Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям,
утв. приказом Минтруда РС (Я)
от 23 марта 2017 N 372-ОД
Типовой перечень
мероприятий программы "нулевого" травматизма
N п/п |
Наименование мероприятий |
1. |
Организация работы службы охраны труда (специалиста по охране труда): |
1.1. |
Создание службы охраны труда - в организации при численности работников, превышающей 50 человек; Назначение ответственного за организацию работы по охране труда либо заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда - в организации при численности работников, не превышающей 50 человек; Введение должности специалиста по охране труда в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области охраны труда". |
1.2. |
Организация рабочего места специалиста по охране труда - обеспечение ПК, оргтехникой, телефонной связью, доступом в интернет, приобретение НПА по охране труда, в т.ч. в электронном виде справочно-информационные системы и др., подписка на периодические издания (журналы) по охране труда, промышленной безопасности и т.д. |
2. |
Анализ и систематизация информации о состоянии условий и охраны труда в организации. |
3. |
Формирование комплекта нормативных правовых актов в области охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации: |
3.1. |
составление перечня НПА по охране труда в организации в зависимости от вида экономической деятельности; |
3.2. |
оценка актуальности НПА в области охраны труда, которые действуют в организации; |
3.3. |
анализ и актуализация действующих локальных нормативных актов по охране труда. |
4. |
Согласование проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда. |
5. |
Пересмотр и актуализация должностных инструкций (должностных регламентов), положений о подразделениях в целях распределения функций и обязанностей по охране труда, в том числе с введением должности в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области охраны труда". |
6. |
Разработка и актуализация раздела "Охрана труда" коллективного договора организации. |
7. |
Разработка инструкций по охране труда для работников: |
7.1 |
формирование перечня инструкций по охране труда для работников в соответствии с видами выполняемых работ; |
7.2 |
разработка инструкций для работников в соответствии с видами выполняемых работ; |
7.3 |
ведение журнала учета выдачи инструкций в отделы, цеха и участки организации; |
7.4 |
пересмотр инструкций по охране труда, не реже 1 раза в пять лет и их актуализация в соответствии с изменениями в законодательстве РФ и РС (Я) |
8. |
Выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в профессиональных союзах. |
9. |
Создание и обеспечение работы комитета (комиссии) по охране труда: |
9.1 |
организация совещаний комитета (комиссии) по охране труда; |
9.2 |
проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах; |
9.3 |
оценка и поощрение инициативных работников. |
10. |
Обновление кабинета (уголка) по охране труда, приобретение оборудования, плакатов, манекенов и других наглядных стендов в области охраны труда |
11. |
Проведение совещаний по охране труда в организации с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза и иных представительных органов включение вопросов состояния условий и охраны труда с заслушиванием руководителей структурных подразделений организаций |
12. |
Использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний: |
12.1 |
подготовка и направление заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - ГУ-РО ФСС по РС (Я)); |
12.2 |
учёт средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счёт уплаты страховых взносов, и ежеквартальное представление в ГУ-РО ФСС по РС (Я) отчета об их использовании; |
12.3 |
направление в ГУ-РО ФСС по РС (Я) документов, подтверждающих произведенные расходы. |
13. |
Обучение по охране труда: |
13.1 |
проведение вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте; |
13.2 |
проведение стажировки; |
13.3 |
проведение повторного инструктажа и внепланового инструктажа; |
13.4 |
проведение целевого инструктажа, в том числе при проведении спортивных культурных мероприятий; |
13.5 |
организация обучения работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; |
13.6 |
организация проведения периодического обучения работников, выполняющих работы во вредных и опасных условиях труда; |
13.7 |
организация обучения руководителя организации, руководителей структурных подразделений, специалистов по охране труда, лиц, ответственных за организацию работы по охране труда; |
13.8 |
обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов; |
13.9 |
создание и обеспечение работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда; |
13.10 |
составление графика обучения по охране труда работников организации и проверки знания ими требований охраны труда комиссией по проверке знаний требований охраны труда; |
13.11 |
обучение рабочих и специалистов безопасным методам и приемам работ на высоте. |
14. |
Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ): |
14.1 |
оценка потребности работников в СИЗ с учетом их пола, роста, размеров, а также характера и условий выполняемой ими работы; |
14.2 |
приобретение СИЗ, имеющих сертификат или декларацию соответствия требованиям безопасности; |
14.3 |
организация выдачи СИЗ работникам и ведения личных карточек учета выдачи СИЗ; |
14.4 |
