Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 30
к Указу Главы Республики
Саха (Якутия)
от 26 декабря 2016 г. N 1600
Подпрограмма
"Формирование рынка арендного жилья и наемных домов"
Паспорт подпрограммы
I. Характеристика текущего состояния
SWOT-анализ текущего состояния
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Превышение спроса жилья над предложением на рынке жилья. Наличие резервов мощностей строительного комплекса Республики Саха (Якутия) |
Слабая организация работ на уровне муниципальных образований. Климатические условия Крайнего Севера, которые обуславливают увеличение сроков строительства и значительное удорожание стоимости строительства квадратного метра жилья в Республике Саха (Якутия) ввиду высоких транспортных затрат, технологических особенностей строительства объектов в сложных климатических условиях вечной мерзлоты, что влечет увеличение стоимости платы за наем жилых помещений |
Возможности |
Угрозы |
Формирование нового сектора в жилищной политике Республики Саха (Якутия). Доступность для граждан найма жилых помещений у собственников жилых домов коммерческого использования. Длительный срок найма жилых помещений и относительная стабильность условий оплаты жилого помещения |
Низкая заинтересованность инвесторов. Низкая платежеспособность граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях |
Правительство Республики Саха (Якутия) последовательно реализует жилищную политику, направленную на повышение доступности жилья. Ежегодно наращиваются объемы жилищного строительства, за последние пять лет объем ввода жилья увеличился на 80,2%, с 303,0 тыс. кв. м в 2010 году до 546,2 тыс. кв. м в 2015 году.
Согласно статистическим данным число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с каждым годом увеличивается:
Средняя цена 1 кв. м жилья в Республике Саха (Якутия) на конец 2015 года составила 71,4 тыс. рублей на первичном рынке и 82,5 тыс. рублей на вторичном рынке жилья.
Несмотря на рост объемов ипотечного жилищного кредитования ориентация на ипотечные механизмы приобретения жилья в собственность не позволила максимально повысить доступность жилья.
У большинства граждан республики с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) материальные возможности для решения жилищной проблемы отсутствуют.
Ипотечное кредитование недоступно слоям населения с умеренными доходами по следующим причинам:
значительный размер первоначального взноса;
высокая ставка процента по негосударственным ипотечным программам;
существующие кредитные обязательства.
Все перечисленные проблемы приводят к тому, что механизмом ипотечного кредитования не могут воспользоваться большинство имеющих потребность в жилье. Короткий срок кредита, первоначальный взнос и высокий процент делают размер выплат по кредиту слишком высоким по сравнению с уровнем доходов большинства граждан. Ипотека лишь несколько ускоряет приобретение жилья для граждан, уже имеющих квартиры или большие накопления.
В Республике Саха (Якутия) есть целая категория граждан, которые не могут или даже не планируют взять ипотечный кредит, но имеют возможность снимать квартиру.
Как показывает мировая практика, главную роль в доступности жилья играет далеко не столько ее стоимость. Жилище как один из фундаментальных активов домашних хозяйств никогда не стоит дешево, но через рыночные институты (например, жилищно-строительные кооперативы, ипотечное кредитование) его доступность может возрасти.
Одним из способов повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе и для Республики Саха (Якутия), является разработка и внедрение механизмов развития рынка арендного жилья и наемных домов.
Согласно зарубежному опыту решения жилищного вопроса населения доля жилья, задействованного на рынке жилищной аренды, является весьма значительной (Франция - около 45%, Германия - около 55%).
В развитых странах государство участвует на рынке аренды жилья: регулирует арендную плату (Чехия, США); субсидирует малоимущих или предоставляет им в аренду социальное жилье (США, Австралия); субсидирует арендодателей, предоставляющих жилье малоимущим; регулирует развитие рынка аренды фискальными методами; привлекает общественные организации для управления арендуемым социальным жильем (Канада, Великобритания); выделяет на льготных условиях земельные участки для строительства жилых многоквартирных домов для социальной и коммерческой аренды (Китай, Бразилия); субсидирует строительство жилья для социального найма (Канада, Китай); организует фонды финансирования строительства и сдачи жилья в аренду (Бразилия, США). Многие из этих государственных мер могут и должны быть применены в Республике Саха (Якутия).
При этом ипотечное кредитование остается и работает как отдельный механизм реализации жилищной политики. Это дает возможность гражданам иметь выбор: купить квартиру или арендовать.
