Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к муниципальной программе
"Развитие Агропояса
городского округа "город Якутск"
на 2018 - 2022 годы"
Подпрограмма
"Развитие животноводства"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие животноводства |
Основание для разработки |
1. Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; 3. Распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 01 сентября 2017 года N 1451р "О разработке и утверждении ведомственных целевых и муниципальных программ городского округа "город Якутск" на 2018 - 2022 годы". |
Заказчик |
Окружная администрации города Якутска Юридический почтовый адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 15 |
Ответственный |
Управление сельского хозяйства Окружной администрации города Якутска |
исполнитель |
Юридический почтовый адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 15 |
Соисполнители |
Отсутствуют |
Основные цели |
Повышение уровня самообеспеченности продукцией животноводства |
Основные задачи |
1. Увеличение (сохранение оптимального уровня) объемов производства продукции животноводства 2. Модернизация и обновление материально-технической базы объектов производства продукции растениеводства. |
Объемы и источники финансирования |
Всего по подпрограмме - 520 258,3 тыс. руб., в т.ч.: Федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб. Государственный бюджет РС (Я) - 198 828,3 тыс. руб. Местный бюджет - 154 430,0 тыс. руб. Внебюджетные источники - 167 000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Увеличение поголовья: лошадей до 3100 голов; КРС - 4250 голов, в том числе коров - 2200 голов; Свиней - 14000 голов; Птиц - 360000 голов |
1. Характеристика текущей ситуации
Одним из важнейших направлений деятельности агропромышленного комплекса городского округа "город Якутск" является животноводство.
В общей численности поголовья скота и птицы по Республике Саха (Якутия) город Якутск занимает лидирующие позиции по свиноводству и птицеводству. На территории городского округа расположены крупнейшие по республике животноводческие комплексы, птицефабрика и молокозавод.
1.1. Скотоводство
Общее поголовье крупного рогатого скота по Республике Саха (Якутия) в 2016 году составило 187 207 голов, в т. ч. поголовье коров - 75 302 голов, доля поголовья по городскому округу "город Якутск" составляет - 2%, по данным статистического анализа за 2016 год городской округ "город Якутск" занимает 15 место по численности поголовья КРС по Республике Саха (Якутия).
Таблица 1.1
Основные показатели состояния скотоводства в ГО "город Якутск" (во всех категориях хозяйств)
Показатели |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. к 2015 г., % |
Поголовье КРС, всего |
гол. |
4 664 |
4 412 |
3 934 |
3 953 |
100,5 |
Поголовье коров, всего |
гол. |
1 951 |
1 859 |
1 666 |
1 717 |
103,1 |
Валовое производство молока |
т |
4 390 |
3 973 |
3 686 |
4 200 |
113,9 |
Удой молока с 1 коровы |
кг |
2 250 |
2 137 |
2 212 |
2 446 |
135,1 |
Производство молока на душу населения |
кг |
14,3 |
12,7 |
11,6 |
13,0 |
112,1 |
Реализация скота и птицы (в живом весе) |
т |
1 029 |
1 325 |
1 220 |
1 321,7 |
108,3 |
Реализация молока и |
т |
538,4 |
641,3 |
670,8 |
1078,3 |
160,7 |
молочных продуктов |
|
|
|
|
|
|
В рассматриваемом периоде численность поголовья крупного рогатого скота по всем категориям хозяйств за последние годы имеет динамику снижения - показатель 2016 года по отношению к 2013 году сократился на 711 голов или на 15,2%, в том числе по поголовью коров сокращение составило 234 голов или на 12%.
В 1991 году на территории городского округа "город Якутск" насчитывалось 8 962 голов КРС, в том числе коров - 3 836 голов, по отношению к 1991 году уменьшение поголовья КРС произошло в 2,3 раза.
