Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного
Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 20 декабря 2016 г. ГС N 982-V
Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия), являясь стратегически значимым и самым крупным по территории субъектом Российской Федерации, расположенным на северо-востоке Сибири, характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями. Практически вся ее территория расположена в зоне многолетней мерзлоты, имеющей самую большую мощность в мире, и в большей мере подвержена климатическим изменениям.
На территории Республики Саха (Якутия) выявлены и прогнозируются крупные запасы разнообразных полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья, алмазов, золота, серебра, олова, свинца, цинка, сурьмы, урана, ртути, вольфрама, меди, редких металлов, гипса, битума, каменного и бурого угля, пресных и минерализованных подземных вод.
Республика Саха (Якутия) (далее также - республика) характеризуется уникальным биологическим разнообразием, включая большое количество эндемичных видов, многие из которых занесены в Международный Красный список Международного союза охраны природы, Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Саха (Якутия).
Главная экологическая особенность территории республики вследствие ее сурового климата и сплошного распространения многолетней мерзлоты - замедленность биогеохимических циклов в природной среде. Результатом этого является низкая экологическая емкость северной экологической системы, выражающаяся в повышенной ранимости почвенно-растительного покрова и животного мира, замедленных процессах естественного восстановления нарушенных природных комплексов и ландшафтов.
Для населения республики экстремальные природные условия усугубляются отдаленностью от центральных регионов страны, обширностью территории, малочисленностью населенных пунктов, их труднодоступностью, сложной транспортной схемой, сложными социально-экономическими условиями жизни.
В настоящее время на территории республики проводится интенсивное освоение месторождений полезных ископаемых, которое связано с определенным локальным негативным техногенным воздействием на ее природную среду. Геолого-разведочные работы, эксплуатация месторождений полезных ископаемых, создание транспортных магистралей и логистических узлов для грузоперевозок, обустройство населенных пунктов, социальных и промышленных предприятий сопровождаются частичным разрушением и загрязнением северной экологической системы. Существуют объекты недропользования, оставленные без рекультивации (отвалы вскрышных пород, хвостохранилища, отработанные карьеры, открытые участки с отвалами ураносодержащей руды), а также территории, использованные в военных целях. Территории разведки, добычи урановых и других радиоактивных веществ до сих пор не восстановлены и не рекультивированы.
На территории республики проведено двенадцать мирных подземных ядерных взрывов, два из которых были аварийными. К локальным экологически неблагополучным территориям республики относятся территории бассейнов рек Вилюй и Марха, на которых находятся аварийные объекты мирных подземных ядерных взрывов "Кристалл" и "Кратон-3". Части данных территорий использовались под районы падения отделяющихся частей космических объектов, запускаемых в прошлом с космодромов Байконур, Плесецк и Свободный, с жидким топливом, содержащим несимметричный диметилгидразин (гептил), в результате которого указанные территории подверглись заражению радиоактивными и химически опасными веществами. К локальным экологически неблагополучным территориям республики также относятся территории Алданского, Нерюнгринского, Оймяконского улусов (районов), где ведется добыча золота. В настоящее время запланировано использование частей территорий Алданского, Верхневилюйского, Вилюйского, Жиганского и Олекминского улусов (районов) под районы падения отделяющихся частей космических объектов, запускаемых с космодрома Восточный. Данные факты требуют проведения постоянного экологического мониторинга, соблюдения мер экологической безопасности и более углубленного научного исследования.
При расширении хозяйственного освоения территории республики требуются особо бережная и продуманная политика щадящего природопользования, знание и соблюдение биологических пределов минимального безопасного техногенного воздействия на окружающую среду, позволяющие сохранить самовосстанавливающуюся способность нарушенных и загрязненных природных комплексов, а также применение наиболее эффективных природопользовательских и природоохранных технологий. Уникальный биологический растительный и животный комплекс должен быть максимально бережно сохранен в своем современном биологическом разнообразии, для чего необходим постоянный контроль за допустимым уровнем негативного воздействия на окружающую среду в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности для последующего его восстановления.
