Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 21 мая 2018 г. N 2577
Концепция
миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019 - 2022 годы
I. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция представляет собой систему целей, принципов, задач и основных направлений деятельности Республики Саха (Якутия) по регулированию миграционных процессов.
1.2. Концепция миграционной политики Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), а также Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года, Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2012 г. N 1248 "О Межведомственной комиссии по вопросам реализации миграционной политики Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)".
В настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:
внутренняя миграция - миграция в пределах Республики Саха (Якутия);
внутренние мигранты - лица, осуществляющие миграцию в пределах Республики Саха (Якутия);
рынок труда Республики Саха (Якутия) - сфера формирования спроса и предложения рабочей силы на территории Республики Саха (Якутия);
межрегиональная миграция - миграция населения между регионами Российской Федерации.
Иные термины и понятия Концепции используются в значениях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
II. Цели, принципы и задачи миграционной политики Республики Саха (Якутия)
2.1. Целями миграционной политики Республики Саха (Якутия) являются обеспечение национальной безопасности, комфортности и благополучия населения Республики Саха (Якутия), содействие демографическому и социально-экономическому развитию республики.
2.2. Принципы миграционной политики Республики Саха (Якутия):
а) защита интересов населения Республики Саха (Якутия);
б) защита национальных интересов и обеспечение общественной безопасности на территории Республики Саха (Якутия);
в) соблюдение норм национального и международного права;
г) поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Республике Саха (Якутия);
д) взаимодействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита рынка труда Республики Саха (Якутия);
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессиональных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей социально-экономического и демографического развития Республики Саха (Якутия);
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики в Республике Саха (Якутия).
2.3. Миграционная политика Республики Саха (Якутия) направлена на решение следующих задач:
а) содействие развитию внутренней и межрегиональной миграции;
б) содействие и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;
в) совершенствование механизмов дифференцированного подхода к привлечению, отбору и использованию иностранной рабочей силы;
г) содействие образовательной миграции в Республику Саха (Якутия), поддержка академической мобильности:
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных переселенцев (беженцев):
е) содействие культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество;
ж) противодействие незаконной миграции;
з) противодействие криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции.
III. Современная миграционная ситуация. Условия формирования и реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия)
Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Республики Саха (Якутия). В условиях активизации миграционных процессов необходима разработка комплексного подхода для обозначения стратегических ориентиров миграционной политики Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Республики Саха (Якутия).
Численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) по предварительной оценке на конец 2017 года составила 964,3 тыс. человек и за период с 2013 года увеличилась на 1,0%. Рост численности населения обусловлен превышением естественного прироста над миграционной убылью населения. В 2013 году миграционная убыль составляла 9,1 тыс. человек, в 2017 году численность населения уменьшилась за счет миграционной убыли на 4,6 тыс. человек. Естественный прирост населения связан с превышением рождаемости над уровнем смертности. Естественный прирост населения за этот период составил 6,1 тысяч человек (предварительные данные) при этом число родившихся превысило число умерших в 1,8 раза.
Вместе с тем продолжается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, на 01 января 2017 года по сравнению с 01 января 2016 года она сократилась на 5,8 тыс. человек, а по сравнению с 2013 годом на 29,5 тыс. человек или на 5,0%. Одновременно снижается и численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет: с 2013 года она сократилась на 6,8 тыс. человек.
Статистические данные МВД по Республике Саха (Якутия) свидетельствуют, что в 2017 году в республике отмечается увеличение численности мигрантов по сравнению с 2016 годом на 4,3%. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности. В 2017 году данный показатель превысил на 7,9% показатели 2016 года. Основной миграционный поток образуют граждане государств-участников Содружества Независимых Государств (70% от общего количества прибывших иностранных граждан), из них наибольшая доля в числе прибывших мигрантов принадлежит гражданам Кыргызстана (22,8%), Таджикистана (18,4%), Армении (13,5%), Узбекистана (11,1%) и Украины (6,0%).
Увеличение численности иностранных работников требует разработки дифференцированных механизмов в привлечении, отборе и использовании иностранной рабочей силы с учётом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Саха (Якутия).
