Указ Губернатора Ульяновской области
от 18 июня 2018 г. N 56
"Об утверждении Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы"
Руководствуясь Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждёнными Президентом Российской Федерации 28.04.2011 N Пр-1168, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы.
2. Настоящий указ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Губернатор области |
С.И. Морозов |
Утверждена
указом Губернатора Ульяновской области
от 18 июня 2018 г. N 56
Программа
развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы
1. Общие положения
Программа развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённых Президентом Российской Федерации 28.04.2011 N Пр-1168.
Программа определяет цель и задачи деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, а равно систему мероприятий, направленных на достижение цели и решение задач этой деятельности.
Программа реализуется государственными органами Ульяновской области во взаимодействии с федеральными государственными органами и их территориальными органами, профессиональными юридическими сообществами и общественными объединениями юристов, образовательными и иными организациями, а также с представителями гражданского общества.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения уровня правовой грамотности и формирования позитивного типа правосознания и поведения граждан.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
формирование у граждан целостной системы правовых знаний как основы правовой грамотности и правосознания;
повышение у граждан интереса к правовой сфере жизни государства и общества, в том числе с раннего детства;
формирование у граждан законопослушания как преобладающей модели социального поведения;
создание условий для преодоления правового нигилизма в обществе;
широкое информационное освещение правовой проблематики и пропаганда ценностей права, популяризация правовых идей в средствах массовой информации и иных вопросов, формирующих правовую грамотность и правосознание граждан;
обеспечение доступности и понятности государственных услуг, предоставляемых гражданам, а также доступности законных средств защиты прав граждан.
3. Современное состояние и проблемы правовой грамотности и правосознания граждан
В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой грамотности и правосознания, правовой нигилизм граждан являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
Успешное решение экономических, социальных и политических задач невозможно без повышения уровня правовой грамотности общества в целом, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, пропаганды и разъяснения необходимости исполнения гражданами своих обязанностей и соблюдения прав.
Поэтому в Ульяновской области развитие правовой грамотности и правосознания граждан является важным направлением деятельности государственных органов Ульяновской области. В целях комплексного достижения поставленных задач реализация мероприятий в сфере повышения уровня правовой грамотности и правосознания граждан осуществлялась на основе программного метода. Так, в разные годы реализованы Программа повышения уровня правовой культуры населения Ульяновской области на 2007 год, Программа повышения уровня правовой культуры населения Ульяновской области в 2007-2011 годах, Комплексная программа развития правовой грамотности и правосознания граждан в Ульяновской области на 2012-2014 годы, Комплексная программа развития правовой грамотности и правосознания граждан в Ульяновской области на 2015-2017 годы, а также проведён эксперимент по реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Ульяновской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 22.05.2015 N 240-р.
Значительное число мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан, осуществляется Правительством Ульяновской области при участии Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" (далее - Региональное отделение), областного государственного казённого учреждения "Государственное юридическое бюро Ульяновской области" (далее - ОГКУ "Госюрбюро").
Организовано консультирование граждан по правовым вопросам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (раздел "Вопрос юристу" на сайте Регионального отделения "Право73.рф", раздел "Вопросы и ответы" на сайте ОГКУ "Госюрбюро", а также соответствующие разделы на сайтах государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Систематически публикуются (выходят в эфир) в средствах массовой информации материалы (передачи) о наиболее актуальных и интересных событиях в правовой сфере, в том числе об изменениях в законодательстве Российской Федерации и Ульяновской области.
