Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 21 апреля 2017 г. N 1853
Подпрограмма
"Спорт высших достижений"
Паспорт подпрограммы
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Основополагающей стратегической задачей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) является создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на развитии массовой физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
В Республике Саха (Якутия) развитие физической культуры и спорта позволяет в комплексе решить проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать национальное самосознание и здоровый морально-психологический климат в обществе.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза меньше болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевых программ развития физической культуры и спорта бесспорен.
Неоспорима роль спорта в процессе социализации личности, становлении характера молодых людей, формировании системы морально-этических ценностей, решении проблемы общения. Международный опыт показывает, что занятия физкультурой и спортом, а также привлечение к борьбе с наркоманией выдающихся спортсменов, кумиров молодежи могут очень эффективно воздействовать на сознание молодых людей и существенно препятствовать распространению наркомании. Занятия спортом - реальная альтернатива асоциальным явлениям и вредным привычкам.
Создание нормативно-правовой базы, разработка концепции и принятие подпрограммы "Спорт высших достижений" в значительной степени способствуют решению поставленных задач.
В современных условиях спорт является важным политическим, социальным и экономическим фактором. Особое место в нем занимает спорт высших достижений.
Спорт высших достижений начинается на уровне сборных республики по различным видам спорта с того момента, когда спортсмены начинают выезжать на всероссийские соревнования. В случае успешных выступлений они попадают в основной и резервный составы сборных команд страны и далее участвуют в международных соревнованиях - чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. На данный момент в основные национальные сборные входят 42 якутских спортсмена, из них 18 - по олимпийским видам спорта, 16 - по видам спорта, не входящим в олимпийскую программу, 4 - по паралимпийским видам, 4 - по сурдлимпийским видам спорта.
В республике удается органично сочетать спорт для всех и спорт высших достижений. В детско-юношеских спортивных школах занимаются десятки тысяч подростков, которые мечтают стать чемпионами, прославить свою республику и свою страну. Самые трудолюбивые и талантливые из них входят в сборные команды республики по своим видам спорта и участвуют во всероссийских и международных соревнованиях.
В республике принят ряд мер, направленных на существенное улучшение государственной поддержки спорта. В 2008 году принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 696-З N 327-IV "О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)", от 11 декабря 2009 года постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 524 утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2020 годы. С 2004 года успешно осуществляется реализация Ведомственной целевой программы по подготовке спортсменов Республики Саха (Якутия) к Олимпийским, Паралимпийским, а также Сурдлимпийским играм. В целях обеспечения социальной защищенности спортсменов, тренеров и специалистов вышел ряд нормативно-правовых документов о поощрении по итогам успешного выступления спортсменов республики на Чемпионатах мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх. Находится в разработке распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) о новой системе оплаты труда спортсменов-инструкторов, тренеров и медицинских работников сферы спорта высших достижений.
Надо подчеркнуть, что во всех указанных документах развитие спорта высших достижений рассматривается как один из важнейших приоритетов всей спортивной стратегии.
Но развитие спорта высших достижений требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка целевой программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Благодаря реализации подпрограммы будут созданы условия для участия сборных команд республики по олимпийским видам спорта в российских соревнованиях и для подготовки спортсменов высокого класса к чемпионатам России, Европы, мира и Олимпийским играм.
Цели, задачи и основные направления подпрограммы позволят учесть все аспекты развития спорта высших достижений в Республике Саха (Якутия), определить приоритетность тех или иных мероприятий, обеспечить рост бюджетного финансирования.
Предлагаемая подпрограмма предполагает оказание поддержки и помощи спортсменам республики со стороны исполнительных органов государственной власти и законодательной власти в подготовке резерва и спортсменов высокого класса, организации учебно-тренировочных сборов и соревнований, медико-фармакологическом обеспечении подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва.
Подпрограмма "Спорт высших достижений" в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 гг. должна стать одной из составляющих формирования общероссийской модели здорового образа жизни нации.
