Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 31 мая 2017 г. N 1924
Подпрограмма
"Содействие развитию молодежного предпринимательства"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
|
1 |
Наименование подпрограммы |
Содействие развитию молодежного предпринимательства |
||
2 |
Основание для разработки государственной программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р "Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года"; Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 645-З N 179-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О Порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" |
||
3 |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы: Содействие развитию молодежного предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Задачи подпрограммы: Поддержка и развитие молодежного предпринимательства |
||
4 |
Целевые индикаторы подпрограммы |
1. Индикаторы задач подпрограммы: Количество физических лиц до 30 лет, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших образовательную поддержку |
||
5 |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2017 - 2019 годы |
||
6 |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
При базовом варианте: 2017 - 8 960,75 тыс. руб. 2018 - 4 652,10 тыс. руб. 2019 - 4 652,10 тыс. руб. |
При интенсивном варианте: 2017 - 8 962,56 тыс. руб. 2018 - 4 770,00 тыс. руб. 2019 - 4 770, 00 тыс. руб. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
В рамках реализации Концепции системы подготовки кадров малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) по созданию условий для стимулирования предпринимателей к вложению средств в самообразование и подготовку персонала для малых и средних предприятий наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов способствует повышению качества обучения и воспитания молодежи в сфере предпринимательства, а также обеспечению функционирования учреждений дополнительного образования в данной сфере.
Система образования в области предпринимательства предполагает четыре обязательных уровня для подготовки профессиональных кадров, именно четырехуровневая система обеспечивает учет всех реальных потребностей и возможностей, основываясь на принципах непрерывности образования.
Первый уровень - раннее обучение основам предпринимательства (средние общеобразовательные учреждения), которое является базой для дальнейшего профессионального образования. В данное время уже более чем в 50% школах преподается предмет "Предпринимательство" по разработанному учебному пособию серии "Профессиональное будущее Якутии". 7 500 экземпляров пособия активно используются во всех улусах республики. Данным курсом охватываются учащиеся 9 - 11 классов. Ежегодно более 13 тыс. школьников изучают "Предпринимательство" как предмет в формате элективных, факультативных курсов. Кроме этого в рамках раннего обучения проводится:
- олимпиада, школьные конференции;
- обмен опытом со школами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- ежегодные курсы повышения квалификации учителей, нацеленных на практическое применение знаний, преподающих "Предпринимательство";
- мероприятия по содействию развития сети школьных бизнес-инкубаторов.
Всего более 5 000 школьников ежегодно вовлечены в различные внеучебные проекты.
Второй уровень - образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, например, продолжение обучения в высшем учебном заведении, либо трудоустройство по приобретенной специальности. При этом необходимым условием образования для подготовки специалистов в сфере предпринимательства является наличие специализации "Предпринимательское дело".
На базе образовательных кластеров с учреждениями начального и среднего профессионального образования республики поддерживаются отношения взаимного сотрудничества в плане организации краткосрочных курсов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные курсы направлены на отработку практических навыков по направлениям деятельности.
Третий уровень - высшие учебные заведения, в которых в дальнейшем повышается уровень уже полученных профессиональных умений и навыков. На базе основного ВУЗа республики реализуется образовательный проект "Школа студенческого предпринимательства". Основной целью данного проекта является развитие у студентов основных предпринимательских компетенций. Молодые люди имеют возможность не только приобрести определенную специальность, но и применить полученные профессиональные навыки на практике - на конкретном бизнес-проекте. Так, ежегодно, производится набор более 50 молодых людей в школу студенческого предпринимательства из числа тех, кто рассматривает свое будущее не в качестве наемного работника, а как создателя своего дела. Данная работа осуществляется при непосредственном участии Ассоциации молодых предпринимателей, впоследствии курирующих первые самостоятельные шаги студентов, открывших свое дело.
Четвертый уровень - система дополнительного профессионального образования, которая выстраивает образовательную модель человека на протяжении всей жизни, сопровождая его на всех этапах, в частности, через реализацию таких проектов как "Институт бизнес-наставничества", "Республиканская сеть учреждений бизнес-образования", позволяющие в условиях экономической нестабильности и территориальной отдаленности населенных пунктов от административного центра повышать свою квалификацию более чем 70% экономически активного населения по месту проживания. Всего ежегодно более 9 000 тысяч человек (экономически активное население) охвачены различными формами образовательной поддержки.
