Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы Чеченской Республики
от 28.04.2017 N 117-рг
Изменения,
вносимые в План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Чеченской Республике"
1. Разделы I и II изложить в следующей редакции:
"Раздел I. Общее описание "дорожной карты"
Целью изменений, вносимых в "дорожную карту", является совершенствование мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи гражданам Чеченской Республики на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
В Чеченской Республике сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению:
1. Медицинские учреждения 1-го уровня - это медицинские учреждения, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, районные больницы, городские больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники).
2. Медицинские учреждения 2-го уровня - это центральные районные больницы, районные больницы, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические), а также многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь.
3. Медицинские учреждения 3-го уровня - это республиканские медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь.
В оказании медицинской помощи населению Чеченской Республики принимают участие 70 государственных учреждений здравоохранения (юридические лица), в том числе:
республиканские больницы и госпитали - 4;
специализированные больницы и центры - 5;
центральные районные больницы и районные больницы - 14;
родильные дома и центры охраны здоровья матери и ребенка - 3;
диспансеры - 7;
самостоятельные поликлиники и больницы - 25;
станция переливания крови - 1;
реабилитационные и санаторно-курортные учреждения - 3;
станция скорой медицинской помощи - 1;
прочие государственные бюджетные учреждения - 7.
Сельскому населению медицинская помощь оказывается центральными районными больницами и районными больницами - 14, участковыми больницами - 27, врачебными амбулаториями - 59 и фельдшерско-акушерскими пунктами - 185.
Помимо государственных учреждений здравоохранения на территории Чеченской Республики в предоставлении бесплатной медицинской помощи населению принимают участие учреждения других форм собственности:
федеральное казенное учреждение здравоохранения - 1;
негосударственное учреждение здравоохранения - 1;
частные учреждения здравоохранения - 52.
На 1 января 2017 года в республике, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, проживает 1414 900 человек (численность постоянного населения), 65,3% населения - сельские жители. Население республики проживает в 2-х городских округах, 3-х городских поселениях и 15 муниципальных районах. Чеченская Республика занимает территорию 16,3 тыс. кв. м. Республика отнесена к территориям с высокой плотностью населения.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Чеченской Республике на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Территориальная программа), утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2016 года N 208, запланированы следующие нормативы объема медицинской помощи по ее видам:
Нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Территориальной программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - в расчете на 1 застрахованное лицо.
Нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения Территориальной программы, в том числе территориальной программы OMC и составляют:
для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию в рамках территориальной программы OMC на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов - 0,300 вызовов на 1 застрахованное лицо в год;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования):
на 2017 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 2,350 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,7000 посещения, по утвержденным нормативам - 0,1265 посещений;
на 2018 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 2,350 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,7000 посещений, по утвержденным нормативам - 0,1271 посещений;
на 2019 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 2,350 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,7000 посещений, по утвержденным нормативам - 0,1278 посещений;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеванием:
на 2017 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 1,980 обращений (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее 2-х посещений по поводу одного заболевания) на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,2000 обращений, по утвержденным нормативам - 0,1018 обращений;
на 2018 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 1,980 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее 2-х посещений по поводу одного заболевания) на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,2000 обращений, по утвержденным нормативам - 0,1023 обращений;
на 2019 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 1,980 обращений (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее 2-х посещений по поводу одного заболевания) на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,2000 обращений, по утвержденным нормативам - 0,1028 обращений;
для медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме:
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 0,560 посещений на 1 застрахованное лицо в год;
для медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров:
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 0,060 случаев лечения на 1 застрахованное лицо в год;
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя в год:
на 2017 год по расчетным нормативам - 0,0040 случаев лечения, по утвержденным нормативам - 0,00018 случаев лечения;
на 2018 год но расчетным нормативам - 0,004 случаев лечения, но утвержденным нормативам - 0,00018 случаев лечения;
на 2019 год расчетным нормативам - 0,0040 случаев лечения, но утвержденным нормативам - 0,00018 случаев лечения;
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях:
на 2017 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 0,17233 случаев госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,039 койко-дней на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,0180 случаев госпитализации, по утвержденным нормативам - 0,005960 случаев госпитализации;
