Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 22 февраля 2017 г. N 54
"Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2016 год и основных задачах на 2017 год"
27 июля 2017 г.
На фоне геополитических процессов последних лет и мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары, социально-экономические показатели Российской Федерации по итогам 2016 года в целом сложились вполне удовлетворительными. Несмотря на падение цен на нефть, снижение ВВП по итогам года составило 0,2% против 3,7% в 2015 году, инфляция достигла 5,4% против 12,9% в 2015 году, в конце года наметились признаки оживления инвестиционного спроса и промышленного производства.
Результаты развития экономики республики в 2016 году свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций. Благодаря созданному в предыдущие годы заделу, по большинству показателей получены темпы, превышающие среднероссийские.
Валовой региональный продукт по оценке возрос на 1,9%* и превысил 800 млрд рублей. По темпам роста валового регионального продукта республика опережает показатели валового внутреннего продукта России (снижение на 0,2%).
Основной рост в экономике сложился за счет промышленного производства, увеличившегося на 1,6%. Рост отмечается в добыче угля (11,3%), нефти (6,9%) и производстве электроэнергии (2,1%). На замедление темпов роста промышленного производства повлияли плановое снижение добычи алмазов (94,4%) и золота (93,4%), а также структурные проблемы в гранильном (59,5% к 2015 году) и ювелирном производстве (71,3%).
Замедлилась инфляция: индекс потребительских цен в декабре 2016 года к декабрю 2015 года составил 106,0% (в 2015 году - 110,5%).
Объем инвестиций в основной капитал за 2016 год составил 267,7 млрд рублей с реальным ростом 124,9% к 2015 г. Рост инвестиций в основной капитал за 2016 год обусловлен, прежде всего, за счет реализаций крупных инвестиционных проектов в сферах добывающей промышленности, транспорта, энергетики, в том числе с началом реализации мегапроекта Сила Сибири.
Получены первые результаты территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк Кангалассы" в виде урожая круглогодичного тепличного комплекса.
В декабре 2016 г. решением Правительства Российской Федерации создана ТОСЭР "Южная Якутия" в Нерюнгринском районе.
На стадии завершения строительство Республиканского перинатального центра в г. Якутске, ЯГРЭС-2 в г. Якутске.
На принципах государственно-частного партнерства реализуются 17 проектов по проектированию, созданию и технической эксплуатации 21 детского сада, 6 объектов общего и дополнительного образования, 1 объекта культуры на территории 13-ти улусов республики и города Якутска.
Закреплена положительная динамика жилищного строительства, которая наблюдается с 2000-х годов. Введено 605 тыс. кв. метров жилья с приростом 10,8% к 2015 году.
Построены 48 объектов социальной инфраструктуры, включая 10 школ (в том числе 4 малокомплектные школы), 1 спортзал школы, 12 детских садов, 1 объект средне-профессионального образования, 13 объектов культуры (в том числе 2 многофункциональных объекта), 7 объектов здравоохранения (в том числе 6 ФАПов), 3 объекта спорта и физической культуры, 1 объект социальной поддержки граждан.
В декабре 2016 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в окончательном чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", которым определено, что тарифы для предприятий Дальнего Востока должны быть выровнены со среднероссийским уровнем. Необходимо провести работу с Правительством Российской Федерации по определению конечных цен, категорий потребителей и сроков ввода новых тарифов.
Реализован Комплекс мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Из 136 мероприятий полностью исполнено 88 (64,7%), на их реализацию направлено 19,8 млрд руб., что на 15,8% больше уровня финансирования 2015 года.
Благодаря исполнению Комплекса мер не допущены кризисные явления в инфраструктурных секторах: в воздушном транспорте, жилищном строительстве, энергетике, коммунальном хозяйстве, "северном завозе".
По итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2015 год Республика Саха (Якутия) заняла 10-е место (в 2010 году - 80-е место).
В рамках Года благоустройства территорий населенных пунктов муниципальные образования получили государственную поддержку в объеме 2,17 млрд рублей. Год благоустройства активизировал жизненную позицию населения и укрепил уважительное отношение человека к труду и окружающей среде.
Наиболее яркими и запоминающимися событиями 2016 года стали VI Международные спортивные игры "Дети Азии". Более двух с половиной тысяч юных спортсменов из 36 стран соревновались в двадцати двух видах спорта.
