Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
20 ноября 2018 г. N 177
Раздел 1. Характеристика текущей экологической ситуации Республики Саха (Якутия)
Природные и рекреационные ресурсы являются основой жизни и социально-экономического благополучия республики. Республика Саха (Якутия) относится к регионам с низким уровнем антропогенной нагрузки на природную среду. Свыше 90% ее территории не затронуты промышленным или иными видами освоения. Республика обладает уникальным потенциалом арктических и северных экосистем с ненарушенным естественным ходом природных процессов, признанных резервом биосферы, выполняющим значимые функции поддержания глобального экологического равновесия.
Регион имеет устойчивый фундамент в виде отлаженной системы охраны окружающей среды и обеспечения и надзора, действующей во взаимодействии с федеральными природоохранными органами.
Современная экологическая ситуация в Республике Саха (Якутия) обусловлена наличием обширных малонаселенных, не затронутых хозяйственной деятельностью, территорий, локальных территорий в промышленных районах, имеющих высокий уровень антропогенного воздействия добывающих предприятий, а также потенциальных рисков объектов накопленного экологического ущерба.
Радиационная обстановка на территории Республики Саха (Якутия) остается удовлетворительной, радиационных аварий и превышений гигиенических нормативов по радиоактивному загрязнению окружающей среды не зарегистрировано.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов республики по показателю комплексного индекса загрязнения атмосферы оценивается как низкий. Рост объемов валовых выбросов в атмосферный воздух и снижение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в 2014 - 2016 годах, по сравнению с предыдущими годами, связаны с развитием и усилением воздействия нефтегазодобывающей промышленности.
В Якутии насчитывается свыше 700 тыс. рек и малых водотоков общей протяженностью 1,9 млн км, около 825 тыс. озер суммарной площадью более 83 тыс. кв. км. Качественный состав воды крупных рек Лена, Вилюй, Колыма, Индигирка, Яна оценивается как "грязная" (4-й класс), "очень загрязненная" (3-й класс, разряд "б") и "загрязненная" (3-й класс, разряд "а").
Сохранению ландшафтного и видового разнообразия способствует развитая система особо охраняемых природных территорий - Ытык Кэрэ Сирдэр. Ее общая площадь увеличилась с 909,2 тыс. кв.км (в 2006 г.) до 1144,9 тыс. кв. км или 37,1% территории республики. Что является одним из максимальных показателей среди субъектов Российской Федерации. Система особо охраняемых природных территорий включает в себя 3 особо охраняемых природных территорий федерального, 125 республиканского и 98 местного значения. Признанием мировой значимости уникальной природы республики стало присвоение статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО природному парку "Ленские столбы".
Состояние флоры и фауны в Республике Саха (Якутия), динамика численности отдельных популяций является недостаточно изученными, особенно в арктических и северных районах. По данным учетных работ численность пушных животных, таких как соболя, лисицы, песца остается стабильной, численность ондатры, белки, горностая снижается. Начиная с 2007 г. наблюдается естественный депрессивный спад популяций зайца-беляка, резко сократилась численность колонка. Численность бурого медведя растет и оценивается в 16-18 тысяч особей, численность волка стабильна и составляет около 9 тысяч особей. Численность диких копытных животных: лося, косули, благородного оленя, снежного барана - стабильная и составляет порядка 83 тыс., 24 тыс., 13 тыс. и 60 тыс. особей, соответственно. Две из трех крупных популяций дикого северного оленя - лено-оленекская (90-95,0 тысяч особей) и сундрунская (28,5 тысяч особей) - находятся в стабильном состоянии, яно-индигирская популяция (1,5-2,0 тысяч особей) находится на крайне низком уровне.
В Красную книгу Республики Саха (Якутия) занесено 357 видов растений, 112 видов животных, из них 29 видов растений и 23 вида животных занесены в Красную книгу Российской Федерации. Мониторинговые работы по видам, занесенным в Красные книги, показывают, что состояние редких видов в регионе удовлетворительное.
На состояние биоразнообразия все более заметное влияние оказывают изменение среды обитания в связи с промышленным освоением территории, строительством крупных линейных объектов, процессы глобального изменения климата. Кроме того, на ряд популяций диких копытных животных, ценных видов рыб, водоплавающих птиц значимое влияние оказывает интенсивный промысел, незаконная добыча биоресурсов.