на 2018 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 0,17233 случаев госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,039 койко-дней на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов по расчетным нормативам - 0,0180 случаев госпитализации, по утвержденным нормативам - 0,005990 случаев госпитализации;
на 2019 год в рамках территориальной программы OMC по расчетным и утвержденным нормативам - 0,17233 случаев госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,039 койко-дней на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,0180 случаев госпитализации, по утвержденным нормативам - 0,006020 случаев госпитализации;
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на:
на 2017 год на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,0920 койко-дней, по утвержденным нормативам - 0,01027 случая койко-дней;
на 2018 год на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,0920 койко-дней, по утвержденным нормативам - 0,0103 случая койко-дней;
на 2019 год на 1 жителя по расчетным нормативам - 0,0920 койко-дней, по утвержденным нормативам - 0,01037 случая койко-дней.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в рамках Территориальной программы составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости составляют:
на 2017 год - 1819,5 рубля;
на 2018 год - 2072,0 рубля;
на 2019 год - 2150,7 рубля;
на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями):
на 2017 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 403,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 376,2 рубля;
на 2018 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 403,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 437,7 рубля;
на 2019 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 403,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 457,0 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями):
на 2017 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 1171,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 1054,0 рубля;
на 2018 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 1171,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 1226,3 рубля;
на 2019 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 1171,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 1278,6 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования:
на 2017 год по расчетной и утвержденной стоимости - 481,6 рубля;
на 2018 год по расчетной и утвержденной стоимости - 560,3 рубля;
на 2018 год по расчетной и утвержденной стоимости - 585,5 рубля;
на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров:
на 2017 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 11957,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 11919,1 рубля;
на 2018 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 11957,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 13640,7 рубля;
на 2019 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 11957,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 14372,2 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:
на 2017 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 69276,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 24273,7 рубля;
на 2018 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 69276,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 28767,4 рубля;
на 2019 год за счет средств соответствующих бюджетов по расчетной и утвержденной стоимости - 69276,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования по расчетной и утвержденной стоимости - 30550,7 рубля;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования:
на 2017 год по расчетной и утвержденной стоимости - 1654,0 рубля;
на 2018 год по расчетной и утвержденной стоимости - 1938,4 рубля;
на 2019 год по расчетной и утвержденной стоимости - 2038,5 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов:
на 2017 год по расчетной и утвержденной стоимости - 1856,5 рубля;
на 2018 год по расчетной и утвержденной стоимости - 1856,5 рубля;
на 2019 год по расчетной и утвержденной стоимости - 1856,5 рубля;
За счет бюджетных ассигнований бюджета Чеченской Республики могут быть установлены нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой за счет средств бюджета, включая медицинскую эвакуацию.
Утвержденная стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по источникам ее финансового обеспечения в 2017 г. составляет - 14 959,1 млн. рублей;
в 2018 г. - 17 348,4 млн. рублей; в 2019 год - 18 403,7 млн. рублей;
(в том числе затраты на АУЛ Территориального фонда OMC - в 2017 г. 180 385,7 тыс. руб. в 2018 год - 178 463,7 тыс. руб. в 2019 год - 180 572,2 тыс. руб.).
Утвержденные расходы медицинской помощи в рамках территориальной программы OMC составляют в 2017 г. - 12 005,7 млн. рублей; в 2018 год - 14 344,8 млн. рублей; в 2019 год - 15 329,8 млн. рублей;
Утвержденные расходы средств бюджета Чеченской Республики в рамках Территориальной программы составляют в 2017 г. - 2 953,4 млн. рублей; в 2018 г. - 3 003,5 млн. рублей; в 2019 г. - 3 073,9 млн. рублей;
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой, составляют (в расчете на 1 жителя) в 2017 году - 10 857,5 рублей, в 2018 году - 12 355,4 рубля, в 2019 году - 12 904,1 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на 1 застрахованное лицо - в 2017 году - 8 764,3 рубля, в 2018 году - 10 251,8 рублей, в 2019 году - 10 790,0 рублей.
Для дальнейшей работы по проведению оптимизации сети медицинских организаций и обеспечению доступности качественной медицинской помощи населению республики в рамках реализации мероприятий "дорожной карты" будут осуществляться следующие структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи:
дальнейшее укрепление материально-технической базы и повышение кадрового потенциала межрайонных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи;
формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
совершенствование системы оказания медицинской помощи сельскому населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;
развитие выездных методов работы;
повышение качества работы подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения, помимо структурных изменений в первичном звене, планируется совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет направлено на сохранение и развитие фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, с организацией дневных стационаров. Расширение выездной работы в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы.
