Во исполнение пункта 1.2. Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению системы ключевых показателей эффективности в хозяйствующих субъектах государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 14.04.2015 года N 326-РГ, в целях повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием Республики Саха (Якутия) в уставном капитале более пятидесяти процентов, за счет внедрения единых подходов к формированию документов стратегического развития:
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
3. Департаменту имущества АПК, ЖКХ, СМИ и социальной сферы (Кугаевская Г.В.), Департаменту имущества АБК, финансовых, кредитных и страховых организаций (Васильева А.И.), Департаменту имущества промышленности, транспорта и связи (Игнатьева Г.С.) довести настоящее распоряжение для сведения и использования в работе курируемым исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
Министр |
Е.В. Григорьева |
Утверждены
распоряжением
Министерства имущественных
и земельных отношений
Республики Саха (Якутия)
от 30 июня 2015 г. N Р-862
Методические рекомендации
по разработке и утверждению стратегий хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации разработаны для ускорения процесса разработки стратегий развития, внедрения системы ключевых показателей эффективности деятельности (далее - системы КПЭ) и системы мотивации менеджмента в государственных унитарных предприятиях и акционерных обществах госсектора экономики Республики Саха (Якутия), а также совершенствования организационной работы по стратегическому планированию в целях повышения эффективности управления государственным имуществом.
1.2. Настоящие Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) (далее - Методические рекомендации) разработаны на основе методических указаний Минэкономразвития РФ и Росимущества по разработке стратегических документов развития в госкомпаниях и государственных унитарных предприятиях,* с учетом особенностей действующей практики планирования в субъектах государственного сектора Республики Саха (Якутия) (далее - субъекты госсектора).
1.3. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
Хозяйствующие субъекты госсектора (далее - субъекты госсектора) - государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия) и хозяйственные общества, доля участия Республики Саха (Якутия) в уставном капитале которых превышает 50 процентов.
Стратегия развития государственных унитарных предприятий - документ, утверждаемый исполнительным органом государственной власти РС (Я), в ведении которого находится ГУП, и отвечающий требованиям, предъявляемым к его формату в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
Стратегия развития открытых акционерных обществ (акционерных обществ) - документ, утверждаемый советом директоров (наблюдательным советом) общества и отвечающий требованиям, предъявляемым к его формату в соответствии с настоящими методическими рекомендациями;
Период планирования деятельности субъекта госсектора - определенный временной интервал планирования деятельности организации:
- прогнозируемый период - период (от 3 до 5 лет для ГУП и 5 лет для обществ), поддающийся обоснованному прогнозу значений показателей ожидаемых результатов деятельности организации;
- непрогнозируемый период - период (свыше 5 лет), на который прогноз значений показателей ожидаемых результатов деятельности организации представляется неточным или затруднительным, а также слабо обоснованным в силу непредсказуемости экономических условий деятельности организации или отсутствия инструментов прогнозирования;
- среднесрочный период - прогнозируемый период планирования (от 3-5 лет для ГУП и 5 лет для хозяйственных обществ);
долгосрочный период - период времени, включающий как прогнозируемый (от 3 до 5 лет для ГУП и 5 лет для обществ), так и непрогнозируемый (свыше 3-5 лет для ГУП и свыше 5 лет для обществ) периоды деятельности организаций;
- текущий период - период времени, охватывающий краткосрочный срок оперативного планирования - до 1 года деятельности организации (бюджет, финансовый план, производственная программа);
Ключевой показатель эффективности (КПЭ) - оценочный критерий достижения цели, применяемый для определения эффективности деятельности, поддающийся качественному и (или) количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач;
Целевые показатели КПЭ - числовые показатели, являющиеся качественными и (или) количественными измерителями целей и плановых значений, определенных документом стратегического планирования (заложенных в стратегии);
Система КПЭ** - совокупность взаимосвязанных целевых показателей КПЭ, сформированных на основе стратегии развития организации, фактические значения которых предназначены для объективной оценки эффективности деятельности менеджмента, а также внутренние корпоративные нормы, определенные в установленных положениях (правилах) организации, регламентирующие систему вознаграждения менеджмента и сотрудников организации, позволяющую осуществлять такую оценку.
