Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 г. N 2236
"О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы"
В целях реализации государственной политики в сфере управления государственным имуществом и земельных отношений постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы".
2. Признать утратившими силу с 01 января 2018 года:
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2019 годы";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2012 N 1549 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2016 годы";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 14.01.2013 N 1832 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2016 годы";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 2413 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2016 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23.07.2014 N 2793 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2016 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21.04.2015 N 448 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2017 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10.08.2015 N 636 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2017 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21.03.2016 N 1004 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2019 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 18.07.2016 N 1315 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2019 годы", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11.02.2017 N 1742 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2019 годы", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11.09.2017 N 2095 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2012 - 2019 годы", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 954".
3. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (Григорьева Е.В.) проводить целенаправленную работу по выполнению мероприятий и достижению целевых индикаторов государственной программы.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Чекина Е.А.
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава |
Е. Борисов |
г. Якутск
30 ноября 2017 года
N 2236
Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 30 ноября 2017 г. N 2236
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы"
Паспорт
государственной программы
Наименование государственной программы |
Управление собственностью на 2018 - 2022 годы |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители Программы |
- |
Участники Программы |
- |
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма N 1. "Обеспечивающая подпрограмма". Подпрограмма N 2. "Развитие системы управления недвижимостью". Подпрограмма N 3. "Реализация полномочий собственника государственного имущества Республики Саха (Якутия)" |
Цель Программы |
Повышение благосостояния граждан республики за счет рационального и эффективного использования имущественного и земельного фонда Республики Саха (Якутия) |
Задачи Программы |
Создание условий для эффективного управления имуществом, в том числе земельными участками. Повышение результативности управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
Обеспечение объема доходов от управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия): в 2018 году в размере 11 174 млн. рублей; в 2019 году в размере 10 923 млн. рублей; в 2020 году в размере 10 986 млн. рублей; в 2021 году в размере 10 986 млн. рублей; в 2022 году в размере 10 986 млн. рублей. Увеличение доли объектов недвижимости (объектов капитального строительства и земельных участков), учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Саха (Якутия): к 2019 году до 59,09%; к 2020 году до 59,10%; к 2021 году до 59,12%; к 2022 году до 59,13%; к 2023 году до 59,15% |
Сроки реализации Программы |
2018 - 2022 годы |
Объем финансового обеспечения Программы |
Объем финансового обеспечения в целом на реализацию Программы - 3 480 325 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 715 989 тыс. рублей; 2019 год - 676 875 тыс. рублей; 2020 год - 676 875 тыс. рублей; 2021 год - 695 917 тыс. рублей; 2022 год - 714 670 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 2 228 408 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 460 253 тыс. рублей; 2019 год - 428 253 тыс. рублей; 2020 год - 428 253 тыс. рублей; 2021 год - 446 668 тыс. рублей; 2022 год - 464 981 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 7 209 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 7 209 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов - 7 243 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 1 034 тыс. рублей; 2019 год - 1 129 тыс. рублей; 2020 год - 1 129 тыс. рублей; 2021 год - 1 756 тыс. рублей; 2022 год - 2 196 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств - 1 237 465 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 247 493 тыс. рублей; 2019 год - 247 493 тыс. рублей; 2020 год - 247 493 тыс. рублей; 2021 год - 247 493 тыс. рублей; 2022 год - 247 493 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение доли объектов недвижимости (объектов капитального строительства и земельных участков), учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Саха (Якутия) до 59,15%. Темп роста объема поступлений в консолидированный бюджет доходов от налога на землю и арендной платы за использование земельных участков ежегодно на 5%. Обеспечение поступления объема доходов от управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия) в 2022 году 10 986 млн. рублей. Сокращение количества хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), в том числе путем его консолидации, до уровня, обеспечивающего надежность функционирования в климатических условиях Севера на 15% к уровню базового года |