При тщательном анализе ситуации картина вырисовывается не столь оптимистичная. Среди причин, сдерживающих рост результативности спортсменов сборных команд республики, необходимо особо выделить, что при резко обострившейся конкурентной борьбе между регионами за попадание в составы олимпийских сборных команд по видам спорта, мы должны решить комплекс следующих проблем:
наблюдается дефицит кадров, работающих в сфере физической культуры и спорта, в таких актуальных научных направлениях, как спортивная медицина, спортивная психология, хронобиология и климатогеографическая адаптация, реабилитология и др.;
недостаточно проработан механизм социальной защищенности спортсменов и тренеров (уровень заработной платы, улучшение жилищных условий);
недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований и, как следствие, отсутствие научно обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва.
Поэтому использование и совершенствование программно-целевого подхода в рамках целевой программы, в отличие от инерционных распределительных механизмов традиционного бюджетного процесса, предполагают переход к реальному управлению результатами с помощью целенаправленного бюджетного планирования, концентрации средств, прозрачности их использования и других преимуществ программно-целевого метода. При этом возможны вариативные подходы: изменение приоритетов как на стадии планирования, так и в процессе осуществления программы, смещение акцентов, подключение внебюджетных источников и т.д.
Успешное применение программно-целевого метода в части развития олимпийских видов спорта дает основание распространить этот опыт также на неолимпийские виды, особенно те, которые пользуются популярностью среди широких слоев населения, в которых спортсмены в составе сборных команд России показывают высокие результаты на российских и международных соревнованиях. Также заслуживают внимания лучшие спортсмены-инвалиды, выступающие на российских и международных соревнованиях и не имеющие возможности обеспечить свою подготовку.
Объединение всех видов спорта в рамках единой подпрограммы по развитию спорта высших достижений даст новый толчок развитию спорта в Республике Саха (Якутия), позволит эффективно планировать, исполнять и контролировать весь процесс реализации поставленных целей и задач.
Раздел 2. Цели и задачи реализации подпрограммы
Цель подпрограммы: создание условий для развития спорта высших достижений в Республике Саха (Якутия) как основы подготовки спортсменов - кандидатов в сборные команды Российской Федерации по различным видам спорта и подготовка спортсменов высокого класса к Олимпийским, Паралимпийским и Сурдлимпийским играм.
Достижение цели осуществляется посредством решения целого ряда комплексных задач:
1. Создание условий для высококачественного учебно-тренировочного процесса, целенаправленной специализированной подготовки резерва и членов сборных команд России по видам спорта (проведение учебно-тренировочных сборов на месте и на выезде, командирование спортсменов и тренеров на всероссийские и международные соревнования, обеспечение спортсменов и тренеров спортивной формой, приобретение спортивного оборудования и инвентаря, медико-восстановительное обеспечение).
2. Осуществление мер по социальной защите и поощрению спортсменов, тренеров, руководителей и специалистов (денежные выплаты ведущим спортсменам, главным тренерам по видам спорта, выплата материальных вознаграждений спортсменам, их тренерам, руководителям и специалистам по итогам выступлений на крупнейших международных соревнованиях, решение социально-бытовых вопросов).
3. Организация, проведение спортивных мероприятий и участие в них.
Целевыми индикаторами и показателями (основными и дополнительными), позволяющими ежегодно оценивать ход реализации подпрограммы, предлагается считать:
количество медалей, завоеванных спортсменами Республики Саха (Якутия) на чемпионате России, Европы, мира и на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх;
количество спортсменов Республики Саха (Якутия), входящих в составы сборных команд Российской Федерации по видам спорта;
удельный вес численности выпускников образовательных организаций очной формы обучения, обучившихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда.
Сроки и этапы решения указанной проблемы логически совпадают с традиционно принятыми сроками реализации целевых программ в сфере спорта высших достижений и рассчитываются на четыре года, то есть на олимпийский цикл. Подпрограмма охватывает период до 2019 года включительно и разбита на 2 этапа.
I. Первый этап (2012 - 2013 гг.)
1.1. Выявление высококлассных спортсменов, способных по своим физическим данным и показанным спортивным результатам войти в состав кандидатов на подготовку и участие в Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх.