Таблица 1
Таблица стратегического (SWOT) анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Государственная политика в области создания благоприятной административной среды в Российской Федерации. Развитость информационных технологий. Развитая инфраструктура поддержки предпринимательства в Республике Саха (Якутия), в том числе в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия). Наличие основных направлений создания благоприятной административной среды в министерствах и ведомствах Республики Саха (Якутия) в соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) до 2020 года и Плана# по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы |
Труднодоступность и отдаленность населенных пунктов с низкой сезонной доступностью. Слабовыраженная готовность идти на риск, создавать что-то новое. Недостаток знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности, в том числе у молодежи. Традиционные российские учебные заведения дают основы экономических знаний, при этом не формируют стимулы и поведенческие компетенции, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна |
Возможности |
Угрозы |
Создание новых рабочих мест. Социально-экономическая вовлеченность молодежи. Снижение уровня безработицы, рост благосостояния населения. Развитие сектора малого бизнеса |
Низкие темпы развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Рост числа безработных из числа молодых людей. Рост социальной напряженности. Нехватка квалифицированных кадров |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Для содействия развитию молодежного предпринимательства на современном этапе необходимо:
1) популяризировать, поддержать и развивать предпринимательскую деятельность среди молодежи. Для решения данной стратегической задачи необходимо:
- проводить игровые и тренинговые мероприятия;
- информировать и консультировать о государственной поддержке молодых предпринимателей;
2) массово вовлекать молодых людей в предпринимательскую деятельность. При решении этой задачи необходимо распространять материалы о программах поддержки, проводимых государством, устраивать анкетные опросы молодежи в учебных заведениях. Каждая анкета должна содержать раздел с контактными данными. После обработки анкет необходимо составить базу данных молодых людей, готовых стать предпринимателями. Проведение открытых уроков для старшеклассников общеобразовательных учреждений, школьных бизнес-инкубаторов с участием успешных предпринимателей, представителей бизнес-сообществ.
3) осуществлять отбор молодежи, имеющей способности к ведению предпринимательской деятельности. Необходимо продолжить работу по проведению олимпиады для старшеклассников и студентов, когда действующие предприниматели будут оценивать бизнес-идеи и беседовать с их авторами. Олимпиады позволяют найти действительно интересные предложения и реализовать их на практике. Также необходимо поддерживать молодежные бизнес-инициативы посредством выявления лучших молодежных бизнес-проектов;
4) реализовать образовательные программы с целью привития молодым людям навыков ведения бизнеса.
Образовательная программа рассчитана на людей, которые планируют открыть свой бизнес или реализовать новое направление в бизнесе. В ходе обучения слушатели знакомятся с основными вопросами ведения бизнеса с момента зарождения идеи до регистрации предприятия. Образовательная программа так же включает темы, нацеленные на обучение действующих молодых предпринимателей, желающих развить, расширить свой бизнес.
Обоснование включения
мероприятий в базовый вариант подпрограммы
В перечень мероприятий базового варианта из вышеуказанных мероприятий включено одно мероприятие.
Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.
Обоснование: Популяризация и поддержка молодежного предпринимательства в Республике Саха (Якутия), создание условий для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и содействие развитию интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности:
Оценка реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммы за период с 2017 года по 2018 год (прогнозно) количество физических лиц до 30 лет, включая СМП, получивших образовательную поддержку, увеличится на 35,2% - 2 029 человек (показатель 2015 года - 1 500 человек).
Таблица 2
Оценка реализации подпрограммы
Наименование подпрограммы "Содействие развитию молодежного предпринимательства" |
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Результаты реализации подпрограммы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
|||
Цель подпрограммы N 3 - Содействие развитию молодежного предпринимательства в Республике Саха (Якутия) |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 1. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства |
Количество физических лиц до 30 лет, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших образовательную поддержку |
ед. |
1500 |
1800 |
1800 |
5100 |
5200 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства государственного бюджета Республики.