2016 год характеризовался позитивным развитием экономических связей республики с Японией. В октябре были проведены презентации инвестиционного потенциала Республики Саха (Якутия) в японских городах Токио и Саппоро, которые обозначили направления дальнейшего сотрудничества Якутии с Японией. По итогам совещаний в декабре 2016 года подписано 6 соглашений и меморандумов в сфере энергетики, сельского хозяйства, развития угольного комплекса.
В 2016 году из всех источников на все виды поддержки малого и среднего бизнеса направлено 1,1 млрд рублей, что позволило оказать около 50 тыс. ед. разносторонней поддержки. По итогам 2016 года в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Якутия заняла 4 позицию среди 85 субъектов Российской Федерации по показателю "Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек", который составил 54,2 единицы.
Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обеспечена защита прав жителей республики, территорий традиционного природопользования и особо охраняемых природных территорий при принятии федерального закона о дальневосточном гектаре. Внедрен механизм бесплатного предоставления "якутских гектаров".
Продолжена реализация Плана мероприятий Пятилетки устойчивого развития села в Республике Саха (Якутия). Происходит постепенное снижение миграционной убыли из сельской местности, пик которого приходился на 2011 год. В 2016 году миграционная убыль сократилась с 3750 в 2015 году до 2 471 человек, уровень общей безработицы уменьшился с 11,1% в 2012 г. до 9,9%.
Вместе с тем, несмотря на безусловную реализацию мероприятий Плана пятилетки в 2016 году, по-прежнему наиболее актуальными проблемными вопросами для селян являются низкое качество автодорог, высокий уровень безработицы и низкий уровень благоустройства жилья.
Проводится системная работа по исполнению майских Указов Президента России. По оценке на 2016 год достижение плановых значений показателей улучшилось на 2,2% по сравнению с 2015 годом. Из 44 показателей достигнуто 37 (84%), не достигнуто 7 индикаторов (16%).
Вместе с тем достигнутая динамика экономического роста не позволила решить накопленные многолетние проблемы.
Не выполнены установленные задания 2016 года по добыче алмазов (96,8%) к заданию), производству сурьмяных концентратов (90,3%), мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы (43,1%), хлеба и хлебобулочных изделий (97,9%), изделий колбасных (98,5%), цельномолочной продукции (98,8%), лесоматериалов (77,2%) и ювелирных изделий (95,2%).
Скорректированы в сторону снижения инвестиционные планы крупных компаний ПАО "Газпром", ООО "УК "Колмар", ООО "Эльгауголь" (Мечел) в IV квартале 2016 года.
С учетом продолжающегося снижения объема заготовки сена вследствие неблагоприятных климатических условий (на 12,6% за 2 года) реализован комплекс мер по сохранению поголовья крупного рогатого скота, что позволило уменьшить темпы его снижения (в 2016 году поголовье скота снизилось на 0,4%), в 2015 году на 2,0%).
При снижении валового надоя молока на 0,3% объем заготовки молока возрос на 4,9%, что свидетельствует об увеличении объема поставок молока на внутренний рынок. Снижение объема производства скота и птицы на убой на 2,9% допущено, в основном, за счет недопроизводства мяса птиц бройлера Нерюнгринской птицефабрикой, мяса свиней и мяса оленей. Объем производства мяса лошадей увеличился на 19%, мяса крупного рогатого скота остается на уровне 2015 года.
Неблагоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках, общие проявления спада в экономике Российской Федерации и последовавшие за ними бюджетные ограничения отразились на уровне жизни населения. Рост заработной платы не компенсировал роста потребительских цен, в результате реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 3,5% к 2015 году. Практически на уровне предыдущего года функционировал сектор розничной торговли (99,4%).
Сохраняется высокий уровень общей безработицы, превышающий среднереспубликанский показатель (7,2%) в 2 раза в сельскохозяйственных улусах: в Намском - 14,8%, Эвено-Бытантайском - 13,5%, Верхневилюйском и Горном - 13,4%).
