Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 31 марта 2017 г. N 82п в наименование внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению Окружной
администрации города Якутска
от 9 января 2017 г. N 2п
Муниципальная программа
"Формирование современной городской среды на территории городского округа "город Якутск" на 2017 - 2022 годы"
31 марта 2017 г.
Паспорт программы
1 |
Основание для разработки |
- Градостроительный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Устав городского округа "город Якутск"; - Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством Медведева Д.А. от 19 сентября 2016 г. N 4; Протокола А1-8862 от 26 сентября 2016 года; - Перечень поручений первого заместителя Председателя правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З. N Пр-895-П2 от 20 октября 2016 года по вопросу разработки муниципальной программы благоустройства и развития городской среды предлагаемых инициатив по благоустройству и развитию городской среды; - Решение Якутской городской Думы от 10 июня 2015 года N РЯГД-18-12 и Бюджетный кодекс Российской Федерации. |
2 |
Заказчик |
Окружная администрация города Якутска Юридический почтовый адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 15 |
3 |
Ответственный исполнитель программы |
Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска |
4 |
Соисполнители программы |
Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска; Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска; МКУ Главстрой; МКУ СЭГХ; МКУ СИРИК. |
5 |
Основные цели |
Формирование максимально качественной и комфортной городской среды, ориентированной на горожан и гостей города Якутска, повышение инвестиционной привлекательности и имиджевой политики столицы Республики Саха (Якутия). |
6 |
Основные задачи |
1. Обеспечение устойчивого развития территории города на основании утвержденной градостроительной документации, обеспечение эффективного и сбалансированного использования городских территорий, создание необходимой нормативно-правовой базы. 2. Комплексный подход к развитию общественных пространств: городских площадей, пешеходных улиц и зон, скверов и парков, рекреационных территорий, набережных. 3. Создание условий для повышения уровня комфортности проживания граждан, комплексность благоустройства дворовых территорий города Якутска. 4. Обеспечение надлежащего водоотведения с территорий городского округа и организации системы поверхностной ливневой канализации. 5. Достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий, сохранение и регенерация историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-художественного облика города Якутска. |
7 |
Перечень мероприятий программы |
1. Организационно-правовое обеспечение градостроительной деятельности. 2. Организация общественных пространств и создания системы озелененных пространств. 3. Благоустройство дворовых территорий (оснащение дворовых территорий детскими и спортивными площадками, ремонт и устройство внутридворовых проездов, организация дворовых скверов, МАФы). 4. Обеспечение водоотведения в целях комплексного благоустройства территорий. 5. Переход к единому архитектурно-художественному стилю в оформлении открытых городских пространств (паспортизация расколеровки фасадов МКД, устройство балконов МКД, Стрит-Арт, концепция размещения информационных и рекламных конструкций, архитектурная подсветка). |
8 |
Объем и источники финансирования, в том числе по годам реализации |
Объем финансирования: 4 011 448,75 тыс. руб., в том числе: по источникам финансирования: из федерального бюджета: 585 878,41 тыс. руб.; из республиканского бюджета: 1 126 286,75 тыс. руб.; из местного бюджета: 1 981 058,09 тыс. руб.; из внебюджетных источников: 318 225,50 тыс. руб. по годам реализации: на 2017 год: 851 623,55 тыс. руб.; на 2018 год: 1 022 454,64 тыс. руб.; на 2019 год: 521 055,05 тыс. руб.; на 2020 год: 625 179,99 тыс. руб.; на 2021 год: 666 553,03 тыс. руб. на 2022 год: 324 582,50 тыс. руб. |
9 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- Качественное нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности на территории ГО "город Якутск". - Увеличение количества и качества обустроенных общественных пространств. - Увеличение площади и количества обустроенных скверов и озелененных территорий. - Увеличение количества обустроенных дворовых территорий. - Увеличение числа обустроенных парковок во дворах жилых домов, в том числе многоуровневых для постоянного и временного хранения личного автотранспорта горожан. - Организация надлежащего водоотведения с территорий городского округа в целях обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности граждан. - Повышение качества архитектурной среды, за счет увеличения количества объектов более высокого эстетического качества, использования художественных приемов (покраска фасадов, Стрит-Арт, замена балконов МКД 60-70-х годов постройки, архитектурная подсветка, совершенствование дизайна информационных и рекламных конструкций, праздничное оформление), способствующих формированию неповторимого и уникального образа северной столицы. |
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 31 марта 2017 г. N 82п в раздел 1 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
1. Нормативно-правовое обеспечение
Муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории городского округа "город Якутск" на 2017 - 2022 годы" составлена в соответствии с действующим законодательством и следующими нормативными правовыми актами:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 года N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов";
Устав городского округа "город Якутск";
Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством Медведева Д.А. от 19 сентября 2016 года N 4; Протокола А1-8862 от 26 сентября 2016 года;
Перечень поручений первого заместителя Председателя правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З. N Пр-895-П2 от 20 октября 2016 года по вопросу разработки муниципальной программы благоустройства и развития городской среды предлагаемых инициатив по благоустройству и развитию городской среды;
Решение Якутской городской Думы от 10 июня 2015 года N РЯГД-18-12 и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы комплексного благоустройства и развития городской среды, анализ причин возникновения проблем
Развитие комфортной городской среды и повышение качества жизни в городах становится новым национальным приоритетом. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минстрою и АИЖК разработать единые стандарты благоустройства городов, которые лягут в основу изменений в федеральном, региональном и муниципальном законодательства в части установления градостроительных регламентов, градостроительных нормативов, ведения градостроительной деятельности. Новые стандарты будут направлены на формирование комфортной городской среды, и это совершенно новая повестка для всех городов России.
