Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Порядок
предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
(утв. Приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2015 г. N 450-ОД)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пунктом 4 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года 1404-З N 363-V "О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)" (далее - Законом Республики Саха (Якутия)) и определяет правила предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (далее - полустационарное социальное обслуживание).
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе.
1.3. Настоящий Порядок обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг (далее - поставщик).
1.4. Полустационарное социальное обслуживание включает в себя предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, и обеспечивает создание гражданам соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и помещений для временного пребывания, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, отдыха и досуга.
1.5. Полустационарное социальное обслуживание предоставляется получателям социальных услуг в определенное время суток.
1.6. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется поставщиками, оказывающими социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания. Номенклатура организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание (далее - организации полустационарного социального обслуживания), утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2014 года N 409 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Саха (Якутия)".
1.7. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия), утвержден Законом Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года З N 368-V "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "1406-З N 367-V"
1.8. Информирование граждан о видах социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, сроках, порядке и об условиях их предоставления, а также о поставщиках осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - уполномоченным органом), организациями и индивидуальными предпринимателями, входящими в систему социального обслуживания Республики Саха (Якутия), непосредственно в помещениях, в которых предоставляются социальные услуги, а также с использованием электронной и телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иными общедоступными способами.
2. Порядок обращения за предоставлением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
2.1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении полустационарного социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление и обращение гражданина или его законного представителя о предоставлении полустационарного социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган, в организацию социального обслуживания Республики Саха (Якутия).
Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания лично либо через законного представителя (далее - представитель).
При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг.
2.2. Заявление о предоставлении полустационарного социального обслуживания (далее - заявление) составляется по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2014 года N 775-ОД.
2.3. К заявлению для получения социальных услуг в организациях полустационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов прилагаются следующие документы:
документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
справка, свидетельство, удостоверение или иной документ установленного образца о праве на льготы, в соответствии с действующим законодательством;
справка о размере пенсии, выданная в установленном порядке органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (при наличии иных источников дохода представляются соответствующие документы, подтверждающие размеры этих доходов);
заключение медицинской организации о состоянии здоровья с приложением справок об отсутствии бактерио- или вирусоносительства, хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных медицинских организациях;
документы, подтверждающие правовые основания владения и (или) пользования жилым помещением (при наличии);
документы, подтверждающие состав семьи (справка о составе семьи или выписка из домовой книги по месту жительства) по форме, установленной органом местного самоуправления.
2.4. Инвалиды и дети-инвалиды представляют дополнительно индивидуальную программу реабилитации, выданную учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
2.5. Гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, дополнительно к документам, указанным в пунктах 2.3., 2.4. настоящего Порядка, необходимо представить документы, подтверждающие данные обстоятельства.
2.6. Гражданин или его законный представитель одновременно с заявлением вправе по собственной инициативе представить сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг и подлежащие представлению в рамках межведомственного взаимодействия.
2.7. Документы, прилагаемые к заявлению, предоставляются в подлинниках (нотариально заверенных копиях) либо в копиях с предъявлением подлинников.
2.8. Работники уполномоченного органа, организации социального обслуживания Республики Саха (Якутия), принявшие заявление и документы, проверяют представленные документы, которые должны быть возвращены заявителю, и заверяют копии документов в установленном порядке.
2.9. Порядок и сроки межведомственного информационного взаимодействия организаций социального обслуживания с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, государственными учреждениями устанавливается административными регламентами по предоставлению государственных услуг, утверждаемыми нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
2.10. Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений и документов, в том числе представленных в форме электронного документа.
2.11. При рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину полустационарного социального обслуживания учитываются его нуждаемость в получении такой социальной услуги и обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно:
полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
отсутствие совместно проживающих с гражданином родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить ему помощь и уход;
наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
отсутствие работы и средств к существованию.
2.12. Уполномоченный орган, организация социального обслуживания Республики Саха (Якутия), принимает решение о признании гражданина нуждающимся в предоставлении полустационарного социального обслуживания либо об отказе в предоставлении полустационарного социального обслуживания в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
2.13. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.
2.14. Решение об отказе в предоставлении полустационарного социального обслуживания принимается в следующих случаях:
отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, указанных в пункте 2.11 настоящего Порядка;
представление неполного пакета документов, указанных в пунктах 2.3 - 2.5 настоящего Порядка, подлежащих представлению заявителем лично;
представление недостоверных сведений; представление документов и сведений с истекшим сроком действия, наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке;
представление заявления и документов в форме электронного документа без электронной подписи заявителя;
отсутствие у представителя гражданина права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы;
наличие у заявителя признаков алкогольного и наркотического опьянения, явных признаков обострения психического заболевания;
наличие медицинских противопоказаний к предоставлению полустационарного социального обслуживания (противопоказанием к предоставлению полустационарного социального обслуживания является наличие у гражданина тяжелых психических расстройств, психических заболеваний в стадии обострения, наркотической и алкогольной зависимости, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза.)
2.15. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
3. Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
3.1. В случае признания гражданина нуждающимся в полустационарном социальном обслуживании уполномоченный орган, организация социального обслуживания Республики Саха (Якутия), в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения составляет индивидуальную программу исходя из потребностей гражданина в социальных услугах.
3.2. Индивидуальная программа включает в себя формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.
3.3. Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2015 года N 140-од.
3.4. Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом, организацией социального обслуживания Республики Саха (Якутия), передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе, в организации социального обслуживания Республики Саха (Якутия).
3.5. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах, но не реже чем раз в три года.
3.6. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены законодательством. Экземпляр индивидуальной программы в данном случае возвращается поставщиком гражданину.
3.7. Гражданин либо его законный представитель предоставляет поставщику свой экземпляр индивидуальной программы.
