Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Главы Республики Саха (Якутия)
от 29 июня 2016 г. N 1249
Подпрограмма
"Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия)"
Паспорт подпрограммы
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Наименование подпрограммы |
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия) (далее - подпрограмма) |
|
Основание для разработки подпрограммы (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2015 г. N 546 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)"; Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 г. N 2864 "Об Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основные направления до 2030 года" |
|
Соисполнители подпрограммы |
|
|
Цель и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы: обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия). Задачи подпрограммы: Задача 1. Формирование инвестиционной инфраструктуры. Задача 2. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Задача 3. Стимулирование инвестиционной активности. Задача 4. Формирование позитивного инвестиционного имиджа |
|
Целевые индикаторы подпрограммы |
Качественные показатели достижения цели: объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (млрд. рублей); объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей); доля инвестиций в основной капитал в структуре ВРП (%); объем иностранных инвестиций (млн. долл.). Количественные показатели решения задач: Задача 1. Формирование инвестиционной инфраструктуры: количество инвестиционных проектов, подготовленных к реализации (спакетированных) ГБУ "Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)", ед. (ежегодно); количество инвестиционных проектов, реализованных на территории Республики Саха (Якутия) с участием АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", ед. (ежегодно); объем инвестиций, привлеченных ГБУ "Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)", АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", млн. руб.; создание индустриальных парков, территорий опережающего развития и иных инвестиционных площадок на территории республики, ед. (нарастающим итогом). Задача 2. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе: количество реализованных/подтвержденных положений, шт.; количество обучившихся, повысивших квалификацию сотрудников профильных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и институтов развития, задействованных в сфере привлечения инвестиций и работе с инвесторами, на территории Российской Федерации и за рубежом, человек; количество проведенных обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних организаций (тренеров) для сотрудников профильных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и институтов развития, задействованных в сфере привлечения инвестиций и работе с инвесторами, шт.; наличие разработанной методики и системы прогнозирования кадровой потребности для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период, ед. Задача 3. Стимулирование инвестиционной активности: количество проведенных муниципальных инвестиционных форумов, ед. (ежегодно); количество муниципальных инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, ед. (ежегодно); количество муниципальных образований, внедряющих муниципальный инвестиционный стандарт, ед. (нарастающим итогом). Задача 4. Формирование позитивного инвестиционного имиджа: посещаемость инвестиционного интернет-портала, тыс. ед.; количество заключенных соглашений, предполагающих привлечение инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия), по итогам проведения мероприятий по формированию позитивного инвестиционного имиджа, шт. (ежегодно) |
|
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2012-2019 годы |
|
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Общий объем 1 461 770,8 тыс. руб., в том числе: в 2012 г. - 368 763 тыс. руб.; в 2013 г. - 262 637,7 тыс. руб.; в 2014 г. - 167 523,0 тыс. руб.; в 2015 г. - 88 858,2 тыс. руб.; в 2016 г. - 452 192,9 тыс. руб.; в 2017 г. - 37 612,0 тыс. руб.; в 2018 г. - 42 092,0 тыс. руб.; в 2019 г. - 42 092,0 тыс. руб. |
Общий объем 2 063 557,6 тыс. руб., в том числе: в 2012 г. - 368 763 тыс. руб.; в 2013 г. - 262 637,7 тыс. руб.; в 2014 г. - 167 523,0 тыс. руб.; в 2015 г. - 88 858,2 тыс. руб.; в 2016 г. - 585 852,6 тыс. руб.; в 2017 г. - 177 492,2 тыс. руб. в 2018 г. - 204 734,2 тыс. руб. в 2019 г. - 207 696,7 тыс. руб. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предполагающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
В мировой практике используются различные методы формирования инвестиционной привлекательности. Ее многоуровневая оценка включает:
макроэкономические показатели инвестиционного рынка;
инвестиционную привлекательность отраслей и подотраслей экономики;
инвестиционную привлекательность районов;
инвестиционную привлекательность отдельных компаний.
Инвестиционная привлекательность Республики Саха (Якутия) определяется совокупностью следующих ключевых факторов: наличием значительных запасов сырьевых и энергетических ресурсов; устойчивым экономическим ростом, стабильной положительной динамикой основных макроэкономических показателей; политической стабильностью; сравнительно молодыми экономически активными трудовыми ресурсами, выгодным географическим положением - близостью к быстрорастущим потребительским рынкам стран АТР и США, удобной логистической схемой воздушных пассажиро- и грузоперевозок между странами Юго-Восточной Азии и США, уникальным туристским потенциалом.
С другой стороны, для инвесторов существенным является инвестиционный потенциал конкретной территории. В этой связи необходимо участие органов местного самоуправления в улучшении инвестиционного климата в республике в рамках реализации муниципальных программ социально-экономического развития.
Создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата в регионе является одной из основных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Понимая важность целенаправленной государственной политики в сфере инвестиций, усилия Республики Саха (Якутия) направлены на обеспечение исполнения требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата. В рамках внедрения основных положений Стандарта проведены работы по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития инвестиционной активности в республике: приняты законы об инвестиционной деятельности, об участии республики в проектах государственно-частного партнерства, о региональных инвестиционных проектах. Полностью налажена система проведения оценки регулирующего воздействия, в том числе на муниципальном уровне. Республикой создана и совершенствуется инвестиционная инфраструктура, упрощающая деятельность инвестора, как для крупного, так и среднего и малого бизнеса.
В качестве ключевой специализированной организации сопровождения инвестиционного процесса функционирует государственное бюджетное учреждение "Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)" (далее - Агентство), которое совмещает в себе функции Агентства по привлечению инвестиций и Центра развития государственно-частного партнерства. В рамках реализации принципа "одного окна" инвесторам и инициаторам проектов оказано порядка 200 услуг (консультации, услуги по анализу рынка, разработке и экспертизе инвестиционных проектов, по разработке бизнес-планов и продвижению бизнес-идей). Только в 2015 году Агентством помимо подготовки к реализации первых в республике инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства с общим объемом привлекаемых частных инвестиций порядка 7 млрд. рублей проведена разработка 25 бизнес-планов, из которых по 10 получено положительное решение о финансировании, включая частные инвестиции (оценка объема привлеченных инвестиций составляет 277 млн. рублей).
В целях сокращения согласительных и разрешительных процедур в ходе подготовки, реализации и сопровождения инвестиционных проектов в республике налажена упрощенная система комплексного сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на базе Агентства и сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Данная практика вошла в сборник "Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды", изданный Министерством экономического развития России в 2014 году.
В рамках адаптации к новой модели развития Дальнего Востока в декабре 2014 года создано акционерное общество "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" (далее - Корпорация), которое призвано стать интегратором государственных и частных интересов в реализации инвестиционных проектов создания индустриальных парков, территорий опережающего развития и иных инвестиционных площадок. За период работы Корпорацией осуществлен существенный объем работ нефинансового содействия по структурированию инвестиционных проектов, формированию инструментов проектного управления, разработаны концептуальные подходы по подготовке инвестиционных проектов.
Созданы каналы связи для установления прямого диалога с инвесторами, в том числе Совет при Главе Республики Саха (Якутия) по инвестиционной политике и мультиязычный инвестиционный портал.
Реализация инвестиционной политики невозможна без обеспечения системного подхода к обучению и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Министерством экономики Республики Саха (Якутия) совместно с Департаментом кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) разработана и утверждена модель квалификационных требований и иных дополнительных требований к должностям государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия), задействованных в сфере привлечения инвестиций и работе с инвесторами. За 2014-2015 гг. свыше 100 государственных гражданских служащих и сотрудников специализированных организаций, задействованных в сфере привлечения инвестиций и работе с инвесторами, прошли обучение и повышение квалификации.
В 2015 году в России проведен первый полномасштабный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в котором приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. По сравнению с итогами апробации рейтинга 2014 года Республика Саха (Якутия) продемонстрировала улучшение результатов практически по всем направлениям. Основные достижения отмечены по направлению "Подключение к электроэнергии" и "Поддержка малого предпринимательства". По подключению к электроэнергии Якутия занимает вторую позицию по Дальневосточному федеральному округу (сокращение сроков подключения к электросетям составило до 60 дней). По направлению "Поддержка малого предпринимательства" Республика Саха (Якутия) показала один из самых высоких результатов и вошла в список лучших практик Национального рейтинга 2015 года.
Ведется целенаправленная работа с федеральными органами государственной власти по развитию новых точек роста экономики страны путем внедрения инструментов ускоренного развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. N 877 утверждено создание на территории городского округа "город Якутск" территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк Кангалассы". Под размещение новых производств зарезервирована земельная площадь 85 га с возможностью дальнейшего расширения. Общий объем инвестиций в рамках ТОСЭР составит 1,3 млрд. рублей, из которых 86% - частные инвестиции (1,1 млрд. рублей). "Индустриальный парк Кангалассы" вызвал серьезный интерес со стороны инвесторов, в качестве резидентов первого этапа одобрены 12 компаний с размещением производств строительных и промышленных материалов из местного сырья. Только за счет реализации проектов одобренных резидентов ТОСЭР "Индустриальный парк Кангалассы" позволит сгенерировать порядка 9,3 млрд. рублей добавленной стоимости, более 2 млрд. рублей налоговых поступлений, будет создано 350 новых рабочих мест.