Осуществляется комплекс мероприятий, связанных с выпуском и распространением среди населения Ульяновской области информационно-справочных материалов (памяток, брошюр, листовок и др.) по наиболее актуальным и проблемным вопросам, касающимся реализации и защиты прав граждан, в том числе в сфере охраны здоровья, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, противодействия коррупции, трудовых отношений, пенсионного обеспечения, бесплатной юридической помощи и других сферах. Так, за период с 2007 по 2017 год среди населения Ульяновской области распространены следующие информационно-справочные материалы: "Памятка по вопросам защиты здоровья граждан от воздействия табака", "Права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства", "Всё, что нужно знать о банкротстве граждан", "Информационная безопасность в сети "Интернет", "Защита трудовых прав", "Коррупция: формы и методы борьбы с её проявлениями", "Меры социальной поддержки населения Ульяновской области", "Права и обязанности участников образовательного процесса", "Права многодетных семей", "Права детей-инвалидов", "Льготы семьям с детьми-инвалидами", "Льготы детям-сиротам" и другие. Перечисленные информационно-справочные материалы распространяются в зданиях и помещениях образовательных организаций, областных государственных медицинских организаций, организаций социального обслуживания, областного государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области", пунктах оказания бесплатной юридической помощи.
С 2009 года в Ульяновской области по инициативе Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области при поддержке Правительства Ульяновской области и Регионального отделения проводится массово-просветительская акция - Декада правового просвещения. Ежегодно в рамках этой акции на территориях муниципальных образований Ульяновской области проводятся более 100 мероприятий правового характера, направленных на повышение уровня правовой грамотности граждан.
На территориях муниципальных образований Ульяновской области также успешно реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан. Особую значимость имеет Муниципальный правовой форум, проводимый ежегодно с 2009 года Правительством Ульяновской области совместно с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Ульяновской области" при поддержке Регионального отделения. Проведение Муниципального правового форума способствует повышению уровня профессиональных знаний и навыков работников органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ассоциацией "Совет муниципальных образований Ульяновской области" систематически осуществляются выездные обучающие семинары по актуальным вопросам применения норм законодательства. Обучение нацелено на повышение уровня правовой грамотности работников органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области с целью подготовки кадров, способных удовлетворить потребности граждан в правовой помощи на местном уровне.
В Ульяновской области проводятся Дни юстиции, представляющие собой выезды в муниципальные образования Ульяновской области, организуемые Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области при участии Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской области, Нотариальной палаты Ульяновской области, Адвокатской палаты Ульяновской области, ОГКУ "Госюрбюро", Регионального отделения и других. В рамках таких выездов осуществляется правовое консультирование граждан по интересующим их вопросам.
Значительное число мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан, проводится в рамках реализации Закона Ульяновской области от 03.10.2012 N 131-ЗО "О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области". С 2014 года в Ульяновской области функционирует единая "горячая" телефонная линия по вопросам оказания бесплатной юридической помощи (8 800 100 13 84), целями создания которой являются правовое информирование и правовое просвещение населения. В Ульяновской области реализуется уникальный проект по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - функционирование сайта "бесплатнаяюрпомощь.рф". С помощью указанного сайта граждане могут получать бесплатную онлайн-консультацию юристов по всем интересующим их вопросам и ознакомиться с последними изменениями законодательства Российской Федерации и Ульяновской области.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) осуществляется комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности потребителей и формирование у них потребительской культуры. Консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области совместно с федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках функционирования "горячей" телефонной линии и Общественной приёмной Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, а также в рамках Единых дней профилактики правонарушений на территории Ульяновской области.
Ежегодно Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей проводится значительное число мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности потребителей: в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области размещаются тематические информационные материалы, в средствах массовой информации публикуются (выходят в эфир) материалы (передачи), в общеобразовательных организациях проводятся мероприятия и др.
В Ульяновской области имеется положительный опыт деятельности, связанной с развитием правовой грамотности и правосознания подрастающего поколения.
В 2011 году при поддержке Правительства Ульяновской области и Регионального отделения учреждена Молодёжная правовая академия, которая функционирует на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодёжи" на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности и является примером не только правого воспитания, но и предпрофессиональной правовой подготовки молодёжи. В Молодёжной правовой академии бесплатно обучаются учащиеся 8-11-х классов общеобразовательных организаций. Занятия проводятся педагогическими работниками федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский государственный университет", прокурорскими работниками и работниками судов, нотариусами, адвокатами. Всего за время существования Молодёжной правовой академии обучение в ней прошли более 1000 человек.