1.2. Разработка нормативно-правовой базы системы управления многолетней подготовкой спортсменов высокого класса в Республике Саха (Якутия) в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность в сфере физической культуры и спорта.
1.3. Разработка системы управления многолетней подготовкой спортсменов высокого класса:
разработка схемы взаимодействия между ДЮСШ, СДЮШОР, РССУОР и ШВСМ по подготовке спортсменов высокого класса.
1.4. Совершенствование критериев отбора спортсменов в сборные команды Республики Саха (Якутия) по видам спорта.
1.5. Разработка и внедрение нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, инструкций по реализации государственной политики в области спорта высших достижений.
1.6. Обеспечение реализации Ведомственной целевой программы подготовки спортсменов Республики Саха (Якутия) к Играм ХХХ летней Олимпиады 2012 года в г. Лондоне (Великобритания) и XIV летним Паралимпийским играм 2012 года в г. Лондоне (Великобритания), а также XXII Сурдлимпийским играм 2013 года (утверждена на Экономическом совете 11 февраля 2011 г. N 04-26).
1.7. Утверждение календарных планов спортсменов и тренеров, вошедших в Программу.
1.8. Организация участия спортсменов и тренеров, вошедших в Программу, в учебно-тренировочных сборах, всероссийских и международных соревнованиях.
1.9. Совершенствование деятельности филиалов государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Школа высшего спортивного мастерства" при Институте физкультуры и спорта СВФУ им. М.К. Аммосова и Чурапчинского государственного института физкультуры и спорта.
1.10. Разработка и принятие положений о главных тренерах Республики Саха (Якутия) по видам спорта.
1.11. Продолжение переговоров на предмет подписания договоров между Министерством спорта Республики Саха (Якутия) и ведущими центрами олимпийской подготовки России (гг. Красноярск, Новосибирск, Краснодар, Подольск, Кисловодск) с целью обеспечения подготовки сборных команд республики в различных климато-географических условиях и обмена опытом спортивной подготовки.
1.12. Организация работы комплексной научной группы.
1.13. Оказание научно-методической помощи, медико-биологическое и психологическое обеспечение системы подготовки спортсменов высокого класса.
1.14. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательского и административного состава государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Школа высшего спортивного мастерства".
II. Второй этап (2014 - 2016 гг.)
2.1. Совершенствование условий для тренеров и спортсменов - кандидатов на получение путевки на Олимпийские игры для полноценной реализации учебно-тренировочной программы и сопутствующих медико-восстановительных мероприятий.
2.2. Моделирование оптимальной системы подготовки перспективных и ведущих спортсменов.
2.3. Активизация взаимодействия с общероссийскими федерациями по олимпийским видам спорта.
2.4. Закрепление статуса тренеров Республики Саха (Якутия), подготовивших чемпионов мира, чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, отдельным законодательным актом Республики Саха (Якутия), который бы предусматривал социальную защиту и денежное содержание этой категории тренеров.
Для обеспечения системного подхода к решению задач подпрограммы разработан комплекс конкретных мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений:
1. Организационно-методическое обеспечение спорта высших достижений.
Мероприятие предусматривает:
внедрение в практику работы тренеров современных методических материалов и программ;
разработку новых методов и технологий в спорте, совершенствующих учебно-тренировочный процесс при подготовке спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
повышение образовательного и профессионального уровня тренеров и судей;
проведение семинаров по различным аспектам высшего спортивного мастерства;
создание комплексных научных групп по опорным видам спорта.
2. Организация учебно-тренировочного и соревновательного процесса.
Мероприятие предусматривает:
целенаправленную специализированную подготовку и участие сборных команд республики во всероссийских, международных соревнованиях, чемпионатах и Кубках России, Европы, мира и Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх;
приобретение современного оборудования и спортинвентаря для ведущих спортсменов; обеспечение спортивной формой спортсменов и тренеров.
3. Содействие социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Мероприятие предусматривает:
осуществление мер по социальной защите и поощрению спортсменов, тренеров и специалистов в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
решение социально-бытовых вопросов спортсменов, тренеров, достигающих высоких спортивных результатов.