По итогам отбора в 2014 году инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, утверждены два проекта Южной Якутии - строительство ГОКа "Инаглинский" по добыче коксующегося угля и производству высококачественного коксующегося концентрата мощностью 2,7 млн. т угля в год и общим объемом инвестиций 26,0 млрд. рублей до 2017 года, а также ГОКа "Таежный" с объемом добычи железной руды на уровне 3 млн. т к 2017 году и стоимостью 20,2 млрд. рублей. В 2015 году в перечень допущенных к отбору инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока включены также 2 проекта - строительство Эльгинского угольного комплекса с общим объемом инвестиций 173,6 млрд. рублей и создание алмазодобывающего предприятия на базе Верхне-Мунского рудного поля с общим объемом инвестиций 63 млрд. рублей.
Результаты проводимой инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) отражаются в показателе объема инвестиционных ресурсов, вовлеченных в развитие экономики региона. За период с 2010 года в экономику республики привлечено более 1100 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, в том числе 200 млрд. руб. в 2015 году, прежде всего за счет реализации крупных инвестиционных проектов в сферах нефтегазового комплекса, угольной промышленности, добычи алмазов, золота, цветной металлургии, транспортной отрасли, энергетики. Формируемые благоприятные условия ведения инвестиционной деятельности должны привести к диверсификации экономики и привлечению инвестиций не только в добывающий сектор, но и обрабатывающие и инновационные отрасли экономики: нефтегазовый комплекс, производство строительных материалов, жилищное строительство, туристический комплекс, инновационную деятельность, переработку продукции сельского хозяйства, лесопромышленный комплекс.
Как показывает мировой опыт, интенсивный экономический рост наступает при норме инвестирования 30%, с 2007 года Республика Саха (Якутия) переступила данное пороговое значение. В Республике Саха (Якутия) доля инвестиций в ВРИ в 2007 - 2015 годах составила в среднем 39,8%. В настоящее время вложения осуществляются в основном в инфраструктурные объекты, которые в последующем позволят создать благоприятные условия для развития других отраслей экономики республики и изменение ее структуры.
За период с 2007 года в экономику республики привлечено свыше 1,57 трлн. рублей инвестиций в основной капитал. По итогам 2015 года Якутия занимает 2 место по объему инвестиций в основной капитал среди субъектов Дальневосточного федерального округа и 19 место в Российской Федерации.
Таблица N 1
Динамика
доли инвестиций в основной капитал в % к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Валовой региональный продукт, млрд. рублей |
243 |
305 |
330 |
385 |
487 |
540 |
575 |
623 |
733 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
120 |
157 |
193 |
130 |
190 |
205 |
194 |
202 |
199 |
Доля инвестиций в основной капитал в % к ВРИ |
49,4 |
51,5 |
58,4 |
33,9 |
39,1 |
38 |
33,7 |
32,4 |
27,3 |
Основную часть объемов промышленного производства обеспечивает цветная металлургия (добыча алмазов и золота) и топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, угля, газа и электроэнергетика). Их доля в общем объеме продукции Якутии - более 47,3%.
Наблюдается рост объемов поступления иностранных инвестиций: приток иностранных инвестиций увеличился с 832,1 млн. долл. США в 2007 году до 1209 млн. долл. США в 2015 году.
В структуре поступления иностранных инвестиций в 2015 году наибольший удельный вес приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 99,0%, доля прямых инвестиций составила 0,9%.
Динамика кредитного рейтинга Республики Саха (Якутия)
26 февраля 2016 года рейтинговым агентством Standard&Poor's подтверждены долгосрочный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне "ВВ" и рейтинг по национальной шкале "ruAA". Также подтверждены рейтинги приоритетного необеспеченного долга Республики Саха (Якутия) на уровне "ВВ" и "ruAA". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".
9 марта 2016 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Республики Саха (Якутия): долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-" и национальный долгосрочный рейтинг "AA+(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Негативный", а по национальному долгосрочному рейтингу - "Стабильный".
В целях снижения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата должно быть обеспечено сохранение и поддержание достигнутых кредитных и инвестиционных рейтингов. Для этого необходимо обеспечить мониторинг принимаемых органами государственной власти Республики Саха (Якутия) решений на предмет их влияния на рейтинги.