Изложенная выше краткая характеристика основных природно-географических, климатических, экологических условий, их особенностей на территории республики и общие сведения о природных биологических ресурсах обосновывают необходимость и важность Экологической доктрины Республики Саха (Якутия).
1. Общие положения
Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия) (далее - Доктрина) представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение экологической безопасности в Республике Саха (Якутия).
Доктрина является основой для формирования политики и развития общественных отношений в области экологии, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, направлений стратегического развития республики, а также для выработки мер по совершенствованию системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Правовую основу Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) и законы Республики Саха (Якутия).
В Доктрине учтены основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, Климатической доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Доктрина определяет цели, задачи, принципы и основные направления деятельности в области экологической безопасности на долгосрочный период в целях обеспечения устойчивого и саморегулируемого сохранения окружающей среды, сбережения существующего биологического разнообразия, дальнейшего сохранения и усиления рекреационных способностей природной среды на территории республики.
2. Цель и принципы Доктрины
Целью Доктрины является обеспечение на территории республики экологической безопасности как основы устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Основными принципами Доктрины являются:
полное соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации и природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), норм международного права, а также соответствующих нормативных правовых актов, касающихся экологической безопасности и охраны окружающей среды;
обеспечение устойчивого состояния окружающей среды;
обеспечение приоритетности для общества жизнеобеспечивающих функций окружающей среды перед прямым использованием ее ресурсов при соблюдении баланса потребностей населения в благосостоянии и экологическом благополучии;
системное и комплексное решение проблем обеспечения экологической безопасности и ведения природоохранной деятельности на основе оценки возможных экологических ущербов;
создание системы действий, направленных на достижение и поддержание стандартов экологической безопасности на основе применения наилучших существующих и перспективных технологий производства, способов и методов охраны окружающей среды, развития системы экологического менеджмента;
реализация на территории республики рационального природопользования;
прогноз, учет и предотвращение возможных негативных экологических и климатических последствий (аварий, катастроф);
недопустимость любых техногенных нарушений окружающей среды, влекущих за собой необратимые негативные последствия;
ответственность хозяйствующих субъектов за экологические последствия в результате их деятельности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности и обязательность экологической оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении указанной деятельности;
открытость и доступность экологической информации;
учет мнения населения, экологических общественных и иных некоммерческих объединений при принятии решений о реализации экологической политики;
создание научной основы охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, практическое использование результатов научных исследований в области охраны окружающей среды в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития республики.
3. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности
Приоритетными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности являются:
разработка стандарта экологической безопасности с учетом природно-климатических особенностей республики;
предотвращение и снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду;
ликвидация экологических последствий аварий природного характера и восстановление нарушенных экологических систем;
совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды;
сохранение естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
совершенствование нормативного правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
совершенствование экономических отношений в области охраны окружающей среды;
научное сопровождение природоохранной деятельности;
экологическое образование и просвещение;
участие хозяйствующих субъектов в деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
участие граждан, организаций и общественных объединений в деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
межрегиональное и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Разработка стандарта экологической безопасности с учетом природно-климатических особенностей республики
Основными требованиями по обеспечению экологической безопасности хозяйственной или иной деятельности являются недопущение необратимого разрушения, загрязнения окружающей среды и смягчение последствий изменения климата.