Вызывает опасение рост просроченной задолженности по заработной плате. Задолженность по выплате заработной платы на 01 января 2017 года составила 51,7 млн руб. перед 509 работниками. Пиковое значение наблюдалось в июне 2016 года - 118,1 млн руб., к концу года задолженность снизилась в 2,3 раза. В общем объеме просроченной задолженности предприятий по заработной плате на предприятия строительства приходится 45,6%, обрабатывающие производства - 15,8%, транспорта - 15%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 17,3%. Задолженность по заработной плате наблюдалась в Абыйском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Намском, Нерюнгринском, Нюрбинском, Хангаласском улусах (районах) и г. Якутске.
Последовательная реализация Комплексной программы социально-экономического развития арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) оказывает положительное влияние на их социально-экономическое положение. Численность населения арктических и северных районов сохранилась на уровне 2015 года и на 1 октября 2016 года составила 68,9 тыс. человек. Ежегодно уменьшается миграционная убыль (в 2016 году на 37,9%), по данным за январь - сентябрь 2016 года увеличились инвестиции в основной капитал (162,8%) к соответствующему периоду 2015 года). Ведется строительство 3 школ, 3 детских садов. Проведены работы по строительству, реконструкции и модернизации 12 объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе 11 котельных и водозабора.
Вместе с тем характерными проблемами для арктических и северных районов остаются неразвитая инфраструктура, сложная транспортная логистика, высокие тарифы на энергоносители, высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры, частота аномальных природно-климатических явлений.
В целях обеспечения экономической и социальной стабильности Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Считать основными задачами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год следующие:
1.1. Достижение реального роста валового регионального продукта не менее 3% к 2016 году.
1.2. Реализация стратегических Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. с достижением следующих контрольных показателей:
соотношений заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы в соответствии с плановыми значениями "дорожных карт";
доли объема инвестиций в основной капитал в ВРП - не менее 30%,
уровня удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 85%;
доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 60%.
1.3. Выполнение Плана мероприятий по реализации ключевых положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послания Главы Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
1.4. Согласование с федеральными органами исполнительной власти и утверждение законом Республики Саха (Якутия) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года.
1.5. Разработка государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы с учетом достижения целей, задач и индикаторов Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.
1.6. Финансовое оздоровление стратегических и системообразующих предприятий и организаций.
1.7. Утверждение Программы оптимизации расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы.
1.8. Проведение переходного этапа по внедрению проектного метода в государственное управление путем участия в приоритетных проектах Российской Федерации и реализации пилотных проектов Республики Саха (Якутия).
1.9. Развитие местного производства товаров и услуг путем разработки действенных инструментов и механизмов во всех отраслях, в том числе для расширения действующих производств и реализации новых проектов.
1.10. Принятие эффективных мер по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)".
1.11. Создание новых условий развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
1.12. Развитие региональной инновационной системы путем расширения объектов инновационной инфраструктуры, формирования новых механизмов научно-технической и производственной кооперации, обеспечения спроса на продукцию инновационных компаний.
1.13. Реализация крупных инвестиционных проектов:
ввод в эксплуатацию Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь);
завершение строительства Пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск;
начало реализации проекта "Мостовой переход через реку Лена";
ввод в эксплуатацию детского сада на 200 мест в г. Вилюйске, детского сада на 240 мест в с. Верхневилюйск, реализуемых в рамках Соглашений о государственно-частном партнерстве;
запуск новых площадок ТОСЭР "Индустриальный парк "Кангалассы";
реализация механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в количестве не менее 5 соглашений в год.
1.14. Ввод не менее 600 жилья и 69 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 10 школ (в том числе 4 малокомплектные школы), 1 прочий объект образования, 29 детских садов, 1 объект средне-профессионального образования, 15 объектов культуры (в том числе 7 многофункциональных объектов), 6 объектов здравоохранения (в том числе 5 ФАПов), 5 объектов спорта и физической культуры, 2 объекта социальной поддержки граждан.
1.15. Ликвидация к 01 сентября 2017 г. 490,20 аварийного жилья в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
1.16. Повышение качества услуг в отраслях социальной сферы.