Паспорт подпрограммы N 1
Наименование подпрограммы |
Обеспечивающая подпрограмма |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнители подпрограммы) |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Обеспечение непрерывного функционирования деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
Задачи подпрограммы |
Создание условий для своевременного и качественного выполнения функций Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
Сроки реализации подпрограммы |
2018 - 2022 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы - 619 193 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 123 839 тыс. рублей; 2019 год - 123 839 тыс. рублей; 2020 год - 123 839 тыс. рублей; 2021 год - 123 839 тыс. рублей; 2022 год - 123 839 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 619 193 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 123 839 тыс. рублей; 2019 год - 123 839 тыс. рублей; 2020 год - 123 839 тыс. рублей; 2021 год - 123 839 тыс. рублей; 2022 год - 123 839 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты |
- |
Паспорт подпрограммы N 2
Наименование подпрограммы |
Развитие системы управления недвижимостью |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнители подпрограммы) |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Создание условий для эффективного управления имуществом, в том числе земельными участками |
Задачи подпрограммы |
Совершенствование учета объектов недвижимости. Создание условий для многообразия форм собственности на землю, развитие рынка земли. Вовлечение в гражданский оборот земель, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ о дальневосточном гектаре |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
Увеличение доли объектов недвижимости (объектов капитального строительства и земельных участков), учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Саха (Якутия): к 2019 году до 59,09%; к 2020 году до 59,10%; к 2021 году до 59,12%; к 2022 году до 59,13%; к 2023 году до 59,15% |
Сроки реализации подпрограммы |
2018 - 2022 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы - 710 160 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 175 113 тыс. рублей; 2019 год - 97 704 тыс. рублей; 2020 год - 133 969 тыс. рублей; 2021 год - 143 140 тыс. рублей; 2022 год - 160 234 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 695 708 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 166 870 тыс. рублей; 2019 год - 96 575 тыс. рублей; 2020 год - 132 840 тыс. рублей; 2021 год - 141 384 тыс. рублей; 2022 год - 158 039 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 7 209 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 7 209 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов - 7 243 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 1 034 тыс. рублей; 2019 год - 1 129 тыс. рублей; 2020 год - 1 129 тыс. рублей; 2021 год - 1 756 тыс. рублей; 2022 год - 2 196 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
увеличение доли объектов недвижимости (объектов капитального строительства и земельных участков), учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Саха (Якутия) до 59,15%; темп роста объема поступлений в консолидированный бюджет доходов от налога на землю и арендной платы за использование земельных участков ежегодно на 5% |
Паспорт подпрограммы N 3
Наименование подпрограммы |
Реализация полномочий собственника государственного имущества Республики Саха (Якутия) |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнители программы) |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Повышение результативности управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) |
Задачи подпрограммы |
Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с участием Республики Саха (Якутия), улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
Обеспечение объема доходов от управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия): в 2018 году в размере 11 174 млн. рублей; в 2019 году в размере 10 923 млн. рублей; в 2020 году в размере 10 986 млн. рублей; в 2021 году в размере 10 986 млн. рублей; в 2022 году в размере 10 986 млн. рублей |
Сроки реализации подпрограммы |
2018 - 2022 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы - 2 150 973 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 417 038 тыс. рублей; 2019 год - 455 332 тыс. рублей; 2020 год - 419 068 тыс. рублей; 2021 год - 428 939 тыс. рублей; 2022 год - 430 597 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 913 508 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 169 545 тыс. рублей; 2019 год - 207 839 тыс. рублей; 2020 год - 171 575 тыс. рублей; 2021 год - 181 446 тыс. рублей; 2022 год - 183 104 тыс. рублей; б) за счет внебюджетных средств - 1 237 465 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 247 493 тыс. рублей; 2019 год - 247 493 тыс. рублей; 2020 год - 247 493 тыс. рублей; 2021 год - 247 493 тыс. рублей; 2022 год - 247 493 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
обеспечение поступления объема доходов от управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия) в 2022 году 10 986 млн. рублей; сокращение количества хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), в том числе путем его консолидации, до уровня, обеспечивающего надежность функционирования в климатических условиях Севера на 15% к уровню базового года |
Раздел 1. Характеристика текущей ситуации
В сложившихся социальных и экономических условиях отношения собственности становятся определяющими в государственном регулировании экономических процессов.