Важную роль в реализации экологической политики республики в области сохранения биоразнообразия на основе приоритетов экологического просвещения населения выполняет государственное бюджетное учреждение "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду", который ежегодно в среднем посещают более 80 тыс. чел. В зоопарке содержатся 187 видов животных различных таксономических групп, в том числе отнесенные к редким и особо ценным видам, проводится эколого-просветительная работа с населением, реабилитационная работа по спасению животных, поступивших в результате изъятия, обнаружения осиротевших и больных особей, в том числе относящихся к редким и исчезающим видам.
Сохранение окружающей природной среды, обеспечивающей устойчивое состояние естественных экосистем и объектов животного и растительного мира, поддержание оптимального природного режима на освоенных человеком пространствах, комплексный подход к природопользованию является фундаментом улучшения качества среды обитания и залогом стабильного социально-экономического развития региона. Комплексный подход способствует снижению экологических рисков здоровью населения, повышению "зеленого имиджа" и экологического рейтинга территории.
Усиление темпов и географии промышленного освоения приведет к сокращению экологически чистых пространств, росту антропогенного воздействия на природные комплексы, увеличению площадей территорий, на которые распространяется воздействие предприятий. Общая площадь нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) в 2016 г. - 40,55 тыс. га. В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промышленными площадками. На землях населенных пунктов к нарушенным землям отнесены земельные участки, образованные в процессе производства строительных работ и добычи строительных материалов.
Особого внимания требует проблема негативного антропогенного воздействия на водные объекты. Из 75,3 млн м3 сточных вод, подлежащих очистке, 34% (25,6 млн м3) очищаются до установленных нормативов, 60,2% сбрасываются недостаточно очищенными, 5,9% загрязненными без очистки.
Одной из экологических проблем Республики Саха (Якутия) является проблема ликвидации нанесенного ущерба прошлых лет, в том числе гидротехнические сооружения хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий (хвостохранилища Депутатского ГОК, Куларской и Лебединской ЗИФ), места накопления лома цветного и черного металла.
В Республике Саха (Якутия) объем образования отходов всех классов опасности составил в 2016 г. 248,1 млн тонн, в т.ч. использовано 117,2 млн тонн отходов (47,2% от общего количества), обезврежено 47,68 тыс. тонн (0,019%). Основное количество отходов образуется в результате деятельности добывающей промышленности.
Остается неблагоприятной обстановка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. За последние три года средний прирост количества их образования составил 11%. Отходы, образуемые в процессе потребления и хозяйственной деятельности, размещаются и накапливаются в специально отведенных местах. Из 471 муниципального объекта размещения твердых коммунальных отходов на территории республики, только 6 соответствуют природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. В республике отсутствует система переработки и утилизации твердых коммунальных отходов, нерешенной остается проблема обращения с опасными отходами, содержащими ртуть и другие токсичные вещества.
Для Республики Саха (Якутия) важным приоритетом становится формирование "зеленой" экономики - экономики, при которой природные ресурсы осваиваются с соблюдением высоких экологических стандартов. Будет реализован основной принцип инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) - размещение производительных сил на территории Республики Саха (Якутия) только при условии открытого согласования с населением, выполнения всех требований к соблюдению экологического равновесия экосистемы, полного возмещения и ликвидации вреда, наносимого производственной деятельностью.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности должно охватывать все отрасли экономики Республики Саха (Якутия). Приоритетным направлением обеспечения энергоэффективной экономики намечен рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Природно-климатические условия Республики Саха (Якутия) определяют уникальность формирования водных ресурсов. Общие потенциальные ресурсы пресных подземных вод якутского артезианского бассейна составляют около 25,76 млн куб. м/сутки. Обеспечение безопасности, оценка возможных изменений водных ресурсов и водного режима рек в связи с происходящими изменениями климата и активизацией хозяйственной деятельности человека остается фундаментальной проблемой государственного уровня.
Территория Якутии по своим природным условиям относится к регионам с высокой вероятностью наводнений, угроза которых существует почти для всех населенных пунктов, расположенных на реках. Только за последние 12 лет здесь произошли самые крупные наводнения России, такие как наводнения на реках Лена, Алдан, Яна, Алазея, Колыма, Амга, Таатта, Суола, Матта, Баяга, Мархинка (1998 - 2011 годы). По величине подъема уровней воды, масштабам затопления и суммарному ущербу данные наводнения превысили все крупнейшие наводнения предыдущих лет и по существующей классификации относятся к разряду катастрофических, причем с очень редкой повторяемостью.