С 2011 года ежегодно в Ульяновской области проводится Международный летний молодёжный юридический форум "ЮрВолга" (далее - Форум), в котором принимают участие студенты и молодые юристы из разных субъектов Российской Федерации и иностранных государств. В 2017 году в Форуме приняли участие более 450 человек. Основной задачей Форума является правовое просвещение молодёжи и получение участниками дополнительных правовых знаний и профессиональных навыков. Благодаря Форуму молодёжь получает возможность напрямую пообщаться с корифеями юридической науки и практики. Учебная программа Форума включает в себя множество интересных мероприятий в сфере юриспруденции.
С 2013 года ежегодно Уполномоченным по правам ребёнка в Ульяновской области проводится профилактическая акция "Поезд права", в рамках которой реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня правовой грамотности обучающихся образовательных организаций, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогических работников указанных организаций, детей, проходящих лечение в областных государственных медицинских организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления.
В 2014 году Общероссийская общественная организация "Ассоциация юристов России" выбрала Ульяновскую область в качестве центра по реализации в Приволжском федеральном округе проекта "Школа права", одним из направлений которого является правовое просвещение граждан. В рамках проекта "Школа права" ежемесячно проводятся лекции по правовым вопросам в образовательных организациях высшего образования, открытые уроки права в общеобразовательных организациях и Молодёжной правовой академии, лекции-семинары в организациях социального обслуживания, Единые дни оказания бесплатной юридической помощи и другие мероприятия.
По инициативе Регионального отделения в государственной органах для студентов, обучающихся на юридических факультетах образовательных организаций высшего образования, проводятся дни открытых дверей. Так, в 2017 году дни открытых дверей проведены в прокуратуре Ульяновской области и Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области. Указанные мероприятия организованы в целях профессиональной ориентации и формирования у молодёжи целостной системы правовых знаний как основы правовой грамотности и правосознания, а также знакомства с организацией внутренней деятельности указанных ведомств.
В целях повышения уровня правовой грамотности и правосознания студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, проводятся тематические "круглые столы", научно-практические конференции, конкурсы, дебаты, интерактивные занятия, турниры, создаются кружки права. На территории Ульяновской области реализуется проект "Азбука права", в рамках которого для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования проводятся лекции-беседы, посвящённые актуальным вопросам в сфере права.
Ежегодно Избирательной комиссией Ульяновской области реализуются мероприятия по обучению и повышению уровня правовой культуры молодых и будущих избирателей: так, в 2017 году проведены областной конкурс среди студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса, областной конкурс среди педагогических работников образовательных организаций на лучшую работу по теме "День избирательного права", областной конкурс детского рисунка "Мы - будущие избиратели", олимпиады среди обучающихся образовательных организаций по актуальным вопросам избирательного права и процесса, Декада молодого избирателя и иные мероприятия по актуальным вопросам избирательного права и процесса, в которых приняли участие 11000 человек.
С целью формирования у граждан интереса к правовой сфере жизни общества с раннего детства в Ульяновской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности детей дошкольного и школьного возраста. При проведении мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности детей, важное значение придаётся семейно-правовому аспекту. Также одним из требований к проведению данных мероприятий является активная, творческая форма проведения занятий, направленная на получение правовых знаний и применение их в конкретных жизненных ситуациях.
Советом молодых юристов Регионального отделения реализован проект "Право детям", в рамках которого издана информационно-правовая брошюра, излагающая в стихотворной форме основные права ребёнка, проведены "правовые спектакли", демонстрирующие юным зрителям сценки с участием сказочных персонажей и объясняющие содержание прав человека.
Начиная с 2016 года Советом молодых юристов Регионального отделения совместно с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области ежегодно проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (проведение акций "Засветись! Стань заметней на дороге!" и "Безопасное лето", областного слёта отрядов юных инспекторов движения, распространение книжки-раскраски для детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения и другие мероприятия).