Риск - опасность возникновения непредвиденных потерь в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами;
Возможность - стечение обстоятельств, наступление которого может оказать позитивное влияние на деятельность организации;
Менеджмент - высшее руководство организации, включающее ее генерального директора, его заместителей и директоров по направлениям работ (должностных лиц, в правомочия которых входит принятие управленческих решений, влияющих прямо или косвенно на реализацию мероприятий, планируемых в рамках решения поставленных задач по достижению стратегических целей развития организации);
Миссия организации - важная часть стратегии, определяющая ее цель и задачи (целевые, четко выраженные (конкретные) установки организации, составляющие причину ее деятельности и которые должны быть выполнены за определенный период).
2. Разработка стратегий развития
2.1. Стратегия развития разрабатывается на срок не менее 5 лет и может охватывать как прогнозируемый, так и непрогнозируемый плановые периоды деятельности.
2.2. Стратегия развития должна содержать:
- четко сформулированные и измеримые цели развития организации;
- информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели, стратегических инициативах, стоящих перед организацией;
- комплекс инновационных и инвестиционных проектов со сроками их осуществления, ресурсами, участниками (исполнителями), объемами и источниками финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач, определенных стратегией развития организации (инновационная и инвестиционная программы);
- перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации к установленным срокам с указанием объема и источников их финансирования;
- показатели ожидаемых результатов деятельности организации (для крупных акционерных обществ государственного сектора экономики также и результатов деятельности дочерних и зависимых организаций, филиалов) в разрезе по годам прогнозируемого периода.
- соответствующие перечни мероприятий, сроки их реализации и значения показателей ожидаемых результатов деятельности организации (для крупных акционерных обществ - дочерних и зависимых организаций, филиалов), касающиеся ее развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, содержащиеся в иных утвержденных программных документах организации.
2.3. На непрогнозируемый период перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, объем и источники их финансирования, а также показатели результатов деятельности организации (для крупных акционерных обществ также и показатели результатов деятельности дочерних и зависимых организаций, филиалов) указываются с 5-летним шагом для хозяйственных обществ и 3-5 летним шагом для ГУП.
2.4. При разработке Стратегии развития следует учитывать стратегические, программные и иные документы, влияющие на сферу деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов и отрасли в целом, в том числе:
- стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
- прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период;
- прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период;
- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
- государственные программы Республики Саха (Якутия);
- схема территориального планирования Республики Саха (Якутия).
2.5. Стратегии развития разрабатывается менеджментом организации и утверждается органами управления в соответствии с 1.3.3. и 1.3.4. настоящих Методических рекомендаций.
2.6. Рекомендуемый формат Стратегии развития для субъектов госсектора:
- миссия;
- стратегическая концепция и стратегия развития;
- стратегические цели и стратегические задачи общества;
- проекты развития в рамках решения стратегических задач и их краткое описание;
- аналитическая часть программы, характеризующая положение компании и описание модели ее развития, с учетом факторного анализа;
- мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей развития организации к поставленным срокам с указанием планируемых объемов и источников их финансирования;
- значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации;
- мониторинг и контроль реализации стратегии развития.
2.7. При качественной разработке Стратегии развития необходимо соблюдать определенный алгоритм составления ее аналитической части субъектами госсектора, являющимися крупными акционерными обществами (компаниями), с учетом стратегических, программных и иных документов, а именно следует провести:
- анализ текущего положения организации и оценка степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности организации, определенных ранее утвержденными программными документами организации;
- анализ перспектив экономического развития организации в отрасли, с учетом текущих результатов ее деятельности;
- анализ деятельности организации в сравнении с сопоставимыми компаниями, учитывая отраслевую и конкурентную специфику их деятельности;
- описание целевой модели развития организации, приоритетных направлений развития и стратегических инициатив (для субъектов госсектора, имеющих холдинговую структуру организации, а также отнесенных к компаниям стратегического значения, данный раздел является обязательным);
- анализ ключевых рисков и возможностей;
- SWOT-анализ;
- разработку перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам.