Деятельность в сфере природопользования, особенно деятельность по добыче полезных ископаемых, их переработке и транспортировке, должна быть не только экономически обоснованной, но и безопасной в целях сохранения северной экологической системы. Для этого необходимо создать единый стандарт экологической безопасности, в котором будут закреплены следующие требования по обеспечению экологической безопасности с учетом природно-климатических особенностей республики:
определение основных видов экологических угроз природного и антропогенного характера;
экологическая паспортизация всех промышленных объектов;
установление региональных нормативов качества окружающей среды;
совершенствование и развитие единой системы экологического мониторинга состояния окружающей среды, а также включение в указанную систему параметров климата и состояния многолетней мерзлоты;
проведение экологического аудита недропользователей, осуществляющих деятельность на территории республики;
обеспечение обязательного экологического страхования опасных и особо опасных для окружающей среды объектов;
обязательная этнологическая экспертиза проектной документации при реализации проектов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов Севера и осуществляемых в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
применение наилучших существующих и перспективных технологий производства, способов и методов охраны окружающей среды;
проведение научно-исследовательских работ по поиску заменителей широко используемых в настоящее время природных ресурсов;
полное и комплексное использование всех технологически извлекаемых из недр и экономически целесообразных к переработке полезных ископаемых, включая попутные компоненты, вскрышные породы, отходы добычи и переработки, хвосты обогащения;
создание необходимой инфраструктуры и развитие эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
Предотвращение и снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду
Основными способами предотвращения и снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду являются:
соблюдение баланса между общественной потребностью и риском необратимого разрушения разрабатываемого природного ресурса и окружающей среды;
включение оценки воздействия на окружающую среду в состав проектной документации планируемого объекта природопользования;
применение экологически безопасных, безотходных и малоотходных технологий природопользования;
очищение загрязненных территорий и акваторий от отходов производства и потребления, их утилизация и захоронение, обязательная рекультивация территории, восстановление оптимального ландшафта, создание условий для последующего восстановления экологической системы, для возникновения нового естественного биологического разнообразия восстановленной природной среды;
получение электрической энергии с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
технологическое перевооружение с использованием наилучших доступных технологий, а также недопустимость применения устаревших технологий и ускоренный вывод их из эксплуатации.
Ликвидация экологических последствий аварий природного характера и восстановление нарушенных экологических систем
Любая авария природного характера может поставить под вопрос реализацию многих проектов в республике, поэтому чрезвычайно важно разработать надежную систему безопасности и защиты окружающей среды, одновременно обеспечив использование наиболее передовых технологий.
Каждый хозяйствующий субъект, по вине которого произошла авария природного характера, обязан возместить ущерб от прямого и косвенного воздействия. Для этого требуется совершенствование методики расчета компенсации вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде.
В этих целях необходимо разработать и реализовать комплекс мер по:
формированию нормативной правовой базы, устанавливающей обязанности хозяйствующих субъектов по выполнению полного комплекта ликвидационных работ и созданию ликвидационных фондов в целях гарантирования выполнения хозяйствующими субъектами ликвидационных обязательств;
созданию и ведению реестра территорий, подверженных негативному воздействию последствий прошлой хозяйственной или иной деятельности;
разработке и реализации проектов о ликвидации накопленного экологического ущерба, об экологической реабилитации территорий и о рекультивации нарушенных земель.
Совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды
Основной задачей совершенствования системы государственного управления в области охраны окружающей среды является формирование эффективной системы управления в указанной области и обеспечения экологической безопасности, включая повышение эффективности государственного экологического надзора, осуществляемого на основе оценки первоначального, существующего и последующего состояния окружающей среды и возникновения экологических рисков во времени.
Для решения указанной задачи необходимы:
четкое разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), направленных на решение экологических и природоохранных проблем, которые не урегулированы федеральным законодательством или законодательством Республики Саха (Якутия);
разработка инвестиционных программ обращения с твердыми коммунальными и промышленными отходами на основе применения эффективных технологий, направленных на уменьшение объемов образующихся отходов, снижение уровня их опасности, повышение степени их переработки и повторного использования переработанных продуктов;
разработка программы первоочередной ликвидации накопленных отходов на территориях отдельных муниципальных образований на основе механизма экономического стимулирования хозяйствующих субъектов и целевого финансирования из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
развитие института экологической экспертизы для наиболее экологически значимых или опасных объектов, для проектов генеральных схем и планов развития территорий;
развитие общественной экологической экспертизы;
создание единого государственного фонда экологической информации, включающего сведения в области природопользования, охраны окружающей среды и климатологии;
осуществление инвентаризации, составление и ведение реестров источников экологической опасности, экологически опасных производств, сооружений, мест захоронения опасных отходов и нарушенных природных территорий;
создание высокотехнологичных интегрированных систем экологического мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющего своевременно принимать оптимальные управленческие решения о надежном обеспечении их экологической безопасности.