проведение инструктажа работников о правилах применения СИЗ, применение которых требует практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.) и простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также тренировок по их применению; |
14.5 |
проведение испытаний и проверок исправности СИЗ; |
14.6 |
обеспечение ухода за СИЗ и их хранения (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка СИЗ, ремонт и замена); |
14.7 |
контроль за обязательным применением работниками СИЗ; |
14.8 |
установление норм бесплатной выдачи СИЗ. |
15. |
Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами: |
15.2 |
формирование списка работников, имеющих право на бесплатное получение смывающих и обезвреживающих средств; |
15.3 |
выдача смывающих и обезвреживающих средств работникам и ведения личных карточек учета выдачи средств. |
16. |
Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда молоком и другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием: |
16.1 |
формирование списка работников, имеющих право на бесплатное получение молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания; |
16.2 |
выдача молока в буфетах, столовых или в специально оборудованных помещениях; |
16.3 |
осуществление компенсационной выплаты по заявлениям работников в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. |
17. |
Медицинские осмотры (обследования) и вакцинация работников: |
17.1 |
Формирование списка профессий и должностей, подлежащих периодическим и медицинским работникам |
17.2 |
заключение договора с медицинской организацией о проведении медицинских осмотров, вакцинации; |
17.3 |
выдача лицам, поступающим на работу, направления на предварительный медицинский осмотр и учет выданных направлений; |
17.4 |
определение частоты проведения периодических осмотров работников в соответствии с типами вредных и (или) опасных производственных факторов, влияющих на организм |
17.5 |
Формирование списка работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам; |
17.6 |
направление списка профессий и должностей, разработанного и утвержденного работодателем, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя; |
17.7 |
направление работодателем в медицинскую организацию поименных списков работников на периодический медицинский осмотр; |
17.8 |
составление календарного плана (графика) проведения периодических медицинских осмотров работников; |
17.9 |
ознакомление работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, с календарным планом (графиком) проведения периодических медицинских осмотров; |
17.10 |
выдача работникам направлений на периодический медицинский осмотр; |
17.11 |
получение от медицинской организации заключительного акта и обеспечение его хранения; |
17.12 |
контроль за получением заключений предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) работниками; |
17.13 |
направление работников по результатам медицинских осмотров на обследование в центр профпатологии; |
17.14 |
направление работников на вакцинацию в медицинские организации. |
18. |
Проведение месячника охраны труда, дней охраны труда и смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда: |
18.1 |
издание приказа о проведении месячника охраны труда; |
18.2 |
назначение дней открытых дверей по информированию работников о состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах; |
18.3 |
организация конкурса на лучшее рабочее место, участок, цех, отдел, лучшее знание правил и инструкций по охране труда, на звание "Лучший специалист по охране труда"; |
18.4 |
проведение разъяснительных работ и пропаганды по охране труда в средствах массовой информации, радио, телевидения, плакатов, стендов, уголков по охране труда, видеофильмов; |
18.5 |
оформление отчета по результатам проведения месячника охраны труда. |
19. |
Проведение специальной оценки условий труда: |
19.1 |
выбор специализированной аккредитованной организации и заключение с ней договора оказания услуг; |
19.2 |
создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда из нечетного количества членов; |
19.3 |
утверждение графика проведения специальной оценки условий труда; |
19.4 |
составление и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест; |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
19.4 |
составление при необходимости декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; |
19.5 |
подписание членами комиссии и утверждение председателем комиссии отчета о проведении специальной оценки условий труда; |
19.6 |
ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда; |
19.7 |
реализация мероприятий, разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда; |
19.8 |
учет количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда; |
19.9 |
оценка эффективности мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; |
19.10 |
внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; |
19.11 |
механизация и автоматизация технологических операций (процессов) с учетом специфики деятельности организации; |
19.12 |
проведение государственной экспертизы условий труда; |
19.13 |
принятие мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения государственной экспертизы условий труда; |
19.14 |
снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ. |
20. |
Проведение технических мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков: |
20.1 |
внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами; |
20.2 |
приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении; |
20.3 |
устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов; |
20.4 |
устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов; |
20.5 |
нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности; |
20.6 |
внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; |
20.7 |
внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током; |
20.8 |
установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений; |
20.9 |
механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве; |
20.10 |
оформление нарядов-допусков на производство работ повышенной опасности, в том числе ремонт крупного оборудования (например; реакторов, турбин, котлов и т.д., а также их вспомогательного оборудования), ремонт теплопотребляющих установок; ремонтные работы в мазутном хозяйстве; ремонт вращающихся механизмов; огневые и пожароопасные работы на оборудовании, в зоне действующего оборудования и в производственных помещениях; установка и снятие заглушек на трубопроводах (кроме трубопроводов воды с температурой ниже 45°С); ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей; монтаж и демонтаж оборудования; врезка гильз и штуцеров для приборов, установка и снятие измерительных диафрагм и расходомеров; установка, снятие, проверка и ремонт электроприводов арматуры, аппаратуры автоматического регулирования, дистанционного управления, защиты, сигнализации и контроля, требующие изменения схемы и режима работы оборудования; техническое диагностирование электроприводов и арматуры; работы, связанные с монтажом и наладкой датчиков; ремонт трубопроводов и арматуры без снятия её с трубопроводов, ремонт и замена импульсных линий; вывод теплопроводов в ремонт; гидропневматическая промывка трубопроводов; испытание тепловой сети на расчетное давление и расчетную температуру теплоносителя; работы в местах, опасных в отношении загазованности и поражения электрическим током и с ограниченным временем пребывания; работы (в том числе внутренний осмотр) в камерах, колодцах, аппаратах, резервуарах, баках, коллекторах, туннелях, трубопроводах, каналах и ямах, конденсаторах турбин и других ёмкостях; рентгеногаммаграфический контроль оборудования; химическая очистка оборудования; нанесение антикоррозийных покрытий; теплоизоляционные работы; сборка и разборка лесов и крепление стенок траншей, котлованов; земляные работы в зоне расположения подземных коммуникаций; загрузка, дозагрузка и выгрузка фильтрующего материала, при необходимости вскрытия фильтров; ремонтные работы в хлораторной, гидразинной и аммиачной установках; водолазные работы; работы, проводимые с плавучих средств; ремонт водозаборных сооружений (работа, при которой возможно падение персонала в воду); ремонт дымовых труб, градирен, сооружений и зданий; верхолазные работы; работы, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда; |
20.11 |
механизация работ при складировании и транспортировке сырья, оптовой продукции и отходов производства; |
20.12 |
механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей; |
20.13 |
модернизация (замена) оборудования, а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового); |
20.14 |
устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений; |
20.15 |
приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами; |
20.16 |
устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, помещений для приема пищи, расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (душевых, туалетов); |
20.17 |
устройство мест обогрева работников с горячим питанием (чай, кофе, молоко и т.п.), устройствами для обогрева кистей и стоп, вешалками для одежды, приспособлениями для просушки мокрой одежды, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; |
20.18 |
организация доставки работников в холодное время года к месту работы и с работы в утепленном транспорте; |
20.19 |
обеспечение работников питьевой водой, в том числе путем приобретения и монтажа установок (автоматов); |
20.20 |
оборудование помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов, оборудованных телефонной связью, с аптечками для оказания первой помощи; |
20.21 |
устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации; |
20.22 |
перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников; |
20.23 |
проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ; |
20.24 |
организация технологических процессов таким образом, чтобы работники не вынуждались находиться в опасной зоне механизма или в зоне возможного выброса пара, жидкости, корма для животных; |
20.25 |
устранение непосредственного контакта работников с животными, в том числе при уходе за ними, за счет замены ручного труда на механизированный или автоматизированный, а также при обслуживании оборудования и машин, первичной обработке продукции и утилизации отходов; |
20.26 |
организация временных полевых станов для отдыха и приема пищи на полевых участках производства сельскохозяйственных работ, которые при необходимости могут оборудоваться передвижными санитарно-бытовыми помещениями специального назначения; |
20.27 |
снабжение группы при поиске животных схемой маршрутов движения, продуктами питания, спичками, походной медицинской аптечкой, а зимой дополнительно - средствами для оказания первой помощи при обморожении. |
21. |
