Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Концепции развития малой авиации
и авиации общего назначения
в Республике Саха (Якутия)
Требования
к структуре и содержанию проекта федеральных авиационных правил "Порядок допуска к эксплуатации и требования к летной годности воздушных судов малой авиации"
Порядок допуска к эксплуатации и требования к летной годности воздушных судов малой авиации
Введение
В 2004 году в США была узаконена новая категория летательных аппаратов - лёгкие спортивные летательные аппараты (LSA) и введены в действие соответствующие упрощенные нормы и правила сертификации указанных летательных аппаратов (воздушных судов).
Аналогичные правила предлагается установить и для ВС малой авиации в России.
1. Определение
ВС малой авиации являются легкие воздушные суда - самолеты с взлетным весом до 5,7 тонн и вертолеты до 3,1 тонн.
Малое воздушное судно (МВС) - воздушное судно, которое соответствует следующим ограничениям:
(1) - сверхлегкое воздушное судно;
максимальная взлетная масса не более:
650 килограммов для летательных аппаратов легче воздуха;
2000 килограммов для воздушных судов, кроме вертолетов;
1200 килограммов для вертолетов;
(2) максимальная скорость в горизонтальном полете на режиме максимальной продолжительной мощности двигателя не более 250 км/ч при стандартных атмосферных условиях на уровне моря;
(3) максимальная никогда не превышаемая скорость (V.NE) не более (222 км/ч) для планера;
(4) максимальная скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета без использования устройств повышения подъёмной силы (V.S1) не более 85 км/ч при максимальном сертифицированном взлетном весе и наиболее критическом положении центра тяжести;
(5) максимальная вместимость не более семи человек, включая пилота;
(6) негерметичная кабина, если ВС оснащено кабиной.
2. Цели полётов
2.1. Научные исследования и разработки. Проверка дизайна, оборудования и установок новых воздушных судов, новых методов эксплуатации или нового применения воздушных судов.
2.2. Доказательство соответствия правилам.
2.3. Подготовка экипажей заявителя.
2.4. Демонстрация летных качеств, характеристик или особенностей воздушного судна на выставках, авиашоу, кино- и фотосъемках, включая полеты к месту и от места демонстраций.
2.5. Участие в авиагонках, спортивные цели, включая (для участников) полеты к месту и от места соревнований.
2.6. Изучение рынка, рекламная демонстрация воздушного судна с целью продажи, а также для обучения экипажа заказчика.
2.7. Любительские полеты.
2.8. Эксплуатация воздушного судна любительской сборки, большая часть (51%) которого была сконструирована и собрана лицом или группой лиц с целью проведения досуга или самообразования.
2.9. Авиационные работы.
2.10. Обучение пилотов, ознакомительные и авиатуристические полеты.
Малые воздушные суда, предназначенные для полётов с этими целями, могут относиться к единичным экземплярам и получать сертификат лётной годности единичного экземпляра.
2.11. Полеты в качестве аэротакси
Малые воздушные суда, предназначенные для полётов с этими целями, относятся к специальной категории и получают специальный сертификат лётной годности.
3. Эксплуатационные ограничения
Полёты в воздушном пространстве только класса С или G (по правилам визуальных полётов (ПВП).
4. Стандарты лётной годности
Для сертификации лётной годности малых воздушных судов используются стандарты летной годности МВС.
Разрабатываются Стандарты летной годности МВС разработчиком МВС совместно с научной организацией, уполномоченной государственным уполномоченным органом гражданской авиации.
Стандарты летной годности МВС, влияющие на лётную годность и безопасность, и их изменения одобряются государственным уполномоченным органом Российской Федерации. Перечень стандартов для МВС разных видов приведён ниже в таблице.
Таблица. Стандарты лётной годности МВС
Содержание стандарта |
1. Конструкция и характеристики |
2. Требования к оборудованию |
3. Обеспечение качества |
4. Приёмочные испытания продукции |
5. Инструкции по эксплуатации воздушного судна |
6. Техническое обслуживание и инспекционные процедуры |
7. Идентификация и учёт капитальных ремонтов и главных изменений |
8. Поддержание лётной годности |
9. Инструкции по производственной сборке (только для постройки из наборов) |
10. Документация интерфейса крыла |
11. Необходимая информация о продукте |
12. Требования к двигателям |
13. Требования к воздушным винтам |
14. Руководство по летной эксплуатации |
15. Конструирование и производство электрических силовых установок |
16. Спасательные системы для воздушного судна |
17. Аудиты соответствия для стандартов |
5. Субъекты сертификации
В процедурах сертификации малого воздушного судна принимают участие:
5.1. Производитель малого воздушного судна, имеющий действующую систему контроля качества продукции. Наличие сертификата производства не обязательно.