Сохранение естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира
Меры по сохранению естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира предполагают:
разработку стратегии сохранения объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Саха (Якутия);
развитие системы особо охраняемых природных территорий республиканского, местного значения в целях обеспечения охраны ландшафтных и природных комплексов, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Саха (Якутия);
реализацию мероприятий по мониторингу, сохранению и восстановлению численности популяций редких, находящихся под угрозой исчезновения и особо ценных объектов растительного и животного мира;
разработку и реализацию недропользователями ведомственных целевых программ в сфере сохранения или восстановления ценных видов биологических ресурсов, среда обитания которых была нарушена в результате деятельности недропользователей.
Совершенствование нормативного правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности
Основными задачами совершенствования нормативного правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:
разработка нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности с учетом природно-климатических особенностей республики, местных традиций и уклада жизни;
кодификация законодательства Республики Саха (Якутия) в области экологии и охраны окружающей среды;
разработка нормативных правовых актов, направленных на сохранение исконной среды обитания в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
достижение научно обоснованных параметров качества жизни людей, увеличение средней продолжительности жизни населения;
создание правовых условий для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и выполнения обязанности граждан сохранять окружающую среду;
правовое обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду;
формирование правовой основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающей сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды;
совершенствование системы лицензирования недропользования, создание условий для реализации эффективного комплексного подхода к недропользованию;
развитие системы региональных стандартов, нормативов качества окружающей среды, эффективных технологий с учетом природно-климатических особенностей республики;
расширение полномочий органов местного самоуправления при принятии решений о предоставлении в пользование участков недр, расположенных на территориях муниципальных образований;
совершенствование методики расчета компенсации вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде;
правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов и аукционов на право реализации инвестиционных и иных производственных проектов;
совершенствование применения механизма прекращения (запрета) незаконной деятельности, включая запрет на финансирование экологически опасных проектов, программ и объектов;
регулирование охраны и использования зоны многолетней мерзлоты.
Совершенствование экономических отношений в области охраны окружающей среды
Природоохранная деятельность должна быть направлена на стимулирование экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение негативного экологического воздействия.
Для дальнейшего совершенствования экономических отношений в области охраны окружающей среды необходимы:
проведение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического аудита;
совершенствование системы финансовой поддержки деятельности по охране окружающей среды и внедрению экологически эффективных технологий, в том числе путем увеличения финансирования соответствующих государственных программ, использования средств экологического фонда, мер налогового стимулирования, средств, инвестированных в экологически эффективные и природоохранные технологии;
обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства для оздоровления экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной или иной деятельностью;
страхование рисков ответственности за разрушение или загрязнение окружающей среды;
совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования системы платежей при пользовании природными ресурсами, обоснование компенсаций, штрафов и нормативов платы за нанесенный ущерб;
поддержка формирования рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг и социально ориентированных услуг в области охраны окружающей среды, развития добровольной экологической сертификации товаров и услуг.
Научное сопровождение природоохранной деятельности
Основными направлениями научного сопровождения природоохранной деятельности являются:
научное обоснование региональных нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природные комплексы;
научное обоснование внедрения наиболее совершенных средств мониторинга состояния различных компонентов окружающей среды, а также негативных последствий экологических аварий и катастроф;
научное обоснование воздействия инвестиционных проектов природопользования на окружающую среду и здоровье населения;
научное сопровождение работ по рациональному извлечению и использованию природных ресурсов, сохранению и восстановлению природных комплексов, отдельных компонентов биологического разнообразия;
научное сопровождение определения и установления баланса между планируемыми объемами добываемых природных ресурсов и допустимыми объемами негативного воздействия на природную среду;
научное исследование состояния арктической и северной экологических систем в современных условиях.