2.1. Текущее состояние в сфере нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности
Территорию городского округа "город Якутск" составляют территория города Якутска и прилегающие территории, включая территории населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Границы территории городского округа "город Якутск" установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-З N 355-III "Об установлении границ территорий и наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
В соответствии со статьей 45 Устава городского округа "город Якутск" образованы административные территории. Административные территории созданы в границах населенных пунктов и наслегов, не являющихся муниципальными образованиями, а также внутригородских округов. В целях планировки территории город разделен на элементы планировочной структуры - кварталы и микрорайоны. По состоянию на 1 октября 2008 года в городе имеются 114 кварталов и 7 микрорайонов.
Постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16 марта 2005 года ПГС N 30-1 утвержден Генеральный план развития города Якутска (городского округа). Решением окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года N РОС-51-9 утверждены Правила землепользования и застройки города Якутска. В то же время, в связи с ограничением финансирования, до сих пор недостаточно осуществлялась подготовка, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, документации по планировке территории.
Недостаточные темпы подготовки документации по планировке территории привели к тому, что в основном велось т.н. точечное строительство за счет уплотнения существующих территорий, что однозначно привело к ухудшению условий жизнедеятельности граждан. При этом на существующую коммунальную инфраструктуру, которая и без того изношена, ложится очень большая нагрузка.
В предыдущие годы проблема обеспечения территорий города документацией по их планировке не решалась программно-целевым методом. Настоящая программа составляет комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, призванных обеспечить решение вышеизложенных проблем на основе единой методологической основы муниципальной программы.
Также возникает необходимость в создании нормативно-правовой базы городского округа "город Якутск" в области градостроительства и автоматизации работы архитектурно-земельного блока, т.к.:
- ввиду отсутствия полной информации о территории города и пригородных населенных пунктах инвесторы оказывается не заинтересованными во вложении средств в эти территории.
- выдача разрешительной документации на строительство, возможность подключения к городским инженерным сетям, проведения процедуры оформления аренды и продажи участков под строительство, являются не такими быстрыми и не такими качественными, какими должны быть
2.2. Текущее состояние в сфере организации общественных пространств и создания системы озелененных пространств
Якутск - Столица Республики Саха (Якутия) - является наиболее крупным городом северо-восточной части Российской Федерации, политико-административным, культурным и экономическим центром республики. Несмотря на то, что за последние 10 лет город Якутск сильно изменился, прежде всего, рост города был связан со строительством жилья и коммерческой недвижимости. Только за последние пять лет с 2011 по 2015 годы в Якутске было построено более миллиона квадратных метров жилья и большое количество нежилой недвижимости - это магазины, офисы, предприятия. То есть одна шестая часть горожан, около 50 тысяч человек, живут в домах, которые построены в течение 5 лет. В соответствии с утвержденными местными нормативами градостроительного проектирования ГО "город Якутск", они должны были быть обеспечены как минимум 6 тыс. машино-местами на автопарковках и 150 тыс. кв. метров озеленения, что, к сожалению, не обеспечено. Уделяя внимание количеству возводимых объектов, к качеству окружающей их среды относились по остаточному принципу.