3. Описание отдельных блоков (разделов) документа стратегического планирования
3.1. При разработке Стратегии развития субъекта госсектора необходимо дать четкое определение миссии организации с целью планирования деятельности в целях рационального управления и контроля производственного процесса.
3.2. Миссия субъекта госсектора как сформулированное утверждение, декларирующее пользу организации для экономики Республики Саха (Якутия), должна емко раскрывать смысл деятельности организации в рыночных условиях, а именно:
- что должна представлять собой организация;
- что отличает ее от других аналогичных по сфере деятельности организаций;
- что даст возможность развитию организации в условиях свободной конкуренции и рыночной конъюнктуры,
- чего достигнуть организация в определенный период стратегического планирования.
3.3. Миссия для субъектов госсектора, функционирующих в условиях низкого уровня конкуренции или ее полного отсутствия (организации, делегированные на выполнение части государственных функций (ГУП), а также субъекты естественной монополии и компании, приравненные к ним в силу доминирующего положения на рынке и подпадающие под сферу государственного регулирования и контроля) в обязательном порядке должна координировать со стратегическими целями и задачами развития экономики Республики Саха (Якутия).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. При формировании миссии организации следует придерживаться следующих правил:
- миссия должна отвечать реальным возможностям и ресурсам организации, поскольку деятельность организации должна быть направлена на достижение реальных результатов с учетом имеющихся возможностей;
- формулировка миссии должна быть четкой и конкретной, иметь четкие временные рамки, в отсутствие описания конкретных деталей и особенностей деятельности и без использования обобщающих и отвлеченных формулировок, (например, таких, как: "Обеспечение эффективной реализации производственного и финансового потенциала в определенной отраслевой сфере деятельности через создание, производство, поставку и реализацию на рынке высокотехнологичной конкурентоспособной продукции");
- миссия должна содержать индивидуальные, отличающиеся от других особенности (например, наличие инноваций или качественно новые предложения повышают как статус организации на рынке, так и увеличивают возможности ее успешного развития);
- реализация миссии на практике должна предполагать введение адекватной ее целевым установкам системы стимулирования и поощрения персонала организации (от менеджмента до рядового сотрудника), что предполагает построение в организации "дерева целей" и матрицы полномочий и ответственности за реализацию стратегии (долгосрочной программы) развития организации.
3.6. В рамках антикризисного менеджмента миссия организации должна быть преобразована в конкретные цели и задачи на каждом организационном уровне субъекта так, чтобы перед каждым структурным подразделением (структурной единицей, отделом, сотрудником) должны стоять определенные задачи с временными границами их исполнения (построение "дерева целей", отвечающего стратегической цели организации).
3.7. Оценка степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности организации дается в качестве раздела Стратегии развития организации, в котором:
- отражается динамика фактических показателей результатов деятельности организации;
- проводится анализ степени достижения организацией плановых значений показателей деятельности, определенных ранее утвержденными программными документами организации;
- приводится вывод о степени реализации стратегических целей развития, установленных стратегией развития организации;
- приводятся пояснения причин отклонений фактических значений показателей результатов деятельности организации от запланированных.
Также в данном разделе рекомендуется описать исполнения задач государственного присутствия на рынке.
3.8. Анализ перспектив экономического развития организации в отрасли с учетом текущих результатов ее деятельности, в котором раскрываются перспективы экономического развития организации.
Данный анализ предполагает:
- анализ среды (макроокружение, конкурентная среда) и ее влияние на устойчивость организации в целом с учетом динамики фактических показателей эффективности ее деятельности;
- сравнительный анализ показателей результатов деятельности организации (в динамике) и результатов деятельности не менее 3 сопоставимых (конкурирующих) организаций в отрасли на региональном рынке, а также межрегиональном и международном рынках (для компаний, имеющих экспортно-ориентированные виды деятельности).
