Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Система управления муниципальной собственностью муниципального образования "Нерюнгринский район"
§1. Управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями
1.1. Муниципальное унитарное предприятие (далее по тексту - предприятие) - юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и осуществляющее свою деятельность на базе муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
1.2. Муниципальное учреждение (далее по тексту - учреждение) - некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
1.3. Имущество предприятий (учреждений) является муниципальной собственностью. Закрепление муниципального имущества за предприятиями (учреждениями) осуществляется на основании правовых актов Нерюнгринской районной администрации, путем заключения соответствующих договоров:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления.
1.4. Решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий (учреждений) принимаются в соответствии с Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений муниципального образования "Нерюнгринский район", утвержденным постановлением Нерюнгринской районной администрации.
1.5. Учет предприятий и учреждений ведется КЗиИО в Реестре муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район".
1.6. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) КЗиИО разрабатывает проекты договоров хозяйственного ведения, оперативного управления.
1.7. Управление предприятиями (учреждениями) осуществляется главой района через заместителей, курирующих соответствующую сферу деятельности.
1.8. Компетенция субъектов управления предприятиями (учреждениями).
1.8.1 КЗиИО:
- обеспечивает учет муниципального имущества в Реестре муниципальной собственности, в том числе имущества предприятий (учреждений) и особо ценного движимого имущества;
- утверждает Уставы предприятий и согласовывает уставы учреждений;
- осуществляет оформление необходимых документов о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- осуществляет контроль сохранности и использования по назначению имущества предприятий (учреждений);
- обеспечивает оформление решений районной администрации о реорганизации и ликвидации предприятий;
- оформляет проекты правовых актов районной администрации на предоставление предприятиям (учреждениям) согласия по распоряжению муниципальным имуществом;
- осуществляет подготовку документов к проведению балансовой комиссии;
- осуществляет иные полномочия по управлению предприятиями (учреждениями), определяемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами органов местного самоуправления.
1.8.2. Заместители главы района:
- осуществляют оперативное управление предприятиями (учреждениями) соответствующей отрасли;
- при подготовке предложений главе района о реорганизации предприятий (учреждений) вносят предложения по реорганизации, технико-экономические обоснования по распределению имущества, готовят предложения по погашению кредиторской задолженности, разрабатывают другие вопросы, вытекающие из процесса реорганизации;
- разрабатывают совместно с предприятиями (учреждениями) нормативы численности работников предприятия (учреждения), а также норматив фонда оплаты труда;
- участвуют в балансовых комиссиях, в подготовке анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений) и вносят предложения по результатам балансовых комиссий на рассмотрение главе района;
- определяют финансово-хозяйственную политику основной деятельности предприятий (учреждений), согласовывают программы развития и инвестиционные программы;
- осуществляют иные полномочия по управлению предприятиями (учреждениями), определяемые действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами органов местного самоуправления Нерюнгринского района.
1.9. Глава района назначает на должность руководителя предприятия (учреждения) с заключением, прекращением и изменением трудового договора, а также согласовывает прием на работу заместителя руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения), заключение с ним, прекращение и изменения договора.
Заключение и расторжение контракта с руководителями предприятий (учреждений) осуществляются только при наличии акта приема-передачи имущества (основных средств) предприятия (учреждения).
В целях установления соответствия руководителей предприятий (учреждений) занимаемой должности, улучшения подбора и расстановки руководящих кадров, повышения ответственности за результаты принимаемых ими решений, совершенствования деятельности предприятий (учреждений), проводится аттестация руководителей предприятий (учреждений).
1.10. Руководители предприятий (учреждений) обязаны представлять в КЗиИО ежегодный отчет о деятельности предприятия (учреждения) и копию годового бухгалтерского баланса.
Руководители предприятий и учреждений, являющихся главными распорядителями бюджетных средств, обязаны отчитываться перед балансовой комиссией, созданной при районной администрации.
Состав балансовой комиссии утверждается правовым актом районной администрации. Балансовая комиссия на основании отчетов предприятий проводит анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
Глава района в случае неудовлетворительной структуры баланса предприятия может принять решение о реализации следующих мероприятий:
- передача в аренду предприятия как имущественного комплекса;
- реорганизация и реструктуризация предприятия;
- смена руководителя предприятия;
- для социально значимых предприятий разработка специальных программ оздоровления;
- изменение формы собственности (приватизация);
- добровольная ликвидация предприятия.
1.11. Приватизация предприятий осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
1.12. В случаях предусмотренных федеральным законодательством КЗиИО организует проведение открытого конкурса по отбору аудитора (или аудиторской организации).
По результатам конкурса заключается муниципальный контракт с аудитором (или аудиторской организацией), в котором отражается перечень муниципальных унитарных предприятий, подлежащих проверке.
Оплата аудитору (или аудиторской организации) проводится либо КЗиИО, либо предприятием самостоятельно (определяется договором).
Один экземпляр отчета в обязательном порядке предоставляется КЗиИО.
1.13. Муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления закрепляется за предприятием решением районной администрации. Пределы права хозяйственного ведения и оперативного управления устанавливаются договором между КЗиИО и предприятием в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
1.14. Порядок приобретения предприятием права хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество.
