В целях решения задач и реализации принципов управления государственным имуществом Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Чеченской Республики на 2016-2020 годы (далее - Концепция).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Чеченской Республики от 8 октября 2002 года N 41 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике".
3. Органам исполнительной власти Чеченской Республики организовать работу по реализации Концепции.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики А.А. Магомадова.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
Р.С.-Х. Эдельгериев |
Концепция
управления государственным имуществом Чеченской Республики на 2016-2020 годы
(утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 14 июня 2016 г. N 98)
Концепция управления государственным имуществом Чеченской Республики на 2016-2020 годы (далее - Концепция) определяет основные цели, принципы, направления, задачи и мероприятия по реализации государственной политики по управлению государственным имуществом Чеченской Республики на период 2016-2020 годов.
Понятия и определения для целей настоящей Концепции:
республиканское имущество - имущество, находящееся в государственной собственности Чеченской Республики и закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Чеченской Республики (далее - предприятия), на праве оперативного управления за государственными учреждениями и казенными предприятиями Чеченской Республики (далее - учреждения), имущество государственной казны Чеченской Республики, в том числе находящиеся в республиканской собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в республиканской собственности земельные участки;
компании с государственным участием - государственные унитарные предприятия Чеченской Республики, хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в республиканской собственности;
республиканские организации - государственные унитарные предприятия, казенные предприятия и государственные учреждения;
объекты управления республиканским имуществом - отдельные объекты республиканского имущества, компании с государственным участием и республиканские организации;
профессиональные директора - лица, которые избраны в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, в качестве независимых директоров и профессиональных поверенных.
Положения настоящей Концепции не распространяются на недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Чеченской Республике.
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
В период действия Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике, утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 8 октября 2002 г. N 41 (далее - Концепция-2002), происходил процесс формирования и оптимизации состава и структуры республиканского имущества путем безвозмездного получения из федеральной собственности и перераспределения имущества между Чеченской Республикой и муниципальными образованиями.
В течение последних лет созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления республиканским имуществом, включая: нормативное закрепление моделей управления, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений;
создание условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в компаниях с государственным участием путем создания института представителей Чеченской Республики в органах их управления;
внедрение программ стратегического планирования деятельности государственных унитарных предприятий, современных методов управления и представления отчетности;
законодательное закрепление правовых оснований для реструктуризации государственных унитарных предприятий и преобразования в хозяйственные общества;
создание правовых условий для оптимизации механизмов управления государственными бюджетными учреждениями, включая возможность изменения типа на автономные и казенные учреждения;
законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность независимой оценки, проведения торгов и размещения информации на едином специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), за исключением прямо предусмотренных случаев;
повышение ответственности в части информационной открытости приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в сети Интернет, расширения перечня таких сведений, а также введения обязанности по раскрытию информации подлежащими приватизации организациями;
совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем перехода к разработке и утверждению прогнозных планов (программ) приватизации республиканского имущества на трехлетний период, а также организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;
совершенствование форм приватизации путем продажи посредством публичного предложения и без объявления цены, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся.
Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство первоочередных задач, определенных в Концепции-2002. Вместе с тем, требуется продолжить работу по преодолению ряда системных проблем:
избыточности республиканского имущества с точки зрения исполнения государственных функций;
двойственности и противоречивости положения государства как регулятора и акционера компаний с государственным участием;
нарушения принципов справедливой конкуренции в секторах со значительным участием государства;
отсутствия однозначно определенных целей управления республиканским имуществом;
недостаточной эффективности управления республиканским имуществом, приводящей к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций или потере контроля над объектами управления;
недостаточного уровня развития инструментов приватизации республиканского имущества путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме;
недостаточного уровня корпоративного управления компаний с государственным участием;
отсутствием методов продажи, позволяющих проводить отдельные сделки по продаже акций компаний с государственным участием, в том числе с привлечением инвестиционных консультантов на основании решений Правительства Чеченской Республики в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики;
недостаточной мотивации и ответственности всех участников процесса управления республиканским имуществом, в том числе лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием;
избирательности контроля эффективности использования республиканского имущества и хода реализации декларируемых целей и задач;
низкой технической обеспеченности взаимодействия участников управления, приводящей к ограничению доступности и открытости информации о целях, задачах и результатах управления республиканским имуществом.
