Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Главы Республики
Саха (Якутия)
от 26 октября 2016 г. N 1449
Подпрограмма
"Развитие газомоторного топлива на территории Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование программы |
Развитие газомоторного топлива на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы |
|
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 N 228 "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)"; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.03.2016 N 79 "Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2015 год и основных задачах на 2016 год"; распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2014 N 897-р "Об утверждении Плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива в Республике Саха (Якутия)" |
|
Соисполнители подпрограммы |
Соисполнители I типа: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство промышленности Республики Саха (Якутия); Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия). Соисполнители II типа: Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутии); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия); ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения" |
|
Цель подпрограммы |
Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в целях повышения энергетической эффективности экономики Республики Саха (Якутия), обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, здоровье населения и достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами |
|
Целевые индикаторы подпрограммы |
Количество построенных и вновь введенных АГНКС; количество построенных и вновь введенных АГЗ (ПАГЗ); количество построенных и вновь введенных АГЗС; количество построенных и вновь введенных ПАГЗС; количество построенных центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование; количество малоимущих граждан, получивших возмещение затрат при переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо, нарастающим итогом; количество компаний, получивших возмещение части затрат, нарастающим итогом; количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо подведомственных учреждений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия); количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения"; количество переведенных сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники за газомоторное топливо; количество приобретенной специальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия; количество переведенного общественного транспорта (автобусов) на газомоторное топливо; количество переведенных котельных на сжиженный углеводородный газ |
|
Сроки реализации подпрограммы |
С 2016 - 2020 годы |
|
Наименование задач подпрограммы |
Задача 1. Создание и расширение сети автозаправочных станций Республики Саха (Якутия). Задача 2. Перевод автотранспортных средств на газомоторное топливо. Задача 3. Модернизация котельных на сжиженный углеводородный газ |
|
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
2016 - 2020 гг. - 1 025,7 млн. рублей внебюджетные средства, в том числе: 2016 г. - 172,9 млн. рублей; 2017 г. - 258,4 млн. рублей; 2018 г. - 189 млн. рублей; 2019 г. - 107,3 млн. рублей; 2020 г. - 298,1 млн. рублей |
2016 - 2020 гг. - 2 377,3 млн. рублей, из них: федеральный бюджет - 87,7 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 1 030,5 млн. рублей, внебюджетные средства - 1 259 млн. рублей, в том числе: 2016 г. - 358,5 млн. рублей: федеральный бюджет - 17,5 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 111,5 млн. рублей, внебюджетные средства - 229,5 млн. рублей; 2017 г. - 476,8 млн. рублей: федеральный бюджет - 17,5 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 140,7 млн. рублей, внебюджетные средства - 318,6 млн. рублей; 2018 г. - 429 млн. рублей: федеральный бюджет - 17,5 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 242,3 млн. рублей, внебюджетные средства - 169,2 млн. рублей; 2019 г. - 450,2 млн. рублей: федеральный бюджет - 17,5 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 258,6 млн. рублей, внебюджетные средства - 174,1 млн. рублей; 2020 г. - 662,7 млн. рублей: федеральный бюджет - 17,5 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 277,5 млн. рублей, внебюджетные средства - 367,7 млн. рублей |
Ожидаемые результаты подпрограммы |
Увеличение количества к 2020 году до 18 АГНКС; увеличение количества к 2020 году до 9 АГЗ (ПАГЗ); увеличение количества к 2020 году до 9 АГЗС; увеличение количества к 2020 году до 10 ПАГЗС; увеличение количества к 2020 году до 11 центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование; перевод 1 котельной на сжиженный углеводородный газ |
Понятийный аппарат
АЗС - автомобильная заправочная станция. Осуществляет заправку различных видов транспортных средств традиционными видами топлива - бензином и дизельным топливом;
АГНКС - автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы грузовых, специальных, легковых автомобилей, а также ПАГЗ и кассетных сборок компримированным природным газом, используемым в качестве моторного топлива;
АГЗС - автомобильная газозаправочная станция. Осуществляет заправку различных видов транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ) - пропан-бутановой смесью;
Альтернативное топливо - представляет собой любые материалы и вещества, которые могут быть использованы в качестве моторного топлива и не относятся к его традиционным видам. Альтернативным топливом являются, например, биодизель, водородное топливо, компримированный и сжиженный природный газ.