Динамика кредитного рейтинга Республики Саха (Якутия) по версии рейтинговых агентств:
Таблица N 2
Динамика изменения кредитных рейтингов Республики Саха (Якутия)
Рейтинговое агентство |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
"Standard&Poor's" |
ВВ / Стабильный / ruAA- |
ВВ / Негативный / ruAA- |
ВВ / Позитивный / ruAA- |
ВВ / Позитивный / ruAA- |
ВВ+ / Стабильный / ruAA+ |
ВВ+ / Негативный / ruAA+ |
ВВ+ / Негативный / ruAA+ |
ВВ / Стабильный / ruAA |
"Fitch Ratings" |
ВВ / Стабильный / AA(rus) |
ВВ / Стабильный / AA-(rus) |
ВВ / Позитивный / AA-(rus) |
- |
ВВВ / Стабильный / AA+(rus) |
ВВВ / Стабильный / AAA+(rus) |
ВВВ / Стабильный / AA+(rus) |
ВВВ / Негативный / AA+(rus) |
Налогообложение в Республике Саха (Якутия)
На территории Республики Саха (Якутия) налоговые правоотношения регулируются Законом "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", в том числе установлены преференции для отдельных категорий налогоплательщиков.
По налогу на прибыль в пределах предоставленных полномочий предусмотрено снижение ставки, подлежащей зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), до 13,5 процента в отношении:
учитывая сезонный характер работ для организаций внутреннего водного транспорта, выполняющих перевозки на судах смешанного (река - море) плавания;
в целях стимулирования инновационной активности для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты.
Для организаций, признаваемых участниками региональных инвестиционных проектов, а также организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, предусмотрены следующие льготы по налогу на прибыль:
в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта - в размере 0 процентов;
в течение следующих пяти налоговых периодов - в размере 10 процентов.
Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития также предусмотрена льгота по налогу на имущество в виде установления ставки в размере 0 процентов в течение первых пяти налоговых периодов и в размере 1,1 процента в течение последующих пяти налоговых периодов.
С учетом сезонного характера деятельности освобождены от уплаты налога на имущество предприятия водного транспорта в отношении имущества, выводимого на консервацию и (или) холодный отстой, организации лесной и деревообрабатывающей промышленности в отношении имущества, выведенного на консервацию.
Предусмотрена льгота по налогу на имущество предприятий, вырабатывающих электроэнергию дизельными электростанциями, осуществляющими свою деятельность на территории северных улусов, при условии, что выручка от данной деятельности составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Освобождены от уплаты налога на имущество аэропорты, стоимость имущества которых превышает 300 млн. рублей. Данная льгота предоставлена в целях обновления и реконструкции основных производственных фондов аэропортов, улучшения условий и охраны труда работников предприятий.
В целях недопущения роста тарифов на тепловую энергию предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, получающих дотации из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на компенсацию убытков.
Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей введены двухлетние "налоговые каникулы", суть которых заключается в установлении "нулевой" ставки по упрощенной и патентной системам налогообложения. Льгота предусмотрена до 31 декабря 2020 года.
Установлен дифференцированный подход к определению размера потенциального дохода налогоплательщиков по патентной системе налогообложения по пяти группам муниципальных образований.
Первые четыре группы сформированы с учетом численности постоянно проживающего населения по состоянию на 1 января 2014 года.
1 группа - города с численностью свыше 20 тысяч человек (Якутск, Мирный, Нерюнгри, Алдан, Ленск);
2 группа - городские поселения с численностью свыше 10 тысяч человек (Айхал, Удачный, Вилюйск, Олекминск);
3 группа - поселения с численностью свыше 8 тысяч человек (Нюрба, Сунтар, Чульман, Жатай, Чурапча, Покровск, Ленский наслег Намского улуса, Томмот);
4 группа - все остальные городские и сельские поселения, за исключением городов и поселений, включенных в первую, вторую и третью группы, городских и сельских поселений тринадцати северных и арктических улусов, которые выделены в 5 группу.
Для каждой территории действия патентов установлены дифференцированные размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода.
С 01 января 2016 года применяются дифференцированные ставки по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, сформированные по территориальному признаку.
К первой категории отнесены налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территории крупных и промышленных городов - Якутска,
Мирного, Ленска, Алдана и Нерюнгри. Ставка для указанных налогоплательщиков сохранена на уровне действующей, т.е. в размере 6 процентов.
Во вторую категорию включены все муниципальные образования, не включенные в первую группу и группу северных и арктических улусов. Для налогоплательщиков, включенных во вторую категорию, ставка налога установлена в размере 4 процентов.
В третью категорию выделены налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территории северных и арктических улусов, с установлением ставки в размере 2 процентов.
Указанные ставки будут действовать до конца 2018 года.
По аналогии с федеральным законодательством предусмотрена льгота в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского и местного значения.
Учитывая высокий уровень затратности предприятий сельского хозяйства, налоговые послабления по региональным налогам предоставлены предприятиям по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
По транспортному налогу предусмотрена льгота для предприятий, имеющих мобилизационное задание в части транспортных средств, отнесенных к мобилизационному резерву и мобилизационным мощностям.