2. Цели и принципы государственной политики по управлению республиканским имуществом
Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, направлена на следующие цели:
1. Однозначное определение и формирование исчерпывающего состава республиканского имущества, необходимого для выполнения государственных функций органами исполнительной власти Чеченской Республики.
2. Создание эффективной системы управления республиканским имуществом, обеспечивающей в соответствии с функциями органов власти Чеченской Республики механизмы оценки востребованности и необходимости объектов управления, а также регламенты их включения и исключения из контура управления.
3. Эффективное отчуждение республиканского имущества, востребованного в коммерческом обороте.
4. Создание эффективной системы учета и контроля республиканского имущества.
Достижение указанных целей позволит обеспечить:
оптимизацию состава и структуры республиканского имущества на макро- и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, а также формирование экономической основы деятельности публично-правовых образований на территории Чеченской Республики;
повышение эффективности управления государственным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управления.
Ключевыми показателями достижения указанных целей являются:
а) обеспечение определения целей управления для государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ (акции которых находятся в республиканской собственности) до 100% к 2018 г., для государственных учреждений - до 100% к 2020 г.;
б) отсутствие государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, к 2020 г., за исключением государственных унитарных предприятий дорожной отрасли Чеченской Республики, а также государственных унитарных предприятий, созданных на основании федерального законодательства на базе имущества, созданного с привлечением средств из федерального бюджета, и в отношении которых Чеченской Республикой приняты обязательства по обеспечению их функционирования;
в) обеспечение полноты учета объектов республиканского имущества до 100% к 2018 г.;
г) увеличение объема вовлеченных в оборот земельных участков до 20% к 2018 г.;
д) организация обращения акций компаний с государственным участием на организованном рынке ценных бумаг к 2020 году.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления республиканским имуществом:
1) принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, способ ее достижения, ответственность за результаты управления, порядок принятия управленческих решений, представления отчетности и иные механизмы контроля;
2) принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления, в том числе путем развертывания единой системы учета и управления республиканским имуществом, основанной на единой методологии учета и процессном управлении;
3) принцип обеспечения баланса интересов: принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей, задач;
4) принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления;
5) принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности;
6) принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности.
Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления республиканским имуществом.
3. Основные направления, задачи и мероприятия государственной политики по управлению республиканским имуществом
Достижение целей управления республиканским имуществом в соответствии с обозначенными принципами осуществляется в рамках следующих ключевых направлений:
определение целевой функции;
управление отчуждением или развитием объекта республиканского имущества;
управление рисками, учет и мониторинг.
3.1. Направление по определению целевой функции управления объектом республиканского имущества.
Определение целевой функции управления каждым объектом республиканского имущества, предусматривающей достижение конечной цели управления - разгосударствления или стратегического развития, а именно:
вовлечения объектов республиканского имущества в коммерческий оборот для привлечения инвестиций, в том числе в технологическое развитие и модернизацию производства;
развития объектов республиканского имущества для наиболее полной реализации функций государственного управления и развития Чеченской Республики.