Управление государственной собственностью охватывает весь спектр экономических отношений (земля, недра, природные ресурсы, государственные предприятия, учреждения, имущество и т.д.). Основные концептуальные направления работы исполнительных органов государственной власти республики в управлении государственной собственностью определены концепциями управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия) и государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
За 2008 - 2016 годы деятельность Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизацией в Республике Саха (Якутия) была направлена на:
совершенствование системы управления объектами недвижимости;
совершенствование управления и обеспечение прозрачности деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала;
формирование оптимальной структуры государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
рациональное и эффективное использование земельных ресурсов.
В целях формирования базы данных и ведения Реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) для защиты имущественных интересов республики с 2002 года ведется системная работа по плановой регистрации права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на объекты недвижимости. Всего зарегистрировано 15 066 прав государственной собственности на объекты капитального строительства.
За период становления местного самоуправления в республике на основе принципов федерального законодательства по разграничению полномочий между уровнями власти, начиная с 2003 года, в муниципальную собственность безвозмездно переданы 1534 учреждения социальной сферы, 251 унитарное предприятие, имеющие местное значение, принадлежащие республике пакеты акций 71 хозяйственных обществ, объекты капитального строительства 24835 единиц, 797 единиц земельных участков общей площадью 38,8 млн кв. м., транспортных средств 2 695 единиц и прочих основных средств в количестве 161 263 единиц. Общая балансовая стоимость переданного безвозмездно в муниципальную собственность имущества составила 141,4 млрд рублей, акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ общей стоимостью 1,1 млрд рублей.
За 2008 - 2016 годы проводились работы по автоматизации ведения мониторинга, анализа и предоставления отчетности по объектам, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия). В целях обеспечения прозрачности и публичности реализация объектов недвижимости государственного имущества проводилась в соответствии с действующим законодательством, путем проведения торгов. В целях реализации государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась имущественная поддержка в виде предоставления льгот при аренде и преимущественное право при выкупе объектов недвижимого государственного имущества.
В целях рационального и эффективного использования земельных ресурсов и реализации земельной реформы Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09.01.2008 N 801 утверждена Концепция государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, основная цель которой - повышение благосостояния граждан республики и обеспечение социально-экономического развития общества путем рационального и эффективного использования земельного фонда Республики Саха (Якутия). Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З N 673-IV принят Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), который систематизировал нормы права в области земельных отношений с учетом специфики республики.
За 2008 - 2016 годы мероприятия профинансированы на 3076,5 млн. рублей. Выполнены кадастровые работы по формированию собственности Республики Саха (Якутия) на 5321 земельный участок, работы по формированию собственности муниципальных образований на 2 551 земельный участок, созданы топографические планы масштаба 1:500, 1:1000, 1:2000 на территории 324 населенных пункта, созданы схемы рационального использования земель поселений на территории 18 улусов и 1 городского округа, проведены кадастровые работы на 8270 земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения 1743 сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Всего в порядке разграничения государственной собственности на землю по состоянию на 01 января 2017 года в собственность Республики Саха (Якутия) зарегистрированы 11 063 земельных участка общей площадью 9 744,2 тыс. га.
В рамках реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в соответствии с полномочиями, возложенными на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2010 N 129, начиная с марта 2010 года до июля 2016 года, проведены 117 квалификационных экзаменов по аттестации кадастровых инженеров. По итогам экзаменов 336 претендентов из 1070 сдали экзамен и получили аттестаты кадастровых инженеров. С 01 июля 2016 года действие норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в части деятельности квалификационных комиссий по аттестации кадастровых инженеров утратили силу.
Также остаются незарегистрированными права государственной собственности на 23,5% объектов недвижимости, включенных в Реестр государственного имущества Республики Саха (Якутия) и подлежащих государственной регистрации прав. Основной причиной является недостаточность средств для осуществления надлежащего оформления у государственных унитарных предприятий имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, а также отсутствие правоустанавливающей документации на объекты, построенные после принятия закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
По результатам проведенных в рамках государственной программы работ по оформлению имущества казны с 2011 года количество незарегистрированных прав сократилось до 28% объектов имущества казны.