Людей сегодня волнует уже не только наличие жилья, но и состояние подъездов, дворов, улиц. Они хотят, чтобы комфортно было не только в квартире, но и в подъезде, и во дворе, вокруг дома, чтобы было место где можно спокойно прогуляться с детьми и позаниматься спортом, чтобы машины парковались на отведенных площадках, а не на газонах и тротуарах, чтобы было больше зелени, мест для общения, отдыха.
Конечно, в Якутске есть городские площади и центральный парк, им как и во многих российских городах, уделяется особое внимание, и то недостаточное. Но в целом по городу ситуация гораздо сложнее и хуже. Обустройство обычных городских кварталов, где проходит повседневная жизнь абсолютного большинства людей, ведется застройщиками по минимуму, что конечно же отражается на качестве среды.
Нагрузки на городское пространство увеличиваются, растет число дорог и количество автомобилей, сокращается пространство для полноценного отдыха горожан, уменьшается доля экологически чистого пространства. Уменьшение пространственных ресурсов, переуплотнение, чрезмерная интенсификация, загрязнение, наличие бесхозных, деградирующих, экстремальных, патогенных, опасных для здоровья человека пространств, их резкая дифференциация, связанная с социальными процессами - делают актуальной проблему повышения пространственно-экологических качеств архитектурного окружения.
Стратегические планы развития лучших городов мира опираются на политику устойчивого развития, направленную на достижение таких общечеловеческих ценностей, как высочайшее качество жизни, экономическое благосостояние, социальная справедливость, сохранение живой культуры и здоровой окружающей среды.
Основной целью принятой "Стратегии социально-экономического развития городского округа "город Якутск" до 2032 года" является достижение высокого качества жизни горожан на основе формирования и реализации экономического, научно-образовательного, культурного и инновационного потенциалов, комплексной модернизации городской среды и перехода на модель устойчивого развития.
Необходим переход от традиционного градостроительного зонирования микрорайонов к совмещенным форматам застройки - совмещение деловой и жилой недвижимости с публичными пространствами ("микрозонирование" на уровне отдельных проектов застройки).
Основные виды общественных пространств:
1. Пешеходные улицы и зоны
2. Комплексные проекты благоустройства
3. Скверы и парки, зеленые зоны
4. Набережные
5. Общественные зоны круглогодичного использования
6. Дворовые территории
Пешеходные улицы и зоны - самый распространенный за последние 20 лет вид благоустройства российских городов. Всем известный московский Арбат - одна их первых пешеходных улиц России. За последние 10 лет благоустроенные пешеходные пространства появились во многих малых и средних городах, особенно при наличии исторического центра. Так, в Якутске в начале 2000 годов в составе проекта комплексного благоустройства историко-архитектурного комплекса "Старый город" была организована специальная пешеходная зона. Часть улиц Аммосова, Аржакова и часть улицы Кирова, являющиеся пешеходными, на сегодня действительно стали излюбленным местом отдыха и активно используются как самими горожанами, так и гостями столицы. Интересной находкой стало применение чурочной мостовой, именно чурками, до появления асфальта, раньше мостили улицы города Якутска. Именно здесь в праздничные и выходные дни устраиваются уличные фестивали, ярмарки, импровизированные выставки и народные гуляния. Базовыми функциями центрального пешеходного пространства Якутска являются торговля, офисная недвижимость и общественное питание. Других реализованных комплексных проектов благоустройства в городе Якутске на сегодня нет.
Кроме того, улица Аммосова имеет продолжение как пешеходно-транспортная улица с выходом через пешеходный мост на ул. Пушкина. В соответствии с генеральным планом и проектом планировки центральной части города Якутска, это направление также должно получить развитие вдоль ул. Пушкина вплоть до пересечения с ул. Лермонтова. Строительство надземного пешеходного перехода через ул. Лермонтова позволило бы выстроить связь с Городским парком культуры и отдыха и получить таким образом важнейшую с точки зрения организации пешеходных общественных пространств - центральную пешеходную ось, связывающую основные точки наибольшего скопления людей: старый город - площадь Ленина, озеро Талое, Комсомольская площадь, Парк культуры и отдыха. Необходимо отметить, что это позволило бы снять основные пешеходные потоки с ул. Кирова, как одной из важнейших транспортных поперечных магистралей города. Сегодня, как правило в праздничные дни ул. Кирова перекрывается, что практически приводит к транспортному коллапсу. Все остальные пешеходные пути увязаны с улично-дорожной сеткой.