С 2010 года прослеживается тенденция роста миграционной активности населения республики. Так, за период с 2010 - 2017 гг. число выбытий возросло с 21,7 до 45,4 тыс., прибытий - с 14,6 до 40,7 тыс. или в 2,8 раза. В 1990 году доля регионов России в миграционном обороте республики составляла 36%, в 2016 году увеличилась до 38,6%. Отмечается рост удельного веса внутрирегиональных перемещений населения с 37,4% до 58,7%. Внутренняя миграция сохраняет преимущественную направленность потоков из сельской местности в городскую. В этой связи необходимо совершенствование действующих механизмов, направленных на стимулирование внутренней миграции республики.
Привлечение иностранных работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние республики. Необходимо совершенствование механизмов для эффективного использования национальных кадров и привлечения востребованных экономикой квалифицированных иностранных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов как из-за пределов страны, так и из других регионов страны.
В современных условиях требуется разработка механизма регулирования численности временно и постоянно проживающих мигрантов, направленных на стимулирование проживания мигрантов в трудонедостаточных районах (улусах) республики.
Многообразие видов миграционных потоков обуславливает необходимость множественных вариантов политики культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Разработка различных моделей адаптации и интеграции является одним из наиболее актуальных направлений миграционной политики. К организации работы необходимо привлечь все заинтересованные стороны (мигрантов, бизнес-структуры, некоммерческие и неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации.
Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что отсутствие действенных механизмов контроля и регулирования миграционных потоков способствует возникновению межнациональных конфликтов, формированию этнических анклавов, ухудшению социальной обстановки. Система управления миграционными потоками в Республике Саха (Якутия) в интересах национальной безопасности должна включать в себя комплекс механизмов, позволяющих оперативно регулировать направление миграционных потоков, их интенсивность и структуру.
IV. Основные направления миграционной политики Республики Саха (Якутия)
4.1. В области содействия развитию внутренней и межрегиональной миграции граждан:
а) информирование населения о возможностях трудоустройства;
б) стимулирование трудовой мобильности граждан, в т.ч. содействие безработным и незанятым гражданам в переезде и безработным и незанятым гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
в) оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов:
организация мониторинга и анализа состояния рынка труда;
содействие развитию рынка труда Республики Саха (Якутия);
разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) с высоким оттоком населения и высокой напряженностью рынка труда (развитие рынка труда депрессивных районов с учётом профессионально-квалификационных характеристик населения);
формирование прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
организация паспортизации рынка труда муниципальных образований и городских округов Республики Саха (Якутия) с учетом половозрастной и профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов;
разработка баланса трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия);
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан, обратившихся в целях трудоустройства в промышленные предприятия;
г) повышение инвестиционной привлекательности районов (улусов) Республики Саха (Якутия) с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры;
д) развитие транспортной инфраструктуры, внутренних пассажирских перевозок;
е) субсидирование пассажирских авиаперевозок между населенными пунктами республики;
ж) осуществление мониторинга проведенных органами местного самоуправления мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в российское общество;
з) содействие развитию межрегиональной мобильности граждан.
4.2. В области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, условий для переселения в Республику Саха (Якутия) на постоянное место жительства:
а) содействие добровольному переселению в Республику Саха (Якутия) соотечественников, проживающих за рубежом;
б) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;
в) обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам и соотечественникам, вернувшимся из-за рубежа.
4.3. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы с учётом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Саха (Якутия):
а) разработка эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Саха (Якутия);
б) определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов муниципальных районов, городских округов и населенных пунктов;
в) повышение эффективности регулирования объёмов внешней трудовой миграции и качества её структуры в соответствии с социально-экономическими потребностями Республики Саха (Якутия) в квалифицированных кадрах и возможностями их обеспечения на основе подготовки предложений по совершенствованию механизма квотирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы. Осуществление мониторинга рынка труда иностранной рабочей силы;
г) совершенствование механизмов привлечения мигрантов, учитывая страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;
д) обеспечение взаимодействия заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты рынка труда республики, обеспечения приоритетного права населения Республики Саха (Якутия) на занятие вакантных рабочих мест;
е) соблюдение работодателями условий трудовых договоров с иностранными работниками;
ж) реализация мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в целях обучения русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, знаниям в области истории, культуры и традиций народов России, правилам поведения, принятым в российском обществе;
з) проведение комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;
и) развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных, в т.ч. некоммерческих организаций;
к) разработка механизма организованного привлечения временных трудовых мигрантов на рабочие места, которые невозможно укомплектовать местными работниками или внутренними трудовыми мигрантами.