Начиная с 2003 года, в сельских районах республики построены 70 фельдшерско-акушерских пунктов, 25 врачебных амбулаторий, 1 участковая больница, в шести муниципальных районах построены дополнительные корпуса центральных районных больниц. Однако в связи с тем, что на протяжении последних 15 лет население Чеченской Республики увеличивается (естественный прирост за 2015 год составил 20 промилле), планируется реорганизовать и открыть дополнительно 43 фельдшерских пункта, 37 фельдшерско-акушерских пунктов, 13 врачебных амбулаторий.
Структурные преобразования системы оказания специализированной медицинской помощи в Чеченской Республике включают следующие мероприятия:
на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных;
обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;
оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создание многопрофильных медицинских центров;
обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
В соответствии с показателями обеспеченности населения коечной сетью для лечения больных с социально-значимыми заболеваниями и восстановительным лечением планируется увеличить количество круглосуточных коек до 2018 года по профилям:
"реабилитация" - до 235 коек;
"наркология" - до 50;
"психиатрия" - на 120;
"фтизиатрия" в Республиканском противотуберкулезном диспансере с 300 до 445 коек.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 309, государственной программы Чеченской Республики "Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 348, в 2016 году введены в строй ГБУ "Родильный дом", ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш.Ш. Эпендиева", также в 2018 году планируется ввод в строй участковой больницы в с. Зандак Ножай-Юртовского района на 25 коек и 100 посещений, детской поликлиники по ул. Слободская в г. Грозном. В 2019 году планируется ввод в строй ГБУ "Городская больница N 1 г. Грозного", участковой больницы в с. Беной Ножай-Юртовского района на 25 коек и 100 посещений. В 2020 году планируется ввод в строй ГБУ "Городская больница N 4 г. Грозного".
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается:
совершенствование службы родовспоможения путем дальнейшего формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе маршрутизации беременных;
дальнейшее улучшение качества оказываемой медицинской помощи выездными мобильными бригадами в отдаленных населенных пунктах, а также улучшение качества проводимых акушерками подворовых обходов;
развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров, с учетом потребностей в конкретных видах медицинской помощи;
развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения;
развитие выездных мобильных форм работы по диспансеризации беременных женщин.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2015 года N 252 "Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казённых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Чеченской Республики" (далее - постановление Правительства ЧР N 252) утверждена новая система оплаты труда.
На 1 октября 2016 года, по прогнозным данным Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики, среднемесячная начисленная заработная плата наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года N 973 "О совершенствовании статистического учёта в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" составляет 18067,0 рублей.
В связи с этим, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, представленные за девять месяцев 2016 года целевые показатели в сфере здравоохранения (включая медицинских работников, занятых в учреждениях здравоохранения, в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания и учреждений культуры) из расчета средней заработной платы по республике в сумме составили:
врачи - 33391,2 рублей (план - 33386,6 рублей) - 184,8% (план - 159,6%);
средний медперсонал - 18575,0 рубля (план 18545,9 рублей) - 102,8%) (план-86,3%));
младший медперсонал - 12654,6 рублей (план 12737,3 рублей) - 70,0% (план - 70,5%)).
Расчет потребности финансовых средств на повышение оплаты труда отдельных категорий медицинских работников до 2018 го да, рассчитанный с учётом использования показателя "среднемесячный доход от трудовой деятельности" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года N 973 "О совершенствовании статистического учёта в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)", приведен в приложении к распоряжению.
Формирование независимой системы оценки качества работы медицинских организаций Министерством здравоохранения Чеченской Республики в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 10 июля 2015 года N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы медицинских организаций Чеченской Республики" и приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 6 февраля 2015 года N 23 "О создании Общественного совета при Министерстве здравоохранения Чеченской Республики" и Общественным советом определена организация-оператор - Автономная некоммерческая организация "Гражданская платформа Чечни", которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями в 2017 году на основании договора N 1 от 14.04.2017 г. о безвозмездном оказании услуги. Информация об операторе размещена и опубликована на официальном сайте bus.gov.ru.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" на официальном сайте Министерства здравоохранения Чеченской Республики размещена вся необходимая информация о работе Общественного совета.