Ежегодно в Ульяновской области проводятся Дни правовой помощи детям, в ходе которых осуществляется приём граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, членов приёмных семей, многодетных семей, одиноких родителей, воспитывающих ребёнка, лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и других категорий граждан. Государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области (далее - государственно-правовое управление) и ОГКУ "Госюрбюро" осуществляются выезды в образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью консультирования их воспитанников по правовым вопросам.
В 2016 году Региональное отделение в целях мотивации граждан к изучению основ правоведения инициировало проведение I Всероссийского (правового) юридического диктанта (далее - диктант). Указанная инициатива была поддержана Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", и 09 декабря 2017 года единовременно во всех 85 субъектах Российской Федерации был проведён диктант, участниками которого стали около 55000 человек в возрасте от 14 лет. В Ульяновской области участие в написании диктанта приняли около 1000 человек. Диктант проводился с целью оценки уровня знания Конституции Российской Федерации, трудовых, гражданских и семейных прав. Основными задачами диктанта было получение объективной информации об уровне правовой грамотности граждан с учётом их возрастной и социальной структуры, мотивация различных слоёв населения к изучению права, привлечение внимания средств массовой информации и общества к вопросу повышения уровня правовой грамотности граждан.
Результаты диктанта свидетельствуют о том, что в целом уровень юридической грамотности граждан, принявших участие в диктанте, выше среднего. Доля правильных ответов в общем количестве ответов граждан, принявших участие в диктанте, составила 75 процентов. В сравнении с результатами, полученными в ходе эксперимента по реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Ульяновской области, проводимого в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 22.05.2015 N 240-р, итоги диктанта позволяют сделать вывод о положительных результатах осуществляемой в Ульяновской области деятельности, направленной на повышение уровня правовой грамотности граждан. Осуществление системы мероприятий в указанной сфере позволяет обеспечить рост уровня правовой грамотности и позитивные изменения в правовом поведении граждан.
Однако уровень правовых знаний части населения по-прежнему не соответствует современным требованиям к уровню правовой грамотности граждан в обществе, а необходимость повышения уровня правовой грамотности граждан требует продолжения осуществления систематической и скоординированной деятельности в указанной сфере.
4. Приоритетные целевые группы граждан, на которых распространяется действие Программы
Опыт деятельности Ульяновской области в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан позволяет выделить следующие приоритетные целевые группы граждан, наиболее нуждающихся в получении правовой помощи:
приоритетная целевая группа граждан, составляющих подрастающее поколение, - воспитанники и обучающиеся образовательных организаций;
приоритетная целевая группа граждан, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, малоимущие граждане;
приоритетная целевая группа граждан, испытывающих трудности в процессе реализации своих прав, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, лица, отбывшие наказание и имеющие судимость, беженцы.
Таким образом, Программа направлена на повышение уровня правовой грамотности и правосознания представителей различных целевых групп населения с учётом их возрастных, социальных, образовательных и других особенностей.
5. Система мероприятий Программы
Программой предусмотрена реализация следующих проектов, направленных на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан, представляющих собой совокупность мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, относящихся к приоритетным целевым группам, указанным в разделе 4 Программы:
реализация проекта "Школа права" (в отношении приоритетной целевой группы граждан, составляющих подрастающее поколение, - воспитанников и обучающихся образовательных организаций);
реализация проекта "Доброе дело" (в отношении приоритетной целевой группы граждан, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; малоимущих граждан);
реализация проекта "Без препятствий" (в отношении приоритетной целевой группы граждан, испытывающую трудности в процессе реализации своих прав, - граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц, отбывших наказание и имеющих судимость, беженцев).
Реализация мероприятий в сфере повышения уровня правовой грамотности и правосознания граждан, не относящихся к приоритетным целевым группам, указанным в разделе 4 Программы, а также реализация текущих мероприятий Программы осуществляется в соответствии с ежеквартальным планом мероприятий Программы, представляющим собой совокупность мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, взаимоувязанных по основным направлениям деятельности, исполнителям мероприятий и срокам их исполнения (далее - ежеквартальный План мероприятий).