Из-за отсутствия концепции развития и зонирования этой важной пешеходной зоны, вдоль улицы Пушкина выстроены жилые дома с непродуманной организацией функции нижних этажей, характеризующихся очень низким качеством архитектурных решений входных групп, полным отсутствием качественной организации пешеходного движения и озеленения.
Недостаток озелененных территорий в Якутске связан не только с климатическими условиями. Определяющими факторами являются также Скверы и парки, зеленые зоны.
Перед городом стоят проблемы связанные с отсутствием надлежащего водоотведения, низким уровнем развития улично-дорожной сети, чрезвычайно низким уровнем благоустройства внутригородских территорий. Данные проблемы в комплексе с особенностями географического положения Якутска (суровые природно-климатические условия, удаленность от основных центров страны и континента, уровень транспортной доступности) препятствуют надлежащему обеспечению безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности граждан - жителей и гостей столицы республики; способствуют оттоку экономически активных и конкурентоспособных граждан за пределы города и республики.
2.3. Текущее состояние в сфере благоустройства дворовых территорий
Комплексный подход позволяет наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем проблем, решение которых может обеспечить комфортные условия проживания всего населения. К этим условиям относятся чистые улицы, благоустроенные районы, дворы и дома, зеленые насаждения, необходимый уровень освещенности дворов в темное время суток.
Важнейшей задачей Окружной администрации города Якутска является формирование и обеспечение среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе благоустройство и надлежащее содержание дворовых территорий, выполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по устойчивому развитию городских территорий, обеспечивающих при осуществлении градостроительной деятельности безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Для поддержания дворовых территорий в технически исправном состоянии и приведения их в соответствие с современными требованиями комфортности разработана настоящая программа в которой предусматривается целенаправленная работа по следующим направлениям:
- ремонт асфальтобетонного покрытия дворовых территорий города Якутска и проездов к ним с выполнением при необходимости работ по ремонту внутридворовых систем ливневой канализации;
- максимальное сохранение существующих малых архитектурных форм, размещение игровых комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых;
- ремонт конструктивных элементов, расположенных в дворовых территориях жилых домов;
- озеленение дворовых территорий;
- ремонт и восстановление дворового освещения.
Комплексное благоустройство дворовых территорий позволит поддержать их в удовлетворительном состоянии, повысить уровень благоустройства, выполнить архитектурно-планировочную организацию территории, обеспечить здоровые условия отдыха и жизни жителей
2.4. Текущее состояние в сфере обеспечения водоотведения
Несмотря на позитивные изменения в сфере обустройства улично-дорожной сети, развитие городской инфраструктуры находится на предельно низком уровне, по множеству показателей уступающим городам, расположенным в экономически развитых регионах страны. Перед городом стоят проблемы связанные с отсутствием надлежащего водоотведения, низким уровнем развития улично-дорожной сети, чрезвычайно низким уровнем благоустройства внутригородских территорий. Данные проблемы в комплексе с особенностями географического положения Якутска (суровые природно-климатические условия, удаленность от основных центров страны и континента, уровень транспортной доступности) препятствуют надлежащему обеспечению безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности граждан - жителей и гостей столицы республики; способствуют оттоку экономически активных и конкурентоспособных граждан за пределы города и республики.
В настоящее время проблемы в сфере благоустройства также связаны с отсутствием единой системы водоотводных сооружений. По причине плоскости рельефа территории, на которой располагается город Якутск, отвод ливневых вод выполняется только при помощи искусственных сооружений в виде железобетонных водопропускных лотков. Основная часть водопропускных лотков проходит в центральной части города. Последние исследования показали, что значительная часть существующих лотков пришла в полную непригодность - разрушен бетон, полностью сложились стенки. Причиной такого состояния водопропускных лотков является ненадлежащее финансирование мероприятий по их содержанию на протяжении многих предшествующих лет. При этом необходимо отметить, что в последние годы практически исключены техногенные факторы, такие как течи инженерных сетей, горячая вода из которых в зимний период наносила непоправимые повреждения структуре бетона. Помимо этого в почве происходит масса естественных природных деструктивных процессов, связанных с изменением климата. Ненадлежащее водоотведение является основной причиной обводнения территории города Якутска, заболачивания, повышенного износа несущих конструкций зданий, ухудшения санитарного состояния территорий города, увеличения случаев подмыва и разрушений дорожного полотна, пучинообразования.