Водородное топливо - один из самых экологичных видов топлива. Хранится на транспортном средстве в сжатом газообразном или сжиженном виде, при этом хранение в сжиженном виде сильно затруднено из-за очень низкой температуры кипения.
Водородный двигатель - вид двигателя, работающий на водородном топливе.
СУГ - сжиженный углеводородный газ. Смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от -50 до 0°C. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен. Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. В качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания обычно используется смесь пропан-бутан;
ГМТ - газомоторное топливо. Альтернативный вид топлива по отношению к традиционно используемым бензину и дизельному топливу. К газомоторному топливу относятся компримированный (сжатый до давления 200-220 бар) и сжиженный природный газ, а также сжиженный углеводородный газ.
Газобаллонное оборудование (газовое оборудование) автомобиля - дополнительное оборудование, позволяющее хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) газообразное топливо. В зависимости от вида применяемого газообразного топлива и типа двигателей автомобили производятся или переоборудуются в газобаллонные автомобили: однотопливные, двухтопливные с независимым питанием двигателя одним из топлива и двухтопливные с одновременной подачей двух видов топлива (газодизели).
Газовые баллоны автомобильные - емкость цилиндрической или тороидальной формы, предназначенная для хранения газа (пропана или метана) под давлением;
Газовый фильтр - устройство, выполняющее функцию очистки газа от посторонних примесей, включая пыль, песок, металлическую окалину, смолистые вещества и пр. Использование газового фильтра помогает увеличить время эксплуатации запорных устройств;
Газозаправочная колонка (ГЗК) - устройство, предназначенное для заправки КПГ баллонов топливной системы автотранспортных средств, ПАГЗ и кассетных сборок на АГНКС;
Газораспределительная станция - устройство для подготовки, понижения и поддержания нормативного давления и подогрева газа. Необходимо для обеспечения условий безопасного потребления газа населенными пунктами и производственными объектами;
Газосмесительное устройство - устройство, предназначенное для приготовления оптимального состава топливовоздушной смеси в целях обеспечения бесперебойной работы двигателя. В транспортных средствах оно обеспечивает пропорциональное смешивание воздуха с газом на всех режимах работы двигателя;
ГТА - газотопливная аппаратура, предназначенная для перевода транспортного средства на газомоторное топливо;
Компрессорная установка - совокупность устройств, необходимых для получения сжатого воздуха или другого газа. Бывают стационарные и передвижные;
КПГ - компримированный природный газ. Сжатый (компримированный) природный газ, находящийся под давлением 200-220 бар. Является более экологичным и экономичным видом моторного топлива, чем бензин и дизельное топливо. КПГ, произведенный на АГНКС, должен соответствовать ГОСТ 27577-2000;
МЗК (модульная газозаправочная станция) - способ организации заправочной станции, при котором автономные топливные резервуары размещаются на поверхности непосредственно под навесом. Это значительно сокращает затраты на строительство;
Моторное топливо - топливо, используемое в двигателях внутреннего сгорания: бензин, дизельное топливо, судовое маловязкое топливо, тяжелое судовое топливо, лигроин, керосин;
Природный газ - наиболее распространенное газовое топливо, обладающее высокой теплотой сгорания. Основой природного газа является метан, содержание которого доходит до 98%;
Пропан - газ, образуемый при добыче или переработке нефти (С3Н8). В небольших количествах содержится в природном газе. Используется в качестве моторного топлива, а также для газопламенных работ, в быту для обогрева помещений, подогрева воды и т.п.
ПБА (пропан-бутан автомобильный) - сжиженный газ на основе углеводорода, используемый в качестве топлива для автомобильного транспорта. Его получают при добыче или переработке нефти или природного газа.