Для того, чтобы обеспечить определение целевой функции управления каждым объектом, необходимо решить следующие задачи:
а) сопоставить объекты управления с задачами и интересами Чеченской Республики как публично-правового образования, в том числе полномочиями, которые возложены на органы государственной власти в рамках установленной компетенции, что предполагает:
определение целевой функции управления объектом республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению республиканским имуществом (далее - уполномоченный орган), исходя из презумпции того, что подлежат разгосударствлению все объекты республиканского имущества, за исключением тех, которые определены как необходимые для достижения задач и интересов Чеченской Республики (принцип "продавай либо объясняй");
формирование и нормативное утверждение единых перечней, подлежащих сохранению в государственной собственности республиканских организаций, в отношении которых будут определены целевые функции стратегического развития, достижение которых будет обеспечиваться реализацией соответствующих "дорожных карт";
б) сформировать действенную систему управления, предусматривающую достижение определенных целевых функций путем реализации "дорожных карт", включая:
определение "дорожных карт" в отношении государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в казенные предприятия или государственные учреждения, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных капиталах) которых подлежат сохранению в республиканской собственности;
определение "дорожных карт" в отношении подлежащих сохранению в государственной собственности республиканских государственных учреждений, казенных предприятий;
в) сформировать действенную систему определения структурного состава ("бизнес, а не здание") и последовательности разгосударствления объектов республиканского имущества, что предполагает:
определение методологии формирования дорожных карт в отношении объектов республиканского имущества, подлежащих разгосударствлению;
определение для каждого объекта способов его вовлечения в коммерческий оборот с учетом: структуры объекта, спроса и потребностей инвесторов, состояния рынков, регуляторной среды, а также, при необходимости, проведения мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности, к проведению которых также привлекаются управляющие компании, оценщики, аудиторы, инвестиционные, финансовые, юридические и иные консультанты;
создание механизма формирования прогнозных планов (программ) приватизации на 3 и более лет, утверждаемых Правительством Чеченской Республики, на основании дорожных карт разгосударствления объектов республиканского имущества, за исключением малоценных объектов1.
Нормативно-правовое регулирование и методы вовлечения объектов в коммерческий оборот должны быть едины на всей территории Чеченской Республики.
3.2. Направление по управлению отчуждением объекта республиканского имущества.
Управление отчуждением объекта республиканского имущества, направленным на обеспечение достижения оптимального состава и структуры республиканского имущества путем сокращения доли государства в экономике, проведения структурных преобразований, стимулирования развития конкуренции и фондового рынка, а также сокращения республиканских организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики.
Ключевыми задачами в данном направлении являются:
а) переход от продажи объектов к продаже бизнес-единиц, что предполагает:
реализацию дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот объектов с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости проведения мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов;
утверждение регламентов и типовых документов проведения указанных мероприятий;
организацию проведения процедур проверки должного соответствия, позволяющих наиболее полно сформировать представление об объектах, подлежащих вовлечению в оборот объектов;
утверждение "дорожных карт" по проведению мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов, подлежащих вовлечению в хозяйственный оборот;
реализацию среднесрочных прогнозных планов (программ) приватизации республиканского имущества;
б) повышение эффективности продажи акций компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, что предусматривает:
формирование механизмов разработки планов-графиков проведения продажи по компаниям на среднесрочную перспективу, подготовленных с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также, при необходимости, проведения мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов, изменения бизнес-модели, стратегии и качества корпоративного управления компании, тарифных, налоговых и социальных аспектов регулирования;
внедрение системы мотивации для ключевых участников продажи (руководства подлежащей приватизации компании и продавца);
подготовка с учетом передового международного опыта регламентов предпродажной подготовки и отчуждения акций инвестиционно привлекательных компаний, проводимых в соответствии с решениями Правительства Чеченской Республики, с целью привлечения инвестиций, стимулирования развития конкуренции, модернизации и технологического развития экономики;
проведение Правительством Чеченской Республики регулярного мониторинга исполнения планов по подготовке и реализации сделок, предусмотренных утвержденными "дорожными картами" в отношении указанных объектов;