При сравнительном анализе показателей результатов деятельности компаний (хозяйственных обществ) и результатов деятельности сопоставимых (конкурирующих) компаний в отрасли рекомендуется использовать, в том числе следующие ключевые показатели:
- портфель производимой продукции (услуг), в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);
- риски и объем сбыта;
- структура издержек (затрат);
- рентабельность по чистой прибыли;
- рентабельность по EBITDA;
- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки;
- структура долговой нагрузки (в том числе доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
- иные отраслевые и финансовые показатели.
При анализе используются отчетные данные и информация, учтенная в консолидированной (сводной) отчетности организации, подготовленной в соответствии с МСФО или РСБО (если не применимо МСФО).
Также в данном разделе:
- должен быть приведен вывод о текущем положении организации в отрасли и перспективах ее экономического развития на среднесрочный период с учетом результатов проведенного анализа;
- представлены предложения по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности организации, включающие перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, с указанием объема и источников их финансирования, а также значения показателей ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.
3.9. Перечни планируемых программных мероприятий для достижения стратегических целей развития субъекта госсектора, должны быть определены с указанием по каждому мероприятию планируемого срока реализации, объема и источника необходимого финансирования, а также значения показателей ожидаемых результатов, которые могут быть отражены как в качественном измерении (относительная характеристика доли или темпов изменения как однородных, так и неоднородных экономических величин), так и в количественном (абсолютная характеристика измеримого показателя или относительная характеристика сопоставимых абсолютных величин).
Также необходимо описать сценарные условия, предусматривающих выход хозяйствующего субъекта госсектора из рынка с сохранением необходимости решения задач государственного присутствия на рынке (к примеру за счет делегирования соответствующих государственных функций частным организациям).
Методика расчета и расчет показателей ожидаемых результатов могут быть подвергнуты проверке на предмет их обоснованности и правильности определения органами управления, правомочных утверждать документ стратегического планирования (орган исполнительной власти, орган управления организации).
В данном разделе целесообразно отразить также плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности организации, определенных стратегическими целями развития, например, такими как:
- увеличение доли по ключевым продуктам на основном рынке деятельности организации;
- модернизация и инновационное развитие;
- повышение производительности труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
- повышение финансовой эффективности (на основе данных консолидированной отчетности);
- повышение кредитного рейтинга;
- повышение рентабельности по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции (работ, услуг));
- ограничение по долговой нагрузке (отношение совокупных обязательств к прибыли от продаж);
- повышение ликвидности активов (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
- энергоэффективность и энергосбережение;
- повышение качества корпоративного управления;
- обеспечение прозрачности внутрикорпоративных процедур, включая антикоррупционные программы;
- повышение эффективности закупочной деятельности;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности;
- увеличение индекса удовлетворенности потребителей услугами организации;
- иные отраслевые и финансовые цели развития организации, определенные стратегией ее развития.
Перечень КПЭ должен учитывать требования, содержащиеся в Методических указаниях по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов, утвержденных приказом Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерством экономики Республики Саха (Якутия) от 02.07.2014 N П-05-49/87-од.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.7. Анализ рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий Стратегии (долгосрочной программы) развития.
В данном разделе целесообразно привести оценку рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий, возможных механизмов управления рисками и минимизации последствий их возникновения, а также механизмов учета и реализации возможностей, возникающих перед организацией.
Такая оценка может учитывать предполагаемые (возможные) изменения в области отраслевого регулирования, технологических характеристик отрасли, потребительских предпочтений, макроэкономических показателей и прочих составляющих.
При этом рекомендуется использовать сценарный подход к анализу возможностей и рисков организации, используя несколько сценариев (альтернативных, вероятных, внутренне непротиворечивых и взаимно исключающих вариантов динамики основных факторов, влияющих на деятельность организации).