ПАГЗ - передвижной автомобильный газовый заправщик. Установка, предназначенная для транспортировки и хранения сжатого природного газа и заправки им автомобилей и другого транспорта. Некоторые ПАГЗ используют как средство газификации населенных пунктов и отдельных предприятий;
ПАГЗС - передвижная газозаправочная станция;
СЖТ (синтетические жидкие топлива) - дизельное топливо, бензин, керосин, моторное масло, получаемые путем синтеза из синтез-газа (смесь водорода, монооксида углерода и углекислого газа). В качестве сырья для производства СЖТ используется природный газ, бурый или каменный уголь/сланец, тяжелые нефтяные остатки. СЖТ соответствует стандарту Евро-4;
СПГ (сжиженный природный газ) - вид моторного топлива, представляющий собой криогенную жидкость, сохраняющуюся при сверхнизких температурах. Сжиженный природный газ получают путем охлаждения сжатого природного газа до температуры -160 градусов по Цельсию. Ввиду значительного уменьшения объема природного газа при сжижении (примерно в 600 раз) СПГ удобно транспортировать на большие расстояния с возможной последующей регазификацией;
СТО (станция технического обслуживания) - предприятие, предоставляющее услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспорта. Представляет собой ряд сооружений и механизмов, собранных в одном месте и предоставляющих комплексный набор услуг;
СУГ (сжиженные углеводородные газы) - смесь лёгких углеводородов, сжиженных под давлением, с температурой кипения от -50 до 0°C. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты - пропан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен. Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. В качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания обычно используется смесь пропан-бутан;
Углеводородное топливо - вид жидкого нефтяного топлива, состоящего из соединений углерода и водорода. К нему относятся такие виды топлива, как углеводородные горючие газы и жидкие нефтяные топлива.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Сегодня на компримированном природном газе работают 14,7 млн. единиц автомобилей в Российской Федерации, что составляет 1,5 процента от мирового парка (900 млн. единиц). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Инфраструктура заправочных станций уже существует и быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия.
Такое интенсивное развитие этого направления вполне объяснимо. В настоящее время из всех массово используемых видов моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, на использование газомоторного топлива позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое. Цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 30 - 60 процентов от стоимости бензина и 50 - 70 процентов - дизельного топлива.
В качестве моторного топлива природный газ широко используется в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности.
Республика Саха (Якутия) была и остается крупным потребителем светлых нефтепродуктов для жизнеобеспечения населения и развития отраслей добывающей промышленности. Использование газомоторного топлива автомобильным транспортом вместо традиционных нефтяных видов имеет особое значение для улучшения экологической обстановки в Республике Саха (Якутия). Его применение также позволяет снизить стоимость транспортных услуг за счет более низкой по сравнению с традиционными видами топлива стоимости природного газа.
Необходимым условием для расширения использования газомоторного топлива в транспортном комплексе является создание сети автогазозаправочных станций на территории республики.
В настоящее время существующая сеть автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций Республики Саха (Якутия) представлена 5 автомобильными газовыми наполнительными компрессорными станциями (далее - АГНКС). Загрузка указанных АГНКС составляет в среднем 10 - 12 процентов от проектной мощности по причине малого количества газобаллонных автомобилей в республике.
За время работы АГНКС более 1 000 единиц автотранспорта переведено на компримированный природный газ (далее - КПГ), модельный ряд которых представляют различные автотранспортные средства (ЛИАЗ, ЛАЗ, ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, Газель, Волга, ВАЗ, а также автотранспортные средства иностранных марок).
Как было отмечено выше, КПГ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива, конкурентоспособность КПГ. На протяжении последних лет наблюдается определенный рост потребления КПГ. В настоящее время реализация КПГ осуществляется на пяти АГНКС. Данные приведены в таблице N 1:
Таблица N 1
Сеть АГНКС в Республике Саха (Якутия)
N |
Обозначение АГНКС |
Расположение АГНКС |
Год ввода в эксплуатацию |
Проектная производительность, куб. м в сутки |
Проектное количество заправок в сутки |
Среднее фактическое количество заправок в сутки |
1. |
АГНКС-1 |
г. Якутск |
2007 год |
27 360 |
180 |
45 |
2. |
АГНКС-2 |
г. Якутск |
2013 год |
20 640 |
150 |
23 |
3. |
АГНКС-3 |
г. Якутск |
2015 год |
31 800 |
240 |
60 |
4. |
АГНКС |
г. Мирный |
2016 год |
31 800 |
240 |
60 |
5. |
АГНКС |
п. Айхал |
2016 год |
31 800 |
240 |
25 |
В целях повышения эффективности эксплуатации и расширения существующих сети# АГНКС возможно осуществлять обеспечение КПГ удаленных потребителей за счет применения передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ) и строительства сети станций.