Разграничение собственности на имущество между уровнями власти, в целом, завершено, и все муниципальные образования республики наделены имуществом, позволяющим органам местного самоуправления решать вопросы местного значения в интересах населения.
При этом переданные в муниципальную собственность объекты капитального строительства не имели надлежащее оформление технической документации.
В соответствии с требованиями законодательства для регистрации права собственности на объекты недвижимости необходимо проведение кадастровых работ с оформлением технических планов, а также документы на земельные участки под ними. Таким образом, регистрация прав на объекты недвижимого имущества невозможна без проведения кадастровых работ, и, в свою очередь, проведение регистрации права на земельные участки не осуществляется без оформления соответствующих прав на объект капитального строительства.
В сфере управления земельными ресурсами имеется целый комплекс взаимосвязанных проблем.
В части повышения эффективности управления земельными ресурсами и доходов местных бюджетов от налогообложения и использования земель сохраняется крайне низкая организация учета земель органами местного самоуправления и, как следствие, низкий уровень муниципального земельного контроля.
По итогам анализа возникновение данной проблемы обусловлено субъективными и объективными причинами как организационного и финансового характера, так и уровнем квалификации специалистов на местах.
Недостаток финансовых средств вызван как низким уровнем собственных доходов местных бюджетов и пользователей земельных участков, так и высокой стоимостью услуг, оказываемых кадастровыми инженерами, по подготовке землеустроительной и кадастровой документации, необходимой в силу требований законодательства.
При этом в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности" государством устанавливаются предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) кадастровых работ только в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Необходимость в проведении кадастровых работ также обусловлена следующими нормами законодательства:
статья 9 Конституции Российской Федерации - реализация конституционного принципа многообразия форм собственности;
пункт 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которой государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5), а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости является подтверждением существования такого объекта недвижимости или прекращения его существования (часть 7).
статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог исчисляется на основе кадастровой стоимости земельного участка;
часть 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке",
пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (в ред. от 30.06.2010 N 478), которыми устанавливается обязанность проведения кадастровой оценки объектов недвижимости не реже одного раза в 5 лет;
статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.02.2007 N 50 (в ред. от 12.05.2016 N 151) "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия)", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 (в ред. от 09.04.2016 N 106) "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", согласно которым арендная плата за земли, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия), и земли, собственность на которые не разграничена, исчисляются на основе кадастровой стоимости земельных участков;
статья 72 Конституции Российской Федерации (защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей), статья 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 227-З N 461-III (в ред. от 26.10.2016) "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера" (возмещение ущерба природной среде на территориях традиционного расселения и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера) требуют надлежащего оформления землеустроительной и кадастровой документации.
Отсутствие достоверного учета оказывает отрицательное влияние на выявление и оценку изменений количественных характеристик земельных участков, прогнозирование поступлений доходов от использования земель, а также на правильность принятия управленческих решений для социально- экономического развития республики и качественное исполнение возложенных на регион и местное самоуправление полномочий.
Особенно актуально принятие взвешенных управленческих решений в свете реализации Схемы комплексного размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, строительства железной дороги, развития жилищного строительства в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также защиты интересов и сохранения традиционного образа жизни местного населения в свете реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия).
Взаимосвязь выявленных проблем требует принятия мер по решению по всем выявленным факторам, которые в результате приведут к сбалансированному управлению государственной и муниципальной собственностью, обеспечивающему в необходимых размерах реализацию государственных и муниципальных полномочий в соответствии с законодательством и социально-экономическим развитием Республики Саха (Якутия).
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - повышение благосостояния граждан республики за счет рационального и эффективного использования имущественного и земельного фонда Республики Саха (Якутия).
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
в части развития системы управления недвижимостью:
создание условий для эффективного управления имуществом, в том числе земельными участками.