Кроме того, от уплаты транспортного налога освобождены предприятия, финансируемые за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и (или) местных бюджетов, в отношении транспорта, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси). Данная мера предусмотрена в целях сдерживания роста тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Ряд льгот имеет социальную направленность - так, от уплаты налога на прибыль и транспортного налога освобождены республиканские и местные общественные организации инвалидов и предприятия уголовно-исполнительной системы, от уплаты налога на имущество освобождаются органы, осуществляющие управление в области гражданской обороны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для стимулирования инвестиционной активности и в целях обеспечения предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых, установленных федеральным и налоговым законодательством в отношении участников региональных инвестиционных проектов, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1396-З N 347-V "О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия)", согласно которому уполномоченным органом государственной власти республики по принятию решений о включении организации в Реестр участников региональных инвестиционных проектов определено Министерство экономики Республики Саха (Якутия).
Банковская и страховая деятельность в инвестиционном процессе
Финансовая система республики представлена 11 кредитными организациями (из них 2 самостоятельных коммерческих банка и 9 филиалов банков других регионов), 43 страховыми компаниями, в том числе 41 филиалом, 2 республиканскими страховыми компаниями АО РСК "Стерх" и АО ГСМК "Сахамедстрах".
Наиболее широкую и лидирующую филиальную сеть имеет ПАО "Сбербанк России". Кроме Сбербанка из инорегиональных банков наиболее разветвленную территориальную сеть имеет АО "Россельхозбанк" - 17 дополнительных офисов. Территориальная сеть региональных банков из их числа сети АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО представлена 20 дополнительными и операционными офисами, в том числе 2 представительствами в городах Москва и Санкт-Петербург.
Филиальной сетью АО РСК "Стерх" и АО ГСМК "Сахамедстрах" охвачены все улусы республики. Кроме того, региональные страховые компании вышли на межрегиональный уровень, открыв филиалы в гг. Хабаровске, Магадане.
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) с учетом возможностей и рисков на период до 2030 года
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Политическая стабильность в стране. Высокая обеспеченность природными ресурсами: значительные запасы нефти, газа, угля, леса, гидроэнергоресурсов. Значительные перспективы роста газонефтедобычи и электроэнергетики, ориентированного на международные и общероссийские рынки. Экономическое лидерство на Дальнем Востоке по объему ВРП (производственные ресурсы), промышленной продукции, экспорту, доходам бюджета (финансовые ресурсы), вводу жилья. Высокий уровень инвестиционной активности частных инвесторов (более чем в 2 раза к среднему по Российской Федерации). 6-е место по уровню инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации. Опережающий рост инвестиций в основной капитал с видовой структурой инвестиций, соответствующей целям модернизации экономики. Реализация Программы по формированию благоприятного инвестиционного климата. Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть, конструктивно работающая с основными субъектами экономической деятельности. Рост кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств. Потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокими доходами населения, неразвитостью сферы платных услуг и слабым присутствием в республике сетевых торговых компаний. Создание венчурной компании, наличие отдельного органа исполнительной власти в сфере инноваций, наличие в республике крупных научных и образовательных центров (инновационные ресурсы). Доступность широкого спектра финансовых и страховых услуг. Наличие трудовых ресурсов (трудовой потенциал). Благоприятная демографическая ситуация |
Экстремальные природно-климатические условия, обуславливающие ограниченные возможности производства и удорожание затрат в капитальном строительстве. Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование основных транспортных магистралей, изолированность от единой транспортной сети Российской Федерации. Технологическая изолированность энергосистемы республики от единой энергетической системы России. Значительный износ объектов электроэнергетики. Отсутствие сформированной инвестиционной политики в тесном контакте с общеэкономической политикой. Неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса). Низкий уровень капитализации функционирующих в республике организаций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности. Отсутствие понятной инвестору системы привлечения инвестиций, в том числе действующей по принципу "одного окна". Слабое присутствие федеральных институтов развития и собственных финансовых институтов развития. Отсутствие стимулирующего регионального законодательства в инвестиционной и налоговой сфере, в сфере государственно-частного партнерства. Высокая степень зависимости государственного бюджета от федеральных трансфертов. Низкий уровень компетентности менеджеров, отсутствие высококвалифицированных кадров. Недоступность финансовых ресурсов |
Возможности |
Угрозы |
Появление новых мировых центров экономического развития в Азии (Китай, Индия и др.). Новые технологические изменения, усиливающаяся роль инноваций, возникновение альтернативных источников энергии, новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий и др. Реализация политического курса на последовательное создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата и поддержку предпринимательства. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности |
Снижение конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации по привлечению инвестиций в результате отсутствия собственной системы активного привлечения инвестиций. Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Опасность "демографической ямы" в период с 2015 г. по 2025 г., сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока трудоспособного населения. Отставание в развитии новых технологий. Моноспециализация экономики республики. Интегральные риски (экологический, экономический, финансовый, управленческий, криминальный) |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия).
