В целях разъяснения организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, приказываю:
1. Утвердить "Рекомендации по организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах", согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту финансов, бухгалтерского учета и отчетности (Баишев К.А.) организовать доведение рекомендаций до специалистов сельского хозяйства и крестьянских (фермерских) хозяйств для внедрения в систему бухгалтерского учета.
3. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра А.В. Афанасьеву.
И.о. министра |
И.И. Слепцов |
Рекомендации
по организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах
В соответствии с действующим законодательством крестьянские (фермерские) хозяйства должны организовывать бухгалтерский учет и отчетность таким образом, чтобы они обеспечивали получение необходимой информации об их имущественном состоянии, расходах, доходах и финансовых результатах.
Эффективное управление крестьянским (фермерским) хозяйством возможно лишь при наличии полной информации, характеризующей все стороны производства. Основным источником оперативной и объективной информации развития производства, выполнении хозяйственных операций являются бухгалтерский учет и отчетность.
Организация бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах во многом зависит от их организационных форм, размеров производства и структуры управления.
По своим организационным формам крестьянские хозяйства могут быть односемейными, а также представлены в виде ассоциаций крестьянских хозяйств. Кроме того, в зависимости от числа возделываемых сельскохозяйственных культур и видов, выращиваемых животных крестьянские хозяйства подразделяются на одноотраслевые, многоотраслевые и специализированные. При этом учет не должен быть громоздким, сложным, он должен быть экономичным, ясным и доступным всем работающим в крестьянском хозяйстве.
Объектом бухгалтерского учета являются средства (активы), их источники (пассивы) и их изменения в процессе хозяйственной деятельности (снабжение, производство и реализация готовой продукции).
Крестьянское (фермерское) хозяйство при выборе формы бухгалтерского учета должно исходить из потребностей в информации для управления производством, сложности и специфики сельскохозяйственного производства, требований законодательных документов, соблюдая при этом основные принципы ведения бухгалтерского учета: сплошного отражения в учете хозяйственных операций, двойные записи хозяйственных операций, увязки данных аналитического и синтетического учета, предоставления отчетности по утвержденным формам и в установленные сроки.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в крестьянском хозяйстве несет его руководитель.
Организация и ведение бухгалтерского учета в некрупных крестьянских (фермерских) хозяйствах могут осуществляться с применением упрощенной формы бухгалтерского учета. При применении этой формы счета бухгалтерского учета не используются.
При упрощенной форме бухгалтерского учета рекомендуется использовать следующие регистры (ведомости), которые позволяют получать необходимый объем учетной информации:
- книгу учета хозяйственных операций;
- ведомость учета основных средств и их амортизации;
- ведомость учета производственных запасов и готовой продукции;
- ведомость учета затрат на производство;
- ведомость учета операций по кассе и расчетному счету;
- ведомость учета расчетов с подотчетными лицами;
- ведомость учета расчетов с поставщиками;
- ведомость учета расчетов по налогам и сборам;
- ведомость учета расчетов с покупателями и определения дохода;
- ведомость учета прочих операций;
- ведомость учета расчетов с работниками по заработной плате.
Для документирования хозяйственных операций крестьянские (фермерские) хозяйства должны применять формы первичных документов бухгалтерского учета, утвержденные главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Для обобщения информации, используемой для составления бухгалтерской отчетности о результатах деятельности за отчетный период, ведется книга учета хозяйственных операций (см. приложение N 1). Книга учета хозяйственных операций открывается записями стоимости остатков производственных запасов, основных средств, задолженности хозяйству и его обязательств на начало отчетного периода, а затем производятся записи хозяйственных операций по графе "Сумма", в т.ч. по наименованиям расходов и доходов. Например, оприходование продукции растениеводства в оценке по закупочным (плановым) ценам стоимостью будет отражено по графе "Сумма", по приходу в графе "Материалы (продукция)" и по расходу в графе "Основное производство". На конец отчетного периода выводят остатки имущества и обязательств, что позволяет составить бухгалтерский баланс утвержденной формы.
Ведомость учета основных средств и их амортизации (см. приложение N 2) предназначена для учета основных средств по наименованиям, их поступления и выбытия с отражением причин, а также сумм начисленной амортизации за отчетный период и с начала эксплуатации основных средств. Амортизацию крестьянские (фермерские) хозяйства, как правило, начисляют линейным способом и в конце года. Ведомость заполняется на год или на несколько лет в зависимости от количества хозяйственных операций. В графе "Сальдо на начало года" отражается стоимость объектов на начало года. На конец года отражается стоимость поступивших за год объектов и стоимость имеющихся объектов на конец года.
Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции (см. приложение N 3) предназначена для учета товарно-материальных ценностей: остатков на начало года, поступления и выбытия за отчетный период, а также остатков на конец отчетного периода. Основными первичными документами на оприходование материальных ценностей от поставщиков являются товарно-транспортные накладные (ф. ТТН-1), в которых указываются наименований поступивших ценностей, единица измерения, цена и их стоимость.
Поступление продукции от урожая оформляется реестрами отправки зерна и другой продукции с поля (СП-1).
