Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, с участием гражданки С.Э.к. Умсуураба, обратившейся с жалобой, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) С.Н. Федуловой, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя отдела департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.И. Старостина, представителей Управления записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Саха (Якутия): руководителя Управления С.А. Филипповой, главного специалиста отдела организационного, правового обеспечения и кадровой работы Управления М.А. Ефремовой, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - заместителя начальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Е.Т. Григорьевой, руководствуясь статьями 3, 46, 52, 96, 97 и 99 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 года 1065-З N 1031-IV "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки С.Э.к. Умсуураба. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Ким-Кимэн, объяснения сторон, выступления представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 года 1065-З N 1031-IV "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" родители имеют право при государственной регистрации рождения присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями.
Конституционность приведенного законоположения оспаривает гражданка Сахаана Элэксээндур кыыьа Умсуураба, которая обратилась с заявлением в Управление записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Саха (Якутия) о перемене в соответствии с якутскими национальными обычаями имен своих детей: дочери Прокопьевой Далаане Мичиловне (25.07.2007 г.р.) - фамилии и отчества; сыну Прокопьеву Дархану Мичиловичу (14.10.2008 г.р.) - фамилии и отчества. Данное заявление было оставлено без удовлетворения в связи с применением положения пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения", согласно которому родители имеют право присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации его рождения.
По мнению заявительницы, положение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" в силу своей правовой неопределенности и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, нарушает право граждан на присвоение и перемену имени и тем самым противоречит Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 10 и часть 2 статьи 11).
2. Как следует из статей 3, 46, 52, 96, 97 и 99 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) правомочен проверять по жалобам граждан конституционность закона Республики Саха (Якутия), примененного или подлежащего применению в конкретном деле в суде или ином органе, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), при этом он принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в жалобе, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
Примененное в деле гражданки С.Э.к. Умсуураба положение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" находится в неразрывном единстве с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, которые определяют основания и порядок официального документирования идентификации личности, в связи с чем оценка конституционности данного законоположения невозможна вне его нормативной связи с такого рода нормативными правовыми актами, в том числе без учета смысла, приданного ему государственными органами в процессе осуществления нормотворческой деятельности, а также обусловленной ею правоприменительной практикой.
Соответственно, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу является пункт 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 года 1065-З N 1031-IV "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" в той мере, в какой на его основании решается вопрос о реализации права родителей присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения.
3. Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, при этом основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 38 (части 1 и 2), что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Соответственно, органы государственной власти, принимая нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, должны исходить из того, что семья, материнство и детство в их традиционном понимании представляют собой те ценности, которые гарантируют непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства.
При определении законодательных мер, гарантирующих реализацию прав и законных интересов ребенка как важнейшей конституционно значимой и социальной ценности, подлежат учету и требования норм международного права, которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и наилучшее обеспечение интересов ребенка, а также его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу должны являться главным приоритетом.
В соответствии с имплементированными Российской Федерацией положениями Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, а государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение своих обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства, при этом государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства (статья 7, пункт 1 статьи 8).
Особая роль семьи в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная этим конституционная ценность института семьи предопределяют необходимость уважения и защиты со стороны государства семейных отношений, реализация которых предполагает не только заключение брака, но и закрепление правовой связи между родителем и ребенком.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что понятием "семья", наряду с понятиями "материнство", "детство", "отцовство", охватывается, как следует из сопоставления статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации с положениями ее статей 7 (часть 2) и 72 (пункт "ж" части 1), особая сфера жизни человека, являющаяся объектом конституционного регулирования, которое конкретизируется в нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (определения от 05 июля 2001 года N 135-О и от 16 ноября 2006 года N 496-О).
В ситуации определения происхождения ребенка могут оказаться незаменимыми сведения о родителях ребенка для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая его имя, в частности при необходимости выявления и диагностики наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и т.д. В таких случаях речь идет об удовлетворении конкретным лицом определенного информационного интереса о своем происхождении, который состоит в том, чтобы знать своих родителей.
Федеральным законодателем в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ осуществлено соответствующее регулирование государственной регистрации рождения, с момента которого ребенок имеет право на приобретение гражданства, право на имя, отчество и фамилию, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных полномочий (статьи 54, 56, 58 и 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71). Согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации рождение и перемена имени подлежат государственной регистрации как акты гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации. В случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" при государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или по фамилии матери по соглашению родителей. Имя ребенка записывается по соглашению родителей. Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае. В случае, если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по желанию матери, отчество - по имени лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца ребенка, фамилия ребенка - по фамилии матери. В случае, если по желанию матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, сведения об отце ребенка не вносятся в запись акта о рождении, отчество ребенка записывается по указанию матери. В случае, если законом субъекта Российской Федерации, основанным на нормах Семейного кодекса Российской Федерации, предусмотрен иной порядок присвоения фамилии и определения отчества ребенка, запись фамилии и отчества ребенка при государственной регистрации рождения производится в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 58 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом. Перемена имени лицу, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации. Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
В соответствии со статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Таким образом, в силу указанных положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об актах гражданского состояния" правила перемены имени гражданина установлены федеральным законодательством. В рамках действующего федерального законодательства законодательному (представительному) органу государственной власти Республики Саха (Якутия) предоставлена возможность урегулировать право родителей присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями исключительно при государственной регистрации его рождения.
5. Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации не вправе вторгаться в сферу ведения Российской Федерации, но по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов он может самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях, когда в федеральном законе те или иные общественные отношения не урегулированы, законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (постановления от 01 февраля 1996 года N 3-П и от 03 ноября 1997 года N 15-П).
Совместное регулирование семейных отношений нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, по сути, направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации в правовом регулировании этих отношений и обусловлено федеративным устройством Российской Федерации как государства, в котором учитываются национальные особенности населения конкретного субъекта Российской Федерации. Так, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации - русским языком (части 1 и 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации достаточно широкой свободы усмотрения при принятии нормативных правовых актов по вопросам регулирования семейных отношений не означает, что они могут действовать произвольно: в силу статьи 4 (часть 2) и статьи 15 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении правового регулирования по вопросам, решение которых отнесено к их ведению.
Согласно статье 40 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) закрепляются в Конституции Республики Саха (Якутия). Законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими их общие принципы (части 1 и 2).
Республика Саха (Якутия) уважает и защищает права и свободы человека и гражданина (часть 1 статьи 10 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Воспитание в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры (статья 11 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) непосредственно не содержат понятия "отцовство", вместе с тем Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации исходит из того, что материнство, отцовство и детство неотделимы от понятия семьи, поэтому эти элементы рассматриваются в единстве института ее государственной защиты (статья 11 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия); статья 7 (часть 2), статья 38 (часть 1) и 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации).
Законодатель Республики Саха (Якутия), осуществляя свои дискреционные полномочия, вытекающие из статей 72 (пункт "к" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации и предоставленные субъектам Российской Федерации федеральными законоположениями, в целях реализации соответствующих положений Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и Семейного кодекса Российской Федерации, исходя из конституционного признания языка саха, наряду с русским языком в качестве государственного языка Республики Саха (Якутия) (статья 46 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) принял Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 года 1065-З N 1031-IV "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения", в котором пунктом 1 статьи 3 установил право родителей присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями исключительно при государственной регистрации его рождения.
Указанное законоположение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" свидетельствует об осуществлении Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) правового регулирования в сфере семейных отношений в соответствии с федеральным законодательством, которое не предусматривает правомочия субъектов Российской Федерации устанавливать собственные законодательные правила изменения имени и (или) фамилии ребенка.
Закон Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" был принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 года и согласно статье 4 настоящего закона вступил в силу 22 мая 2012 года ("Якутские ведомости", N 41, 12 мая 2012 года), то есть по истечении нескольких лет с момента государственной регистрации рождения детей заявительницы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или нормативным правовым актом о введении в действие нормативного правового акта.
Таким образом, положение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения", согласно которому родители имеют право присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации его рождения, не может рассматриваться как противоречащее Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и, следовательно, нарушающее конституционные права граждан.
6. Регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе связанное с их ограничениями, находится в ведении Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации) и осуществляется путем издания федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "а", "б" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Положение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения", являющееся предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу, определяет особенности семейных отношений в Республике Саха (Якутия) и данное регулирование в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, должно отвечать указанным требованиям.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в целях защиты конституционного строя республики, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в правовой системе республики и ее непосредственного действия правомочен проверять по жалобам граждан и по запросам судов конституционность закона Республики Саха (Якутия), примененного или подлежащего применению в конкретном деле, при этом к компетенции Конституционного суда Республики Саха (Якутия) не относятся вопросы, подлежащие разрешению в Конституционном Суде Российской Федерации, в судах общей, арбитражной и административной юрисдикции (статьи 3 и 4 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве").
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 года 1065-З N 1031-IV "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения" соответствующим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляя правовое регулирование вопросов семейных отношений и установив право родителей при государственной регистрации рождения присвоить ребенку фамилию и (или) отчество в соответствии с якутскими национальными обычаями, действовало в пределах своей компетенции в рамках конституционного разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования семейных отношений указанное законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
2. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
г. Якутск
23 июня 2016 года N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2016 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения"
Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 28 июня 2016 г. N 23, в парламентской газете "Ил Тумэн" от 8 июля 2016 г. N 26