Задачи подпрограммы:
формирование инвестиционной инфраструктуры;
внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
стимулирование инвестиционной активности;
формирование позитивного инвестиционного имиджа.
1. Формирование инвестиционной инфраструктуры:
Понимая сложность и многосторонность задачи формирования благоприятного инвестиционного климата, необходимо сформировать самодостаточную и саморазвивающуюся инвестиционную инфраструктуру.
Согласно Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 г. N 2864, инвестпроводящая система включает в себя три сектора участников инвестиционного процесса: инвесторы, компании обеспечения и сопровождения инвестиционного процесса, государственный сектор.
К ключевым институтам развития относятся Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", "Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)", АО "Республиканская инвестиционная компания", АО "Венчурная компания "Якутия", Фонд прямых инвестиций Республики Саха (Якутия), региональный инвестиционный фонд, залоговые фонды.
Для обеспечения открытого диалога и согласованных действий органов власти, бизнеса, общественности, экспертных и научных сообществ созданы Совет по инвестиционной политике при Главе Республики Саха (Якутия), Координационный совет по государственно-частному партнерству.
Деятельность Фонда прямых инвестиций Республики Саха (Якутия) направлена на реализацию инвестиционных проектов частного бизнеса, действующих предприятий.
Для целей финансирования инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства создан Региональный инвестиционный фонд Республики Саха (Якутия), который представляет собой часть средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Создание Регионального инвестиционного фонда также определено необходимостью в дальнейшем реализовывать региональные инвестиционные проекты с участием Инвестиционного Фонда Российской Федерации.
Для развития наиболее перспективного инновационного и наукоемкого сегмента инвестиционной деятельности функционирует АО "Венчурная компания "Якутия", основным направлением деятельности компании является развитие наиболее перспективного инновационного, наукоемкого, высоко рискованного сегмента инвестиционной деятельности. Это проекты в области агропромышленного комплекса, инновационной энергетики, биотехнологий, фармацевтики, медицины, IT-технологий, газовой и нефтехимической, горнодобывающей и лесной промышленности.
С целью формирования технических площадок, парков, полигонов для стартапов созданы технопарки в г. Якутске, г. Нерюнгри.
Одним из эффективных механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса является предоставление займов и поручительств Фондом развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия).
Кроме институтов развития и финансового обеспечения необходимо формирование и развитие сегмента организаций сопровождения (обеспечения) инвестиционного процесса. Этот сегмент участников инвестиционного рынка также должен быть представлен частными консалтинговыми компаниями, профессиональными участниками финансового рынка.
Одним из направлений развития экономики должно стать создание территорий опережающего инновационного развития, включая особые экономические зоны (в рамках федерального законодательства), специализированные экономические зоны (в рамках полномочий субъекта Российской Федерации), индустриальные парки, технопарки и др.
В перспективе можно выделить создание особых экономических зон промышленно-производственного типа в сфере обработки алмазов, туристско-рекреационного типа "Северный мир".
Одним из инструментов развития экономики должны стать территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных не только на внутренний рынок, но и на экспорт.
В перспективе можно выделить создание особых территорий в Республике Саха (Якутия), направленных на использование конкурентных преимуществ региона путем создания высокотехнологичных производств, развития ювелирно-гранильной промышленности, агропромышленного комплекса и туризма.
В целях подготовки, в том числе предпроектной документации и необходимых обоснований, и сопровождения проектов создания индустриальных парков и иных инвестиционных площадок создано акционерное общество "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)".
Будет продолжена работа по формированию кластерной политики с определением приоритетных кластеров в рамках 3 групп:
1 группа: 1 или максимум 2 кластера, которые при значительных объемах инвестиций и государственной поддержки должны в долгосрочной перспективе дать кратный прирост ВРП и иные эффекты, включая налоговые поступления, создание новых рабочих мест, развитие сектора поставщиков/подрядчиков из числа местных малых и средних предприятий, например, глубокая переработка природных ресурсов: металлургия.
2 группа: 2-3 кластера, которые при значимых объемах инвестиций и государственной поддержки должны в среднесрочной перспективе дать значительный прирост ВРП и иные эффекты, например, глубокая переработка ресурсов, например: лесопереработка, ювелирно-гранильное производство.
3 группа: кластеры, которые при незначительных объемах государственной поддержки и не столь масштабных объемах инвестиций (по сравнению с предыдущими группами кластеров) должны в среднесрочной перспективе дать значительный рост объемов производства в отрасли и иные эффекты, например, IT-кластер, развитие биотехнологий.
2. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Якутия в числе первых "непилотных" субъектов Российской Федерации самостоятельно внедрила основные положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт), разработанного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Мониторинг Стандарта в регионе осуществляется в тесном взаимодействии предпринимательского сообщества и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в первую очередь, в формате общественной экспертизы и мониторинга апробации и внедрения Стандарта. Для этих целей сформирована Экспертная группа по мониторингу апробации и внедрения Стандарта в Республике Саха (Якутия), включающая представителей предпринимательских объединений, среднего и малого бизнеса, научного сообщества Республики Саха (Якутия).
В ноябре 2014 года в Республике Саха (Якутия) завершена работа по выполнению требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
С рамках внедрения требований Стандарта предприняты важные шаги по улучшению нормативной правовой базы для развития инвестиционной активности в республике, сформирована необходимая инвестпроводящая система, открыты каналы связи для инвесторов, в том числе признанный одним из лучших в стране мультиязычный инвестиционный портал www.investyakutia.com.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "С рамках" имеется в виду "В рамках"
В целях сокращения согласительных и разрешительных процедур в ходе подготовки, реализации и сопровождения инвестиционных проектов в республике налажена упрощенная система комплексного сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на базе Агентства и сети многофункциональных центров.
Необходимо обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Саха (Якутия), ответственных за реализацию данного направления.
В Республике Саха (Якутия) должна быть сформирована система профессионального образования, ориентированная на потребности бизнеса и реализуемых инвестиционных проектов. Эта работа будет эффективной только при условии совместной и открытой работы по прогнозированию потребностей в специалистах и их квалификации представителями бизнеса, государства, профессионального образования и экспертов. В течение 2012 - 2016 гг. планируется сформировать систему профессионального образования, соответствующую Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) и потребностям реализуемых инвестиционных проектов.
3. Стимулирование инвестиционной активности.
Когда поднимается вопрос об увеличении объемов инвестиций в экономику какого-либо региона, речь идет о привлечении инвесторов на площадку конкретного муниципального образования.
Успех в работе с конкретными инвесторами зависит от непосредственных усилий органов местного самоуправления и как выстроена система поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций на местах.
В республике принимается комплекс мер по стимулированию инвестиционной привлекательности муниципальных образований. С 2012 года начато субсидирование на конкурсной основе мероприятий по проведению муниципальных инвестиционных форумов, реализации муниципальных инвестиционных проектов.
Всего за период 2012 - 2013 гг. проведено три конкурсных отбора. Рассмотрено 285 муниципальных инвестиционных проектов от 36 муниципальных образований с общей потребностью финансирования около 1,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1 млрд. рублей.
С 2012 года предоставлена субсидия на реализацию 140 муниципальных инвестиционных проектов во всех муниципальных районах (городских округах) республики в общем объеме 570 млн. рублей.
Муниципальные инвестиционные проекты реализуются в 36 муниципальных районах (городских округах) Республики Саха (Якутия), из них 71 проект (50,7%) направлен на развитие сельского хозяйства, 56 проектов (40%) направлены на производство и предоставление услуг в различных сферах деятельности, 13 проектов (9,3%) направлены на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.
В рамках реализуемых инвестиционных проектов планируется создание более тысячи новых рабочих мест в сельской местности.
В настоящее время проведение инвестиционных форумов становится одним из основных инструментов повышения инвестиционной привлекательности региона. Для обеспечения проведения их на ежегодной основе предусмотрена мера государственной поддержки в виде предоставления на конкурсной основе субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальным районам (городским округам) в целях улучшения инвестиционной деятельности.
Проведены инвестиционные форумы в Мегино-Кангаласском улусе, Горном улусе, Нерюнгринском районе, Нюрбинском районе, на ежегодной основе проводится Ленский инвестиционный форум.
В целях повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования для инвесторов, а также создания комфортных условий для развития бизнеса внедряется Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании.
4. Формирование позитивного инвестиционного имиджа.
Формирование позитивного инвестиционного имиджа будет оцениваться по разработке и исполнению PR-программы реализации Стратегии и выполнению отдельных требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в том числе созданию информационного интернет-портала.
В целях формирования положительного инвестиционного имиджа республики необходимо усилить внешнюю работу путем:
определения приоритетов промышленного развития республики;
обеспечения активной целенаправленной персонифицированной работы с инвестиционными структурами (фондами, банками, стратегическими и институциональными инвесторами), институтами развития, "профильными" прямыми инвесторами;
формирования открытого и понятного процесса по работе с инвесторами;
участия Республики Саха (Якутия) в финансировании строительства объектов инфраструктуры в целях реализации коммерческих инвестиционных проектов.