в части реализации полномочий собственника государственного имущества Республики Саха (Якутия):
повышение результативности управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных в 2-х подпрограммах (стратегических направлениях):
Исходя из анализа текущей ситуации в сфере управления имущественными и земельными отношениями, для каждой подпрограммы определены задачи, решение которых обеспечивает достижение цели Программы.
Подпрограммы являются взаимозависимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы может зависеть от выполнения мероприятий другой подпрограммы. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в соответствии с процедурами управления реализации Программы.
Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы.
Подпрограмма "Развитие системы управления недвижимостью" направлена на совершенствование учета и формирование государственного и муниципального имущества, эффективное управление государственным имуществом, и предусматривает решение трех основных мероприятий путем реализации следующих мероприятий:
1. Основное мероприятие "Формирование, учет и мониторинг государственной и муниципальной собственности". Мероприятия:
а) формирование собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и земельные участки, в рамках которого будут осуществляться кадастровые работы на объекты капитального строительства и их части и земельные участки, разграничение государственной собственности между публично- правовыми образованиями;
б) учет государственного имущества, в рамках которого будет осуществляться ведение Реестра государственного имущества, упорядочение состава государственного имущества Республики Саха (Якутия) и обеспечение его учета, государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, а также мониторинг государственной и муниципальной собственности.
2. Основное мероприятие "Организация проведения государственной кадастровой оценки". Мероприятие:
а) проведение государственной кадастровой оценки.
3. Основное мероприятие "Обеспечение рационального использования территорий поселений и создание картографических материалов". Мероприятия:
а) создание и актуализация картографической основы для совершенствования учета и контроля земельных ресурсов;
б) обеспечение рационального использования территорий поселений, в рамках которого будет осуществляться:
- совершенствование учета и контроля земельных ресурсов;
- создание схем рационального использования земель поселений;
- проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых общин;
- проведение землеустроительных работ на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия);
в) проведение комплексных кадастровых работ.
Подпрограмма "Реализация полномочий собственника государственного имущества Республики Саха (Якутия)" направлена на выполнение функций и полномочий, установленных Положением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
1. Основное мероприятие "Управление государственным имуществом Республики Саха (Якутия)". Мероприятия:
а) содержание и эксплуатация административных зданий, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), в рамках которого будет осуществляться:
финансовое обеспечение выполнения подведомственным ГБУ ПЭСАЗ "Лена" государственного задания на оказание услуг по обеспечению хозяйственного обслуживания административных зданий, находящихся в собственности республики;
проведение капитального ремонта административных зданий, находящихся в государственной собственности.
б) осуществление прав и обязанностей собственника Республики Саха (Якутия), в рамках которого будет осуществляться:
защита имущественных прав и интересов, исполнение обязанностей Республики Саха (Якутия);
управление государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия);
распоряжение объектами государственного имущества Республики Саха (Якутия);
исполнение государственных функций по управлению и распоряжению земельными участками;
приватизация субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
развитие корпоративного управления на предприятиях государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
осуществление прав собственника имущества в отношении государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Саха (Якутия);
мониторинг эффективности использования государственного имущества и оптимизации государственного сектора экономики;
проверка эффективности использования по назначению и сохранностью государственного имущества Республики Саха (Якутия);
инвентаризация объектов недвижимого имущества неиспользуемых либо используемых не по назначению.
2. Основное мероприятие "Совершенствование управления собственностью". Мероприятия:
а) совершенствование управления имуществом;
проведение семинаров, семинаров-совещаний, круглых столов;
выпуск брошюр для оказания методической помощи по вопросам земельных отношений;
совершенствование нормативных правовых актов.
б) обеспечение прозрачности и публичности деятельности, в рамках которого будут осуществляться публикации в СМИ по имущественным и земельным отношениям.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализов полученных результатов и с учетом реальных возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Перечень целевых индикаторов (показателей) представлен в приложении N 1 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы представлено в приложении N 2 к государственной программе.