Наемные дома социального использования рассчитаны в основном на граждан с умеренными доходами. Коммерческий наем является альтернативой государственным механизмам жилищной политики. Граждане, очередь на улучшение жилищных условий которых еще не подошла или не имеющие достаточных накоплений и доходов для участия в ипотечных программах, вынуждены снимать жилье у частных владельцев или нанимателей социального жилья. При этом индивидуальный коммерческий наем несколько компенсирует недееспособность действующих механизмов жилищной политики, но эта система не обеспечивает стабильного развития жилищного сектора.
В соответствии с главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения могут предоставляться их собственниками на условиях договора найма: социального и коммерческого найма жилого помещения.
По договору социального найма жилые помещения предоставляются только малоимущим и иным, определенным Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или Законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанным по установленным жилищным законодательством основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
По договору коммерческого найма жилые помещения предоставляются любым категориям граждан. Жилищный фонд коммерческого использования формируется из государственного, муниципального и частного жилищных фондов (согласно статье 19 Жилищного кодекса "жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование").
На ценообразование жилых помещений влияют и высокие ставки по кредитам, выдаваемым банками предприятиям строительной индустрии.
Существуют вопросы, которые предполагают строительство жилья для сдачи в наем невыгодным для застройщиков и тем самым являются причинами, сдерживающими появление арендного жилья и наемных домов:
отсутствие должного законодательного регулирования, большие риски как арендодателя, так и арендонанимателя;
сегодня инвестору выгоднее построить новый дом и реализовать квартиры по рыночной, достаточно высокой цене, а не сдавать их внаем, возвращая вложенные средства в течение десятилетия;
среднестатистическая семья не может тратить на аренду выше 30 процентов своего дохода, но этих средств явно не хватит застройщикам. И скорее всего доходное жилье будет пользоваться у граждан популярностью, только если ежемесячная плата за наем будет значительно ниже, чем взносы по ипотеке.
Для этого жилье под наем должно быть жильем экономкласса: с использованием преимущественно серийных проектов с квартирами типовой планировки и минимальной отделкой.
Кроме того, схема сдачи в наем такого жилья должна быть доступной и понятной. С учетом того, что спрос на такой род жилья предполагает быть стабильным, собственник жилья может рассчитывать на стабильный доход от сдачи жилых помещений в наем. К тому же у собственника жилья есть возможность расширить бизнес, создав, как один из вариантов, собственную управляющую компанию для обслуживания арендного жилья и наемного дома, тем самым возникнет возможность получения дополнительного источника для финансовых поступлений.
Наличие арендного жилья и наемных домов в жилищном фонде республики предоставит гражданам, в том числе состоящим на жилищном учете, право выбора условий проживания - приобретать жилье в собственность, неся бремя его содержания, или арендовать жилое помещение у собственника в соответствии с располагаемыми доходами и оказываемой, при наличии оснований, государственной социальной помощью в жилищной сфере.
При формировании системы арендного жилья и наемных домов представляется важным обеспечить выполнение следующих основных требований:
а) доступность для граждан найма жилых помещений у собственников жилых домов;
б) длительный срок найма жилых помещений и относительная стабильность условий оплаты жилого помещения.
II. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Актуальность решения проблем в сфере развития жилищного строительства и его доступности подчеркивается тем, что несмотря на создание основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего.
Исходя из этого основной целью арендного жилья и наемных домов в Республике Саха (Якутия) является, по базовым и интенсивным вариантам, обеспечение населения доступным жильем, мобильность населения, трудовая миграция;
Отличие интенсивного варианта от базового состоит в увеличении ввода арендного жилья, в т.ч. жилых помещений в наемном доме.
Для решения поставленной цели необходимо сформировать рынок арендного жилья и наемных домов и развить некоммерческий арендный жилищный фонд для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
Основным мероприятием подпрограммы по развитию рынка арендного жилья и наемных домов по базовому и интенсивному вариантам является:
1) совершенствование законодательного регулирования, а также меры государственной поддержки, направленные на строительство жилья в целях предоставления по договору найма жилого помещения в жилищном фонде некоммерческого использования;
2) строительство арендного жилья и наемных домов в Республике Саха (Якутия).
III. Обоснование объемов финансовых ресурсов
Источниками финансирования реализации мероприятий подпрограммы являются:
тыс. рублей
IV. Анализ управления подпрограммой
Реализация подпрограммы будет производиться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации.
Индикаторы
реализации подпрограммы "Формирование рынка арендного жилья и наемных домов"
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Задача N 1. Формирование рынка арендного жилья и наемных домов и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода | ||||||
Объем ввода арендного жилья, в том числе: |
кв. м |
0 |
0 |
3 800 |
0 |
0 |
В наемных домах |
кв. м |
0 |
0 |
1 100 |
0 |
0 |
<< Приложение N 29 |
Приложение >> N 31 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 г. N 1600 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.