На территории республики имеются автомобильные газозаправочные станции (далее - АГЗС) ОАО "ЯТЭК", АО "Сахатранснефтегаз" и т.д. При этом зарегистрированные автотранспортные средства в Республике Саха (Якутия), использующие сжиженный углеводородный газ, составляют порядка 12 тысяч единиц. Кроме того, существуют 15 станций по установке газобаллонного оборудования на сжиженном углеводородном газе.
Подготовка (доосушка) природного газа Средневилюйского и Мастахского газоконденсатных месторождений перед его подачей потребителям г. Якутска в Республике Саха (Якутия) осуществляется Якутским газоперерабатывающим заводом, который является по своей технологии единственным в Сибирском и Дальневосточном регионах предприятием по подготовке и переработке природного газа. Подготовка природного газа обусловлена климатическими условиями Якутии. В существующем формате завод обеспечивает предварительную подготовку около 50% потока природного газа. В процессе осушки газа завод производит побочную продукцию СПБТ, реализуемую как моторное топливо, и бензин. По итогам 2015 года произведено более 15 000 сжиженного углеводородного газа и 1 000 тонн бензина.
Для подготовки всего объема природного газа для потребителей г. Якутска в настоящее время планируется реализация проекта по расширению Якутского ГПЗ (2-ая очередь). В пользу технической модернизации ГПЗ свидетельствует также начало реализации проекта строительства новой электростанции - ЯГРЭС-2 на площадке в непосредственной близости от ГПЗ. В составе ЯГРЭС-2 предусматривается использование нового поколения турбин, предусматривающих поставку газа с давлением 40-42 кг/см2 вместо 18 кг/см2, для действующей ЯГРЭС. Соответственно, возникает необходимость в обеспечении новой электростанции поставками подготовленного газа с иными качественными характеристиками.
Постановка вопроса о технической модернизации и расширении Якутского ГПЗ определяется сочетанием ряда задач:
1. Необходимость подготовки (осушки) всего потока газа, направляемого потребителям г. Якутска, включая будущую ЯГРЭС-2.
2. Увеличение объемов производства побочной продукции (СПБТ (СУГ), автомобильный бензин) с дальнейшим развитием рынка сбыта СУГ.
3. Возможность в перспективе производства нового вида продукции - сжиженного природного газа (СПГ).
Существующие мощности якутского газоперерабатывающего завода не позволяют в полной мере обеспечить подготовку природного газа потребителям г. Якутска и пригородов.
Следующим этапом развития рынка СПГ является производство СПГ на существующих мощностях Якутского ГПЗ. Объем производства СПГ составит 25 тыс. тонн в год. Сжиженный природный газ - это вид моторного топлива, представляющий собой криогенную жидкость, сохраняющуюся при сверхнизких температурах. Сжиженный природный газ получают путем охлаждения сжатого природного газа. Ввиду значительного уменьшения объема природного газа при сжижении (примерно в 600 раз) СПГ удобно транспортировать на большие расстояния с возможной последующей регазификацией. В связи с этим возникает необходимость разработки механизмов применения производства и использования сжиженного природного газа для перевода котельных и автотранспортных средств республики.
В целях развития рынка сжиженного углеводородного газа необходимо создание широкой сети автогазозаправочных станций и центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование за счет строительства передвижных и стационарных АГЗС.
На территории Республики Саха (Якутия) в государственном учете состоят порядка 300 000 автотранспортных средств: 8 887 автобусов (3,1% от общего количества автотранспорта), 50 282 грузовых автомобилей (17,3% от общего количества автотранспорта) и 231 575 легковых автомобилей (79,6% от общего количества автомобилей). Юридическим лицам республики принадлежит 42 871 транспортных средств (или 14,8%). Ежегодно в республике количество автотранспортных средств увеличивается в среднем на 3 - 4 процента.