В республике сохраняются крупные лесные массивы, составляющие 2,5% мировых и около 11% запасов лесных ресурсов России. Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), составляет 254 750,0 тыс. га или 82% от ее общей площади. Общая лесистость (доля покрытых лесными насаждениями площадей) с учетом лесов, расположенных на землях иных категорий, составляет 51%. Доминирующее положение занимают хвойные насаждения - 84,4% от покрытых лесом земель, лиственные древесные породы занимают 1856,9 тыс. га и представлены в основном березовыми древостоями. В республике отмечается низкая изученность лесов, давность лесоустройства большинства лесничеств превышает 20 лет. Не в полном объеме имеются сведения о лесах, расположенных на землях иных категорий, в частности, на землях населенных пунктов. За последние 10 лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению площади повреждений лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, ослабление лесов под воздействием вредителей и болезней.
Вместе с тем, имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, республика существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа по уровню заготовки древесины. На сегодняшний день осваивается не более 3% объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах по обеспечению системы государственного лесного реестра.
Для повышения эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления система федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на местном, региональном и федеральном уровнях. В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют 356 государственных лесных инспекторов. По нормативам, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.01.2014 N 21, требуется увеличение штатной численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), до 635 штатных единиц.
Площадь насаждений с нарушенной и утраченной биологической устойчивостью составляет 690,6 тыс. га, в том числе погибших насаждений - 640,5 тыс. га. Максимальные площади погибших насаждений оставшихся на корню отмечаются из-за повреждения лесными пожарами разных лет давности - 631,2 тыс. га.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель. Около 50% лесов имеют давность лесоустройства более 25 лет, а на площади более 10 млн га лесоустройство вообще не проводилось.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли.
Раздел 2. Цель и задачи государственной программы
Одним из приоритетов развития республики является сохранение качества окружающей природной среды, снижение экологических рисков здоровью населения, повышение "зеленого имиджа" и экологического рейтинга территории.
Основная цель государственной программы - сохранение благоприятной окружающей природной среды в условиях интенсивного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и поддержание глобального экологического равновесия в интересах нынешнего и будущих поколений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы управления охраной окружающей среды;
развитие республиканской системы государственного экологического надзора и экологического мониторинга;
обеспечение экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия), снижение негативного воздействия на окружающую среду;
поддержание стабильной системы особо охраняемых природных территорий;
создание условий для устойчивого развития государственного бюджетного учреждения "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду";
сохранение, увеличение численности охотничьих ресурсов и обеспечение федерального государственного охотничьего надзора за использованием охотничьих ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);
совершенствование системы экологического просвещения населения, информирования и взаимодействия с общественностью;
создание условий для устойчивого развития рыбоводства в Республике Саха (Якутия);
гарантированное обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики;
обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса.
Срок реализации мероприятий государственной программы 2018 - 2022 годы.
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" содержит в своем составе 10 подпрограмм. Подпрограммы, в целях достижения поставленных задач, состоят из направлений (мероприятий).
1. Подпрограмма "Государственная система экологического мониторинга на территории Республики Саха (Якутия)". Мероприятия подпрограммы направлены на проведение комплексных экологических обследований, лабораторное сопровождение мероприятий государственного экологического надзора, оснащение лабораторной службы высокотехнологичным лабораторным оборудованием, обеспечение деятельности аккредитованных лабораторий расходными материалами для проведения лабораторных исследований, химическим реактивами, процедурами подтверждения компетентности и межлабораторными сличительными испытаниями.
2. Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия)". Подпрограмма предусматривает мероприятия по обеспечению наземными и водными транспортными средствами государственных инспекторов; обеспечение вертолетным временем государственных инспекторов на труднодоступных территориях; оснащение измерительными приборами с поверкой, техническими средствами фото-, видео-, аудиозаписи для использования в привлечении виновного лица к ответственности, на внедрение поддержки новых технологий и мер по снижению воздействия на окружающую среду, мероприятий по ликвидации накопленного экологического вреда.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Подпрограмма "Особо охраняемые природные территории и биологические ресурсы Республики Саха (Якутия)". Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, их охраны, осуществления мер по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов животного и растительного мира, в том числе включенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях для повышения уровня экологического просвещения и образования, используя возможности особо охраняемых природных территорий.