Экологическое образование и просвещение
Основной задачей экологического образования и просвещения является формирование нового экологического мышления, включая научные знания, взгляды и убеждения, обеспечивающие ответственное, безопасное для жизнедеятельности отношение к окружающей среде.
Система экологического образования и просвещения должна быть интегрирована в процесс дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях.
Комплексная реализация проектов в сфере экологического образования и просвещения, мероприятий по экологическому просвещению и информированию содействует эффективному формированию экологической культуры.
Для этого необходимы:
создание условий для экологического образования и просвещения, реализация экологических знаний в повседневной жизнедеятельности, координация деятельности организаций, общественных объединений и граждан по формированию экологической культуры;
совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения;
организация и осуществление мероприятий в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения;
разработка и реализация программ в сфере экологического образования и просвещения в музеях, библиотеках и иных культурно-досуговых учреждениях;
включение экологических курсов в государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования;
выпуск научных, научно-популярных и учебно-методических материалов в области экологии и охраны окружающей среды;
поддержка и развитие общественных экологических движений;
выпуск теле-, кино- и радиопередач, публикации в средствах массовой информации, издание книг в области экологии и охраны окружающей среды.
Участие хозяйствующих субъектов в деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Одним из направлений установления баланса освоения природных ресурсов и сохранения уникальной природной среды республики является участие хозяйствующих субъектов в деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в ходе промышленного освоения ими территорий на основе наилучших доступных технологий, широкого участия местных трудовых ресурсов в производстве.
Для этого необходимы:
заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, Правительством Республики Саха (Якутия) и соответствующими муниципальными образованиями об участии в социально-экономическом развитии территорий, связанных с социальной и экологической ответственностью хозяйствующих субъектов;
реализация хозяйствующими субъектами комплексных программ природоохранных мероприятий, согласованных с органами охраны природы Республики Саха (Якутия);
постоянное информирование населения, в том числе представление ежегодного отчета, хозяйствующими субъектами о состоянии окружающей среды в зоне их деятельности;
участие хозяйствующих субъектов в реализации республиканских и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Участие граждан, организаций и общественных объединений в деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Участие граждан, организаций и общественных объединений в деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности является одним из основных направлений Доктрины.
Для этого необходимы:
привлечение граждан, организаций и общественных объединений к участию в разработке, обсуждении и реализации решений в области охраны окружающей среды;
обеспечение доступа граждан, организаций и общественных объединений к своевременной, полной и объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения, намечаемой хозяйственной или иной деятельности, способной нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде;
осуществление необходимых мероприятий по результатам общественного экологического контроля в соответствии с законодательством;
обеспечение информационной открытости промышленных предприятий (предоставление информации о характере и масштабах их негативного воздействия на окружающую среду и об осуществляемых мероприятиях по снижению такого воздействия, о наличии и деятельности природоохранной службы предприятия);
поддержка граждан, организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность экологической направленности.
Межрегиональное и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
При решении задач развития межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности должны использоваться следующие механизмы:
заключение соглашений, разработка и реализация программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности с сопредельными субъектами Российской Федерации и приграничными регионами иностранных государств в рамках полномочий Республики Саха (Якутия);
развитие межрегионального и международного информационного обмена и участие в межрегиональных и международных экологических проектах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
участие Республики Саха (Якутия) в деятельности межрегиональных и международных организаций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Арктической зоны.
4. Реализация Доктрины
Реализация Доктрины достигается посредством осуществления мер правового, экономического и организационного характера, а также формирования единой системы государственного управления природопользования и охраны окружающей среды, ориентированной на устойчивое развитие с учетом природно-климатических особенностей республики.
Реализация Доктрины предполагает разработку планов действий на республиканском, муниципальном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере природоохранной деятельности и рационального природопользования с законодательным сопровождением на федеральном и региональном уровнях. Конкретизация положений Доктрины применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии может быть осуществлена при разработке стратегии и программ развития Республики Саха (Якутия), а также отраслей экономики и социальной сферы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 г. ГС N 982-V "Об экологической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.