Учитывая ежегодный рост автомобильного парка в республике, в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива оптимально использование в качестве топлива компримированного природного газа и сжиженного углеводородного газа. В себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. метра по республике в 3 раза ниже стоимости 1 литра бензина) для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.
В целях повышения эффективности эксплуатации и расширения существующей сети АГНКС возможно обеспечени# КПГ удаленных потребителей за счет применения передвижных автомобильных газовых заправщиков (далее - ПАГЗ). В Республике Саха (Якутия) помимо стационарных АГНКС есть возможность осуществлять заправку газобаллонных автотранспортных средств (далее - АТС) с использованием ПАГЗ с дожимным компрессором.
Использование КПГ не получило в республике достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети АГНКС. Работа по замене и переводу автотранспортных средств на использование КПГ не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.
Вместе с тем годовой экономический эффект от использования КПГ в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование КПГ.
Стоит отметить, что устойчивое и эффективное развитие агропромышленного комплекса невозможно без применения ресурсосберегающих высокорентабельных технологий, к которым относится перевод автомобильной и сельскохозяйственной техники на КПГ. Снизить затраты на топливо - значит снизить себестоимость сельскохозяйственного производства.
Одним из основных направлений снижения затрат при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, использовании сельскохозяйственной техники в процессе производства сельскохозяйственной продукции, а также в коммунальной сфере деятельности является расширение использования газомоторного топлива.
На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) насчитывается более двух тысяч автотранспортных средств (2 831 ед.), используемых в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, строительной, дорожной, нефтегазовой отраслях, а также автомобили бюджетных организаций, моторное топливо которых можно заменить на природный газ.
Таким образом, предполагается осуществление следующих мероприятий в целях обеспечения и развития рынка газомоторного топлива в целом:
расширение сети АГНКС и АГЗС за счет строительства станций и центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование по всей территории республики;
перевод автотранспортных средств на газомоторное топливо профильных организаций исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
перевод сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо;
модернизация котельных республики для перевода на сжиженный углеводородный газ.
В рамках разработки мер стимулирования развития газомоторного топлива предполагается реализация следующих мероприятий:
- субсидирование части затрат малоимущим гражданам при переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо;
- субсидирование части затрат компаний, реализующих строительство стационарных автозаправочных станций.
Одним из векторов реализации подпрограммы является создание условий для физических лиц для эффективного снижения издержек на содержание автотранспортных средств. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) инициируется вопрос о применении налоговых льгот, предусматривающих снижение ставки транспортного налога в отношении автомобилей, использующих газомоторное топливо, ведется работа по разработке правового механизма, призванного не только сократить издержки на содержание транспортных средств, но и поощряющего переход на газомоторное топливо. В целях развития данного направления планируется разработка мер по упрощению процедуры предоставления компаниям, реализующим строительство автозаправочных станций, земельных участков под размещение газозаправочных станций на территории Республики Саха (Якутия).
Нахождение оптимального соотношения методов развития газомоторного топлива, ориентированных на создание условий для физических лиц и компаний, реализующих строительство автозаправочных станций, должно стать одним из инструментов поступательного развития газомоторного топлива в республике.