Наибольший удельный вес поголовья КРС по данным 2016 года содержится у населения - 51,5%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 16,6%, в сельскохозяйственных предприятиях - 32%. Структура сохраняется на протяжении последних пяти лет. При этом наблюдается тенденция роста поголовья коров у крестьянских (фермерских) хозяйств и роста доли маточного поголовья в общей численности КРС в сельскохозяйственных предприятиях.
По производству молока на душу населения город Якутск имеет самые маленькие показатели по сравнению с другими районами республики и соответственно обеспеченность собственным молоком и мясом населения города очень низкая.
На производство молока наряду с показателем численности поголовья коров, влияет показатель продуктивности дойного стада - удой с 1 коровы. В 1990 году этот показатель составлял 3 244 кг, к 2011 году произошло уменьшение до 1 629 кг, а в 2013 году до 1 186 кг.
Как отмечалось выше, большая часть поголовья КРС находится в личных подсобных хозяйствах, где используется ручной труд без механизации и организации технологии сбалансированного кормления и содержания скота, ведется натуральное хозяйство. Доминирующее положение данной категории существенно повлияло на снижение показателя среднего удоя с 1 коровы.
На территории городского округа "город Якутск" действуют два крупных сельхозтоваропроизводителя в области молочного производства: ОАО "Сахаплемобъединение" и ООО "Багарах" с общим поголовьем КРС 1532 голов, в том числе коров 774 голов при общей проектной мощности животноводческих комплексов 3050 голов.
Начиная с 2012 года ООО "Агрофирма Хатас" не функционирует как племенное хозяйство по причине низких показателей продуктивности скота: в настоящее время хозяйство передано ООО "Багарах", которое ведет товарное производство.
В свою очередь ОАО "Сахаплемобъединение" как племенное хозяйство начало работать с 2016 года в связи с завозом племенных нетелей в животноводческий комплекс с. Кильдямцы.
В целом падение валового производства продукции в молочном скотоводстве произошло в силу объективной макроэкономической ситуации в сельском хозяйстве - переход от плановой системы управления отраслями экономики на рыночные отношения, и разукрупнения промышленного производства молока в сельхозпредприятиях городского округа "город Якутск".
1.2. Табунное коневодство
Республика Саха (Якутия) является одним из регионов России, где табунное коневодство является одним из традиционных мясных направлений. На территории Якутии сосредоточено 93% поголовья лошадей Дальневосточного федерального округа.
Таблица 1.2
Динамика численности лошадей во всех категориях хозяйств, тыс. гол.
Наименование |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016/2015, % |
Поголовье лошадей, всего: |
2 375 |
2 620 |
3 004 |
108,8 |
в т.ч. в сельхозпредприятиях |
793 |
758 |
674 |
88,9 |
в подсобных хозяйствах |
62 |
62 |
128 |
2,1 р. |
К (Ф) Х |
635 |
959 |
903 |
94,2 |
ЛПХ населения |
885 |
983 |
1299 |
132,1 |
Состояние табунного коневодства в городском округе город "Якутск" характеризуется стабильным ростом поголовья лошадей по всем категориям хозяйств. Наибольший прирост поголовья лошадей наблюдается у населения, рост составляет 32,1% к уровню 2015 года. При этом в структуре поголовья лошадей по категориям хозяйств наблюдается снижение доли поголовья, находящегося в сельхозпредприятиях от 35% в 2011 году до 11,1% в 2016 году. Отмечается снижение поголовья лошадей в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 5,8% в структуре категорий хозяйств.
Перспективы развития мясного табунного коневодства обусловлены кормовой емкостью огромных массивов естественных пастбищ, недоступных для использования другими видами сельскохозяйственных животных.
1.3. Птицеводство
Поголовье птицы в хозяйствах всех категорий на территории городского округа "город Якутск" по итогам 2016 года составило 327 615 голов. Поголовье птиц уменьшилось на 3,8% от уровня 2015 года.
