Решением Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 27.11.2024 N 273 с 1 января 2025 года введен туристический налог.
Распространяется ли это решение на санаторий, расположенный в поселке городского типа Васильево Зеленодольского района?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация, осуществляющая санаторно-курортное лечение, признается плательщиком туристического налога с 1 января 2025 года. При этом налог будет уплачиваться ею в минимальном размере: не более 100 рублей за сутки проживания.
Обоснование вывода:
С 1 января 2025 года на территории РФ предусматривается взимание туристического налога (Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ). Он относится к местным налогам и сборам, установленным НК РФ (п. 4 ст. 15 НК РФ) и вводится нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА представительного органа федеральной территории "Сириус") (п. 1 ст. 418.1 НК РФ)).
Решением Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 27.11.2024 N 273 "О введении туристического налога в муниципальном образовании "поселок городского типа Васильево" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Решение N 273) на территории муниципального образования "поселок городского типа Васильево" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с 1 января 2025 года вводится туристический налог.
В соответствии со ст. 418.2 НК РФ (здесь и далее в редакции, действующей с 2025 года) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 418.3 НК РФ.
В свою очередь, на основании п. 1 ст. 418.3 НК РФ объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения:
- принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании;
- расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус");
- включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).
Средство размещения - это имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 1 Закона N 132-ФЗ.
Соответственно, в общем случае плательщиком туристического налога организация будет являться, только если имеющиеся у нее средства размещения включены в специальный реестр. Если в реестр объект не включен, налог не взимается.
Однако для организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение, установлены специальные правила. Так, в силу п. 2 ст. 418.3 НК РФ средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения, указанный в п. 1 ст. 418.3 НК РФ.
Иными словами, санаторно-курортные организации считаются априори включенными в реестр средств размещения и, как следствие, признаются плательщиками туристического налога с 2025 года.
С учетом сказанного, считаем, что если в рассматриваемом случае организация фактически оказывает услуги по санаторно-курортному лечению, то с 1 января 2025 года она будет являться плательщиком туристического налога.
Ставка налога в 2025 году для нее составляет один процент от налоговой базы (п. 2 Решения N 273).
Отметим, что туристический налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу (п. 1 ст. 418.7 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения (его части) без учета сумм налога и НДС (п. 1 ст. 418.4 НК РФ).
При этом положениями ст. 418.7 НК РФ предусмотрен так называемый минимальный налог, который определяется как произведение 100 рублей и количества суток проживания.
Говоря простым языком, в общем случае туристический налог определяется по формуле: стоимость услуг по проживанию х ставку налога, и должен быть не ниже минимальной величины (100 рублей х на количество суток проживания).
Из п. 1 ст. 418.7 НК РФ следует, что налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, уплачивают туристический налог в размере минимального налога, то есть не более 100 рублей в сутки.
Например, человек проживал в санатории пять дней. Стоимость проживания составляет 3000 рублей в сутки.
Туристический налог: 3000 рублей х 5 суток х 1% = 150 рублей.
Минимальная сумма туристического налога: 100 рублей х 5 суток = 500 руб.
Таким образом, туристический налог санаторий заплатит в размере 500 рублей, а не 150 рублей.
Начиная с 2029 года туристический налог на территории муниципального образования "поселок городского типа Васильево" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан будет исчисляться по ставке в размере пяти процентов (п. 2 Решения N 273), тогда:
Туристический налог: 3000 рублей х 5 суток х 5% = 750 рублей.
Минимальная сумма туристического налога: 100 рублей х 5 суток = 500 руб.
Туристический налог санаторий заплатит в размере 500 рублей, а не 750 рублей.
При этом минимальный налог не исчисляется в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых при наличии медицинских показаний, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (п. 1 ст. 418.7 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
2 декабря 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"