5. Подпрограмма "Развитие республиканского зоопарка "Орто-Дойду". Мероприятия подпрограммы направлены на создание оптимальных условий для содержания и экспонирования животных, сопоставимых с уровнем развития зоологических парков Российской Федерации, на развитие инфраструктуры, на улучшение обеспечения системы ветеринарного обслуживания и карантинирования животных, на информационное, консультационное и образовательное обеспечение деятельности зоопарка, повышение привлекательности и комфортности зоопарка.
6. Подпрограмма "Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов". Мероприятия подпрограммы направлены на организацию проведения аукционов по заключению охотхозяйственных соглашений, на проведение проектно-изыскательских работ по охотхозяйственному устройству, изготовление и выдачу новых охотничьих билетов, материально-техническое оснащение воспроизводственных мероприятий.
7. Подпрограмма "Экологическое образование и просвещение населения на территории Республики Саха (Якутия)". Мероприятия подпрограммы направлены на изготовление и выпуск телепередач, радиопередач, рекламных роликов, специальных полос в республиканских газетах и размещение информационных материалов в интернет-изданиях экологической направленности, проведение акций и конкурсов, поддержку проектов и инициатив с целью формирования экологической культуры.
8. Подпрограмма "Развитие рыбоводства в Республике Саха (Якутия)". Основной целью подпрограммы является создание условий для устойчивого развития рыбоводства в Республике Саха (Якутия). Для достижения цели ставятся две задачи: развитие в Республике Саха (Якутия) рыбоводства, проведение мероприятий по организации, регулированию и охране водных биологических ресурсов.
9. Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия)". Основной целью подпрограммы является обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики. На основании анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз определены задачи по сокращению негативного воздействия вод на окружающую среду обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод необходимыми сооружениями инженерной защиты. Для решения поставленных задач планируется реализовать мероприятия по оформлению прав пользования водными объектами за счет организации и проведения в рамках текущей деятельности работ по заключению договоров и выдаче решений на водопользование, провести работы по охране и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, а также планируются мероприятия по строительству, проведению капитального ремонта и эксплуатации гидротехнических сооружений, используемых в водообеспечении. Подпрограмма также предусматривает мероприятия по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод путем строительства и реконструкции защитных дамб, проведения предупредительных противопаводковых мероприятий, мероприятий по повышению пропускной способности русел рек, а также провести работы по консервации и ликвидации хвостохранилищ, как объектов повышенной экологической опасности.
10. Подпрограмма "Развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)". Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса.
Для подпрограммы определены задачи, решение которых обеспечивает достижение цели подпрограммы:
обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного и эффективного использования лесов;
создание эффективной системы защиты, воспроизводства и охраны лесов от пожаров;
создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;
повышение эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Основные мероприятия подпрограммы направлены на:
организацию работ по лесоустройству. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации для использования лесов необходимо обеспечить проектирование лесных участков. Проектирование лесных участков - это проведение лесоустроительных работ.
создание эффективной системы защиты, воспроизводства и охраны лесов от пожаров. В состав включены мероприятия по противопожарному обустройству лесов, подготовка к пожароопасному периоду сил и средств наземной и авиационной охраны лесов, совершенствование системы обнаружения лесных пожаров, модернизация материально-технической базы специализированных учреждений по охране лесов от пожаров, приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования. Обеспечение эффективного воспроизводства лесов включает содействие естественному возобновлению лесов, введение молодняков в категорию хозяйственно ценных пород.
создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов. В состав мероприятий включены лесопатологические обследования, локализация и ликвидация очагов вредных организмов, сплошные санитарные рубки, уборка неликвидной древесины.
повышение эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. Финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы и увеличение численности инспекторского состава. Эффективный лесной контроль обеспечит пожарную безопасность в лесах.
Достижение целей и решение задач подпрограммы позволит обеспечить снижение ущерба, наносимого лесными пожарами, довести оснащение системы охраны лесов до нормативного уровня, обеспечить эффективное воспроизводство лесов и защиту от вредных организмов и неблагоприятных факторов.
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий государственной программы и их значениях приводятся в приложении N 1 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы приводится в приложении N 2 к государственной программе.
Условия предоставления и методика распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование эксплуатационных затрат объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, приводятся в приложении N 3 к государственной программе.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2018 г. N 177 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия)... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.