Таблица 1.3
Основные показатели состояния птицеводства в ГО "город Якутск" (во всех категориях хозяйств)
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016/2015, % |
Поголовье птицы, всего гол. |
340 804 |
326 515 |
356 043 |
109,0 |
Валовое производство яиц, тыс.шт. |
57 466 |
59 818 |
59 818 |
100,4 |
Средняя годовая яйценоскость кур-несушек, шт. |
320 |
312 |
304 |
97,4 |
Промышленное птицеводство сосредоточено на территории города Якутска в ОАО "Якутская птицефабрика", в котором сосредоточено 99,2% валового производства яиц по городу.
Потребность самообеспечения населения в яйце продукцией местного производства закрывается на 97%. В республике из года в год увеличивается производство этой продукции как за счет наращивания производственных мощностей птицефабрик, так и за счет роста продуктивности.
Промышленное птицеводство сосредоточено в основном в Якутской, Нерюнгринской, Нюрбинской и Мирнинской птицефабриках. В этих предприятиях, где сконцентрировано товарное производство, содержится 91% всего поголовья птиц и производится 92% продукции всей республики.
Выделяемая за последние годы государственная поддержка на возмещение затрат по приобретению кормов позволила добиться улучшения финансово-хозяйственной деятельности птицефабрик, увеличения объемов валовой продукции птицеводства и доли местной продукции птицеводства в республике.
1.4. Свиноводство
Численность поголовья свиней на территории городского округа во всех категориях хозяйств в 2016 году составила 11 241 голов, что на 12,5% меньше уровня 2014 года.
В настоящее время 33% поголовья свиней числится в сельхозпредприятиях, 30% - у населения, остальная часть приходится на крестьянские (фермерские) и подсобные хозяйства.
Таблица 1.4
Динамика поголовья свиней во всех категориях на конец года, гол.
Категория хозяйств |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016/2015, % |
Поголовье свиней, всего |
11 118 |
11 028 |
12 135 |
108,0 |
в т.ч., в ЛПХ населения |
- |
- |
- |
- |
К (Ф) Х |
145 |
105 |
118 |
112,4 |
Сельхозпредприятия |
10 823 |
10 556 |
11 887 |
112,6 |
Прочие |
150 |
367 |
130 |
35,4 |
Свиноводство в городском округе представлено в основном двумя крупными свиноводческими хозяйствами - ООО "Хатасский свинокомплекс", ПТКХ "Сибирь".
Так же, как и в скотоводстве, развитие отрасли свиноводства нуждается в модернизации основных фондов. Финансовая и имущественная поддержка в свиноводстве предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам как малым формам хозяйствования, имеющим большой опыт работы в отрасли, а также являющимся при этом базовыми хозяйствами в республике.
Основной целью государственной поддержки свиноводства является сохранение маточного поголовья свиней и стимулирование товарного производства.
1.5. Скороспелые отрасли животноводства и пчеловодство
Таблица 1.4
Динамика поголовья скороспелых видов животноводства (во всех категориях), гол.
Категория хозяйств |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016/2015, % |
Поголовье коз и овец |
268 |
289 |
299 |
103,5 |
Поголовье кроликов |
290 |
60 |
77 |
128,3 |
В сельскохозяйственных предприятиях поголовье коз и овец составляет 46,8%, личных подсобных хозяйствах - 37,1%.
Поголовье кроликов - в крестьянских (фермерских) хозяйствах 58,4%, хозяйств населения - 41,6%.
Козы, овцы - скороспелые животные Высокая хозяйственная скороспелость проявляется в производстве полноценной продукции в раннем возрасте. Так, баранину можно получать в возрасте 6-8 месяцев, поярковую шерсть в 5 месяцев. Среднесуточный прирост массы овец может достигать более 600 г. Плодовитость овец большинства пород составляет 120-150%. Другим ценным качеством овец является их способность использовать самые дешевые корма. Из 800 видов растений, произрастающих на естественных пастбищах, овцы поедают более 400, тогда как крупный рогатый скот - 150, лошади - 90.
