыла мерами социальной поддержки, направлены на обеспечение и повышение уровня их социальной защиты и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права, а, следовательно, как противоречащие Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия). Объем предоставленных им в денежной форме указанных мер устанавливается исходя из бюджетных возможностей Республики Саха (Якутия). Оценка достаточности денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям, установленной Правительством Республики Саха (Якутия), в совокупности с другими мерами социальной поддержки этих лиц, их равноценность предоставлявшимся ранее в натуральной форме, к компетенции Конституционного суда Республики Саха (Якутия) не относится.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положения постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям" в части пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права ветеранов тыла на особую социальную поддержку данной категории граждан.
2. Признание положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям" в части пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) не исключает правомочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) предусмотреть в рамках своей компетенции и исходя из имеющихся бюджетных возможностей Республики Саха (Якутия) с учетом положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и настоящего постановления в действующем правовом регулировании дополнительные меры особой социальной поддержки ветеранов тыла в публично-правовом механизме социального обеспечения.
3. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
|
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) |
г. Якутск
25 мая 2016 года N 2-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2016 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 136 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям" в части пункта 1.3. Порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям"
Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 июня 2016 г. N 20, в парламентской газете "Ил Тумэн" от 3 июня 2016 г. N 21, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 12 июля 2016 г. N 22