Раздел 3. Участие муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в реализации государственной программы
В 2003 - 2006 годы государственная собственность была передана в собственность муниципальных образований на уровне улусов (районов) без надлежащего оформления технической документации. По состоянию на 01 января 2017 года решениями Правительства Республики Саха (Якутия) из государственной собственности в муниципальную собственность передано объектов на общую сумму в 141,4 млрд рублей, в том числе 24 835 объектов капитального строительства.
В течение продолжительного времени эксплуатация муниципальной имущественной собственности только частично отвечала требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сохраняется недостаточность средств местных бюджетов для самостоятельного финансирования мероприятий по проведению кадастровых работ для оформления технической документации на объекты капитального строительства, переданные в их распоряжение, а также для проведения землеустроительных работ по межеванию земельных участков, подлежащих к отнесению в муниципальную собственность, их кадастровый учет и государственная регистрация прав муниципальной собственности для полного правового обеспечения. В связи с этим для оформления технической и кадастровой документации на муниципальные объекты капитального строительства, составляющие муниципальную казну или закрепленные на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, продолжена политика содействия муниципальным образованиям за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Муниципальные образования в рамках реализации Программы участвуют в следующих мероприятиях:
проведение кадастровых работ на объекты капитального строительства и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности в рамках мероприятия "Формирование собственности Республики Саха (Якутия) и содействие формированию муниципальной собственности на объекты капитального строительства и земельные участки" основного мероприятия N 1 подпрограммы "Развитие системы управления недвижимостью";
проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках мероприятия "Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия)" основного мероприятия N 3 подпрограммы "Развитие системы управления недвижимостью";
проведение обучения специалистов работе со специальным программным обеспечением для осуществления мониторинга использования земель;
проведение комплексных кадастровых работ в рамках мероприятия "Проведение комплексных кадастровых работ" основного мероприятия N 3 подпрограммы "Развитие системы управления недвижимостью".
По первым трем мероприятиям заказчиком кадастровых работ выступает Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), при этом муниципальные образования проводят аналогичные работы за счет средств местных бюджетов в размере не менее 5% от общего объема работ, проводимых за счет средств государственного бюджета республики в соответствии с соглашениями о взаимодействии в области формирования и мониторинга состояния муниципального имущества на территории республики с органами местного самоуправления.
Данный механизм успешно применяется с 2008 года и направлен на:
экономию бюджетных средств и повышение эффективности использования бюджетных средств за счет централизации закупок и приема выполненных работ;
повышение контроля над качеством выполненных работ и расходования бюджетных средств.
В силу требований статьи 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", по мероприятию "проведение комплексных кадастровых работ" будет выдаваться субсидия местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, начиная с 2018 года. Софинансирование из местных бюджетов будет составлять не менее 2%. Кроме того, по данному мероприятию предусмотрена субсидия из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)".
Условия предоставления и методика распределения субсидии приведены в приложении N 3 к государственной программе.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Управление собственностью
на 2018 - 2022 годы"
Сведения
о показателях (индикаторах) государственной программы Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы"
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Ответственный исполнитель |
Значения показателей |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы" |
|||||||
1 |
Доля объектов недвижимости (объектов капитального строительства и земельных участков), учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Саха (Якутия) |
в % |
Минимущество РС (Я) |
59,09 |
59,10 |
59,12 |
59,13 |
59,15 |
2 |
Объем доходов от управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия) |
млн. рублей |
Минимущество РС (Я) |
11174 |
10923 |
10986 |
10986 |
10986 |
|
Подпрограмма "Развитие системы управления недвижимостью" |
|||||||
1 |
Доля объектов недвижимости (объектов капитального строительства и земельных участков), учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Саха (Якутия) |