4. Организация медицинского обеспечения спортсменов на современном уровне.
Мероприятие предусматривает:
обеспечение спортсменов необходимыми для тренировочного процесса фармакологическими, восстановительными средствами, витаминами и белково-глюкозными препаратами;
проведение лечебно-реабилитационных и восстановительных мероприятий, создание реабилитационно-восстановительного центра, оснащенного современным оборудованием с использованием последних технических достижений в области спортивной медицины, для осуществления восстановительных и лечебно-реабилитационных мер спортсменов после травм, адаптации спортсменов-инвалидов.
5. Организация информационного обеспечения спорта высших достижений.
Мероприятие предусматривает:
освещение в СМИ истории развития мирового спорта и достижений воронежских спортсменов на международных спортивных аренах;
целенаправленную пропаганду спорта высших достижений, формирующую в общественном мнении престижный имидж спортивного стиля жизни, обеспечивающую повышение интереса к физическому совершенствованию;
создание благоприятного информационного фона для привлечения спонсоров.
Оценка реализации подпрограммы "Спорт высших достижений"
Наименование подпрограммы |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Отчетный период |
Текущий год |
Плановый период Результаты реализации программы |
|||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
Спорт высших достижений |
Количество спортсменов Республики Саха (Якутия), входящих в составы сборных команд Российской Федерации по видам спорта |
чел. |
32 |
33 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
95 |
97 |
100 |
|
Количество призовых мест (медалей), завоеванных спортсменами Республики Саха (Якутия) на российских и международных соревнованиях, в том числе на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх |
шт. |
17 |
18 |
19 |
44 |
46 |
47 |
50 |
52 |
54 |
60 |
|
Удельный вес численности выпускников образовательных организаций очной формы обучения, обучившихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
39 |
40 |
45 |
50 |
55 |
Раздел 3. Объемы финансовых ресурсов
Финансирование программных мероприятий подпрограммы "Спорт высших достижений" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы" предусматривается за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2014 - 2019 годы составляет 3 779 024,23 тысяч рублей по базовому варианту, 5 902 376,84 тысяч рублей по интенсивному варианту.
Таблица 1
Ресурсное обеспечение подпрограммы
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
3 779 024,23 |
5 902 376,84 |
федеральный бюджет |
30 114,70 |
24 000,00 |
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
3 649 520,66 |
5 623 376,84 |
бюджетные ассигнования |
3 649 520,66 |
5 623 376,84 |
бюджетные кредиты |
|
|
местные бюджеты |
|
|
внебюджетные источники |
99 388,87 |
255 000,00 |
государственные гарантии |
|
|
Инвестиционная надбавка |
|
|
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство спорта Республики Саха (Якутия), а соисполнителями являются:
Соисполнители 2 типа:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Для оценки социально-экономической эффективности реализации подпрограммы используются следующие индикаторы:
количество медалей, завоеванных спортсменами Республики Саха (Якутия) на чемпионате России, Европы, мира и на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх;
количество спортсменов Республики Саха (Якутия), входящих в составы сборных команд Российской Федерации по видам спорта.
Эффективность реализации подпрограммы оценивается по показателям, характеризующим улучшение физического здоровья, физической подготовленности молодежи и взрослых, высокими результатами на всероссийских и международных соревнованиях, достигнутыми спортсменами Республики Саха (Якутия).
Применение новых форм и методов в спортивной работе с молодежью позволит увеличить число молодежи и взрослых, занимающихся спортом высших достижений.
Эффективность подпрограммы направлена на:
формирование у молодежи и взрослых устойчивого интереса и потребности к регулярным занятиям спортом, а также навыков и форм внедрения здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области спорта высших достижений и здорового образа жизни;
создание эффективной системы и условий подготовки для достижения спортсменами республики высоких результатов на российских, международных соревнованиях и Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.
Государственный заказчик-координатор подпрограммы определяет основное содержание направлений и мероприятий подпрограммы совместно с исполнителями мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации, несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также за несвоевременное представление отчетности.
<< Приложение N 5 |
Приложение >> N 7 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 г. N 1853 "О внесении изменений в государственную программу Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.