Министерством здравоохранения Чеченской Республики также ведется работа по усилению мотивации труда медицинских работников, повышению их заинтересованности в конечном результате своего труда, усилению прозрачности и унификации принципов систем оплаты труда, повышению уровня и качества оказания медицинской помощи на всех этапах лечебно-диагностического процесса, включая профилактику и предупреждение заболеваемости. Министерством здравоохранения Чеченской Республики издан приказ от 19 сентября 2013 года N 220 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности медицинских работников и учреждений здравоохранения" (далее - Приказ N 220). Для анализа эффективности использования вышеуказанной рекомендации Министерством здравоохранения Чеченской Республики проводится ежеквартальный мониторинг полученных данных. С целью более эффективного контроля качества медицинской помощи Министерством здравоохранения Чеченской Республики с 1 апреля 2014 года введен в штатное расписание Министерства отдел ведомственного контроля качества медицинской деятельности и внедрения стандартов (далее - отдел). Отделом начата работа по подготовке материалов для разработки нормативных документов системы оценки эффективности медицинских работников. В приказы Министерства здравоохранения Чеченской Республики внесены различные показатели, рекомендуемые для проведения мониторинга качества медицинской помощи в медицинских организациях.
Ожидаемые результаты:
повышение качества оказания медицинских услуг в медицинских организациях;
увеличение индивидуальной и коллективной эффективности работы медицинских работников;
возможность количественно оценивать результаты наблюдения за деятельностью медицинских работников, интерпретировать эти результаты в целях выработки соответствующих решений;
постоянное улучшение работы медицинских работников.
В целях повышения эффективности работы административно-управленческого персонала, в соответствии с Приказом N 220, с руководителями всех медицинских учреждений заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Проводятся мероприятия по организации и проведению контроля за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). Издано постановление Правительства Чеченской Республики от 2 апреля 2013 года N 79 "О представлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения Чеченской Республики, а также руководителем государственного учреждения Чеченской Республики сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, супруга) и несовершеннолетних детей".
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 16 мая 2013 года N 146 "О порядке представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения Чеченской Республики, а также руководителем государственного учреждения Чеченской Республики сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", все руководители учреждений здравоохранения (100%) подали декларацию о доходах и разместили в сети Интернет - 100%.
Мероприятия по установлению предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей государственных (муниципальных) учреждений и средней заработной платы работников учреждений реализуются в соответствии с постановлением Правительства ЧР N 252.
Актуализация требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), (должностных инструкций, регламентов), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников медицинских организаций осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 30 декабря 2013 года N 317 "О дополнительном профессиональном образовании медицинских работников", утвержден план-график повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников медицинских учреждений на 2014 - 2016 годы. За 2016 год прошли обучение 475 человек на сертификационных циклах, первичную переподготовку - 20 человек.
Мероприятия, направленные на введение "эффективного контракта": издан приказ Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 10 октября 2011 года N 76 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, включающих повышение квалификации и переподготовку работников медицинских организаций". По программе "Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения" за 2016 год было обучено 12 руководителей медицинских организаций.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" с 2013 года Министерством здравоохранения Чеченской Республики проводится аттестация средних медработников и специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
За 2016 год аттестационной комиссией Министерства здравоохранения Чеченской Республики аттестовано 253 врача.
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в Чеченской Республике
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процентов |
6,4 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
2 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
|
30,6 |
36,5 |
36,7 |
36,8 |
37,0 |
3 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
|
2,1 |
2,4 |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
4 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
|
5,1 |
7,8 |
7,0 |
8,5 |
9,0 |
5 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процентов |
55,8 |
49,0 |
49,0 |
49,0 |
48,8 |
6 |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучающихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации |
|
70,0 |
80,0 |
100 |
86,0 |
90,0 |
7 |
Доля аккредитованных специалистов |
|
- |
- |
- |
20 |
40 |
8 |
Обеспеченность населения (на 10 тысяч человек) врачами |
единиц |
23,4 |
23,8 |
26,9 |
24,2 |
25,1 |
9 |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
процентов |
1/2,9 |
1/3 |
1/2,6 |
1/3 |
1/3 |
10 |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) и среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) с 2015 года. |
процентов |
130,7 |
137,0 |
184,8 |
182,8 |
200,0 |
11 |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) с 2015 года. |
процентов |
76,2 |
79,3 |
102,7 |
101,5 |
100 |
12 |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) с 2015 года. |
|
51 |
52,4 |
70,5 |
80,0 |
100 |
13 |
Число дней работы койки в году |
дней |
320 |
331 |
330,6 |
332 |
333 |
14 |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
10,8 |
10,8 |
10,5 |
10,8 |
10,8 |
15 |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процент |
55,5 |
56,3 |
53,4 |
57,5 |
58,0 |
16 |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
15,3 |
15,1 |
20,4 |
14,6 |
14,3 |
17 |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процент |