Программой предусмотрена реализация проекта по созданию регионального центра правового просвещения, образования и воспитания на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский государственный университет". Основными задачами деятельности указанного центра станут оказание содействия в правовом образовании и воспитании отдельных категорий граждан, а также оказание им правовой помощи. Предполагается, что региональный центр правового просвещения, образования и воспитания станет активным участником Программы, а мероприятия в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые будут им организовываться, войдут в состав проектов "Право детям", "Доброе дело", "Без препятствий", а также в состав ежеквартального Плана мероприятий.
Система мероприятий Программы установлена приложением N 1 к Программе.
6. Механизм управления реализацией Программы
Для реализации проектов, указанных в разделе 5 Программы (далее - проекты), создаётся рабочая группа (проектный офис), в организационно-функциональную структуру которого входят:
руководитель проектного офиса - заместитель руководителя администрации Губернатора Ульяновской области - начальник государственно-правового управления;
администратор проектного офиса - государственный гражданский служащий (работник) государственно-правового управления;
куратор проекта - руководитель государственного органа Ульяновской области и (или) руководитель организации, определённые в качестве ответственных за реализацию проекта.
Руководитель проектного офиса:
принимает решения, связанные с подготовкой, реализацией и корректировкой проектов;
согласует кандидатуру для назначения администратора проектного офиса;
принимает решение о проведении заседаний проектного офиса и председательствует на них;
осуществляет иные функции, необходимые для принятия решений, связанных с подготовкой, реализацией и корректировкой проектов, в пределах своей компетенции.
Администратор проектного офиса осуществляет организационное, методическое и информационное сопровождение деятельности проектного офиса и функциональное партнёрство с кураторами проектов.
Куратор проекта:
обеспечивает непосредственную реализацию проекта;
готовит проект паспорта проекта и изменений в него;
готовит отчёт о реализации проекта и направляет его администратору проектного офиса.
На заседаниях проектного офиса:
утверждаются паспорта проектов и изменения в проекты, сроки начала реализации проектов;
определяются руководитель государственного органа Ульяновской области и (или) руководитель организации, ответственные за реализацию проекта;
утверждается система отчётности о реализации проектов, в том числе показатели результативности мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан, реализуемых в рамках проектов:
назначаются кураторы проектов;
рассматриваются отчёты о реализации проектов;
рассматриваются иные вопросы, необходимые для реализации проектов.
Организационное, методическое и информационное сопровождение реализации Программы в соответствии с ежеквартальным Планом мероприятий осуществляется государственно-правовым управлением, к функциям которого относятся:
обеспечение взаимодействия исполнителей мероприятий Программы;
определение наиболее эффективных форм и методов взаимодействия исполнителей мероприятий Программы;
утверждение ежеквартального Плана мероприятий и изменений в него;
разработка в установленном порядке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Программу;
направление ежеквартального Плана мероприятий исполнителям мероприятий Программы;
подготовка отчётов о реализации ежеквартального Плана мероприятий;
проведение оценки эффективности реализации Программы;
иные функции, необходимые для обеспечения взаимодействия исполнителей мероприятий Программы в пределах своей компетенции.
Исполнителями мероприятий Программы могут быть Правительство Ульяновской области, иные государственные органы Ульяновской области и подведомственные им организации, по согласованию - федеральные государственные органы и их территориальные органы, Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области, Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области, Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области, а также профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, в том числе Региональное отделение, Нотариальная палата Ульяновской области, Адвокатская палата Ульяновской области, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова" и иные организации, органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, граждане, заинтересованные в повышении уровня правовой грамотности населения и правосознания граждан.
Исполнители мероприятий Программы направляют в государственно-правовое управление:
предложения о внесении изменений в Программу;
предложения о включении мероприятий в ежеквартальный План мероприятий;
ежеквартальную информацию о результатах реализации мероприятий Программы, включённых в ежеквартальный План мероприятий.
7. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в течение 2018-2020 годов.
8. Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Программы, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным органам Ульяновской области в законе Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Программы, может осуществляться за счёт иных источников, в том числе за счёт спонсорских средств, предоставленных для организации и (или) проведения мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
9. Ожидаемые результаты Программы.
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить уровень правовой грамотности и правосознания граждан. В результате реализации Программы предполагается достичь следующих результатов:
увеличения доли правильных ответов в общем количестве ответов граждан на вопросы, содержащиеся в диктанте;
увеличения доли граждан, осведомлённых о системе оказания правовой помощи, в общем числе граждан, проживающих в Ульяновской области;
повышения уровня посещаемости гражданами сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определённого в качестве информационного ресурса Программы;
увеличения числа граждан, участвующих в написании диктанта;
увеличения числа выпущенных на территории Ульяновской области информационно-справочных материалов по наиболее актуальным и проблемным вопросам, касающимся реализации и защиты прав граждан;
увеличения числа опубликованных в периодических печатных изданиях материалов о наиболее актуальных и интересных событиях в правовой сфере, в том числе об изменениях в законодательстве Российской Федерации и Ульяновской области;
увеличения числа государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации, профессиональную переподготовку в области юриспруденции.
Оценка эффективности реализации Программы проводится по итогам каждого года реализации Программы. Положительным результатом реализации Программы считается достижение плановых значений показателей результативности Программы, установленных в приложении N 2 к Программе, или превышение фактических значений показателей результативности Программы над их плановыми значениями. Расчёт фактических значений показателей результативности Программы осуществляется на основании отчётов о реализации ежеквартального Плана мероприятий, отчётов о реализации проектов, а также на основании результатов социологических исследований, проводимых в установленном порядке.
Приложение N 1
к Программе
Система мероприятий
Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
1. Мероприятия, направленные на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан | ||
1.1. |
Реализация проекта "Школа права" |
В течение срока реализации Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы (далее - Программа) |
1.2. |
Реализация проекта "Доброе дело" |
|
1.3. |
Реализация проекта "Без препятствий" |
|
1.4. |
Мероприятия, направленные на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан, не относящихся к приоритетным целевым группам граждан |
В соответствии с ежеквартальным планом мероприятий Программы |
1.5. |
Консультирование граждан по правовым вопросам |
|
1.6. |
Проведение форумов, семинаров, лекций, акций, конференций, "круглых столов", конкурсов и иных подобных мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан |
|
1.7. |
Проведение дней открытых дверей в государственных органах |
|
1.8. |
Проведение дней открытых дверей в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области |
|
1.9. |
Публикация в средствах массовой информации материалов о наиболее актуальных и интересных событиях в правовой сфере, в том числе об изменениях законодательства Российской Федерации и Ульяновской области |
|
1.10. |
Выпуск информационно-справочных материалов по вопросам реализации и защиты прав граждан |
|
1.11. |
Проведение Декады правового просвещения в Ульяновской области |
|
1.12. |
Проведение Дней оказания бесплатной юридической помощи |
|
1.13. |
Проведение Всероссийского (правового) юридического диктанта |
|
2. Мероприятия, направленные на информационное освещение вопросов, формирующих правовую грамотность и правосознание граждан | ||
2.1. |
Информирование населения о начале и ходе реализации Программы |
В соответствии с ежеквартальным планом мероприятий Программы |
2.2. |
Выпуск информационно-справочных материалов по вопросам оказания правовой помощи гражданам |
|
3. Мероприятия, направленные на совершенствование законодательства Ульяновской области | ||
3.1. |
Выявление проблем в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и выработка предложений о внесении изменений в законодательство, необходимых для решения указанных проблем |
В соответствии с ежеквартальным планом мероприятий Программы |
3.2. |
Разработка правовых актов Ульяновской области в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан |
По мере необходимости |
4. Мероприятия организационного и методического характера | ||
4.1. |
Создание регионального центра правового просвещения, образования и воспитания на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский государственный университет" |
