Во исполнение распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2014 г. N 142-РГ "О развитии детских школ искусств Республики Саха (Якутия)":
1. Утвердить Концепцию развития детских школ искусств Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Назначить координатором реализации Концепции развития детских школ искусств Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Концепция
развития детских школ искусств Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2016 г. N 1025-р)
I. Общие положения
Концепция развития детских школ искусств Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) определяет приоритетные направления развития деятельности детских школ искусств Республики Саха (Якутия), что позволит реализовать меры государственной политики в области развития дополнительного образования детей.
Концепция служит основополагающим документом дня исполнительных органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления муниципальных образований при решении вопросов, касающихся укрепления и развития детских школ искусств в Республике Саха (Якутия). Концепция призвана стать основой системного подхода к повышению качества и доступности дополнительного образования, в том числе созданию методологической основы для дополнения и совершенствования действующей правовой базы, направленной на развитие детских школ искусств (далее - детские школы искусств).
В современных социально-экономических, политико-культурных условиях развития общества остро встает проблема духовно-культурного уровня воспитания гражданина, семьянина и профессионала, способного жить и творить в XXI веке. Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Уникальность и значимость образовательной области "Искусство" направлена на развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности, выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и их подготовку к получению профессионального образования в области искусств.
Возрождение лучших традиций эстетического воспитания и образования через систему детских школ искусств - веление времени. Однако пройденный исторический путь развития детских школ искусств требует серьезной перестройки и реформирования по ряду причин:
произошедшие геополитические и мультикультурные события привели к негативным изменениям в системе развития отрасли в целом, до сих пор детское художественное образование не стало предметом пристального внимания со стороны государства;
отсутствие централизованного управления и разграничение полномочий федеральной, региональной и местной властей препятствует успешному внедрению федеральных государственных требований;
недостаточность нормативно-правового обеспечения функционирования детских школ искусств снизила значимость образования в области искусств и в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи;
снижение качества информационно-методического сопровождения и изношенность основных ресурсов способствовали потере академической направленности обучения учащихся. Часто музыкальное и изобразительное искусство выступают не как самостоятельные явления, а всего лишь как средство воспитания или познания объективной реальности. Как следствие - непонимание специфики воздействия искусства на человека, на становление его духовного мира. Очевидна также недооценка творческих способностей детей, их возможностей в постижении образного языка искусства.
Сказанное выше, а также другие объективные обстоятельства, без сомнения, привели к потере популяризации деятельности детских школ искусств в республике.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", Концепция развития образования в сфере культуры и искусств в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 г. 1222-З N 1335-IV "О культуре".
II. Современное состояние развития детских школ искусств в Республике Саха (Якутия)
Первая детская музыкальная школа в Якутске была открыта по инициативе музыкального деятеля, композитора, фольклориста и педагога М.Н. Жиркова в 1944 году.
Цель и задачи детских школ искусств в Республике Саха (Якутия):
целенаправленное воспитание у детей любви к искусству, акцентирование внимания на постижении музыкального и художественного образа и на этой основе развитие культуры чувств и эстетического вкуса;
творческое и индивидуальное развитие детей, формирование навыков, способствующих раскрытию природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков как для дальнейшего профессионального обучения искусству, так и для общего эстетического образования;
обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее применение своим профессиональным навыкам в быстро меняющемся мире, так как отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся;
организация культурно-просветительской деятельности в муниципальных образованиях республики.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) функционируют 84 детские школы искусств и музыкальные школы, 42 филиала в 33 муниципальных образованиях, из них 57 - детских школ искусств; 22 - детские музыкальные школы; 3 - художественные школы (г. Якутск, Покровск, Вилюйск), 1 - детская хоровая школа "Соловушка" (г. Нерюнгри), 1 - детская театральная школа (с. Хампа Вилюйского улуса). Наиболее оснащенные по современным требованиям детские школы искусств имеются в с. Амга, п. Хандыга и городе Нерюнгри. Отсутствуют детские школы искусств в Анабарском, Эвено-Бытантайском улусах.
В 2013 году введены новые здания детских школ искусств в с. Амга Амгинского улуса, п. Хандыга Томпонского района. В 2016 году началось строительство здания детской школы искусств в г. Верхоянске Верхоянского улуса.
В данное время в детских школах искусств обучаются 15 374 учащихся от 7 до 16-17 лет (7% от всего детского населения республики) по четырем крупным направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное.
Сравнительная характеристика количества обучающихся за 6 лет показывает увеличение контингента детей на 10%, что связано с внесением дополнений в образовательные программы по направлениям "фольклор" и "вокал" (2010 г. - 13 774 уч., 2011 г. - 13 383 уч., 2012 г. - 14 051 уч., 2013 г. - 14 199 уч., 2014 г. - 14 473 уч., 2015 г. - 15 410 уч., 2016 г. - 15 374 уч.).
В художественном образовании республики сформировалась трехуровневая система образования (детская школа искусств - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает реализацию в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ.
Дополнительные общеразвивающие программы - это программы детских школ искусств, обеспечивающие развитие значимых для образования, социализации, самоопределения, самореализации духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств ребенка, его способностей, возможностей, навыков, компетенций в процессе закрепления устойчивого интереса к деятельности в области искусств и позволяющие выявить одаренность ребенка, его мотивацию к дальнейшему образованию в области искусств.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.
Введение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств направлено не только на художественно-творческое развитие личности, выявление одаренных детей, но и, главное, получение детьми начальных знаний о профессии, их подготовку к поступлению в профильные профессиональные образовательные организации культуры и искусств. Принцип ранней профессиональной ориентации способствует ускорению процесса социокультурной адаптации детей и юношества. В Республике Саха (Якутия) в 2014/2015 учебном году из выпускников детских школ искусств в профильные и смежные средние профессиональные образовательные организации поступили 72 человека, в высшие - 47 человек.