обеспечение улучшения публичного восприятия приватизации, в том числе путем проведения общественных обсуждений, освещение в средствах массовой информации ключевых этапов и итогов каждой сделки;
в) совершенствование мер вовлечения объектов в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией, что предполагает реформирование системы продаж путем:
внедрения практики продажи республиканского имущества на электронных торгах, в том числе имущества республиканских организаций, приватизируемого имущества, конфискованного, а также иного обращенного в собственность государства;
перехода к активным маркетинговым мероприятиям, в том числе путем создания центров обработки звонков, расширения рекламного сопровождения продаж;
развития единого информационного пространства продаж (www.torgi.gov.ru);
раскрытия информации о подлежащих продаже объектах с использованием современных информационных технологий;
расширения практики привлечения юридических лиц для организации и (или) осуществления от имени Чеченской Республики продажи республиканского имущества, в том числе в качестве стратегических, финансовых и юридических консультантов и продавцов;
г) совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки и продажи государственного имущества, предусматривающего в том числе:
повышение гибкости инструментов приватизации, в том числе с использованием производных финансовых инструментов, развития частно-государственного партнерства, отчуждения имущества по итогам проведения конкурентных переговоров, внедрения иных зарубежных практик, в том числе в обоснованных случаях, международного права для привлечения долгосрочных стратегических инвесторов;
расширение информационного сопровождения продажи путем развития единого информационного пространства, отказа от печатной формы извещений при сохранении обязательной публикации в сети "Интернет";
упрощение процедур доступа претендентов к участию в торгах, в том числе путем расширения сети приема заявок и необходимых документов, совершенствование порядка признания претендентов участниками продажи, в первую очередь с использованием современных информационных средств;
упрощение порядка планирования продажи, в том числе "малоценного" имущества во взаимосвязи с усилением общественного контроля за ее реализацией;
внедрение "постприватизационного" мониторинга развития объектов, а также обеспечения контроля за выполнением обязательств новыми собственниками;
д) поэтапное сокращение количества государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также оптимизация состава иных республиканских организаций, что предполагает:
утверждение уполномоченным республиканским органом "дорожных карт" достижения целевых функций управления в отношении республиканских государственных унитарных предприятий, подлежащих реструктуризации, в том числе преобразованию в хозяйственные общества, иные организационно-правовые формы;
введение нормативных ограничений по созданию новых государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением случаев создания при реорганизации), а также внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление переходного периода преобразования унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы, преимущественно хозяйственные общества, после чего будут введены правовые последствия для предприятий, не завершивших преобразование в переходный период;
отмена утративших актуальность ограничений на приватизацию государственного имущества, в том числе путем кодификации актуальных ограничений в законодательстве о приватизации, а также при необходимости замену обременениями (ограничениями) прав владения соответствующим имуществом в случае его отчуждения;
создание законодательных оснований для предоставления возможности собственнику имущества республиканских организаций, в том числе государственных унитарных предприятий, принимать решение об изъятии республиканского имущества в административном порядке в случае его неэффективного использования указанной организацией;
совершенствование порядка проведения ликвидационных процедур в отношении республиканских государственных унитарных предприятий, не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, либо их исключения из единого государственного реестра юридических лиц;
усиление координации уполномоченных республиканских органов исполнительной власти в целях защиты интересов государства при проведении процедур банкротства государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с преобладающим участием государства, в том числе путем утверждения регламента взаимодействия;
привлечение управляющих компаний к осуществлению функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, акции (доли в уставном капитале) которого находятся в республиканской собственности, и государственного унитарного предприятия, в том числе в целях проведения реструктуризации хозяйствующих субъектов и их подготовки к приватизации;
3.3. Направление по управлению развитием объекта республиканского имущества.
Управление развитием объектов республиканского имущества призвано обеспечить повышение эффективности модели управления компаниями с государственным участием, действенное управление объектами республиканского имущества, переданного на вещном праве республиканским организациям, находящимися в республиканской собственности земельными участками, а также имуществом, составляющим республиканскую казну.