Для приемки кормов заполняют акт приема-передачи грубых и сочных кормов (СП-2, СП-17).
Для оприходования продукции животноводства крестьянские (фермерские) хозяйства применяют следующие формы первичных бухгалтерских документов; акт на оприходование приплода животных (СП-39); ведомость взвешивания животных (СП-43); ведомость определения прироста живой массы (СП-44); журнал учета надоя молока (СП-21) и др.
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут предусмотреть порядок, при котором оприходование сельскохозяйственной продукции осуществляется в конце месяца или уборки урожая. До этого они могут вести учет поступающей продукции собственного производства оперативно.
Использование продукции внутри хозяйства владелец крестьянского (фермерского) хозяйства первичными документами в течение отчетного периода может не оформлять. Стоимость их он может списывать в производство в конце года после инвентаризации и выведения количества израсходованных продукции и материалов.
На основании первичных документов на поступление и расходование продукции и материалов производятся записи в ведомость учета производственных запасов и готовой продукции. Кроме того, все операции по поступлению и выбытию товарно-материальных ценностей отражается в книге учета хозяйственник операций. (Формы первичных документов прилагаются).
Ведомость учета затрат на производство (см. приложение N 4) используется для учета и обобщения затрат по основным и вспомогательным производствам (растениеводству, животноводству и др.). Ее выписывают на каждую культуру, вид (группу) животных, вид вспомогательных производств (автотранспорт, живая тягловая сила и т.п.) на отчетный период.
Затраты учитывают по статьям, перечень которых утверждается руководителем хозяйства. Расходы, которые относятся к нескольким отраслям, первоначально учитывают отдельно. В конце года их распределяют пропорционально прямым затратам и списывают в затраты растениеводства, животноводства и других отраслей.
Затраты под урожай будущих лет учитывают по отдельной ведомости.
Отдельно учитывают затраты на приобретение и строительство объектов основных средств, которые в себестоимость продукции не включаются, а списываются за счет средств амортизационного фонда.
Продукция собственного производства отражается в ведомостях в оценке по закупочным ценам. В конце года разница между фактическими затратами и стоимостью оприходованной продукции списывается на увеличение (уменьшение) стоимости остатков продукции на складе или выбывшей за отчетный год по направлениям ее расходования.
Ведомость учета операций по кассе и расчетному счету (см. приложение N 5) служит для учета остатков денежных средств в кассе и на счете в банке на начало и конец отчетного периода, а также их поступления и расходования по направлениям. Ведомость заполняется на основании первичных документов. На отдельных ведомостях крестьянские (фермерские) хозяйства учитывают кредиты банка и ценные бумаги.
Ведомость учета расчетов с подотчетными лицами (см. приложение N 6) заполняется за месяц (год) на основании первичных бухгалтерских документов (расходный кассовый ордер, авансовый отчет и др.). Учет расчетов с подотчетными лицами ведут отдельно по каждому работнику и по каждой командировке. В ведомости учета расчетов с подотчетными лицами указываются фамилии подотчетных лиц, остаток задолженности на начало месяца, полученные деньги за отчетный период на соответствующие цели, их расходование и остатки задолженности на конец отчетного периода (работнику или крестьянскому хозяйству).
Ведомость учета расчетов с поставщиками (см. приложение N 7) предназначена для учета расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг со стороны. В ней отражаются задолженность по расчетам с поставщиками на начало года, расчеты за отчетный период и задолженность на конец отчетного периода. Она заполняется на основании первичных документов (платежные банковские документы, товарно-транспортные накладные и др.). В зависимости от объема расчетных операций ведомость может заполняться отдельно для учета расчетов с каждым поставщиком.
Ведомость учета расчетов по налогам и сборам (см. приложение N 8) служит для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также используется для учета расчетов по страховым взносам. Учет расчетов ведут по каждому налогу и сбору. Кроме того, в ней указывают дату оплаты и задолженность хозяйства бюджету на конец отчетного периода.
Ведомость учета расчетов с покупателями и определения дохода (см. приложение N 9) служит для учета расчетов с покупателями по каждому виду продукции, работ, услуг и определения дохода от реализации. В графе 3 "Покупатель, наименование продукции, работ, услуг" ведомости отражается в разрезе покупателей реализация продукции и услуг. В графах 4 и 5, 12 и 13 указывается задолженность покупателей на начало и конец отчетного периода. В графе 11 определяется валовой доход от реализации как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.
Ведомость учета расчетов по прочим операциям (см. приложение N 10) предназначена для учета расчетов, которые не нашли отражения в предыдущих ведомостях.
Ведомость учета расчетов с работниками по заработной плате предназначена для отражения начисленной заработной платы, удержаний из сумм зарплаты и сумм к выплате, т.е. она представляет собой расчетно-платежную ведомость утвержденной формы.
Применение вышеизложенных регистров позволяет крестьянским (фермерским) хозяйствам получать необходимую информацию для заполнения форм отчетности и управления их производственной деятельностью.
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 2 октября 2014 г. N 973 "Об утверждении рекомендаций по организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах"
Текст приказа официально опубликован не был