Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 23 ноября 2016 г. N 421
"Об утверждении Долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов"
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. N 381 настоящее постановление признано утратившим силу с 7 декабря 2017 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2016 г. N 40 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Долговую политику Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) с целью проведения единой долговой политики на территории Республики Саха (Якутия) при исполнении местных бюджетов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов учитывать Долговую политику Республики Саха (Якутия).
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2015 г. N 135 "Об утверждении Долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2015 г. N 511 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2015 г. N 135 "Об утверждении Долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
Е. Чекин |
Долговая политика
Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 421)
Долговая политика на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - долговая политика Республики Саха (Якутия)) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов республики.
I. Итоги реализации долговой политики Республики Саха (Якутия) предыдущего периода
Рост государственного долга Республики Саха (Якутия) в 2014 - 2015 годах связан с замедлением темпов роста экономики и с увеличением расходных обязательств государственного бюджета республики, в том числе в рамках исполнения майских Указов Президента Российской Федерации.
В Республике Саха (Якутия) с 2014 года реализуется Комплексный план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов, утвержденный распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2014 года N 281-РП (далее - Комплексный план), где в разделе "Мероприятия по совершенствованию государственной долговой политики" установлены показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия).
В составе Комплексного плана утверждены мероприятия по совершенствованию государственной долговой политики, которые устанавливают более жесткие ограничения по уровню дефицита государственного бюджета и параметрам государственного долга Республики Саха (Якутия), чем ограничения, принятые Бюджетным кодексом Российской Федерации. Показатели ограничений по Комплексному плану должны соответствовать ограничениям, устанавливаемым Соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 января 2015 года составлял 30 312 млн рублей. Объем государственного долга на 1 января 2016 года увеличился на 7 981 млн рублей, или на 26,3%, и составил 38 293 млн рублей. Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к доходам бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений или долговая нагрузка на государственный бюджет Республики Саха (Якутия) по итогам 2014 года составила 36,1%, по итогам 2015 года - 37,5%. По итогам 2014 года расходы на обслуживание государственного долга составили 1 406 млн рублей, в 2015 году выросли на 496 млн рублей или на 35% и составили 1902 млн рублей.
Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2014 - 2015 годов:
N |
Целевой показатель |
2014 |
2015 |
||
ограничение |
Факт |
Значение |
Факт |
||
1 |
Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений |
<50% |
36,1% |
40,0% |
37,5% |
2 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
<2% |
0,9% |
<1,6% |
1,1% |
3 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия). |
<15% |
3,7% |
<15% |
2,3% |
Все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Саха (Якутия) производились своевременно и в полном объеме.
Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Республики Саха (Якутия) не возникало. Анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в период действия гарантии.
В 2015 году кредитные рейтинги республики подтверждены на достигнутых уровнях: Standart & Poor's на уровне "BB"/ruAA" и Fitch Ratings "BBB-"/"AA+rus".
II. Основные факторы, определяющие характер Долговой политики Республики Саха (Якутия)
Основными факторами, определяющими характер Долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы, являются:
сохранение сложных экономических условий и недостаточная динамика роста собственных доходов бюджета с одновременным увеличением расходов бюджета в части выполнения социальных обязательств;
изменчивость ситуации на финансовом (долговом) рынке, которая может привести к росту процентных ставок по рыночным заимствованиям;
возможные действия международных рейтинговых агентств по снижению суверенных рейтингов Российской Федерации и, как следствие, Республики Саха (Якутия);
уровень государственного долга, близкий к предельным ограничениям, установленным Соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
III. Цели и задачи долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы
3.1. Целями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
поддержание умеренной долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия);
обеспечение безусловного исполнения и обслуживания долговых обязательств Республики Саха (Якутия) в полном объеме и в установленные сроки;
проведение эффективной долговой политики, ориентированной на долгосрочные заимствования и равномерное распределение погашения долговых обязательств;
минимизация стоимости обслуживания государственного долга Республики Саха (Якутия).
3.2. Основными задачами долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
поддержание объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) на экономически безопасном уровне с учетом рисков, связанных с управлением государственным долгом;
соблюдение ограничений, установленных Комплексным планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на соответствующие годы;
оптимизация структуры государственного долга Республики Саха (Якутия) в сторону увеличения долгосрочных обязательств;
минимизации стоимости обслуживания государственного долга;
эффективное планирование государственного долга и заимствований Республики Саха (Якутия);
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
сокращение рисков наступления случаев исполнения предоставленных государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
недопущение случаев просрочки исполнения обязательств по государственному долгу;
укрепление репутации Республики Саха (Якутия), как надежного заемщика, безусловно и своевременно выполняющего свои обязательства.
IV. Анализ рисков, возникающих в процессе управления Государственным долгом Республики Саха (Якутия)
4.1. Риски, возникающие по государственным заимствованиям.
В 2017 - 2019 годах в качестве основного источника заемных ресурсов планируется использование рыночных долговых инструментов.
В качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета планируется выпуск государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) со сроком обращения от 7 до 10 лет. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом в части, касающейся объемов и графиков платежей, равномерное распределение платежей.
Привлечение кредитов коммерческих банков будет осуществляться на конкурсной основе по итогам проведения электронных аукционов, в соответствии с действующим законодательством.
Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях рефинансирования бюджетных кредитов, а также частичного замещения рыночных обязательств в 2017 - 2019 годах будет рассматриваться во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.