5.2. Авиарегистр Росавиации.
5.3. Экспертные организации.
5.4. Для единичного экземпляра ВС - лицо, изготовившее этот аппарат.
6. Процедуры сертификации МВС
6.1. На экземпляр малого воздушного судна, не имевшего ранее каких-либо сертификатов, может быть выдан специальный сертификат лётной годности.
6.2. Производитель экземпляра должен убедиться, что конструкция воздушного судна (масса, скорости, конфигурация) соответствует определению малого воздушного судна.
6.3. Государственный уполномоченный орган не выдает сертификат типа воздушному судну или сертификат производства производителю. Государственный уполномоченный будет проверять каждый экземпляр воздушного судна, чтобы определить его соответствие требованиям безопасной эксплуатации. Производитель будет подавать декларацию о соответствии стандартам летной годности, принятым для данного МВС для каждого экземпляра, в которой он будет удостоверять соответствие применимым "принятым государственным уполномоченным органом" стандартам для этого ВС.
6.4. Производитель формирует применимые стандарты летной годности, тщательно их изучает и изготавливает экземпляр ВС в соответствии с требованиями этих стандартов.
6.5. Производитель проводит необходимые для определения соответствия работы и испытания в тесном контакте с Авиарегистром Росавиации, который оказывает помощь по следующим вопросам:
сертификации летной годности;
планового надзора за производством.
6.6. Производитель подаёт в Росавиацию Заявление на получение специального сертификата лётной годности, к которому прилагаются:
руководство по технической эксплуатации и регламент технического обслуживания ВС;
руководство по летной эксплуатации;
декларация о соответствии.
Декларация о соответствии должна удостоверять, что ВС соответствует определённым "принятым государственным уполномоченным органом" стандартам для этого ВС, и что:
а) у производителя есть система поддержания летной годности на протяжении всего жизненного цикла;
б) ВС было изготовлено в соответствии с процедурами принятых стандартов;
в) программа обеспечения качества соответствует стандарту;
г) экземпляр ВС соответствует рабочей конструкторской документации;
д) ВС успешно прошёл наземные и летные испытания;
е) ВС обеспечивает условия безопасной эксплуатации;
ж) по требованию Росавиации будет предоставлен неограниченный доступ к оборудованию производителя.
Кроме того, удостоверяется, что каждое ВС производителя будет обеспечено:
а) руководством по технической эксплуатации и регламентом технического обслуживания, которые по содержанию и формату отвечают соответствующему стандарту;
б) руководством по летной эксплуатации (с дополнением по летной подготовке), которое по содержанию и формату отвечает, применимым стандартам.
Декларация заполняется по установленной форме.
6.7. Производитель обеспечивает условия для осмотра ВС.
6.8. Уполномоченный Росавиацией представитель по летной годности выполняет осмотр и проверки ВС с целью определения возможности его безопасной эксплуатации.
6.9. По результатам рассмотрения поданных документов, осмотра и проверки ВС Росавиация выдаёт специальный сертификат лётной годности.
7. Срок действия сертификатов
7.1. Срок действия сертификата единичного экземпляра, выданного для целей:
исследования и разработки;
доказательства соответствия правилам;
подготовки экипажей;
исследования рынка.
составляет не более 1 года.
Если сертификат единичного экземпляра выдан для:
полётов ВС любительской постройки;
участия в соревнованиях выставках, воздушных гонках;
полётов ВС категории primary, построенного из набора;
полётов лёгкого спортивного ВС,
то срок его действия неограничен, если Росавиация по какой-либо причине не установит определенный срок.
7.2. Срок действия специального сертификата летной годности МВС не ограничен. Его действие может быть прекращено по результатам инспекции, определившей небезопасное состояние ВС, или из-за внесения в конструкцию ВС изменений, приводящих к нарушению стандартов и правил.
7.3. МВС считается соответствующим действующему сертификату при условии своевременного прохождения технического обслуживания и периодических инспекций летной годности, сведения о которых отражаются в формуляре ВС и реестре действующих сертификатов летной годности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.