С целью популяризации республики как инвестиционно-привлекательного субъекта Российской Федерации, имеющего огромный инвестиционный и инновационный потенциал, необходимо обеспечить:
взаимодействие с международными консалтинговыми компаниями, имеющими большой практический опыт работы по оказанию услуг в области аудита, бизнес-консультирования, консультирования по налогообложению и праву, финансового консультирования, реструктуризации и системной интеграции в результате стремительно меняющихся экономических условий;
разработку презентационных материалов и инвест-портала республики на качественно новом уровне, понятных для российских и иностранных инвесторов.
Особое внимание необходимо уделить созданию "истории успеха", представляющей собой положительный опыт реализации инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия). Данный ресурс должен быть доступен на инвест-портале, формируемом в соответствии с настоящей Стратегией.
Одним из основных направлений инвестиционной политики, формирующих позитивный инвестиционный имидж региона, является достижение и поддержание инвестиционного рейтинга на уровне суверенного.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет по базовому варианту 1 461 770,8 тыс. рублей, в том числе в 2012 году 368 763 тыс. рублей, в 2013 году - 262 637,7 тыс. рублей, в 2014 году - 167 523,0 тыс. рублей, в 2015 году - 88 858,2 тыс. рублей, в 2016 году - 452 192,9 тыс. рублей, в 2017 году - 37 612,0 тыс. рублей, в 2018 году - 42 092,0 тыс. рублей, в 2019 году - 42 092,0 тыс. рублей.
По интенсивному варианту 2 063 557,6 тыс. рублей, в том числе в 2012 году 368 763 тыс. рублей, в 2013 году - 262 637,7 тыс. рублей, в 2014 году - 167 523,0 тыс. рублей, в 2015 году - 88 858,2 тыс. рублей, в 2016 году - 585 852,6 тыс. рублей, в 2017 году - 177 492,2 тыс. рублей, в 2018 году - 204 734,2 тыс. рублей, в 2019 году - 207 696,7 тыс. рублей.
Таблица 4
Ресурсное обеспечение подпрограммы
|
|
(тыс. рублей) |
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
1 461 770,8 |
2 063 557,6 |
Федеральный бюджет |
113 200,0 |
153 200,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
1 298 570,8 |
1 830 357,6 |
Местные бюджеты |
50 000,0 |
80 000,0 |
Внебюджетные источники |
- |
- |
Инвестиционная надбавка |
- |
- |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Реализация подпрограммы предусматривает исполнение мероприятий в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) по вопросам:
инвестиционной и инновационной политики Республики Саха (Якутия);
бюджетного и стратегического планирования;
оказания государственной поддержки (государственные гарантии, субсидирование процентных ставок и затрат на производство продукции);
реализации федеральных и долгосрочных государственных программ на территории Республики Саха (Якутия).
За счет участия Республики Саха (Якутия) в федеральных и долгосрочных целевых программах планируется привлечение дополнительных инвестиций на территорию Республики Саха (Якутия) для дальнейшего развития социальной и инженерной инфраструктуры, что существенно повлияет на ускорение темпов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и улучшение качества предоставляемых социальных и жилищно-коммунальных услуг.
В этом направлении продолжится работа в части:
ежегодного проведения заявочной кампании на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программных мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Саха (Якутия);
подготовки предложений Правительства Республики Саха (Якутия) по включению объектов и мероприятий Правительства Республики Саха (Якутия) в разрабатываемые и действующие федеральные целевые программы;
осуществления оперативного мониторинга за плановым, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, а также государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований и контроля за эффективностью исполнения мероприятий федеральных и долгосрочных целевых программ, реализуемых на территории Республики Саха (Якутия);
подготовки предложений Республики Саха (Якутия) для формирования государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона и оказания информационной и методической помощи хозяйствующим субъектам с целью привлечения средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации соответствующих федеральных целевых программ.
Механизмами реализации подпрограммы являются:
1. Реализация программных мероприятий в планируемые сроки.
2. Осуществление мониторинга и контроля за реализацией подпрограммы как в целом, так и по отдельным ее мероприятиям.
3. Ведение отраслевыми министерствами Республики Саха (Якутия) оперативного мониторинга отдельных мероприятий подпрограммы.
4. Взаимодействие по отдельным мероприятиям подпрограммы осуществляется на основании действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), заключенных соглашений (договоров) о намерении, а также конкретных договоров о реализации инвестиционного проекта (программы).
5. Реализация подпрограммы предусматривает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), а также других заинтересованных лиц.
6. Использование различных форм и методов государственного регулирования:
на федеральном уровне осуществляется финансирование программ и мероприятий из средств федерального бюджета;
на уровне Республики Саха (Якутия) осуществляется финансирование программ и программных мероприятий из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
на уровне органов местного самоуправления могут решаться вопросы финансирования программных мероприятий, находящихся в их компетенции.
7. Привлечение на конкурсной основе исполнителей программы независимо от формы собственности, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2016 г. N 1249 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.