Обеспечение содержания зданий, помещений, территории в соответствии с требованиями охраны труда (недопущение скользких участков, выбоин на лестничных клетках, рваных участков линолеума в помещениях, некачественного покрытия полов плиткой, разрушения осветительных приборов, мебели и др.): |
21.1 |
реализация мероприятий, направленных на безопасную эксплуатацию зданий и сооружений; |
21.2 |
создание службы технического надзора за состоянием, содержанием и ремонтом промышленных зданий и сооружений; |
21.3 |
назначение лиц, ответственных за техническую эксплуатацию зданий и сооружений; |
21.4 |
разработка графиков планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений; |
21.5 |
разработка планов подготовки зданий и сооружений к осенне-зимнему периоду; |
21.6 |
своевременная замена и ремонт покрытия полов, мебели; |
21.7 |
обеспечение наличия у осветительных приборов плафонов, решеток, своевременная замена ламп. |
22. |
Организация проведения контроля за соблюдением норм охраны труда, в том числе путем проведения трехступенчатого контроля: |
22.1 |
первая ступень контроля - ежедневная проверка за состоянием условий труда; |
22.2 |
вторая ступень контроля - еженедельная проверка за состоянием условий труда; |
22.3 |
третья ступень контроля - ежемесячная проверка за состоянием условий труда; |
22.4 |
выдача обязательных к исполнению предписаний с указанием ответственных лиц. |
23. |
Реализация мероприятий, направленных на соблюдение норм электробезопасности: |
23.1 |
назначение лица, ответственного за электрохозяйство в организации; |
23.2 |
разработка перечня должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; |
23.3 |
назначение лица для проведения инструктажа персонала, не относящегося к электротехническому и электротехнологическому персоналу; |
23.4 |
создание комиссии для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала; |
23.5 |
назначение лиц, ответственных за учет, обеспечение, организацию своевременного осмотра, испытания и хранение средств индивидуальной защиты, используемых в электроустановках; |
23.6 |
журнал учета и содержания средств защиты, журнал испытаний средств защиты из диэлектрической резины и полимерных материалов (перчаток, бот, галош диэлектрических, накладок изолирующих); |
23.7 |
заземление оборудования, установок для предупреждения накопления заряда статистического электричества; |
23.8 |
разработка перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. |
24. |
Реализация мероприятий, направленных на соблюдение безопасности при эксплуатации транспортных средств: |
24.1 |
назначение ответственных лиц за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств; |
24.2 |
разработка графика профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств; |
24.3 |
организация прохождения водителями транспортных средств (судоводителями) предрейсовый и послерейсовых медицинских осмотров. |
25. |
Обеспечение безопасности работников в осенне-весенний период: |
25.1 |
реализация соответствующих мер безопасности в период ледостава, ледохода, паводка, выхода людей на лед; |
25.2 |
реализация соответствующих мер по очистке ото льда, наледи, снега дорожек, переходов, лестниц и т.п.; |
25.3 |
обеспечение безопасности людей при сбросе с крыш зданий и сооружений снега; |
25.4 |
обеспечение лекарственными средствами, витаминами для профилактики болезней, ОРВИ; |
25.5 |
добровольная вакцинация работников от гриппа. |
26. |
Учет и анализ микротравм: |
26.1 |
расследование произошедших микротравм начальниками структурных подразделений (цехов, отделов); |
26.2 |
учет и анализ специалистами по охране труда произошедших микротравм; |
26.3 |
разработка мероприятий, направленных на снижение количества микротравм и предотвращение более тяжелых случаев. |
27. |
Проведение оценки профессиональных рисков: |
27.1 |
выявление факторов трудового процесса, способных нанести вред здоровью или жизни человека на рабочем месте - факторы риска; |
27.2 |
определение величины и значимости воздействия риска; |
27.3 |
разработка и реализация мероприятий для снижения уровней рисков или их устранения; |
27.4 |
контроль факторов риска после выполнения мероприятий по их устранению. |
28. |
Добровольное страхование работников на случай получения вреда здоровью и жизни в процессе трудовой деятельности. |
29. |
Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, сохранение здоровья: |
29.1 |
компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях; |
29.2 |
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда привлекаемых к выполнению указанных мероприятий методистов и тренеров; |
29.3 |
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда привлекаемых к выполнению указанных мероприятий методистов, тренеров, врачей-специалистов; |
29.4 |
приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря; |
29.5 |
устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом; |
29.6 |
создание и развитие в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы физкультурно-спортивных клубов; |
29.7 |
включение вопроса "ВИЧ/СПИД на рабочих местах" в программы проведения инструктажей по охране труда, в планы обучения профактива и стандарты повышения квалификации специалистов по охране труда, специалистов отделов кадров и медицинских работников, работающих в организации; |
29.8 |
осуществление обучения и проверки знаний по вопросам "ВИЧ/СПИД на рабочих местах" при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.