Общий объем средств, предназначенных для реализации подпрограммы, по базовому варианту составляет в 2017 - 2019 годах 18 264,95 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 г. - 8 960,75 тыс. руб., 2018 г. - 4 652,10 тыс. руб., 2019 г. - 4 652,10 тыс. руб.
Общий объем средств, предназначенных для реализации подпрограммы, по интенсивному варианту составляет в 2017 - 2019 годах 18 502,56 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 г. - 8 962,65 тыс. руб., 2018 г. - 4 700,00 тыс. руб., 2019 г. - 4 700,00 тыс. руб.
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой с указанием рисков реализации подпрограммы
Управление подпрограммой осуществляет ответственный исполнитель государственной программы - Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия).
Весь процесс управления рисками можно свести к трем фазам: оценке вероятности, оценке силы влияния фактора и оценке путей снижения рисков.
Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации Программы приведен в таблице 3.
Таблица 3
Риски невыполнения подпрограммы
Наименование рисков |
Вероятность |
Сила влияния |
Способ преодоления риска |
Риски, связанные с недофинансированием Программы | |||
Недофинансирование со стороны государственного бюджета Республики Саха (Якутия) |
высокая |
высокая |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений. Пропаганда эффективности мероприятий Программы, успешного опыта других регионов в развитии малого и среднего предпринимательства, приведшего к качественному росту экономики. Вовлечение в развитие малого и среднего предпринимательства всего государственного механизма |
в том числе из-за резкого сжатия налогооблагаемой базы |
средняя |
высокая |
Снижение финансирования на 15% по базовому варианту реализации Программы и на 30% по интенсивному варианту реализации Программы |
Недофинансирование со стороны федерального бюджета |
высокая |
высокая |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
Недософинансирование со стороны местных бюджетов |
высокая |
средняя |
Использование принципа паритетности финансирования. Пропаганда эффективности вложений в развитие предпринимательства. Анализ эффективности бюджетных вложений. Увеличение количества малых и средних предпринимателей, что приведет к увеличению налоговых поступлений в местный бюджет |
Риски, связанные с изменением внешней среды | |||
Значительные изменения налоговых правил |
средняя |
высокая |
Разработка предложений по системе расчета и обоснования ставок налогообложения. Взаимодействие с общественными и профессиональными организациями и объединениями предпринимателей |
Изменения порядка определения малых предприятий |
средняя |
высокая |
Разработка и внедрение предложений по порядку отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства |
Устаревание мероприятий Программы |
средняя |
высокая |
Ежегодный анализ эффективности мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы с утверждением изменений Указом Президента Республики Саха (Якутия) |
Риски, связанные с человеческим фактором | |||
Недоверие# со стороны предпринимателей в полезность и доступность мероприятий Программы |
средняя |
средняя |
Повышение открытости за счет постоянного информирования предпринимательской среды об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний |
Отказ от участия в предлагаемых мероприятиях из-за неверия предпринимателей в свои силы |
средняя |
средняя |
Проведение обучающих и разъясняющих мероприятий среди предпринимателей |
Риски, связанные с выпуском неконкурентоспособной продукции | |||
Увеличение объема выпуска неконкурентоспособной продукции |
высокая |
средняя |
Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства и сертифицирование продукции по стандартам ISO9000 |
Возникновение угрозы для малых предприятий появления крупных игроков с других территорий |
высокая |
высокая |
Выработка скоординированных действий региональных органов власти, исполнительной власти муниципальных образований, общественных объединений и организаций предпринимателей. Эффективная работа Республиканского агентства субконтрактации |
Риски, связанные с недостоверностью информации (статистической, налоговой и т.д.) | |||
Неправильная оценка перспектив в развитии предпринимательства и эффективности реализации мероприятий Программы из-за получения недостоверной информации |
средняя |
высокая |
Разработка методик оценки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации, а также подписание соглашений с муниципальными образованиями о перечне индикативных показателей малого предпринимательства и информационном обмене. Проведение исследований |
предпринимательской среды в разрезе муниципальных образований. Возможность корректировки программных мероприятий | |||
Риски, связанные с негативными природными явлениями | |||
Форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, засухи, наводнения, землетрясения) |
высокая |
средняя |
Стимулирование спроса |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 г. N 1924 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.