Октябрь 2018 года |
4.2. |
Поддержание сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определённого в качестве информационного ресурса Программы, в актуальном состоянии |
Постоянно |
4.3. |
Проведение совещаний по вопросам развития правовой грамотности и правосознания граждан с участием исполнителей Программы |
В соответствии с ежеквартальным планом мероприятий Программы |
4.4. |
Проведение заседаний рабочей группы (проектного офиса), созданной для реализации проектов по повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан |
По мере необходимости |
Приложение N 2
к Программе
Система показателей
результативности Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы
N п/п |
Наименование показателя результативности |
Единица измерения показателя результативности |
Плановое значение показателя результативности |
||
в 2018 году |
в 2019 году |
в 2020 году |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Доля правильных ответов в общем количестве ответов граждан на вопросы, содержащиеся во Всероссийском (правовом) юридическом диктанте |
Процентов |
77 |
80 |
82 |
2. |
Доля граждан, осведомлённых о системе оказания правовой помощи, в общем числе граждан, проживающих в Ульяновской области |
Процентов |
45 |
55 |
60 |
3. |
Уровень посещаемости гражданами сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определённого в качестве информационного ресурса Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы |
Единиц просмотров* |
|
|
|
4. |
Число граждан, участвующих в написании Всероссийского (правового) юридического диктанта |
Человек |
1100 |
1300 |
1500 |
5. |
Число выпущенных на территории Ульяновской области информационно-справочных материалов по наиболее актуальным и проблемным вопросам, касающимся реализации и защиты прав граждан |
Единиц |
5 |
7 |
9 |
6. |
Число опубликованных в средствах массовой информации материалов о наиболее актуальных и интересных событиях в правовой сфере, в том числе об изменениях в законодательстве Российской Федерации и Ульяновской области |
Единиц |
240 |
528 |
616 |
7. |
Число государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации, профессиональную переподготовку в сфере юриспруденции |
Человек |
761 |
866 |
1522 |
8. |
Показатели результативности мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан, реализуемых в рамках проекта "Школа права"** |
|
|
|
|
9. |
Показатели результативности мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан, реализуемых в рамках проекта "Доброе дело"** |
|
|
|
|
10. |
Показатели результативности мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан, реализуемых в рамках проекта "Без препятствий"** |
|
|
|
|
Примечание:
* Плановое значение показателя результативности будет определено по итогам реализации первого года реализации Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы.
** Плановые значения показателей результативности мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан и реализуемых в рамках проектов "Право детям", "Доброе дело", "Без препятствий", утверждаются на заседаниях проектного офиса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы является создание условий для повышения уровня правовой грамотности и формирования позитивного типа правосознания и поведения граждан.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование у граждан целостной системы правовых знаний как основы правовой грамотности и правосознания;
- повышение у граждан интереса к правовой сфере жизни государства и общества, в том числе с раннего детства;
- формирование у граждан законопослушания как преобладающей модели социального поведения;
- создание условий для преодоления правового нигилизма в обществе;
- широкое информационное освещение правовой проблематики и пропаганда ценностей права, популяризация правовых идей в средствах массовой информации и иных вопросов, формирующих правовую грамотность и правосознание граждан;
- обеспечение доступности и понятности государственных услуг, предоставляемых гражданам, а также доступности законных средств защиты прав граждан.
Указ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Указ Губернатора Ульяновской области от 18 июня 2018 г. N 56 "Об утверждении Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018-2020 годы"
Настоящий Указ вступает в силу с 21 июня 2018 г.
Текст Указа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) от 20 июня 2018 г., в газете "Ульяновская правда" от 22 июня 2018 г. N 44
Указом Губернатора Ульяновской области от 20 августа 2024 г. N 97 настоящий документ признан утратившим силу с 21 августа 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Ульяновской области от 18 ноября 2019 г. N 93
Изменения вступают в силу с 21 ноября 2019 г.
Указ Губернатора Ульяновской области от 20 мая 2019 г. N 42
Изменения вступают в силу с 25 мая 2019 г.