в % |
Минимущество РС (Я) |
59,09 |
59,10 |
59,12 |
59,13 |
59,15 |
|
1. Основное мероприятие. "Формирование, учет и мониторинг государственной и муниципальной собственности" |
|||||||
2 |
Объем поступлений в консолидированный бюджет доходов от налога на землю и арендной платы за использование земельных участков |
млн руб. |
Минимущество РС (Я) |
1 406 |
1 476 |
1 550 |
1 627 |
1 709 |
3 |
Темп роста объема поступлений в консолидированный бюджет доходов от налога на землю и арендной платы за использование земельных участков |
в % |
Минимущество РС (Я) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
2. Основное мероприятие. Организация проведения государственной кадастровой оценки |
|||||||
4 |
Соблюдение периодичности проведения государственной кадастровой оценки |
да/нет |
Минимущество РС (Я) |
да |
да |
да |
да |
да |
|
3. Основное мероприятие. "Обеспечение рационального использования территорий поселений и создание картографических материалов" |
|||||||
5 |
Обеспечение оформления территорий муниципальных образований: создание картографических материалов и проведение кадастровых работы |
да/нет |
Минимущество РС (Я) |
да |
да |
да |
да |
да |
|
Подпрограмма "Реализация полномочий собственника государственного имущества Республики Саха (Якутия)" |
|||||||
1 |
Объем доходов от управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия) |
млн. рублей |
Минимущество РС (Я) |
11 174 |
10 923 |
10 986 |
10 986 |
10 986 |
|
1. Основное мероприятие. "Управление государственным имуществом Республики Саха (Якутия)" |
|||||||
2 |
Доля сокращения количества хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), от общего количества хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) в 2017 году |
% |
Минимущество РС (Я) |
1,9 |
7,60 |
15,60 |
15,60 |
15,60 |
|
2. Основное мероприятие. "Совершенствование управления собственностью" |
|||||||
3 |
Выполнение плана по совершенствованию управления собственностью |
да/нет |
Минимущество РС (Я) |
да |
да |
да |
да |
да |
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Управление собственностью
на 2018 - 2022 годы"
Ресурсное обеспечение
реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы"
(тыс. рублей)
Статус структурного элемента (государственная программа, подпрограмма, основное мероприятие) |
Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы, основного мероприятия |
Источник финансирования |
Объемы бюджетных ассигнований |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) |
"Управление собственностью на 2018 - 2022 годы" |
всего: |
715 988,7 |
676 874,7 |
676 874,7 |
695 917,2 |
714 669,9 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
460 253,4 |
428 252,9 |
428 252,9 |
446 668,0 |
464 981,0 |
||
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
460 253,4 |
428 252,9 |
428 252,9 |
446 668,0 |
464 981,0 |
||
Федеральный бюджет |
7 208,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
7 208,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Местные бюджеты |
1 033,5 |
1 128,8 |
1 128,8 |
1 756,2 |
2 195,9 |
||
Внебюджетные источники |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
||
Обеспечивающая подпрограмма |
всего: |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
|
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
||
Основное мероприятие 1 |
Подпрограмма "Обеспечение выполнения функций Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)" |
всего: |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
123 838,5 |
||
"Развитие системы управления недвижимостью" |
всего: |
175 112,7 |
97 704,2 |
133 968,6 |
143 139,7 |
160 234,4 |
|
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
166 870,4 |
96 575,4 |
132 839,8 |
141 383,5 |
158 038,5 |
||
Федеральный бюджет |
7 208,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Местные бюджеты |
1 033,5 |
1 128,8 |
1 128,8 |
1 756,2 |
2 195,9 |
||
Основное мероприятие 2.1 |
"Формирование, учет и мониторинг государственной и муниципальной собственности" |
всего: |
34 122,2 |
34 919,5 |
34 919,5 |
34 919,5 |
34 919,5 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
33 366,5 |
34 102,0 |
34 102,0 |
34 102,0 |
34 102,0 |
||
Местные бюджеты |
755,7 |
817,5 |
817,5 |
817,5 |
817,5 |
||
Основное мероприятие 2.2 |
"Организация проведения государственной кадастровой оценки" |
всего: |
58 449,5 |
35 183,4 |
34 901,4 |
23 372,0 |
23 372,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
58 449,5 |
35 183,4 |
34 901,4 |
23 372,0 |
23 372,0 |
||
Основное мероприятие 2.3 |
"Обеспечение рационального использования территорий поселений и создание картографических материалов" |
всего: |
82 541,0 |
27 601,3 |
64 147,7 |
84 848,2 |
101 942,9 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
75 054,4 |
27 290,0 |
63 836,4 |
83 909,5 |
100 564,5 |
||
Федеральный бюджет |
7 208,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Местные бюджеты |
277,8 |
311,3 |
311,3 |