1.17. Обеспечение в 2017 году снижения уровня бедности населения путем:
роста средней заработной платы не менее чем на 7,4% (выше уровня индекса потребительских цен на один процентный пункт) с учетом темпов роста производительности труда, повышения заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("Дорожными картами") развития отраслей социальной сферы и соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и федеральными органами исполнительной власти об обеспечении достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений, определенных региональным планом мероприятий ("Дорожной картой");
повышения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения;
ликвидации просроченной задолженности по выплате заработной платы;
усиления мер активной политики занятости, направленных на трудоустройство граждан и профессиональное обучение безработных, создания условий для мобильности трудовых ресурсов, создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы до 7,1%;
создания условий для повышения самозанятости населения, увеличения количества субъектов малого и среднего бизнеса;
достижения количества выявленных работников, с которыми не заключены трудовые договоры;
обеспечения участия органов местного самоуправления городских и сельских поселений в осуществлении государственных полномочий по оказанию помощи нуждающимся категориям граждан;
формирования новых механизмов поддержки многодетных, малообеспеченных семей.
1.18. Активизация и решение всех организационных вопросов подготовки к празднованию 100-летия ЯАССР.
1.19. Реализация Плана мероприятий Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий.
1.20. Воспитание патриотизма, как основы духовно-нравственного формирования личности и единения молодежи в рамках проведения мероприятий Года молодежи в Республике Саха (Якутия).
1.21. Проведение на высоком организационном уровне мероприятий в связи с 385-летием вхождения Якутии в состав Российского государства.
2. Определить координаторами по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым отраслям и сферам деятельности.
3. В целях обеспечения стабильного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год, определенных настоящим постановлением, утвердить:
3.1. План действий по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
3.2. Задания по производству важнейших видов продукции и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2017 год согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3.3. Перечень основных объектов, намеченных к вводу в эксплуатацию в 2017 году за счет всех источников финансирования, согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
4. Руководителям министерств и ведомств Республики Саха (Якутия):
4.1. Обеспечить исполнение Плана действий по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению.
4.2. Организовать выполнение установленных заданий по производству важнейших видов продукции и услуг на 2017 год в соответствии с приложением N 2 к настоящему постановлению.
4.3. Обеспечить ввод основных объектов, планируемых к вводу в 2017 году, в соответствии с приложением N 3 к настоящему постановлению.
5. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия):
5.1. Принять Планы действий муниципальных образований по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в 2017 году, включающие оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем отказа от закупок товаров (услуг), не относящихся к первоочередным и (или) неотложным нуждам.
5.2. В целях реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" по итогам принятых решений представительных органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) приступить к разработке Стратегий социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период.
Срок - до 01 января 2018 года.
5.3. Обеспечить подключение к государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (ГАСУ) и завершить работу по формированию уведомлений для регистрации документов стратегического планирования.
Срок до 01 мая 2017 года.
5.4. Утвердить планы (задания) по производству продукции, работ и услуг на 2017 год в разрезе городских и сельских поселений с помесячной разбивкой и в срок до 01 апреля 2017 года представить в Министерство экономики Республики Саха (Якутия).
5.5. Обеспечить не позднее 1 ноября 2017 г. проведение органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, общественных обсуждений и утверждение (корректировку) органами местного самоуправления правил благоустройства поселений, с учетом методических рекомендаций, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
5.6. Обеспечить не позднее 31 декабря 2017 г. утверждение органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы, предусматривающих благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве муниципальных территорий общего пользования, а также дворовых территорий многоквартирных домов.
5.7. Организовать перевод официальных сайтов органов местного самоуправления поселенческого уровня на обновленную версию официального информационного портала Республики Саха (Якутия) https://www.sakha.gov.ru/.
5.8. Организовать систему эффективного сбыта сельскохозяйственной продукции местного производства через заготовительные организации, субъекты малого и среднего предпринимательства.
5.9. Стимулировать создание дополнительных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства, обеспечить рост числа занятых в субъектах малого предпринимательства на 8,0%.
5.10. Обеспечить соблюдение установленного предельного значения соотношения среднемесячной заработной платы руководителей (заместителей руководителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также внесение норм его установления в трудовые договоры с руководителями этих учреждений и предприятий.
6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первых заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым направлениям работы. Общий контроль оставляю за собой.
7. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
Е. Чекин |
------------------------------
* В сопоставимых ценах к 2015 году
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 г. N 54 "Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2016 год и основных задачах на 2017 год"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 марта 2017 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 23 марта 2017 г. N 11, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 5 апреля 2017 г. N 11
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2017 г. N 261
Настоящий документ снят с контроля