Ненадлежащее техническое состояние автомобильных дорог и низкий уровень развития городской улично-дорожной сети в целом. Еще достаточно большая часть объектов улично-дорожной сети города не отвечает нормативным требованиям. Работа по текущему ремонту и реконструкции объектов улично-дорожной сети осуществляется в недостаточных объемах. Не ведутся аналитические исследования пропускной способности улично-дорожной сети с учетом нарастающих темпов автомобилизации и увеличения населения города Якутска. Ощущается острая нехватка тротуаров и иных элементов обустройства автомобильных дорог. При ремонте объектов улично-дорожной сети не учитывалась или проводилась в ненадлежащем объеме привязка к системам водоотведения.
Чрезвычайно низкий уровень благоустройства внутригородских территорий. На территории большинства внутригородских кварталов и микрорайонов отсутствует инфраструктура, обеспечивающая безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности граждан. В частности нет надлежащих внутриквартальных проездов, ливневой канализации, пешеходных тротуаров, детских и спортивных площадок, парковочных зон, озеленения и иных элементов благоустройства. Отсутствует разграничение зон ответственности и обязанностей по благоустройству территорий между муниципалитетом и иными организациями, в том числе застройщиками, собственниками жилья, управляющими компаниями и другими субъектами градостроительной и иной деятельности.
Существующая схема отвода талых и ливневых вод с территории города Якутска представляет собой сеть водоотводных железобетонных лотков протяженностью 40500 п.м., более 800 водопропускных труб диаметром от 350 до 500 мм, систему из 25 стационарных электронасосных станций и магистрального коллектора по трассе существующего городского канала.
Основные трудности, которые существенно осложняют проведение эффективной борьбы с подтоплением и обводнением территории города Якутска, следующие:
- застроенность территории;
- невозможность использования типовых конструкций дренажей и систем ливневой канализации;
- высокая зарегулированность надземного стока дорожными насыпями;
- невозможность сброса дренажных вод и ливневых стоков в городской коллектор из-за перегруженности в связи с возрастающими объемами хозяйственно-бытовых стоков.
Перечисленные трудности свидетельствуют о чрезвычайной сложности борьбы с подтоплением и обводнением городской территории. Проблема подтопления городских территорий является ключевой, так как от ее решения зависит не только состояние городской инфраструктуры, но и в значительной степени и социальная обстановка в городе. Участившиеся в последние годы в городе Якутске проливные и затяжные дожди наглядно продемонстрировали кризисность существующей ситуации с подтоплением и обводнением городской территории. Подобная ситуация в городе возникает ежегодно в весеннее время, когда талыми снеговыми водами затапливается значительная часть территории города, неся горожанам не только большие бытовые неудобства. При подтоплениях разрушаются дороги, снижается прочность грунтовых оснований зданий и сооружений, что приводит к их деформациям, активизирует развитие опасных криогенных процессов и т.д. Для ликвидации подобных ситуаций ежегодно затрачивается большое количество необоснованных человеческих и материальных ресурсов. Для решения проблемы подтопления и обводнения городской территории необходимо принятие радикальных мер.
В условиях тотального дефицита бюджета, более рациональным будет обустройство водоотведения с территорий кварталов. С учетом, неудовлетворительного состояния системы водоотведения г. Якутска, работы по обустройству трубных переходов, лотков и других мероприятий необходимо включать в расходную часть городского округа "город Якутск" на ежегодной основе. Таким, образом, работы указанные в данной аналитической записке являются первоочередными мерами в составе данной программы.
2.5. Текущее состояние в сфере архитектурно-художественного облика городской среды
Формирование городской среды процесс постоянный, включающий в себя не только формирование застройки городской территории, но и создание архитектурно-художественной среды в целом. Облик города, напрямую связан с созданием новых архитектурных объектов и сохранением старых. Социально-экономические и культурные условия, являются предпосылками по созданию пространственной среды, в которой мы живем и развиваемся. Качество среды проживания, которую мы формируем, является главным фактором, влияющим на архитектурно-художественный облик города.
В настоящее время при строительстве и оформлении фасадов зданий стали применяться современные материалы. Собственники нежилых зданий, помещений (торговых магазинов, офисов и др.) стремятся к индивидуальному решению оформления фасада, как правило, не учитывая общий облик архитектуры здания и микрорайона в целом.
Регулярно возникает вопрос о необходимости проведения реконструкции и строительства городских объектов с использованием современных технологий и материалов, отвечающих требованиям времени, с перспективой будущего развития города.
Появилась необходимость разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанных с оформлением фасадов зданий и помещений.