За последние три года количество выпускников детских школ искусств составляет 4 712 человек, из них по программам среднего профессионального образования обучаются 98, по программам высшего образования в сфере культуры и искусств - 61.
В рамках межведомственного (сетевого) партнерства с привлечением педагогических кадров детских школ искусств реализуется республиканский проект "Музыка для всех". Проект "Музыка для всех", инициированный первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым, отвечает потребностям каждого ребенка и открывает новые возможности не только в системе образования, но и в системе культуры и искусств. Деятельность по распространению и поддержке музыкального образования в рамках проекта "Музыка для всех" будет осуществляться в нескольких ключевых направлениях, включающих в себя увеличение доступности музыкального образования, повышение его качества, а также внедрение достижений инновационной педагогики в практику музыкального образования и повышение его общественного престижа.
В целях развития системы отдыха одаренных детей и подростков в муниципальных образованиях республики при детских школах искусств организованы летние творческие школы с эстетической направленностью "Пятая четверть".
Концепция обеспечит реализацию дополнительных общеразвивающих образовательных программ в рамках межведомственного (сетевого), партнерства по инициативе общеобразовательных школ с использованием всех их ресурсов с привлечением педагогических кадров детских школ искусств Республики Саха (Якутия).
Актуальность принятия Концепции обусловлена рядом проблем, существующих в системе муниципальных детских школ искусств:
1. Большинство зданий являются деревянными, 9 школ находятся в аварийном состоянии, 42 школы требуют капитального ремонта, 19 школ арендуют здания у других учреждений. Несколько детских школ искусств работают в зданиях, построенных в 40-50-е годы XX века - это Жиганская детская школа искусств 1941 года постройки, в 50-е годы были построены здания Покровской детской школы искусств, Детской музыкальной школы с. Беченча Ленского района, Детской школы искусств п. Жатай, Намской детской школы искусств.
2. Отсутствуют условия для привлечения молодых специалистов в детские школы искусств и закрепления их на местах, особенно остро проблема стоит в арктических улусах.
3. У преподавателей детских школ искусств утрачивается нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования.
4. Не разработаны механизмы реализации нормативных правовых актов по финансированию вариативной и консультативной частей федеральных государственных требований для реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
5. Отсутствует система материального стимулирования дипломантов и лауреатов официальных всероссийских и международных конкурсов и их преподавателей.
6. Низкая информированность населения о деятельности детских школ искусств.
III. Основные цели и задачи Концепции
Целью Концепции является определение направлений развития и совершенствования системы детских школ искусств, отвечающих современным требованиям. Для реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств необходимо:
1. Сохранение системы детских школ искусств и увеличение охвата количества детей путем развития филиальной сети детских школ искусств.
2. Создание условий для развития сети частных детских школ искусств.
3. Раннее выявление одаренных детей для подготовки будущих кадров в сфере культуры и искусства.
4. Формирование культуры аудитории, способной к восприятию и критическому осмыслению искусства.
5. Повышение профессионального статуса преподавателей детских школ искусств.
6. Улучшение материально-технической базы детских школ искусств, соответствующей требованиям федеральных государственных стандартов.
7. Обеспечение реализации преемственности трехуровневой системы художественного образования (детская школа искусств - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование).
IV. Основные направления реализации Концепции
4.1. Нормативно-правовое направление
систематизация локальных актов, регулирующих деятельность детских школ искусств;
разработка нормативов для повышения охвата детей детскими школами искусств;
включение мероприятий по развитию детских школ искусств в перечень мероприятий муниципальных программ и государственных программ Республики Саха (Якутия).
4.2. Кадровое направление
проведение мониторинга потребности в кадрах детских школ искусств;
целевое обучение преподавателей детских школ искусств в аспирантуре и защита кандидатских и докторских диссертаций по профильным для детских школ искусств дисциплинам;
подготовка кадров для детских школ искусств на базе высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура;
систематизация проведения повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств.
4.3. Финансово-экономическое направление
поддержка лучших инновационных проектов и технологий обучения на местах;
обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих общеразвивающие и предпрофессиональные программы, к бюджетному финансированию;
расширение видов платных услуг детскими школами искусств для реализации общеразвивающих программ с охватом населения муниципальных образований;
стимулирование дипломантов и лауреатов всероссийских и международных конкурсов и их преподавателей.
4.4. Содержательное направление
контроль разработки и реализации программ учебных предметов в детских школах искусств;
введение национально-регионального компонента в учебный процесс детских школ искусств;
разработка и внедрение инновационных методов и технологий в образовательную деятельность детских школ искусств;
создание условий для издания работ педагогов детских школ искусств в целях повышения научно-методического сопровождения учебной деятельности.
4.5. Информационное направление
проведение регулярных социологических опросов, мониторинга общественного мнения с привлечением существующих государственных научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений;
обеспечение открытости деятельности детских школ искусств в средствах массовой информации.
V. Механизм реализации Концепции
Финансирование мероприятий основных направлений Концепции предусматривается в рамках государственных программ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также внебюджетных источников финансирования, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
В целях обеспечения согласованных действий по реализации Концепции планируется создание Совета по развитию детских школ искусств при Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
VI. Целевые показатели реализации Концепции
сохранение и развитие сети детских школ искусств и содействие охвату детей дополнительным образованием до 75%;
повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства;
увеличение количества частных детских школ искусств;
модернизация материально-технической базы детских школ искусств;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства;
формирование у детей и молодежи интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке;
подготовка профессиональных кадров в области культуры и искусства;
создание доступного информационного пространства о деятельности системы детских школ искусств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2016 г. N 1025-р "Об утверждении Концепции развития детских школ искусств Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был