Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Концепции развития малой авиации
и авиации общего назначения
в Республике Саха (Якутия)
Перечень
действующих нормативных правовых актов в области коммерческого использования ВС при воздушных перевозках и авиационных работах в Российской Федерации
N п/п |
Наименование нормативного правового акта |
Состояние |
1. |
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ с изменениями и дополнениями |
Действует, требует внесения изменений |
2. |
Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 |
Действуют, требуют внесения изменений |
3. |
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 |
Действуют, требуют внесения изменений |
4. |
Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 |
Действуют, требуют внесения изменений |
5. |
Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденные приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 |
Действуют, требуют внесения изменений |
6. |
Федеральные авиационные правила "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденные приказом Минтранса России от 23 декабря 2009 г. N 249 |
Действуют, требуют внесения изменений |
Анализ
норм Воздушного кодекса Российской Федерации в части регулирования коммерческого использования ВС
Статья 8. Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) регулирует обязательные сертификацию и аттестацию в гражданской авиации.
Согласно пункту 3 указанной статьи юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Данная норма требует от физических лиц при осуществлении деятельности по выполнению коммерческих перевозок и авиационных работ статуса индивидуального предпринимателя. Требование наличия статуса индивидуального предпринимателя для физического лица, оказывающего платные услуги, является обоснованным и не может быть препятствием для физического лица, при получении права на осуществление деятельности по выполнению коммерческих перевозок и авиационных работ.
Статья 9 Воздушного кодекса "Лицензирование деятельности в области авиации" так же не содержит препятствий для выполнения частным лицам и небольшими эксплуатантами воздушных перевозок, авиационных работ и других видов авиационных услуг на легких воздушных судах небольшой вместимости за плату.
В пункте 3 статьи 21 Воздушного кодекса дано определение авиации общего назначения: "гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения". Данное определение фактически исключает для ВС АОН возможность выполнения коммерческих перевозок и авиационных работ или других видов авиационных услуг за плату, в связи с этим оно требует уточнения.
В пункте 4 статьи 61 Воздушного кодекса указано: "использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. В случае если ВС АОН используется часть времени в целях авиации общего назначения, а другую часть в целях выполнения перевозок в качестве аэротакси за плату, эта статья может трактоваться таким образом, что для ВС АОН получение сертификата эксплуатанта тоже не требуется. Она также требует изменений.
Статья 62 Воздушного кодекса определяет необходимость получения лицензии для выполнения коммерческой деятельности в области гражданской авиации. Требование получения лицензии на выполнение воздушных перевозок в качестве аэротакси, авиатуристических полетов и других авиационных услуг, оказываемых с использованием легких и сверхлегких ВС, представляется избыточным.
Статья 64 Воздушного кодекса устанавливает порядок определения тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, а также правила продажи перевозочных документов. При разработке указанной статьи не учитывалась возможность оказания авиационных услуг частными лицами, в связи с этим статья требует уточнения.
Статья 85 Воздушного кодекса предусматривает обязательный предполетный и послеполетный досмотры: "В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта". При выполнении пассажирских перевозок в качестве аэротакси частными лицами, ознакомительных и авиатуристических полетов порядок проведения обязательного предполетного досмотра требует уточнения.
Статья 85.1 Воздушного кодекса требует от перевозчиков обеспечения передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных [1]. Данная норма может быть рассмотрена в ФАП, определяющие требования к лицам, осуществляющим перевозки в качестве аэротакси, ознакомительные и авиатуристические полеты.
Статья 100 Воздушного кодекса определяет понятие перевозчика и пассажира. При этом перевозчик определен как эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Таким образом, получение лицензии для перевозчика является обязательным. Выше уже указывалось, что получение лицензии на выполнение воздушных перевозок в качестве аэротакси, авиатуристических полетов и т.п. является избыточным требованием. В связи с этим данная норма требует уточнения.
В статье 103 Воздушного кодекса указывается, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Требование наличия у всех пассажиров на борту билета при перевозках на ВС в качестве аэротакси, выполнении экскурсионных полетов и т.п. является избыточным. Поэтому рассматриваемая статья также требует уточнения.
Статья 105 Воздушного кодекса определяет перечень перевозочных документов, к которым относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. При выполнении перевозок на ВС в качестве аэротакси, и других, рассматриваемых здесь видов полетов, необходим упрощенный порядок оформления и выдачи перевозочных документов индивидуальными предпринимателями, аналогичный применяемому в настоящее время в такси.
Анализ
федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" в части регулирования требований к пилотам, выполняющим полеты на ВС в качестве аэротакси, для выполнения авиационных работ, авиатуристические, учебные и ознакомительные полеты за плату
Рассматриваемые ФАП определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого пилота, частного пилота, пилота планера, пилота свободного аэростата, пилота сверхлегкого воздушного судна. Именно эти категории пилотов выполняют сегодня авиационные перевозки на ВС в качестве аэротакси, авиатуристические и экскурсионные полеты, ознакомительные и учебные полеты за плату. Что касается свидетельства коммерческого пилота, то оно позволяет его обладателю выполнять полеты за плату, работая по найму или в качестве индивидуального предпринимателя. Обладатель свидетельства частного пилота не правомочен выполнять полеты за плату. Это ограничение может быть вполне обосновано, когда речь идет о воздушных перевозках пассажиров. Но если речь идет об учебных, экскурсионных и ознакомительных полетах, которые выполняются обладателем свидетельства частного пилота, имеющего квалификационную отметку "пилот-инструктор", то это ограничение не является обоснованным.
Например, в США разрешено коммерческое использование ВС, входящих в категорию легких спортивных летательных аппаратов LSA для выполнения авиаэкскурсионных, ознакомительных и учебных полетов. При этом пилот LSA может иметь свидетельство пилота-инструктора, не являясь обладателем свидетельства коммерческого пилота.
