Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Цель, задачи и направления
развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия)
Цель среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) - сбалансированное обеспечение конкурентоспособными рабочими кадрами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
В проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года добывающая промышленность (алмазно-бриллиантовый комплекс, нефтегазовый комплекс, угледобыча, цветная и черная металлургия, добыча и переработка другие полезных ископаемых) обозначена базовым сектором промышленности, формирующим 47,3% ВРП и более 60% налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия).
К производствам, ориентированным на внутреннее потребление и составляющим основу занятости и источник доходов населения отнесены: агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, легкая промышленность, производство мебели и изделий из дерева, производство строительных материалов, производство ювелирных изделий, производство бриллиантов, производство художественных, сувенирных изделий.
Реализация настоящей Концепции основывается на принципах:
регионализации, выражающейся в обязательном учете реальных потребностей экономики и социальной сферы в востребованных кадрах;
территориально-отраслевого развития системы подготовки кадров по основным видам экономической деятельности;
кластерного подхода взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций;
сетевого взаимодействия, обеспечивающего возможность реализации практико-ориентированной (дуальной) формы обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, в т.ч. работодателей;
интеграции, как между уровнями образования, так и между профессиональным образованием и производством;
доступности среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
гибкости и динамизма системы среднего профессионального образования республики;
многоканальности финансирования, предполагающей финансирование за счет привлечения средств бюджетов разных уровней и внебюджетных средств.
Для достижения цели развития среднего профессионального образования предполагается решение комплекса основных задач:
1. Обеспечение соответствия квалификации выпускников потребностям региональной экономики:
- формирование контрольных цифр приема на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена с приоритетом ведущих и перспективных отраслей экономики в соответствии с ТОП-РЕГИОН и ТОП-ОТРАСЛИ, с учетом территориального подхода и профилизации профессиональных образовательных организаций. В фокусе внимания будет находиться развитие кадрового обеспечения крупных инвестиционных проектов, ТОР "Южная Якутия", ТОР "Кангалассы" и др., увеличение контрольных цифр приема ежегодно на 1000 мест до 2020 года (с учетом возможностей государственного бюджета);
- усиление роли координационных советов как механизмов преодоления разрывов в управлении. Развитие при профильных ведомствах отраслевых советов кадрового обеспечения в рамках кураторства за закреплёнными профессиональными образовательными организациями позволит скоординировать усилия бизнеса и сферы образования в части подготовки рабочих кадров, более динамично реагировать на потребности рынка труда.
2. Обеспечение профессиональной ориентации детей и молодежи, популяризации и повышения престижа рабочих профессий:
- активизация профессиональной навигации детей и молодежи с целью преодоления дисбаланса на региональном рынке труда через современные инструменты профессиональной ориентации, проведение мероприятий и обеспечение актуальной информацией о востребованных и перспективных профессиях, возможность практического обучения навыкам и компетенциям на современной материально-технической базе и в рамках региональных и национальных чемпионатов и олимпиад профессионального мастерства;
- получение школьниками начальных квалификационных разрядов по рабочим профессиям.
3. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, ориентированной на стандарты Ворлдскиллс Россия:
- создание новых специализированных центров компетенций (СЦК), аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс на базе профессиональных образовательных организаций, как показатель соответствия материально-технической базы учреждений мировым стандартам (на данный момент в регионе имеется один СЦК, аккредитованный по стандартам Ворлдскиллс по компетенции "Кондитерское дело");
- обеспечение качественной материально-технической и методической базой ведущих профессиональных образовательных организаций республики, специализированных центров компетенций, многофункциональных центров прикладных квалификаций для реализации образовательного процесса и доступа студентов и педагогических работников к высокотехнологичному современному оборудованию, с возможностью коллективного пользования.
4. Модернизация профессиональных образовательных программ, направленная на достижение высокого качества среднего профессионального образования путем внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели обучения:
- развитие практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, в том числе путем заключения работодателями договоров целевого обучения с последующим трудоустройством выпускников, расширения практики создания базовых кафедр и иных подразделений на предприятиях, участия работодателей в обновлении материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, развития института наставничества;
- разработка сетевых механизмов распространения в практике среднего профессионального образования новых образовательных технологий, содержания и способов организации обучения по наиболее востребованным и перспективным специальностям и профессиям среднего профессионального образования на основе развития сетевой кооперации и сетевых взаимодействий образовательных организаций;
- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, перспективным и новым профессиям и специальностям среднего профессионального образования (ТОП-50), соответствующих профессиональным стандартам, требованиям Ворлдскиллс Россия и потребностям развивающегося рынка инноваций и высоких технологий;
- развитие дистанционного и электронного обучения для создания единого образовательно-информационного пространства среднего профессионального образования. Реализация проекта "ИТ-техникум";
- развитие инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе путем функционирования базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем, и чемпионатов профессионального мастерства "Абилимпикс" как механизма эффективной профориентации и трудоустройства людей с инвалидностью.
5. Реализация образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования населения на базе профессиональных образовательных организаций:
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых и безработных граждан не менее 3000 человек в год (с учетом возможностей государственного бюджета).
6. Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, и обеспечение мер государственной поддержки:
- внедрение профессиональных стандартов педагогических и руководящих работников;
- государственная поддержка педагогических работников профессионального образования путем реализации мероприятий по стимулированию и мотивации.
7. Создание современной системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров.
- развитие движения Ворлдскиллс, как механизма обеспечения глобальной конкуренции навыков выпускников профессиональных образовательных организаций и независимой оценки качества подготовки рабочих кадров;
- включение формата демонстрационного экзамена, как современной модели независимой оценки качества подготовки кадров, в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс дает возможность определить направления совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия лучшим мировым образцам подготовки профессиональных кадров. Необходимо добиться массовой подготовки уровня качества чемпионов;
- участие объединений работодателей в мероприятиях, направленных на развитие системы профессиональных квалификаций, в реализации форм независимой оценки качества профессионального образования: независимой оценки квалификаций выпускников, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
8. Формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия).
В итоге реализации цели и задач развития системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) к концу 2022 года ожидаемые конечные результаты следующие:
Целевой показатель: Доля выпускников, трудоустроенных по приоритетным профессиям и специальностям в первый год выпуска, из числа вышедших на рынок труда достигнет 95%.
Индикаторы реализации задач:
1) доля контрольных цифр приема для обучения по программам подготовки рабочих кадров по отраслям промышленности, энергетики, транспорта и строительства в сумме составит не менее 70,0% в общем объеме контрольных цифр приема;
2) выполнение плана приема в профессиональные образовательные организации для обучения по программам среднего профессионального образования достигнет 100,0%;
3) создание не менее 6 специализированных центров компетенций по стандартам Ворлдскиллс Россия по "ТОП-50", "ТОП-регион";
4) доля профессиональных образовательных организаций, реализующих практико-ориентированное (дуальное) обучение, достигнет 100%;
5) доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, которая составит в 2018 - 2025 годах не менее 37 процентов ежегодно;
6) обеспечение доли руководителей и педагогических работников образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей и педагогических работников этих организаций не менее 37% ежегодно;
7) обеспечение 100% численности выпускников по профессиям и специальностям "ТОП-50", принявших участие в демонстрационных экзаменах по стандартам Вордскиллс Россия;
8) доля выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных организаций, обеспеченных бюджетными местами приема в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), достигнет 50%.
В результате реализации Концепции система среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) достигнет уровня лидирующих позиций на Дальнем Востоке и Арктической зоне Российской Федерации и обеспечит высокое качество подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями региональной экономики на уровне международных стандартов в соответствии с требованиями Ворлдскиллс Россия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.