В сфере рекламы, в застройке города, ранее не предполагалось размещение большого количества рекламных конструкций. Сегодня город переполнен многочисленными рекламными щитами и вывесками, что приводит к затруднению восприятия рекламы потребителями и ухудшению внешнего вида зданий, улиц города.
Наружная реклама изменила облик города. При производстве рекламы применяются современные материалы и новые технологии. Следует отметить, что все эти положительные тенденции не всегда приводят к улучшению внешнего вида города потому, что имеют один общий недостаток - нет гармоничного сочетания рекламы с окружающей средой.
Необходимо отметить, что уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, витрин, световая информация, реклама, праздничная иллюминация являются основными элементами в создании комфортной городской среды в вечернее время суток. Сегодняшнее состояние данных направлений носит локальный характер, затрагивая только некоторые отдельно стоящие объекты.
Поэтому только оптимизация рекламного пространства и комплексный подход к размещению рекламоносителей позволят снять эту проблему.
Одним из основных элементов украшения городских территорий в летний период является цветочное оформление. С каждым годом увеличивается количество цветников, но, как правило, работы проводятся локально, без учета благоустройства и единого стилевого решения.
Существенную роль в формировании облика улиц города играют малые архитектурные формы. Наличие малых архитектурных форм позволит сформировать неповторимый и комфортный облик города.
С целью определения основных положений, влияющих на повышение качественной и комфортной городской среды городского округа "город Якутск", проведено исследование по методологии SWOT-анализ ("сила - слабость - возможности - угрозы") (см. Таблица 1).
Таблица 1
Сила: - Экономический и административный центр Республики Саха (Якутия). - Выгодное экономико-географическое положение. - Привлекательная территория для инвестирования. - Общественный и культурный центр Республики Саха (Якутия). |
Слабость: - Недостаточное количество обустроенных общественных пространств, - Недостаточное обустройство дворовых территорий - Ненадлежащее водоотведение - Низкое качество архитектурной среды - Нехватка финансовых ресурсов для повышения качества среды города Якутска. |
Возможности: - Привлечение дополнительных средств из федерального и республиканского бюджетов на строительство обустройство общественных пространств и комплексное благоустройство. - Реализация ГЧП и МЧП проектов и других перспективных инвестиционных проектов. |
Угрозы: - Уменьшение финансирования из федерального и республиканского бюджета. - Рост финансовых и инвестиционных рисков. - Неисполнение обязательств в сфере повышения качества и комфорта среды |
Анализ современного состояния сферы благоустройства и развития городской среды городского округа "город Якутск" показал, что основными проблемами, определяющими низкое качество городской среды города Якутска сегодня являются:
1. Неэффективная организация процесса строительства/реконструкции.
2. Доминирование коммерческих интересов застройщиков.
3. Низкая культура строительства и слабый строительный контроль.
4. Отсталая проектная культура.
5. Стандартизация и безликость решений.
Заполнение свободных городских пространств идет по пути урбанизации, строительства коммерческой недвижимости без учета необходимого баланса застроенных и природных (естественных и искусственно созданных) территорий. В современном городе остро стоит вопрос о создании благоприятной среды для полноценной жизни человека, поэтому благоустройство городской среды является первоочередной градостроительной проблемой. К сожалению, в современном градостроительстве не всегда присутствует комплексный подход, включающий в себя благоустройство жилых и общественных пространств.
Малую архитектуру пространств, соразмерных человеку, оставляя на последний этап строительства крупных объектов, чаще всего не реализуют в угоду финансовой выгоде. Городская среда и взаимодействие ее с человеком является одним из главных факторов формирования образа и репутации города во внешнем пространстве.
Решение указанных проблем является основным направлением социально-экономического развития городского округа "город Якутск", которое приведет к достижению высокого качества жизни горожан.
3. Цели и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для формирования максимально качественной и комфортной городской среды, ориентированной на горожан и гостей города Якутска, повышение инвестиционной привлекательности и имиджевой политики столицы Республики Саха (Якутия).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение устойчивого развития территории города на основании утвержденной градостроительной документации, обеспечение эффективного и сбалансированного использования городских территорий, создание необходимой нормативно-правовой базы;
- комплексный подход к развитию общественных пространств: городских площадей, пешеходных улиц и зон, скверов и парков, рекреационных территорий, набережных;
- создание условий для повышения уровня комфортности проживания граждан, комплексность благоустройства дворовых территорий города Якутска;
- обеспечение надлежащего водоотведения с территорий городского округа и организации системы поверхностной ливневой канализации;
- достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий, сохранение и регенерация историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-художественного облика города Якутска.