В связи с этим в раздел III "Требования к частному пилоту" рассматриваемых ФАП предлагается внести дополнения, определяющие требования к обладателю свидетельства частного пилота, имеющего квалификационную отметку "пилот-инструктор" для выполнения полетов за плату.
Аналогичная ситуация сложилась и с обладателем свидетельства пилота планера. Она может быть разрешена внесением в раздел IX "Требования к пилоту планера" дополнений, определяющих требования к обладателю свидетельства пилота планера, имеющего квалификационную отметку "пилот-инструктор" для выполнения полетов за плату.
Требования к пилоту свободного аэростата установлены в разделе X рассматриваемых ФАП. Следует отметить, что в отношении обладателей свидетельств этой категории пилотов в подпункте "в" пункта 10.1 установлены требования для выполнения полетов за плату: "для выполнения полетов с пассажирами на борту за плату обладатель свидетельства пилота свободного аэростата должен иметь налет не менее 35 ч, включая не менее 20 ч в качестве пилота свободного аэростата".
Требования к пилоту сверхлегкого воздушного судна установлены в разделе XI ФАП. В этом разделе в частности установлены требования к пилотам СВС для выполнения авиационных работ и для получения квалификационной отметки "пилот сверхлегкого воздушного судна - инструктор". Здесь требуется внести уточнение о возможности выполнения обладателями соответствующих отметок полетов за плату.
Анализ
федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" в части регулирования требований к лицам, выполняющим полеты на ВС в качестве аэротакси, для выполнения авиационных работ, авиатуристические, учебные и ознакомительные полеты за плату
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации.
Пунктом 5.3 ФАП установлено, что принятие решений о начале, продолжении полета, отклонении от плана полета и (или) прекращении полета возлагается на КВС в порядке, установленном в руководстве по производству полетов (РПП).
Требование наличия РПП от лиц, выполняющих коммерческие перевозки на ВС в качестве аэротакси, авиатуристические и ознакомительные полеты, представляется избыточным. В связи с этим данный раздел требует внесения изменений.
Пункт 5.5 требует от эксплуатанта введения системы управления безопасностью полетов (СУБП). Это требование также является избыточным, так как лица, занимающиеся оказанием рассматриваемых здесь авиационных услуг, оказывают их как правило, индивидуально, не создавая авиакомпаний.
В связи с тем, что требования, предъявляемые к эксплуатантам, осуществляющим коммерческие авиационные перевозки, в разделе V "Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок" являются для физических лиц, выполняющих полеты на ВС в качестве аэротакси, для выполнения авиационных работ, авиатуристических, учебных и ознакомительных полетов за плату, частично не выполнимыми и частично избыточными, представляется целесообразным уточнить для таких лиц конкретные требования в пятом разделе.
Анализ
федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" в части регулирования требований к лицам, выполняющим полеты на ВС в качестве аэротакси, авиационные работы, авиатуристические, учебные и ознакомительные полеты за плату
Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (чартерные рейсы).
Рассматриваемые правила не предназначены для применения при выполнении полетов по требованию в качестве аэротакси и авиатуристических полетов. В связи с этим внесение каких-либо изменений в данные правила не требуется. Тем не менее, в правилах следует указать, что они не распространяются на деятельность операторов при выполнении полетов аэротакси и экскурсионных полетов.
Анализ
федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" в части регулирования требований к пилотам, выполняющим полеты на ВС в качестве аэротакси, авиатуристические, учебные и ознакомительные полеты за плату
Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.
Пунктом 5 ФАП определено, что выполнение коммерческих воздушных перевозок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим сертификата эксплуатанта, не допускается. При этом к эксплуатанту устанавливается ряд требований, которые вполне обоснованы для большой авиакомпании, выполняющей регулярные коммерческие перевозки, но являются не выполнимыми или избыточными для физических лиц, выполняющих полеты на ВС в качестве аэротакси, авиатуристические, учебные и ознакомительные полеты за плату.
К таким требованиям можно отнести в частности требования:
а) о назначении должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение исполнения функций по:
1) организации подготовки и допуска к полету членов экипажей воздушных судов (организации летной работы);
2) поддержанию летной годности воздушных судов;
3) управлению безопасностью полетов;
4) авиационной безопасности;
5) реализации системы управления качеством;
6) наземному обслуживанию;
б) о разработке руководства по производству полетов;
в) о разработке руководства по организации технического обслуживания;
г) о разработке руководства по организации наземного обслуживания;
д) о разработке и обеспечения функционирования СУБП, а также ряд других требований.
Рассматриваемые ФАП целесообразно дополнить разделом применимость, в котором указать особенности эксплуатантов, выполняющих коммерческие авиационные перевозки, на которые правила распространяются, а также тех эксплуатантов, которые не попадают под действие указанных правил. Критерием здесь может быть вместимость легких ВС и перечень выполняемых ими полетов.
Анализ
федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации"
Правила устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.
ФАП содержат сертификационные требования к эксплуатантам, выполняющим авиационные работы. В числе этих требований есть требование о необходимости создания системы управления безопасностью полетов, которая должна соответствовать объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечении ее функционирования, а также требование о необходимости разработки руководства по производству полетов. Эти требования обоснованы применительно к организациям - юридическим лицам, эксплуатирующим несколько ВС, но для отдельных физических лиц, эксплуатирующих единственное ВС, они являются явно избыточными.
Для эксплуатантов, имеющих в своем распоряжении одно легкое ВС, целесообразно уточнить данный пункт, предусмотрев наличие единых (типовых) РПП и РУБП с дополняющей их общие положения краткой индивидуальной инструкцией с описанием процедур подготовки и выполнения полетов с соблюдением установленных типовых правил и специфики местных условий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.