76 |
78 |
79,6 |
81 |
82 |
18 |
Число коек круглосуточных стационаров |
абс. число |
9650 |
8710 |
8535 |
7795 |
7795 |
19 |
Число коек дневных стационаров |
абс. число |
1016 |
1601 |
1731 |
1780 |
1800 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
в амбулаторных учреждениях |
абс. число |
156 |
165 |
260 |
260 |
280 |
|
в поликлинических учреждениях |
абс. число |
295 |
641 |
651 |
660 |
700 |
20 |
Доля заключенных дополнительных соглашений (трудовых договоров) с руководителями учреждений здравоохранения в соответствии с типовой формой от общего количества учреждений здравоохранения |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
21 |
Доля руководителей учреждений здравоохранения, подавших декларацию о доходах |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
22 |
Доля руководителей учреждений здравоохранения, разместивших декларацию о доходах в сети Интернет |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
23 |
Доля работников государственных медицинских учреждений, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации |
процент |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Основные показатели здоровья населения | |||||||
24 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
74,3 |
75,9 |
73,4 |
77,1 |
77,7 |
25 |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
5,3 |
5,2 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
26 |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
15,0 |
13,0 |
10,2 |
10,2 |
9,5 |
27 |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
25 |
20 |
33,1 |
30,0 |
25,0 |
28 |
Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет |
на 100 тыс. населения соответствующего возраста |
148,2 |
147,3 |
91,4 |
91,0 |
91,0 |
29 |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
272,3 |
272,0 |
263,8 |
271,5 |
271,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
3,0 |
3,0 |
6,3 |
2,5 |
2,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
-"- |
81,7 |
81,5 |
83,4 |
81,0 |
80,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Смертность от туберкулеза |
-"- |
10,0 |
9,8 |
2,7 |
9,5 |
9,2 |
33 |
Количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез (на 100 тыс. населения) |
-"- |
36,4 |
36,0 |
26,6 |
35,8 |
35,5 |
2. Раздел II "План мероприятий"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Формирование эффективной структуры здравоохранения Чеченской Республики | ||||
1 |
Приведение трудовых договоров руководителей медицинских учреждений в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем государственного (муниципального) учреждения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 г. "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения"). |
постоянно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Улучшение организации труда, эффективность работы медицинских учреждений. Заключение 100% дополнительных соглашений (трудовых договоров) с руководителями государственных учреждений. |
2 |
Организация и проведение контроля за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, включая представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 16.05.2013 г. N 146 "О порядке представления лицом, поступающим па работу па должность руководителя государственного учреждения Чеченской Республики, а также руководителем государственного учреждения Чеченской Республики сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". |
постоянно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Улучшение организации труда, информированности медицинских работников и населения. Размещение в системе интернет 100% сведений о доходах руководителей государственных учреждений. |
3 |
Проведение в трудовых коллективах, администрациями учреждений здравоохранения разъяснительной работы но вопросам повышения оплаты труда работников и перехода на "эффективный контракт". Разработка и реализация планов информационно-разъяснительной работы по реализации региональных "дорожных карт", включая меры но повышению оплаты труда, с привлечением широкой общественности и профсоюзов, в том числе проведение конференций, семинаров, встреч, собраний в трудовых коллективах. |
постоянно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Повышение информативности медицинских работников. Улучшение качества организации медицинской помощи. |
4 |
Анализ обращений работников, учреждений, ответы на вопросы, в том числе в средствах массовой информации и на сайтах; обсуждение хода реализации региональной "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии. |
постоянно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Оперативное принятие организационных мер но улучшению медицинской помощи. |
5 |
Мероприятия по оптимизации структуры сети и штатной численности организаций здравоохранения - динамика сокращения численности работников, занятых в системе здравоохранения. |
2014 - 2018 гг. |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Приведение в соответствие нормативов обеспечения койками и врачами и обеспечение объемов оказания медицинской помощи. |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Чеченской Республики | ||||
6 |
Установление предельной кратности соотношения средней заработной платы руководителей государственных учреждений и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год (по уровням оказания медицинской помощи) 1 - уровень до 3; 2 уровень до 4, 5; 3 уровень до 6 (постановление Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2015 года N 252 "Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казённых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Чеченской Республики"). |
постоянно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Определение порядка оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Чеченской Республики. Поддержание установленного уровня соотношения заработной платы руководителей и работников государственных учреждений. |
7 |
Обеспечение дифференциации оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений здравоохранения - не более 40%. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала. Поддержание установленной доли оплаты труда работников управленческого и вспомогательного персонала. |
8 |
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников медицинских учреждений (приказ Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 30.12.2013 г. N 317 "О дополнительном профессиональном образовании медицинских работников"). |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Обеспечение своевременной переподготовки и повышения квалификации медицинских работников в соответствии с нормативными требованиями. |