4. Система программных мероприятий
Достижение основной цели программы и решение поставленных задач обеспечивается реализацией комплекса взаимоувязанных и скоординированных мероприятий по организационно-правовому обеспечению градостроительной деятельности, организации общественных пространств и создания системы озелененных пространств, благоустройству дворовых территорий (оснащение дворовых территорий детскими и спортивными площадками, ремонт и устройство внутридворовых проездов, организация дворовых скверов, МАФы), обеспечению водоотведения в целях комплексного благоустройства территорий, переходу к единому архитектурно-художественному стилю в оформлении открытых городских пространств (паспортизация расколеровки фасадов МКД, устройство балконов МКД, Стрит-Арт, концепция размещения информационных и рекламных конструкций, архитектурная подсветка, праздничное оформление) (Приложение N 1).
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Муниципальной программы предусматривается за счет средств бюджета городского округа "город Якутск". В качестве дополнительного ресурсного обеспечения предполагаются средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников.
Прогнозный общий объем финансирования Программы на период 2017 - 2022 годы составляет 4 011 448,75 тыс. рублей. Источники финансирования соответствующих уровней бюджета представлены в таблице 2.
Объем привлечения средств федерального и государственного бюджета определяется на основании участия городского округа "город Якутск" в программных мероприятиях федеральных и государственных программ, и иных мероприятиях, предусматривающих софинансирование (финансирование) расходных обязательств, предусмотренных программой.
Общая сумма расходов финансирования из доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год корректируется из доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год в соответствии с решением Якутской городской Думы о бюджете на соответствующий год с внесением соответствующих изменений в программу.
Таблица 2
Объем финансирования Программы
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Федеральный бюджет, в том числе: |
585 878,41 |
80 093,05 |
113 530,00 |
61 710,13 |
71 960,83 |
194 454,20 |
64 130,21 |
капитальные вложения |
585 878,4 |
80 093,1 |
113 530,0 |
61 710,1 |
71 960,8 |
194 454,2 |
64 130,2 |
НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет, в том числе: |
1 126 286,8 |
192 607,1 |
275 581,9 |
143 529,4 |
149 633,9 |
186 870,5 |
178 064,0 |
капитальные вложения |
1 126 286,8 |
192 607,1 |
275 581,9 |
143 529,4 |
149 633,9 |
186 870,5 |
178 064,0 |
НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет, в том числе: |
1 981 058,1 |
537 671,9 |
459 776,3 |
279 473,9 |
368 335,4 |
255 033,1 |
80 767,5 |
капитальные вложения |
1 515 795,0 |
468 367,6 |
339 085,8 |
196 310,0 |
282 591,9 |
164 309,4 |
65 130,2 |
НИОКР, ПИР, ПСД |
198 064,5 |
29 059,0 |
64 863,6 |
18 431,7 |
60 462,6 |
19 704,7 |
5 542,9 |
прочие расходы |
267 198,6 |
40 245,3 |
55 826,9 |
64 732,1 |
25 280,9 |
71 019,0 |
10 094,4 |
Внебюджетные источники, в том числе: |
318 225,5 |
41 251,6 |
173 566,4 |
36 341,6 |
35 249,9 |
30 195,2 |
1 620,8 |
капитальные вложения |
318 225,5 |
41 251,6 |
173 566,4 |
36 341,6 |
35 249,9 |
30 195,2 |
1 620,8 |
НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 31 марта 2017 г. N 82п в раздел 6 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
6. Перечень целевых индикаторов и показателей
Для оценки эффективности и результативности решения целей и задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих степень ее реализации.
Перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа "город Якутск" на 2017 - 2022 годы" согласно таблице 3.