4.4. В области содействия образовательной миграции в Республику Саха (Якутия), поддержки академической мобильности:
а) создание и совершенствование благоприятных условий пребывания в Республике Саха (Якутия) иностранных студентов (адаптация, возможность добровольного медицинского страхования, обеспечение безопасности);
б) содействие внутренней миграции, а также иммиграции (реэмиграции) специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;
в) организационное, информационное и финансовое содействие образовательным и научным организациям в реализации программ международной академической миграции и привлечении зарубежных научных и педагогических работников;
г) содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации.
4.5. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных переселенцев (беженцев):
а) создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных переселенцев (беженцев);
б) предоставление вынужденным переселенцам (беженцам) полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания.
4.6. В области содействия культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
а) содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
б) создание условий для культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество;
в) обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским, образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
г) противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
д) взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов на территории Республики Саха (Якутия);
е) организация информационного сопровождения реализации Концепции миграционной политики Республики Саха (Якутия) в сфере культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.
4.7. В области противодействия незаконной миграции:
а) обеспечение мер по определению необходимых объёмов миграционных потоков, а также повышение ответственности в рамках полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за соблюдением миграционного законодательства на территории Республики Саха (Якутия);
б) оказание содействия в осуществлении учёта и регистрации прибывающих в Республику Саха (Якутия) иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Республики Саха (Якутия) и принятие в рамках своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) подготовка предложений по совершенствованию системы миграционного контроля на территории Республики Саха (Якутия);
д) расширение обмена информацией между правоохранительными органами и заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) по проблемам, связанным с незаконной миграцией;
е) использование средств массовой информации, проведение приёма граждан и консультаций для ознакомления прибывающих в Республику Саха (Якутия) мигрантов с законодательством о правовом положении иностранных граждан;
ж) усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, руководителями национально-культурных объединений, созданных по национальному признаку, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
4.8. В области противодействия криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции:
а) подготовка предложений по совершенствованию административных процедур в сфере миграции и порядка их выполнения, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение коррупционных факторов и рисков;
б) повышение качества предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе в электронном виде и на базе многофункциональных центров получения государственных и муниципальных услуг, а также миграционных центров;
в) обеспечение при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и исполнении административного законодательства в сфере миграции участия институтов гражданского общества.
V. Межрегиональное сотрудничество
5.1. Межрегиональное сотрудничество Республики Саха (Якутия) в сфере миграции осуществляется по следующим основным направлениям:
а) расширение взаимодействия с субъектами Российской Федерации в сфере миграции;
б) заключение межрегиональных соглашений с целью оказания содействия в трудоустройстве безработным гражданам и ищущим работу гражданам Российской Федерации;
в) создание условий для свободного перемещения и трудоустройства граждан в соответствии с межрегиональными соглашениями.
VI. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия)
6.1 Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия) предусматривает:
а) совершенствование предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий;
б) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения миграционной политики Республики Саха (Якутия), в том числе:
развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учёта населения и системы федеральных выборочных обследований по вопросам внутренней, межрегиональной и международной миграции;
проведение анализа, мониторинга и оценки эффективности миграционной ситуации в Республике Саха (Якутия).
VII. Механизм реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия)
7.1. Концепцией предусматриваются следующие механизмы реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия):
а) объединение действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации в Республике Саха (Якутия);
б) совершенствование законодательной базы по вопросам миграции;
в) реализация программы (подпрограммы) Республики Саха (Якутия) по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
г) осуществление контроля за реализацией миграционной политики в Республике Саха (Якутия) с ежегодным представлением информации на заседании Межведомственной комиссии по вопросам реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в Республике Саха (Якутия);
д) поддержка исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) деятельности хозяйствующих субъектов малонаселённых муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в рамках действующего законодательства;
е) реализация региональной программы (подпрограммы) повышения мобильности трудовых ресурсов;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Республики Саха (Якутия) миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития Республики Саха (Якутия).
VIII. Ожидаемые результаты реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия)
8.1. Реализация приоритетных направлений Концепции позволит к 2022 году:
сократить миграционную убыль в Республике Саха (Якутия) в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом;
снизить коэффициент напряженности на рынке труда до 1,6;
сократить численность иностранной рабочей силы по отношению к общей численности занятого населения Республики Саха (Якутия) до 3,7%;
снизить дифференциацию районов Республики Саха (Якутия) по уровню общей безработицы с 4,2% до 4,0%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.