В завершении представленного анализа могут быть приведены предложения по реализации дополнительных мероприятий, способных положительным образом повлиять на процессы управления рисками и минимизации последствий их возникновения, такие как:
- учреждение дочерних и зависимых организаций, создание филиалов, проведение необходимых структурных преобразований организации, иные интеграционные мероприятия;
- предложения в адрес органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по изменению отраслевого регулирования, объемов бюджетного финансирования, планов (программ) приватизации;
- иные предложения, реализация которых положительным образом способствует на процессы управления рисками и минимизации последствий их возникновения.
4. Порядок рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования
4.1. Стратегия развития разрабатывается менеджментом организации, как собственными, так и привлеченными силами, с возможным участием в данной работе специалистов или организаций, специализирующихся на подготовке документов стратегического планирования (в этом случае Стратегия должна отвечать требованиям, предъявляемым настоящими Методическими указаниями к ее содержанию, и иметь прикладное значение, то есть быть применимой на практике и ориентированной на достижение стратегических целей организации).
4.2. Отраслевое министерство, ведомство Республики Саха (Якутия) при разработке Стратегии курируемых организаций оказывает консультативную помощь при обращении субъектов госсектора.
4.3. Отраслевое министерство, ведомство Республики Саха (Якутия) в целях разработки стратегий развития предприятий может быть создана межведомственная рабочая группа
4.4. Для акционерных обществ:
4.4.1. Проект Стратегии развития подлежит предварительному одобрению специализированным комитетом по стратегическому развитию при совете директоров или советом директоров в случае отсутствия специализированного комитета.
4.4.2. Разработанный проект Стратегии развития предварительно направляется менеджментом общества на согласование в орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий контроль и координацию деятельности в соответствующей отрасли, или в ведении которого находится общество.
4.4.3. Согласованный отраслевым министерством (ведомством) проект Стратегии развития направляется на согласование в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) (далее - Минэкономики РС (Я)) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Минимущество РС (Я)).
4.4.4. По итогам согласования с Минэкономикой РС (Я) и Мин имуществом РС (Я) проект Стратегии развития обществ, относящихся к перечню стратегических, вносится отраслевым министерством на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия).
По остальным обществам Стратегии развития могут быть предварительно рассмотрены отраслевыми балансовыми комиссиями министерств и ведомств. При рассмотрении проекта Стратегии развития отраслевым министерством обеспечивается одновременное представление оригиналов позиций ведомств, принимающих участие в согласовании, и протоколов согласительных совещаний (в случае наличия разногласий, замечаний).
4.5. Для государственных унитарных предприятий:
4.5.1. Разработанный проект Стратегии развития предварительно направляется менеджментом государственного унитарного предприятия на согласование в орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий контроль и координацию деятельности в соответствующей отрасли, или в ведении которого находится общество.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4.3. Согласованный отраслевым министерством (ведомством) проект Стратегии развития направляется на согласование в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) (далее - Минэкономики РС (Я)) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Минимущество РС (Я)).
4.4.4. По итогам согласования с Минэкономикой РС (Я) и Минимуществом РС (Я) проект Стратегии развития государственного унитарного предприятия, относящихся к перечню стратегических, вносится отраслевым министерством на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия).
По остальным государственным унитарным предприятиям Стратегии развития могут быть предварительно рассмотрены отраслевыми балансовыми комиссиями министерств и ведомств. При рассмотрении проекта Стратегии развития отраслевым министерством обеспечивается одновременное представление оригиналов позиций ведомств, принимающих участие в согласовании, и протоколов согласительных совещаний (в случае наличия разногласий, замечаний).
------------------------------
* - Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития, доведенные письмом Росимущества от 29.04.2014 N ОД-11/18570 "О разработке стратегических документов в госкомпаниях";
- Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития ФГУП па срок от 3 до 5 лет, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2011 N 683
** - Приказ Минимущества и Минэкономики от 02.07.2014 N П-05-49/87-ОД "Об утверждении методических указаний по применению КПЭ государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля РС (Я) превышает 50%", Распоряжение Минимущества от 20.01.2015 N Р-34 "О методических рекомендациях по разработке Положений о КПЭ в хозяйствующих субъектах госсектора экономики"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2015 г. N Р-862 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)"
Текст распоряжения официально опубликован не был