Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Концепции развития малой авиации
и авиации общего назначения
в Республике Саха (Якутия)
Перспективы
применения систем беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в малой авиации и АОН РС (Я)
Российский парк беспилотной гражданской авиации (ГА) и рынок её услуг только начинают формироваться. В то же время в Северной Америке (США, Канада) совокупный объем производства и услуг беспилотных ВС (БВС) достиг около 3,5 млрд долларов.
Впервые гражданское применение БПЛА, как транспортного средства, анонсировала компания Amazon, использовав их для доставки потребительских товаров на малые и средние расстояния (до 40 км) в 2013 году. После чего рынок стал стремительно развиваться, открывая новые сферы коммерческого и частного применения. Помимо самих изготовителей БПЛА интерес к участию в разработках в этом направлении проявляют компании-изготовители таких устройств, как электронные компоненты, оптико-электронные средства и системы компьютерного зрения, программного обеспечения.
Публикуемые ФГУП ЦАГИ подборки информационных и статистических данных позволяют сделать определенные выводы о состоянии имеющегося сегодня парка беспилотной гражданской авиации и направлениях развития отечественного рынка БПЛА.
Стоимость БПЛА гражданского назначения, за исключением сверхмалых, подпадающих под классификацию "микро" и "мини", приближается к 1 млн. рублей, а тяжелых БВС - к 4 млн. рублей, что является серьезным сдерживающим фактором развития рынка продаж этой авиационной техники.
Рынок производства и коммерческого использования гражданских БПЛА в РФ сегодня имеет емкость около 224 млн долл. США (рис. П.5.1). Почти на 70% рынок занят продукцией КНР, преимуществом которых является дешевизна.
В целом разработкой и производством БПЛА в России занято более 40 компаний, самыми крупными по объему выпускаемой продукции являются:
ZALA Aero Group;
ООО "Беспилотные системы";
ООО "Истринский Экспериментальный Механический Завод";
ООО "Аэрокон";
ООО "Специальный технологический центр";
АО "Вектор НИИ";
ООО "Локационная мастерская" ("Локмас");
АО "Сибер";
КБ "Луч";
НПК "Иркут".
Российские производители БПЛА выпускают широкий спектр продукции. Дроны можно условно поделить на 4 группы:
Микро. Такие БПЛА весят меньше 10 кг, максимальное время нахождения в воздухе - 60 минут. Высота полета - 1 километр.
Мини. Вес аппаратов достигает 50 кг, время пребывания в воздухе достигает 5 часов. Высота полета варьируется от 3 до 5 километров.
Миди. Беспилотные летательные аппараты весом до 1 тонны, рассчитаны на 15 часов полета. Такие БПЛА поднимаются на высоту до 10 километров.
Тяжелые беспилотники. Вес превышает тонну, разработаны аппараты для дальних полетов продолжительностью более суток. Могут перемещаться на высоте до 20 километров.
Распределение средств совокупного российского рынка БПЛА и реализуемых услуг
Рис. П.5.1
К наиболее популярным гражданским БПЛА могут быть отнесено несколько выпускаемых серийно моделей. Приведем, в качестве примера, технические характеристики одного из массовых гражданских беспилотных вертолетов ZALA 421-06.
Он способен находиться в воздухе до 3 часов и удаляться от пункта управления на расстояние до 40 километров. БПЛА оснащен электронно-оптической системой на базе инфракрасной камеры. На беспилотный вертолет ZALA 421-06 может быть установлен громкоговоритель. Передача данных с вертолета на станцию управления происходит по шифруемому цифровому каналу в режиме on-line.
Также существует модификация ZALA 421-06Е, использующий в качестве двигателей электромоторы и аккумуляторы в качестве источника энергии.
Взлетный вес, кг - 12
Дальность, км - 25
Скорость экономическая, км/ч - 50
Практический потолок, м - 2 000
Максимальная скорость, км/ч - 70
Продолжительность полета, ч - 2
Вес полезной нагрузки, кг - 3,5.
Всего в России разработано и выпускается более 50 моделей БПЛА, причем практически ежемесячно потребители информируются о поступлении на рынок новых моделей.
В соответствии с программными документами Правительства Российской Федерации до 2035 года планируется реализовать программу развития беспилотной ГА, целью которой является совершить технологический прорыв на рынке использования БПЛА. На ближайшие три года предполагается финансирование программы на 19,5 млрд рублей, 60% которых - бюджетные средства, остальное - внебюджетные вложения.