3.8. Поставщик в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы гражданином или его законным представителем заключает с гражданином или его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг (далее - договор), определяющий виды и периодичность оказываемых услуг, порядок и размер оплаты, права и обязанности сторон.
Примерная форма договора утверждена приказом министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 16 января 2015 года N 17-ОД.
3.9. Индивидуальная программа включает в себя формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.
3.10. Договор от имени недееспособного гражданина (несовершеннолетнего) подписывает орган опеки и попечительства по месту пребывания недееспособного гражданина (несовершеннолетнего). В случае если заявителем выступают родитель (родители) или иные законные представители несовершеннолетнего договор заключается с ними.
3.11. Изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с законодательством.
3.12. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям поставщиком социальных услуг в определенное время суток.
3.13. В полустационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг в объеме услуг, включаемых в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый законом субъекта Российской Федерации (далее - Перечень).
3.14. Предоставление гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату дополнительных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, сверх социальных услуг, включенных в Перечень, осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, установленных частью 2 статьи 11 Федерального закона.
3.15. Полустационарное социальное обслуживание предоставляется в соответствии со стандартами, указанными в приложении к настоящему Порядку.
3.16. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от получения полустационарного социального обслуживания. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
3.17. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от получения полустационарного социального обслуживания освобождает уполномоченный орган, организацию социального обслуживания Республики Саха (Якутия) и поставщиков от ответственности за предоставление полустационарного социального обслуживания.
3.18. Предоставление услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, осуществляется при наличии у поставщика лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
3.19. Общие правила и порядок пребывания граждан в организациях полустационарного социального обслуживания Республики Саха (Якутия) устанавливаются учреждениями социального обслуживания Республики Саха (Якутия).
3.20. При предоставлении полустационарного социального обслуживания поставщики обязаны:
а) соблюдать права человека и гражданина;
б) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;
в) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
г) предоставлять полустационарное социальное обслуживание в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований законодательства;
д) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать социальные услуги бесплатно;
е) обеспечить ознакомление получателей социальных услуг со своими учредительными документами, на основании которых поставщик осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги;
ж) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных, установленными законодательством;
з) предоставлять в уполномоченный орган, в организацию социального обслуживания, информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
и) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
к) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети Интернет и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
л) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
м) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
н) информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;
о) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.17. Поставщики при предоставлении полустационарного социального обслуживания не вправе:
а) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
б) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
3.18. При предоставлении полустационарного социального обслуживания поставщиком должны быть обеспечены условия доступности предоставления социальных услуг для получателей социальных услуг из числа инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, в частности:
возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами;
возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями, и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
оказание иных видов посторонней помощи.
3.19. Результатом предоставления полустационарного социального обслуживания является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
4. Оплата предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
4.1. Полустационарное социальное обслуживание предоставляется бесплатно, за плату или частичную плату.
4.2. Полустационарное социальное обслуживание предоставляется бесплатно:
несовершеннолетним детям;
лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной Законом Республики Саха (Якутия);
иным категориям граждан, установленным Законом Республики Саха (Якутия).
4.3. Полустационарное социальное обслуживание предоставляется за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную Законом Республики Саха (Якутия).
4.4. Размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
4.5. При изменении размера среднедушевого дохода получателя социальных услуг, предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной Законом Республики Саха (Якутия), тарифов на социальные услуги, размер взимаемой платы за социальные услуги, предусмотренный договором, пересматривается, и в договор вносятся изменения в соответствии с действующим законодательством.
4.6. Дополнительные социальные услуги сверх объемов, определяемых стандартами социальных услуг, предоставляются получателям социальных услуг на условиях полной оплаты.
5. Прекращение предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
5.1. Решение о прекращении полустационарного социального обслуживания принимается поставщиком, и оформляется в письменной форме с указанием причины прекращения предоставления социальных услуг, с вручением указанного решения получателю социальной услуги под роспись.
5.2. Основаниями для прекращения предоставления социальных услуг являются:
а) изменение обстоятельств, на основании которых гражданин был признан нуждающимся в предоставлении полустационарного социального обслуживания, вследствие улучшения условий его жизнедеятельности;
б) письменное заявление получателя социальных услуг (его законного представителя);
в) выявление медицинских противопоказаний к предоставлению полустационарного социального обслуживания;
г) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока договора;
д) нарушение гражданином (его законным представителем) условий договора, в том числе оплаты социальных услуг;
е) смерть получателя социальных услуг или ликвидация поставщика;
ж) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
з) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
6. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
6.1. Основными показателями, определяющими качество услуг, предоставляемых получателям социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания граждан, являются:
а) адресность предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;
б) приближенность поставщиков к месту жительства получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;
в) достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;
г) достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков;
д) укомплектованность организации социального обслуживания специалистами и уровень их квалификации;
е) непрерывное повышение качества социальных услуг и эффективность их оказания.
6.2. При оценке качества услуги используют следующие критерии:
а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями законодательства и ее своевременность;
б) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги в полустационарной форме социального обслуживания;
в) показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, устанавливаемые нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
6.3. Качество социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания по видам социальных услуг, должно оцениваться совокупно исходя, в том числе, из объема предоставляемых социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить качество социальных услуг.
7. Контроль за предоставлением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
7.1. Контроль за предоставлением полустационарного социального обслуживания поставщиками осуществляется в формах внутреннего и внешнего контроля.
7.2. Внутренний контроль осуществляется руководителем поставщика.
7.3. К внешней форме контроля относятся:
а) государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, осуществляемый в порядке, предусмотренном законодательством;
б) общественный контроль в сфере социального обслуживания, осуществляемый гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
7.4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.