9 |
Аттестация специалистов с последующим их переводом на "эффективный контракт". |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Переход на эффективный контракт интенсификация труда. |
10 |
Расчет потребности и учет при формировании бюджета Чеченской Республики расходов на повышение заработной платы государственных (муниципальных) работников в соответствии с планами-графиками реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в части повышения оплаты труда работникам государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Методикой оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах но реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений (см. письмо Минтруда России от 7 марта 2014 г. N 12-0/10/П-1077). |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Достижение уровня заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". |
11 |
Внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 19.09.2013 г. N 220 "Об утверждении методических рекомендаций но разработке показателей эффективности медицинских работников и учреждений здравоохранения". |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Повышение качества оказываемых медицинских услуг. |
12 |
Обеспечение оценки уровня соответствия медицинских работников занимаемой должности или выполняемой работе (аттестации) и соответствия, выполняемых работниками трудовых функций трудовым функциям, указанным в трудовых договорах (должностных инструкциях), а также соответствия медицинских работников квалификационным требованиям, предъявляемым к медицинским работникам. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Проведение оценки будет способствовать переводу работников на эффективный контракт |
13 |
Корректировка динамики повышения заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений в сфере здравоохранения (соотношение заработной платы работников в сфере здравоохранения к средней заработной плате в регионе) с учетом достигнутого в 2015 году уровня и необходимости достижения конечных целевых показателей в 2017 году |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики, ТФОМС |
Приведение заработной платы в соответствие с целевыми показателями согласно указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". |
14 |
Внедрение нормативно-подушевого финансирования. |
2015 - 2018 гг. |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики, ТФОМС |
Повышение доступности и качества медицинской помощи. |
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Чеченской Республике | ||||
15 |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Чеченской Республики в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Чеченской Республики до 2020 года. |
2013 - 2018 гг. |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Чеченской Республики, направленное на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной государственной программой "Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2014-2020 годы". |
16 |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций но достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Чеченской Республики. |
17 |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Чеченской Республики". |
18 |
Аккредитация медицинских работников. |
с 2017 г. |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам. |
19 |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышение качества работы медицинских организаций. |
20 |
Обеспечение координации работы но реализации в регионе независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Принятие нормативно правового акта об уполномоченном органе по проведению независимой оценки. |
21 |
С участием общественных организаций, профессиональных сообществ, независимых экспертов формирование в субъектах Российской Федерации общественных советов по проведению независимой оценки качества работы организаций и составлению рейтингов. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Приказ о создании общественного совета, утверждение его состава и положения. |
22 |
Обеспечение организационно-технического сопровождения их деятельности. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Приказ о создании общественного совета, утверждение его состава и положения. |
23 |
Активизация участия социально ориентированных некоммерческих организаций в проведении независимой оценки. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Выделение финансовой поддержки социально ориентированным ПКО. |
24 |
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности всех организаций социальной сферы. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Создание официальных сайтов во всех организациях социальной сферы, размещение организациями информации о своей деятельности на официальном сайте www. bus.gov.ru |
25 |
Проведение мониторинга работы медицинских организаций, формирование независимой оценки качества их работы, составление рейтинга их деятельности в соответствии с принятыми нормативными и методическими документами. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Публикация рейтингов деятельности, разработка и утверждение планов по улучшению качества работы медицинских организаций (для каждой организации). |
26 |
Проведение информационной кампании в средствах массовой информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о функционировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Повышение информированности потребителей услуг и общественности о проведении независимой оценке и качестве работы организаций, оказывающих социальные услуги. |
27 |
Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в Чеченской Республике. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Чеченской Республики |
Отчет о реализации независимой системы в Министерство здравоохранения РФ и копию в Минтруд России, заполнение формы отчетности в информационно-аналитической системе "Мониторинг программы поэтапного совершенствования оплаты труда..." в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 года N 234а (приложение N 2 раздел 3). |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Чеченской Республики от 28 апреля 2017 г. N 117-рг "О внесении изменений в распоряжение Главы Чеченской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.