Сейчас более 90% объема рынка гражданских услуг БПЛА сосредоточен в двух секторах - это картографирование в интересах стройиндустрии, а также съемка для диагностики протяженных объектов, в частности, нефте- и газопроводов, ЛЭП и дорог. Около 5% занимают услуги сельскому хозяйству. Но с развитием точного земледелия, связанного с сокращением необходимых для сельского хозяйства ресурсов пресной воды, это направление в ближайшее время разовьется и составит один из главных секторов рынка БПЛА. Точного учета пригодных для таких авиаработ ВС беспилотной ГА пока нет, но оценочно сейчас в России летает около 1,5 - 2,0 тыс. беспилотных ВС, используемых для гражданских целей. С учетом имеющихся тенденций и участия государства в развитии беспилотной авиации к 2030 году в Российской Федерации, по экспертным оценкам, будет приобретено более 2,5 млн гражданских БПЛА.
Рассмотрим отрасли экономики Республики Саха (Якутия), где наиболее перспективно использование БПЛА.
Наиболее активно при наличии всех сдерживающих факторов БПЛА внедряются в те секторы экономики, в которых затраты на услуги беспилотной авиации окупаются достаточно быстро. К таким секторам относятся аэрофотосъемка, картографирование, дистанционное зондирование поверхности, патрулирование трубопроводов и линий электропередач, лесоохрана. Цена использование БПЛА представляет серьезный движущий фактор развития рынка услуг, поскольку стоимость одного часа работы БПЛА составляет около 40-50 долларов, что на порядок дешевле аналогичных по задачам примеров использования пилотируемой авиации.
На российском рынке БПЛА и услуг с их использованием наметилась тенденция снижения стоимости за счет увеличения серийности производства. Наиболее быстрорастущий сегмент - рынок услуг для геоинформационных сервисов в интересах строительной индустрии.
К наиболее перспективным секторам экономики Республики Саха (Якутия), где могут использоваться БПЛА российского производства, следует отнести:
сельское хозяйство;
патрулирование трубопроводов, автодорог и железных дорог;
энергетика, патрулирование ЛЭП, бассейнов гидроэлектростанций;
геологоразведка и добыча полезных ископаемых;
строительство и развитие территорий;
геодезия и аэрофотосъемка (картография);
страхование объектов недвижимости и сооружений;
транспортировка и доставка грузов и почтовых отправлений;
государственные и муниципальные службы;
СМИ и медиа;
медицина и фармакология, обслуживание населения;
природоохранные организации;
наука и образование;
связь;
фото и видеосъемка;
спорт и развлечения.
Основным препятствием для расширения использования БПЛА является отсутствие нормативных актов по регистрации, сертификации и допуску к полетам. Пока не совсем ясны правовые и страховые риски, что вызывает опасения у большинства потенциальных собственников и потребителей услуг беспилотной авиации. Чтобы устранить указанные препятствия необходимо, кроме решения вопросов регистрации и сертификации БПЛА, решить также вопрос со страхованием ВС и его полезной нагрузки. Для снижения рассмотренных рисков в ряде стран существует требование обязательного страхования коммерческих БПЛА. Есть также необходимость в разработке стандартизированных процедур и методологии работы БПЛА в различных отраслях экономики.
Разработчики широко рекламируют дешевизну услуг БПЛА, их эффективность и безопасность применения. Однако отсутствие систем предотвращения столкновений БПЛА с другими ВС, наличие вероятности неконтролируемого падения на землю делают, без специального страхования, затруднительными полеты БПЛА в одном пространстве с другими ВС, а также их использование в районах населенных пунктов. В результате теряется часть выгод от применения гражданских БПЛА, а в воздушном пространстве с напряженным воздушным движением и в районах крупных населенных пунктов применение БПЛА становится затруднительным.
К опасностям, оказывающим наиболее сильное влияние на эффективность и безопасность применения БПЛА, следует отнести:
разрушение БПЛА при столкновении с землей;
нанесение вреда жизни и здоровью людей или их имуществу;
столкновение в воздухе с другими ВС.
Решение вопросов страхования в соответствии с международным опытом позволит устранить это препятствие, являющееся одним из основных на пути расширения рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.