Таблица N 2
SWOT-анализ текущего состояния
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
низкая стоимость топлива и, как следствие, быстрая окупаемость оборудования; наличие нормативно-правовых и организационных основ государственной и муниципальной поддержки |
неразвитость сетей АГНКС; увеличение металлоемкости автомобиля на 30-40 кг; затруднения с пуском холодного двигателя; потеря разгонной динамики и снижение максимальной скорости в среднем на 5-8%; потеря мощности двигателя на 10-15%; увеличение высоты центра тяжести; увеличение расхода газа относительно бензина; высокий показатель объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
снижение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта; привлечение ПАО "Газпром" в активизацию рынка газомоторного топлива; развитие многотопливных заправок; уменьшение объема выброса вредных веществ в атмосферу, обеспечение соответствия транспортного парка подрядных организаций современным и перспективным экологическим требованиям (по шумам и эмиссии вредных веществ, выделяемых двигателями); улучшение экологических характеристик эксплуатируемого парка, повышение экологичности используемого транспорта подрядными организациями; разработка мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду на этапе строительства и эксплуатации ГПЗ; добровольная инвентаризация выбросов парниковых газов; низкая стоимость топлива и, как следствие, быстрая окупаемость оборудования; снижение затрат эксплуатации и ремонт автотранспортных средств |
снижение темпов перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо в связи с финансовыми затруднениями; увеличение негативного воздействия на водные объекты, атмосферный воздух, почвенный покров и мерзлотные почвы, растительный покров и животный мир при строительстве и эксплуатации ГПЗ; увеличение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, происходящих в результате технологических выбросов и утечек в атмосферу на этапе эксплуатации ГПЗ; возникновение техногенной катастрофы (пожар и взрыв) на ГПЗ; финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики; сокращение финансирования из федерального, республиканского и местного бюджета |
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и мероприятия подпрограммы с указанием основных целевых индикаторов подпрограммы
Настоящая подпрограмма разработана с целью расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в целях повышения энергетической эффективности экономики Республики Саха (Якутия), обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, здоровье населения и достижения наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами.
Подпрограмма рассчитана на 2016 - 2020 годы и реализуется в три этапа:
первый этап - 2016 год;
второй этап - 2017 - 2018 годы;
третий этап - 2019 - 2020 годы.
Первый этап.
На первом этапе осуществляется активное воздействие на все организационные процессы, инвестирование на реализацию предусмотренных проектов.
Основные задачи первого этапа:
разработка механизма стимулирования развития рынка газомоторного топлива;
максимальное приобретение автотранспортных средств, работающих на СУГ и КПГ;
информационное обеспечение замены автотранспортных средств на СУГ и КПГ;
обеспечение максимальной загрузки существующих автозаправочных станций на территории Республики Саха (Якутия);
проектирование перевода котельных на СУГ;
проектирование центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование;
проектирование новых АГНКС, строительство и ввод 4 АГНКС, 5 АГЗС и 4 ПАГЗС.
Второй этап.
На втором этапе особое внимание будет уделено развитию рынка газомоторного топлива и его сервисному обслуживанию в синхронизации с приобретением автотранспорта, работающего на СУГ и КПГ, с учетом действующих мощностей АГНКС и строительства новых станций.
За период 2017 - 2018 годы планируется замена части республиканского парка автотранспортных средств, используемых в ЖКХ, сельском хозяйстве, строительной отрасли, на использование СУГ и КПГ в соответствии с установленными целевыми показателями использования природного газа в качестве газомоторного топлива в республике.
Основные задачи второго этапа:
приобретение и перевод автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе;
перевод сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо;
перевод котельной на СУГ;
строительство центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование;
максимальная загрузка планируемых к строительству и существующих автозаправочных станций 50% в сутки;
строительство 7 АГНКС, 4 ПАГЗ, 4 АГЗС и 4 ПАГЗС.
Третий этап.
На третьем этапе будет осуществляться расширение применения природного газа, а также необходимой инфраструктуры для обеспечения потребностей автотранспортных средств, работающих на СУГ и КПГ, переоборудования и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на СУГ и КПГ.
Основные задачи третьего этапа:
приобретение и перевод автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе;
перевод сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо;
строительство центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование;
максимальная загрузка планируемых к строительству и существующих автозаправочных станций 100% в сутки;
строительство 7 АГНКС, 5 ПАГЗ и 2 ПАГЗС.
Основными направлениями реализации подпрограммы являются обеспечение бесперебойной работы существующих автозаправочных станций и разработка механизмов стимулирования использования СУГ и КПГ в качестве газомоторного топлива в Республике Саха (Якутия).
Для достижения цели государственной политики в области развития рынка газомоторного топлива Республики Саха (Якутия) должны быть решены следующие задачи:
Задача 1. Создание и расширение сети автозаправочных станций Республики Саха (Якутия).
Мероприятие 1. Строительство и ввод АГНКС.