Ключевыми задачами в данном направлении являются:
а) повышение эффективности управления хозяйственными обществами, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в республиканской собственности, что предусматривает:
внедрение уполномоченным органом совместно с профессиональными общественными объединениями механизмов независимой оценки качества корпоративного управления компаний с государственным участием;
обеспечение публичности сохраняемых в республиканской собственности компаний с государственным участием путем поэтапного вывода компаний на организованный рынок ценных бумаг;
ограничение приобретения компаниями с государственным участием и их дочерними и зависимыми обществами акций и долей хозяйственных обществ, в том числе путем реализации нормативно установленных процедур согласования принятия соответствующих решений;
подготовку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов в целях оптимизации корпоративной структуры и привлечения инвестиций, в том числе для финансирования инвестиционных программ;
обеспечение реализации нормативно установленных принципов дивидендной политики, предусматривающих гарантированный минимум дивидендов при соблюдении интересов иных акционеров, положений о дивидендной политике в компании;
обеспечение перехода на международные стандарты отчетности, а также внедрение иных элементов передового корпоративного законодательства;
б) повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием, в том числе путем:
расширения практики внедрения документов стратегического планирования деятельности (включая систему ключевых показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития);
установления совместно с профессиональными общественными объединениями квалификационных требований к профессиональным директорам, предусматривающих наличие определенных компетенций и навыков, подтвержденных общепризнанными мировыми сертификатами;
расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения руководителей в компании с государственным участием, в том числе профессиональных директоров, а также оценки эффективности их деятельности;
совершенствования порядка деятельности ревизионных комиссий, включая разработку типовых форм документов, привлечения профессиональных директоров, а также расширение практики проведения ротации аудиторских компаний;
упрощения корпоративных процедур в компаниях малого и среднего бизнеса, в том числе путем перехода к формированию советов директоров по территориальному либо отраслевому принципу;
совершенствование института "золотой акции";
в) повышение эффективности деятельности вертикально-интегрированных структур и холдингов, в том числе путем:
оптимизации корпоративной структуры;
привлечения профессиональных директоров в органы управления;
распространения принципов корпоративного управления на государственные корпорации;
г) совершенствование механизмов реализации прав Чеченской Республики как акционера, в том числе путем:
постепенного отказа от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности, страхованием их ответственности;
развития механизмов взаимодействия, в том числе с лицами, входящими в органы управления, иными акционерами;
д) обеспечение эффективного управления, целевого использования и сохранности объектов имущества республиканских организаций путем:
законодательной унификации процедуры вовлечения объектов республиканского недвижимого имущества в оборот преимущественно на торгах, проводимых в том числе в электронной форме;
внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования республиканского имущества, переданного на вещном праве республиканским организациям, в том числе используемого по договорам третьими лицами;
обеспечения сохранности республиканского имущества путем страхования рисков при передаче по договорам третьим лицам, а также соблюдения охранных обязательств в отношении недвижимости, являющейся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Чеченской Республики;
создания условий по недопущению проявления коррупционных нарушений в процессе управления объектами недвижимого имущества;
совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания имущественной поддержки путем предоставления государственного имущества на основании унификации процедур и информационной открытости;
развития единого информационного пространства проведения торгов по предоставлению республиканского имущества в аренду, безвозмездное пользование либо вовлечение в оборот иным образом;
разработки и реализации программы отчуждения непрофильных активов республиканских организаций;
е) минимизация количества объектов, составляющих республиканскую казну (временное состояние нахождения республиканского имущества), для чего предлагается:
нормативно установить ограничения по нахождению в казне объектов, имеющих "отраслевую принадлежность", а также стимулировать к передаче объектов отраслевым организациям либо передаче в федеральную и муниципальную собственность;
обеспечить достаточное финансирование содержания имущества, составляющего республиканскую казну, а также нормативное закрепление принципа следования финансирования за объектом в случае его отчуждения на иной уровень публичной собственности, в том числе в целях обеспечения использования по целевому назначению;
обеспечить передачу находящегося в республиканской собственности имущества религиозного назначения религиозным организациям в безвозмездное пользование либо в собственность для использования по целевому назначению;
обеспечить безусловный приоритет возмездного вида пользования и вовлечения в оборот с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
обеспечить вовлечение имущества, составляющего республиканскую казну, в том числе объектов незавершенного строительства, в хозяйственный оборот путем передачи в муниципальную собственность для обеспечения экономической основы деятельности муниципальных образований, а также продажи на конкурсной основе;
ж) обеспечение имущественной основы деятельности республиканских органов государственной власти, а также иных организаций в случаях, установленных нормативными правовыми актами, в том числе путем:
проведения мероприятий по размещению соответствующих организаций в зданиях, отвечающих современным требованиям к эксплуатации и решению возложенных на органы власти полномочий;