938,7 |
1 378,4 |
||
Подпрограмма "Реализация полномочий собственника государственного имущества Республики Саха (Якутия)" |
всего: |
417 037,5 |
455 332,0 |
419 067,6 |
428 939,0 |
430 597,0 |
|
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
169 544,5 |
207 839,0 |
171 574,6 |
181 446,0 |
183 104,0 |
||
Внебюджетные источники |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
||
Основное мероприятие 3.1 |
"Управление государственным имуществом Республики Саха (Якутия)" |
всего: |
413 973,5 |
454 004,0 |
416 581,6 |
428 111,0 |
428 111,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
166 480,5 |
206 511,0 |
169 088,6 |
180 618,0 |
180 618,0 |
||
Внебюджетные источники |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
247 493,0 |
||
Основное мероприятие 3.2 |
"Совершенствование управления собственностью" |
всего: |
3 064,0 |
1 328,0 |
2 486,0 |
828,0 |
2 486,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
3 064,0 |
1 328,0 |
2 486,0 |
828,0 |
2 486,0 |
Приложение N 3
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Управление собственностью
на 2018 - 2022 годы"
Условия предоставления и методика расчета
субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование проведения комплексных кадастровых работ
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и на плановый период.
Общий объем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) формируется в пределах суммы, предусмотренной Программой на очередной финансовый год.
1. Условиями предоставления субсидий являются:
а) наличие утвержденного правовым актом муниципальных районов и городских округов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий на софинансирование которых предоставляется субсидия;
б) наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных районов и городских округов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к правам органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения и на исполнение которых предоставляются субсидии;
в) наличие в решении муниципальных районов и городских округов об утверждении бюджета на текущий финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению комплексных кадастровых работ, с учетом установленного уровня софинансирования, в соответствии с подпунктом "г" пункта 2.3 Правил предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и их распределения между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.04.2014 N 102;
г) обязательство муниципальных районов и городских округов по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности использования субсидии, определенных Соглашением между главными распорядителями бюджетных средств и органами местного самоуправления о предоставлении субсидии.
2. Методика расчета межбюджетных субсидий:
,
где:
- размер субсидии i-му муниципальному образованию, претендующему на получение субсидии, тыс. руб.;
L - размер бюджетных ассигнований, предусмотренный Программой на очередной финансовый год на выполнение комплексных кадастровых работ, тыс. руб.;
- площадь кадастровых кварталов, на территории которых планируется проведение комплексных кадастровых работ, в соответствии с заявкой за счет субсидии, га;
- площадь кадастровых кварталов, на территории которых планируется проведение комплексных кадастровых работ, за счет муниципальных средств, га;
- общая площадь кадастровых кварталов муниципального образования, на территории которых необходимо проведение комплексных кадастровых работ, га;
- количество кадастровых кварталов, на территории которых планируется проведение комплексных кадастровых работ, в соответствии с заявкой за счет субсидии, ед.;
- количество кадастровых кварталов, на территории которых планируется проведение комплексных кадастровых работ, за счет муниципальных средств, ед.;
- общая площадь кадастровых кварталов муниципального образования, на территории которых необходимо проведение комплексных кадастровых работ, га;
n - общее количество муниципальных образований, представивших документы для участия в программе, ед.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 г. N 2236 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью на 2018 - 2022 годы"
Настоящий Указ вступает в силу с 4 декабря 2017 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 декабря 2017 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 декабря 2017 г. N 48
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 г. N 890 настоящий Указ признан утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2019 г. N 932
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2019 г. N 561
Изменения вступают в силу с 3 июня 2019 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2019 г. N 410
Изменения вступают в силу с 20 марта 2019 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2018 г. N 305
Изменения вступают в силу с 4 января 2019 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2018 г. N 93
Изменения вступают в силу с 25 октября 2018 г.