Мероприятие 2. Строительство и ввод передвижных АГЗ (ПАГЗ).
Мероприятие 3. Строительство и ввод АГЗС.
Мероприятие 4. Строительство и ввод ПАГЗС.
Мероприятие 5. Строительство центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование.
Мероприятие 6. Возмещение части затрат малоимущим гражданам при переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо.
Мероприятие 7. Возмещение части затрат компаний, реализующих строительство стационарных автозаправочных станций.
Перечень индикаторов к мероприятиям:
Показатель 1.1. Количество построенных и вновь введенных АГНКС;
Показатель 1.2. Количество построенных и вновь введенных АГЗ (ПАГЗ);
Показатель 1.3. Количество построенных и вновь введенных АГЗС.
Показатель 1.4. Количество построенных и вновь введенных ПАГЗС.
Показатель 1.5. Количество построенных центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование.
Показатель 1.6. Количество малоимущих граждан, получивших возмещение затрат при переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо, нарастающим итогом;
Показатель 1.7. Количество компаний, получивших возмещение части затрат, нарастающим итогом.
Задача 2. Перевод автотранспортных средств на газомоторное топливо.
Мероприятие 1. Перевод автотранспортных средств на газомоторное топливо подведомственных учреждений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Мероприятие 2. Перевод автотранспортных средств на газомоторное топливо ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения".
Мероприятие 3. Перевод сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо.
Мероприятие 4. Приобретение специальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия).
Мероприятие 5. Перевод общественного транспорта (автобусов) на газомоторное топливо.
Перечень индикаторов к мероприятиям:
Показатель 2.1. Количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо подведомственных учреждений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Показатель 2.2. Количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения".
Показатель 2.3. Количество переведенной сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо.
Показатель 2.4. Количество приобретенной специальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия).
Показатель 2.5. Количество переведенного общественного транспорта (автобусов) на газомоторное топливо.
Задача 3. Модернизация котельных на сжиженный углеводородный газ.
Мероприятие 1. Перевод котельных на сжиженный углеводородный газ.
Перечень индикаторов к мероприятиям:
Показатель 3.1. Количество переведенных котельных на сжиженный углеводородный газ.
Подпрограммные мероприятия направлены на модернизацию материально-технической базы парка автомобильного транспорта, создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами сжиженного углеводородного газа и компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия).
Целевые индикаторы отражают результаты реализации стратегических направлений и основных мероприятий подпрограммы в виде количественных и качественных показателей. Индикаторы подпрограммы выражают характеристику достижения поставленной цели подпрограммы и ее основных задач.
Таблица N 4
Полный перечень целевых значений индикаторов
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||||||
|
Наименование индикатора |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
Количество построенных и вновь введенных АГНКС |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
Количество построенных и вновь введенных АГЗ (ПАГЗ) |
0 |
3 |
1 |
1 |
4 |
0 |
3 |
1 |
1 |
4 |
3 |
Количество построенных и вновь введенных АГЗС |
5 |
3 |
1 |
0 |
0 |
5 |
3 |
1 |
0 |
0 |
4 |
Количество построенных и вновь введенных ПАГЗС |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Количество построенных центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6. |
Количество малоимущих граждан, получивших возмещение затрат при переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо, нарастающим итогом |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
26 |
39 |
52 |
65 |
7. |
Количество компаний, получивших возмещение части затрат, нарастающим итогом |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
8. |
Количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо подведомственных учреждений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
428 |
613 |
789 |
801 |
9. |
Количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
50 |
100 |
10. |
Количество переведенной сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Количество приобретенной специальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
12 |
Количество переведенного общественного транспорта (автобусов) на газомоторное топливо |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
13 |
Количество переведенных котельных на сжиженный углеводородный газ |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности реализованных мероприятий.
Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации подпрограммы приведен в таблице N 5.
Ответственность за реализацию, достижение конечных результатов и рациональное использование средств:
1. Министерство промышленности Республики Саха (Якутия) по целевым показателям:
количество построенных и вновь введенных АГНКС;
количество построенных и вновь введенных АГЗ (ПАГЗ);
количество построенных и вновь введенных АГЗС;
количество построенных и вновь введенных ПАГЗС.
2. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) по целевым показателям:
количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо подведомственных учреждений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
количество переведенных автотранспортных средств на газомоторное топливо ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения";
количество переведенной сельхозтехники и жилищно-коммунальной техники на газомоторное топливо;
количество приобретенной специальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия);
количество построенных центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование;
количество переведенного общественного транспорта (автобусов) на газомоторное топливо.
3. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по целевым показателям:
количество переведенных котельных на сжиженный углеводородный газ;
количество компаний, получивших возмещение части затрат, нарастающим итогом.
4. Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) по целевому показателю "Количество малоимущих гражданам, получивших возмещение затрат при переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо, нарастающим итогом".
Таблица N 5
Наименование рисков |
Вероятность |
Сила влияния |
Способ преодоления риска |
Невозможность реализации (или реализация не в полном объеме) мероприятий | |||
Нехватка финансовых средств из внебюджетных источников юридических лиц в период реализации подпрограммы |
Высокая |
Высокая |
Реализация антикризисных информационных мероприятий. Применение административных рычагов воздействия |
Риски, связанные с недостижением ожидаемых результатов | |||
Неправильная оценка перспектив использования СУГ и КПГ и эффективности реализации мероприятий подпрограммы из-за недостаточности средств на перевод автомобильного транспорта и приобретение новых автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе |
Высокая |
Высокая |
Контроль за предоставлением периодической отчетности муниципальными образованиями, организациями и предприятиями по ходу реализации основных мероприятий подпрограммы. Проведение ежегодного мониторинга хода реализации подпрограммы и в случае необходимости возможность корректировки |
Раздел 3. Управление подпрограммой
Координатором реализации подпрограммы, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом реализации мероприятий, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
В рамках своих полномочий Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) осуществляет мониторинг исполнения мероприятий подпрограммы, оценку их результативности.
Исполнителями подпрограммы, обеспечивающими реализацию подпрограммных мероприятий, являются Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Министерство промышленности Республики Саха (Якутия).
Исполнители подпрограммы:
обеспечивают реализацию программных мероприятий;
своевременно информируют координатора подпрограммы о необходимости проведения корректировок по срокам и объемам реализации подпрограммы;
подготовку отчетов о ходе выполнения мероприятий подпрограммы ежегодно;
рассматривают необходимость изменения подходов и методов при выполнении мероприятий подпрограммы.
Раздел 4. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить устойчивое снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, здоровье населения и достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами. Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится ежегодно в виде отчета, представляемого исполнителями подпрограммы.
Методика расчета экономической эффективности подпрограммных мероприятий
Экономический эффект (Э, в руб.) в денежном выражении мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива определяется разницей между расходами на заправку автотранспорта бензином и дизельным топливом и расходом на заправку автотранспорта компримированным природным газом:
,
где
- стоимость 1 л Р-92, равная 46,8 руб.;
- расход бензина в год автотранспортными средствами, который определяется в зависимости от вида транспорта и его количества;
- стоимость 1 л дизельного топлива, равная 48 руб.;
- расход дизельного топлива в год автотранспортными средствами, который определяется в зависимости от вида транспорта и его количества;
- стоимость метана, равная 16 руб.;
- расход метана в год автотранспортными средствами, который определяется в зависимости от вида транспорта и его количества.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства федерального бюджета Российской Федерации, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных источников (средств юридических лиц).
Общий объем финансирования по базовому варианту на срок реализации подпрограммы составляет 1 025,7 млн. рублей и состоит из внебюджетных источников юридических лиц, в том числе по годам:
2016 год - 172,9 млн. рублей;
2017 - 2018 годы - 447,4 млн. рублей;
2019 - 2020 годы - 405,4 млн. рублей.
Общий объем финансирования по интенсивному варианту на срок реализации подпрограммы составляет 2 377,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в рамках реализуемой подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных источников, в том числе по годам:
2016 год - 358,5 млн. рублей;
2017 - 2018 годы - 905,8 млн. рублей;
2019 - 2020 годы - 1 112,9 млн. рублей.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 г. N 1449 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.