нормативного урегулирования случаев строительства либо приобретения объектов недвижимого имущества в республиканскую собственность с определением целей, для достижения которых осуществляется строительство либо приобретение, а также будущего правообладателя;
з) обеспечение рационального, эффективного использования находящихся в республиканской собственности земельных участков и максимизации доходности, в том числе путем:
выявления, установления границ и оформления земельно-правовых отношений на земельные участки;
внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования земельных участков, в том числе переданных республиканским организациям (вне зависимости от ведомственной принадлежности);
формирования предложений по переходу к экономическим методам понуждения к эффективному использования республиканского имущества, а также усиления ответственности в случае нарушения установленного порядка;
законодательного совершенствования порядка распоряжения земельными участками, в том числе путем уточнения процедур изъятия земельных участков (в случае их неэффективного использования по целевому назначению), а также отказа от института права постоянного бессрочного пользования земельными участками;
законодательного урегулирования вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и иных объектов недвижимости;
обеспечения учета общественного интереса, установления и соблюдения ограничений по использованию особо ценных участков, в том числе представляющих особую научную, историко-культурную ценность;
вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот для жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, строительства инфраструктуры, путем передачи полномочий Чеченской Республики муниципальным образованиям либо Фонду содействия развития жилищного строительства;
обеспечения учета рыночного спроса при формировании и предоставлении земельных участков;
вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, в том числе для целей, не связанных со строительством, с предварительным повышением их ликвидности и стоимости, в том числе путем привлечения специализированных организаций, формирования участков, оформления необходимых документов, включая градостроительные документы;
продажи неиспользуемых земельных участков либо передачи в муниципальную собственность;
расширения открытости и использования современных технологий при управлении земельными участками, в том числе внедрения электронных торгов, формирования полных и актуальных сведений об использовании участков;
сокращения сроков и числа административных процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в республиканской собственности, в том числе путем подготовки типовых форм документов, внедрения административных регламентов.
3.4. Направление по управлению рисками.
Управление рисками призвано обеспечить снижение вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств. Ключевыми задачами в данном направлении являются:
а) повышение ответственности субъектов управления за нарушение порядка управления республиканским имуществом, представление отчетности, а также достижение установленных показателей деятельности путем:
нормативного расширения оснований для привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;
совершенствования порядка и форм представления отчетности об управлении республиканским имуществом и достижении установленных показателей деятельности компаний с государственным участием;
повышения профессионального уровня руководителей компаний с государственным участием и республиканских организаций, в том числе путем усиления квалификационных требований, расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения;
б) формирование и развитие целостной системы мотивации и ответственности всех участников процесса управления республиканским имуществом путем:
введения механизмов оценки эффективности деятельности лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием, руководителей республиканских организаций;
в) внедрение практики оценки эффективности деятельности республиканских органов государственной власти, на которые возложено управление республиканским имуществом, путем:
оценки таких показателей, как результативность исполнения республиканского бюджета, своевременность исполнения поручений и требований нормативных правовых актов Главы Чеченской Республики и Правительства Чеченской, эффективность управления республиканскими организациями и компаниями с государственным участием, результативность приватизации республиканского имущества (при наличии соответствующих полномочий), а также эффективность использования и обеспечение сохранности республиканского имущества;
г) усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением и использованием республиканского имущества, достижением установленных показателей деятельности путем:
построения карты рисков (контрольной среды), разделения функциональных обязанностей между участниками процесса управления, а также внедрения системы автоматического контроля, заложенного в системы процессинга;
формирования и реализации системы внешнего контроля, включая расширение форм и инструментов представления отчетности, усиления взаимодействия с уполномоченными контрольными органами при проведении проверочных мероприятий, а также обеспечения публичного контроля за управлением республиканским имуществом, включая вовлечение объектов в хозяйственный оборот;
контроля ключевых параметров, включая формирование долгосрочного прогноза результатов деятельности, оценки эффективности управления республиканским имуществом, в том числе с учетом основных финансовых результатов, оценки влияния отдельных направлений на совокупный результат деятельности, а также привязки текущих целей к стратегическим ориентирам;
создания системы внутреннего контроля органов, уполномоченных в сфере управления республиканским имуществом, в том числе путем формирования единых принципов осуществления деятельности подразделениями внутреннего контроля, перехода к регулярному получению и анализу данных для осуществления текущего мониторинга деятельности и обеспечения координации взаимодействия с органами внешнего контроля.
