В целях реализации подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции":
1. Утвердить методические рекомендации по созданию и организации исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия):
2.1. Руководствоваться при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) методическими рекомендациям, указанными в пункте 1 настоящего распоряжения.
2.2. Принять до 01 апреля 2019 года правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса.
2.3. Представлять ежегодно до 01 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) доклад об антимонопольном комплаенсе.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
3.1. Руководствоваться при создании и организации антимонопольного комплаенса методическими рекомендациями, указанными в пункте 1 настоящего распоряжения.
3.2. Принять до 01 апреля 2019 года правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса.
3.3. Представлять ежегодно до 01 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Создание и организация исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса осуществляется в пределах установленной Указом Главы Республики Саха (Якутия) предельной численности работников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и средств, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Министерству предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) (Высоких И.С.):
1) оказывать исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) методическую поддержку по вопросам создания и организации антимонопольного комплаенса.
2) формировать и представлять в установленном порядке доклад Республики Саха (Якутия) об антимонопольном комплаенсе в уполномоченный федеральный орган ежегодно до 10 марта года, следующего за отчетным.
6. Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) оказывать содействие по внедрению антимонопольного комплаенса исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
7. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
8. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава |
А. Николаев |
21 февраля 2019 года
N 87-РГ
Утверждены
распоряжением Главы
Республики Саха (Якутия)
от 21 февраля 2019 г. N 87-РГ
Методические рекомендации
по созданию и организации исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2 Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях:
антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
коллегиальный орган - совещательный орган исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия);
риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
уполномоченное подразделение (должностное лицо) - подразделение исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) (сотрудник исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия)), осуществляющее (осуществляющий) внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
Иные понятия, используемые в методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р, а также другими правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
2. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
1) создание и организация в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
2) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса.
2.3. При организации антимонопольного комплаенса исполнительному органу государственной власти Республики Саха (Якутия) рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) заинтересованность руководства исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия);
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
3. Акт об антимонопольном комплаенсе
3.1. Для организации антимонопольного комплаенса исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) должен быть принят акт, в котором содержатся:
1) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
2) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) своей деятельности;
3) порядок ознакомления сотрудников исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) с актом об организации антимонопольного комплаенса;
4) меры, направленные на осуществление исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
5) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
3.2. Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт).
4. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган
4.1. Общий контроль за организацией и функционированием в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Руководитель исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия):
1) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
2) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
3) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
4.2. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) должно быть определено уполномоченное подразделение (назначено должностное лицо), состав которого определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
4.3. При определении уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) должен руководствоваться следующими принципами:
1) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководителю исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия);
2) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
4.4. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) должны относиться следующие функции:
1) подготовка и представление руководителю исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников и структурных подразделений исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), разработка предложений по их исключению;
4) консультирование сотрудников исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
5) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
6) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
7) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
8) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
9) информирование руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
10) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и контроля в сфере закупок.
4.5. Оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
4.6. К функциям коллегиального органа должны относиться:
1) рассмотрение и оценка мероприятий исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
4.7. Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
5. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе должны проводиться:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ законов Республики Саха (Якутия), нормативных правовых актов Главы Республики Саха (Якутия), нормативных правовых актов Правительства Республики Саха (Якутия) в сферах, отнесенных к функциям, в отношении которых исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется государственное регулирование, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - нормативные правовые акты);
3) анализ проектов законов Республики Саха (Якутия), нормативных правовых актов Главы Республики Саха (Якутия), нормативных правовых актов Правительства Республики Саха (Якутия) в сферах, отнесенных к функциям, в отношении которых исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется государственное регулирование, проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - проекты нормативных правовых актов);
4) мониторинг и анализ практики применения исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного законодательства;
5) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.2. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
1) сбор в структурных подразделениях исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия), который содержит классифицированные по сферам деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушениях (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, принятых исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в целях недопущения повторения нарушения.
5.3. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа нормативных правовых актов должны реализовываться следующие мероприятия:
1) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
2) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
3) сбор и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
4) представление руководителю исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты.
5.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны реализовываться следующие мероприятия:
1) размещение проектов нормативных правовых актов на официальном интернет-портале исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в целях их общественного обсуждения с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
2) сбор и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
5.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны реализовываться следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия);
2) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 1) настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия);
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
5.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
5.7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно таблице 1 методических рекомендаций.
5.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
5.9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
6.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.2. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса
7.1. В целях оценки эффективности функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в целом.
7.2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса должна разрабатываться уполномоченным подразделением (должностным лицом) с учетом методик, разработанных федеральным антимонопольным органом, и рекомендаций уполномоченного органа по содействию развитию конкуренции в Республике Саха (Якутия), определенного решением Главы Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган).
7.3. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
7.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного законодательства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в уполномоченный орган до 01 февраля.
Таблица 1
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
Отсутствуют отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа |
Незначительный уровень |
Вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Республики Саха (Якутия) предупреждения |
Существенный уровень |
Вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Республики Саха (Якутия) предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
Вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Республики Саха (Якутия) предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава Республики Саха (Якутия) предложила правила, по которым исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) будут создавать антимонопольный комплаенс.
Комплаенс - это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Цели антимонопольного комплаенса: создание и организация в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, а также профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Задачи антимонопольного комплаенса: выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства; управление рисками нарушения антимонопольного законодательства; контроль за соответствием деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) требованиям антимонопольного законодательства; оценка эффективности функционирования в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса.
Общий контроль за организацией и функционированием в исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем исполнительного органа госвласти Республики Саха (Якутия).
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2019 г. N 87-РГ "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности требованиям антимонопольного законодательства"
Настоящее распоряжение вступает в силу c 21 февраля 2019 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был