Из всех отраслей животноводства самым выгодным на сегодняшний день с точки зрения финансовых и трудовых затрат является кролиководство. В короткий период времени при правильном уходе за животными фермер может получить вкусное диетическое мясо и меховое сырье в большом количестве. Именно в этом кроется популярность кролиководства. На сегодняшний день кроликов разводят не только на фермах, но и в личных подсобных хозяйствах.
При надлежащем кормлении и содержании молодняк овец растет быстро, среднесуточный прирост живой массы до отбивки составляет 250-300 г и достигает к отъему (4 месяца) 45-50% живой массы взрослых животных, а к годовалому возрасту - 80-90%.
С каждым годом пчеловодов в Якутии становится все больше. В 2016 году на территории Республики (Саха) Якутия насчитывалось 50-60 пчеловодов, у которых от 2 до 5 пчелосемей.
Опыт якутских пчеловодов показал, что в Якутии можно получить мед высокого качества и достаточных объемов, нередко не уступающих европейской зоне. В республике существует огромная потребность в качественном меде. Фальсификация меда в стране достигает огромных масштабов, поэтому потребность в натуральном, не фальсифицированном продукте очень высокая - как у нас в стране, так и за рубежом. Практика показала, что с каждой пчелиной семьи в Якутске можно получать до 10 кг меда.
2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение уровня самообеспеченности продукцией животноводства.
Достижение цели подпрограммы осуществляется путем решения следующих задач:
1. Увеличение (сохранение оптимального уровня) объемов производства продукции животноводства
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Модернизация и обновление материально-технической базы объектов производства продукции растениеводства.
Система мероприятий реализации подпрограммы состоит из следующих основных направлений:
- развитие табунного коневодства;
- развитие свиноводства;
- развитие птицеводства;
- развитие молочного производства;
- развитие скороспелых отраслей животноводства и пчеловодства;
- капитальные вложения в объекты животноводства.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 9 к Программе.
Перечень целевых индикаторов и показателей подпрограммы отражен в Приложении 10 к Программе.
3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы будет осуществляться за счет средств бюджета городского округа "город Якутск", государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета в рамках муниципальной программы "Развитие Агропояса городского округа город "Якутск" на 2018 - 2022 годы", а также внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников подпрограммы.
Прогнозный общий объем финансирования Программы на период 2017 - 2032 годы составляет 520 258,31 тыс. рублей в соответствии с таблицей 3.1.
Таблица 3.1.
Объем и источники финансирования Программы
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Федеральный бюджет, в том числе: |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
- капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет, в том числе: |
198 828,30 |
39 486,40 |
39 464,30 |
39 959,20 |
39 959,20 |
39 959,20 |
- капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет, в том числе: |
154 430,01 |
32 586,00 |
35 586,01 |
13 586,00 |
36 586,00 |
36 586,00 |
- капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники, в том числе: |
167 000,00 |
45 000,00 |
55 000,00 |
49 000,00 |
9 000,00 |
9 000,00 |
- капитальные вложения |
- |
41 000,00 |
51 000,00 |
45 000,00 |
5 000,00 |
5 000,00 |
- НИОКР, ПИР, ПСД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
520 258,31 |
117 072,4 |
130 050,3 |
102 045,2 |
85 545,20 |
85 545,20 |
Объем привлечения средств федерального и государственного бюджета определяется на основании участия городского округа "город Якутск" в программных мероприятиях федеральных и государственных программ, и иных мероприятиях, предусматривающих софинансирование (финансирование) расходных обязательств, предусмотренных программой.
Финансирование программных мероприятий производится путем проведения отборов. При этом бюджетные ассигнования предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Окружной администрацией.
В ходе реализации программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализов полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального, государственного и местного бюджета, а также на основании выполненной проектно-сметной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.