3.5. Направление по совершенствованию учета и мониторинга.
Единая система учета и мониторинга должна обеспечивать механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов республиканского имущества.
Ключевыми задачами по данному направлению являются:
а) повышение эффективности учета республиканского имущества через определение состава и уровня детализации объектов учета, в том числе путем:
проведения комплекса мероприятий по выявлению и учету имущества, формированию в отношении него полных и достоверных сведений в рамках инвентаризации;
увеличения уровня детализации данных по объектам управления в части параметров, требуемых для принятия квалифицированных управленческих решений;
обеспечения полноты учета информации по правообладателям и контрагентам;
учета персонального закрепления физических лиц за объектами управления;
б) формирование и развертывание системы учета и управления республиканским имуществом путем:
реализации системы сбора, хранения и консолидации информации о текущем состоянии управления республиканским имуществом;
реализации механизма контроля целевых и индикативных показателей эффективности использования республиканского имущества для обеспечения функций мониторинга финансово-экономической деятельности компаний с государственным участием;
внесения изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие создание правовых условий для реализации функционала единой системы учета и управления республиканским имуществом;
развертывания уполномоченным органом системы персонифицированного управления республиканским имуществом;
формирования методологии учета финансовых параметров объектов, а также методики сравнительного анализа эффективности управления объектами;
построения системы объединения (интеграции) данных различных государственных информационных систем для повышения достоверности и снижения совокупных издержек ведения реестров;
в) формирование системы управления и хранения документов (библиотеки управленческих решений) путем:
перевода существующего бумажного архива документов в сфере управления республиканским имуществом в электронный вид, а также перехода к взаимодействию субъектов управления в электронной форме;
г) формирование системы статистического наблюдения в сфере управления республиканским имуществом в привязке к общим статистическим показателям экономики, в том числе для получения информации о структурных изменениях в режиме постоянного статистического мониторинга, путем:
создания соответствующих правовых оснований;
поэтапного запуска формирования и представления отчетности;
ж) формирование новых каналов взаимодействия субъектов управления республиканским имуществом, потенциальных инвесторов и общественности путем:
развития единого общедоступного информационного ресурса по управлению республиканским имуществом, позволяющего осуществлять межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, на которых возложено управление имуществом;
увеличения числа государственных услуг, оказываемых в отношении объектов республиканского имущества, в электронной форме;
отказа от печатных средств массовой информации в качестве обязательных каналов доставки информации о республиканском имуществе при сохранении и развитии в качестве обязательных информационно-телекоммуникационных средств;
формирования широкого экспертного сообщества в области управления республиканским имуществом, в том числе образование Общественного совета.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является необходимым условием для обеспечения роста и проведения структурных изменений экономики Чеченской Республики. Определение и формирование оптимальной структуры республиканского имущества позволит не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и интересов государства, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики.
Дополнительным эффектом реструктуризации республиканского имущества должно стать высвобождение трудовых ресурсов, задействованных в настоящее время в государственном секторе, что в условиях ограниченности рынка труда является еще одним важным фактором успешного развития.
Планируемые изменения позволят повысить мобильность экономики Чеченской Республики в условиях экономических санкций и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата, снижению избыточных административных и иных ограничений, укреплению позиций республиканских компаний на российских и мировых высокотехнологических рынках.
1 Для целей настоящего документа под малоценными объектами понимаются объекты, стоимость которых, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ниже границе, определяемой прогнозным планом (программой) приватизации республиканского имущества, утверждаемой Правительством Чеченской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 14 июня 2016 г. N 98 "Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Чеченской Республики на 2016-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 18 июня 2016 г. N 115-116