Таблица 3
N |
Наименование целевых индикаторов |
Единица измерения |
Показатель |
1 |
Количество утвержденных НПА в области градостроительной деятельности |
шт. |
105 |
2 |
Количество разработанной проектно-сметной документации объектов озеленения |
шт. |
13 |
3 |
Количество обустроенных скверов, парков, набережных и пр. |
ед. |
55 |
4 |
Площадь общественных пространств, в том числе доступных для маломобильных групп населения |
га. |
21 |
5 |
Площадь озелененных территорий |
кв. м. |
21500 |
6 |
Количество разработанной проектно-сметной документации объектов благоустройства дворовых территорий |
шт. |
38 |
7 |
Количество обустроенных дворовых территорий |
ед. |
90 |
8 |
Количество разработанной проектно-сметной документации на объекты водоотведения |
шт. |
55 |
9 |
Протяженность межквартальных водоотводных лотков, |
п.м. |
53939,5 |
10 |
Количество выданных разрешений на установку рекламной конструкции |
шт. |
310 |
11 |
Количество объектов с архитектурной подсветкой |
шт. |
29 |
12 |
Количество улучшенных фасадов |
шт. |
90 |
7. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации
Управление Муниципальной программой и контроль за ходом ее реализации, осуществляются в соответствии с требованиями постановления Окружной администрации г. Якутска от 29 января 2016 года N 12п "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации ведомственных целевых и муниципальных программ городского округа "город Якутск".
Общее управление реализацией Муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем Муниципальной программы - Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска.
Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска:
1. разработку Муниципальной программы и ее согласование;
2. принятие решений об актуализации Программы;
3. планирование реализации мероприятий;
4. обеспечение исполнения мероприятий Муниципальной программы, координацию мероприятий Муниципальной программы, выполняемых в увязке с мероприятиями других муниципальных программ;
5. регулярное рассмотрение хода реализации Муниципальной программы. Принятие решений, направленных на полное и своевременное выполнение запланированных на текущий год мероприятий Муниципальной программы;
6. мониторинг эффективности реализации мероприятий Муниципальной программы и расходования выделяемых бюджетных средств;
7. подготовку докладов о ходе реализации Муниципальной программы и представление их в установленном порядке заинтересованным структурным подразделениям Окружной администрации города Якутска;
8. координацию работы ответственных исполнителей мероприятий Муниципальной программы;
9. подготовку и предоставление годового отчета в Департамент экономики Окружной администрации города Якутска.
Исполнитель и соисполнители Муниципальной программы осуществляют:
1. Участие в формировании Муниципальной программы, вносят предложения по внесению изменений в Муниципальную программу в соответствии с утвержденными полномочиями, в части определенных мероприятий;
2. Планирование мероприятий Муниципальной программы, в том числе внесение предложений о корректировке мероприятий в соответствии с основными параметрами и приоритетами социально-экономического развития городского округа "город Якутск", в части соответствующих мероприятий;
3. Организацию и обеспечение исполнения мероприятий участниками Муниципальной программы в части соответствующих мероприятий;
4. Подготовку, организацию и проведение торгов, заключение и регистрацию контрактов на выполнение работ (оказание услуг) в интересах Муниципальной программы;
5. Составление и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Муниципальной программы за счет средств бюджета городского округа "город Якутск", федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год в части соответствующих мероприятий;
6. Подготовку и предоставление информации о ходе исполнения мероприятий, в том числе сведений об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение мероприятий;
7. Подготовку предложений по объемам и источникам финансирования проектов и мероприятий;
8. Обеспечение достижения индикативных показателей соответствующих мероприятий.
Управление архитектуры и градостроительной политики, Департамент градостроительства и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска, как главные распорядители бюджетных средств также осуществляют организацию, контроль и обеспечение исполнения мероприятий Муниципальной программы следующими участниками:
- Муниципальное казенное учреждение "Главстрой";
- Муниципальное казенное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства";
- Муниципальное казенное учреждение "Служба информации, рекламы и контроля".
8. Методика оценки достижения конечных результатов подпрограммы
Оценка степени достижения конечных результатов Муниципальной программы осуществляется в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности ведомственных целевых/муниципальных программ, утвержденном постановлением Окружной администрации города Якутска от 29 января 2016 года N 11п.
Степень достижения конечных результатов Муниципальной программы оценивается степенью достижения поставленных целей и решения задач Муниципальной программы. Для оценки степени достижения целей и решения задач определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя, характеризующего цели и задачи Муниципальной программы, отраженные в приложении N 2.
Степень достижения планового значения целевого показателя рассчитывается по следующим формулам:
- Для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
- Для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
; где:
- степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
- значение целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение целевого показателя.
Степень реализации муниципальной программы рассчитывается по формуле:
; где:
- степень реализации муниципальной программы;
- степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего цели и задачи;
- число целевых показателей, характеризующих цели и задачи муниципальной программы.
При использовании данной формулы в случаях, если , значение принимается равным 1.
Руководитель аппарата |
Г.Н. Михайлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.