1.14.1. Передача имущества предприятию осуществляется путем заключения соответствующего договора по передаточному акту.
1.14.2. Предприятие обязано произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.
1.15. Порядок распоряжения имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения:
1.15.1. Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами и иными правовыми актами, а также настоящим Порядком.
1.15.2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия Нерюнгринской районной администрации, которое оформляется в форме постановления.
1.15.3. Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены Уставом такого предприятия.
Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
1.15.4. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством.
1.15.5. Предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не вправе:
1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2012 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в границах морских портов;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 161-ФЗ следует читать как "от 14.11.2002"
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением передачи прав на земельный участок концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
1.15.6. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, на основании решения балансовой комиссии перечисляется в бюджет муниципального образования "Нерюнгринский район", в порядке, предусмотренном параграфом 2 раздела III настоящего Порядка.
1.15.7. Право хозяйственного ведения и оперативного управления прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
1.15.8. Изъятие имущества у предприятия осуществляется путем издания правового акта районной администрации в установленном законом порядке.
1.16. Муниципальное имущество на праве оперативного управления за учреждением закрепляется правовыми актами районной администрации. Пределы права оперативного управления устанавливаются договором между КЗиИО и учреждением в соответствии с Гражданским кодексом РФ и настоящим Порядком.
1.17. Порядок приобретения права оперативного управления на имущество:
1.17.1. Передача имущества учреждению осуществляется путем заключения соответствующего договора по передаточному акту.
1.17.2. В случае, если инициатором приобретения права оперативного управления является учреждение, то оно подает заявление, подписанное руководителем, главе района.
В заявлении должно быть указано наименование имущества, для какой цели и как оно будет использоваться учреждением в соответствии с его уставной деятельностью.
1.17.3. Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации учреждением в соответствии с действующим законодательством.
1.18. Порядок распоряжения имуществом, закрепленным на праве оперативного управления.
1.18.1. Учреждение, которому имущество принадлежит на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, а также настоящим Порядком.
1.18.2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
1.18.3. Если в соответствии с учредительными документами бюджетному, автономному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (оказывать платные услуги), доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного, автономного учреждения.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в бюджет Нерюнгринского района.
1.18.4. Предоставление в распоряжение особо ценного движимого имущества или приобретенного за счет средств бюджета района выделенных учреждению на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества осуществляется на основании обращения учреждения и правового акта районной администрации, в соответствии с утвержденным Порядком Нерюнгринской районной администрацией.
1.18.5. Право оперативного управления прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
1.18.6. Изъятие имущества у учреждения из оперативного управления осуществляется на основании правового акта районной администрации в установленном законом порядке.
1.19. Виды особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений муниципального образования "Нерюнгринского район" определяются в соответствии с Порядком определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений муниципального образования "Нерюнгринский район" с учетом порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества по представлению главных распорядителей бюджетных средств в отрасли образования, культуры, физической культуры и спорта, а также в иных отраслях.
1.19.1. Правовой акт об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества (исключении имущества из категории особо ценного движимого имущества) оформляется в виде перечня имущества и утверждается районной администрацией.
1.19.2. Районная администрация принимает решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества, на основании видов особо ценного движимого имущества.
1.19.3. Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным и автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета муниципальных учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
§2. Муниципальная казна
2.1. Средства местного бюджета и иное имущество района, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют казну муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее муниципальная казна), которая служит средством обеспечения обязательств района, в том числе по заимствованиям.
2.2. К имуществу, составляющему муниципальную казну, относятся объекты муниципальной собственности:
- земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности района;
- здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной собственности района;
- пакеты акций;
- иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет средств бюджета района;
2.3. Право распоряжения собственностью, учтенной в муниципальной казне, принадлежит районной администрации и осуществляется посредством КЗиИО.
Передачу имущества казны муниципальным учреждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ, за исключением межмуниципальных, от имени муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляет КЗиИО, в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район".
2.4. Субъектами управления имущественной частью муниципальной казны являются:
- Нерюнгринский районный Совет депутатов;
- Нерюнгринская районная администрация;
- Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.
2.5. Финансовое обеспечение по формированию и содержанию имущества, составляющего муниципальную казну района, осуществляется за счет средств местного бюджета и других источников, не противоречащих действующему законодательству.
2.6. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
2.7. Оборот объектов казны осуществляется в следующем порядке:
2.7.1. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне является:
- создание новых объектов;
- приобретение объектов от третьих лиц;
- изъятие объектов из имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
- приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи;
- имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
2.7.2. Исключение из казны объектов муниципального имущества происходит:
- путем передачи объектов по решению районной администрации в имущественные комплексы предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
- путем передачи объектов в собственность Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
- в рамках гражданско-правовых сделок (приватизация, мена и др.);
- при исполнении судебных решений;
- при гибели объектов;
- при уничтожении объектов.
Объекты недвижимости, созданные за счет казны, подлежат государственной регистрации и зачислению в казну, в случае если они не подлежат передаче муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.