В 2017 - 2019 годах продолжится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Саха (Якутия), являются:
Риски неполного поступления плановых доходов региональных бюджетов будут сохраняться и в течение 2017 - 2019 годов, вследствие чего размеры дефицитов региональных бюджетов могут расти. Такие риски требуют комплексного подхода: сдерживание и оптимизация расходов, мобилизация доходных источников бюджета, контроль за объемом привлекаемых заимствований. В условиях ограниченности бюджетных средств покрытие дефицита бюджета и погашение долговых обязательств осуществляется за счет привлечения новых заимствований, что приводит к росту государственного долга.
Риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или не сможет рефинансировать текущие обязательства.
В условиях высокой волатильности процентных ставок может возникнуть ситуация, когда кредиторы (коммерческие банки, инвесторы) могут отказаться от предоставления новых кредитов и займов (не участвовать в размещениях ценных бумаг, в аукционах на оказание услуг по предоставлению кредитов), посчитав предлагаемые условия займа по кредиту (процентная ставка, купон, цена размещения облигаций), не соответствующими рыночной конъюнктуре, кредитному риску заемщика.
В связи с продолжающейся непростой экономической ситуацией в России, возможными геополитическими рисками в рассматриваемом периоде могут возникнуть риски закрытия или сужения рынков предоставления заимствований.
Для снижения рисков, связанных со способностью республики своевременно исполнять свои долговые обязательства, будет осуществляться мониторинг конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры на финансовых рынках, привлечение заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе.
Риск процентной ставки - риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок. В целях снижения рисков в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга. При мониторинге могут использоваться услуги и электронные системы по информационно-аналитическому сопровождению управления долговыми обязательствами.
Операционные риски, в том числе случайные или преднамеренные действия (бездействие) физических или юридических лиц, возможность нарушения установленных порядков и процедур, сбои в функционировании систем и оборудования, неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля, должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов, систем, оборудования, упреждающего выявления возможных проблем и отклонений.
4.2. Риски исполнения условных обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации объем предоставленных государственных гарантий учитывается в составе государственного долга субъекта Российской Федерации.
В целях снижения доли условных обязательств в структуре долга государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставляются и будут предоставляться исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает непосредственное влияние на параметры долговой устойчивости бюджета, Республика Саха (Якутия) будет вести сдержанную политику в отношении предоставления государственных гарантий.
Для снижения рисков наступления случая неисполнения принципалами обязательств по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Саха (Якутия), целесообразно:
ограничить объем предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
вести контроль за финансовым состоянием принципала при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в период действия гарантии;
на постоянной основе вести мониторинг рисков неисполнения принципалом гарантированных обязательств;
проводить работу с принципалами по обеспечению своевременного и полного исполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Республики Саха (Якутия).
V. Инструменты и мероприятия реализации Долговой политики Республики Саха (Якутия)
Реализация долговой политики Республики Саха (Якутия) в 2017 - 2019 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач бюджетной политики Республики Саха (Якутия), направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета, оптимизацию расходов государственного бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения государственного бюджета.
При этом в целях обеспечения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республика Саха (Якутия) будет соблюдать ограничения, предусмотренные Комплексным планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов. Целевые показатели по уровню дефицита государственного бюджета и параметрам государственного долга Республики Саха (Якутия) устанавливаются в соответствии с ограничениями, указанными в Соглашениях о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.
При расчете источников финансирования дефицита государственного бюджета на 2017 - 2019 годы будет использоваться Методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденная приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2016 г. N 01-04/0914-н, которая учитывает ограничения, установленные Комплексным планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и плановый период.
Основными инструментами и мероприятиями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
анализ государственного долга и планирование государственных заимствований Республики Саха (Якутия) с точки зрения графика погашения, стоимости обслуживания и влияния на платежеспособность государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
ведение мониторинга соответствия размера дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и параметров государственного долга Республики Саха (Якутия) ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Комплексным планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов;
безусловное, своевременное и полное исполнение долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
привлечение заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе;
обеспечение равномерного распределения сумм погашения и обслуживания долговых обязательств по годам;
включение в закон о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение государственного долга Республики Саха (Якутия) в полном объеме, а также условия о том, что расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) не подлежат сокращению;
диверсификация долгового портфеля Республики Саха (Якутия);
направление части доходов, полученных при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сверх утвержденного Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете общего объема доходов, на замещение государственных заимствований и/или погашение государственного долга Республики Саха (Якутия);
использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
ограничение объема предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
контроль за финансовым состоянием принципала при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в период их действия на ежегодной основе;
обеспечение своевременного и полного учета информации о государственном долге Республики Саха (Якутия), формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Республики Саха (Якутия);
обеспечение раскрытия информации о государственном долге Республики Саха (Якутия);
проведение работы по поддержанию кредитных рейтингов Республики Саха (Якутия) и создание предпосылок для их повышения.
Набор показателей долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) будет установлен в разделе "Мероприятия по совершенствованию государственной долговой политики" Комплексного плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов и будет включать следующие целевые показатели:
отношение дефицита бюджета к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
доля государственных ценных бумаг в структуре рыночных заимствований Республики Саха (Якутия);
отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций к сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений;
доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия) к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 421 "Об утверждении Долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2016 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 29 ноября 2016 г. N 46, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 27 декабря 2016 г. N 45
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. N 381 настоящее постановление признано утратившим силу с 7 декабря 2017 г.