Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 11 августа 2017 г. N 2а-2837/17
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Петровой И.И.,
при секретаре Сулеймановой Р.Р.,
с участием: представителя административного истца, представителя административного ответчика,
в отсутствие: представителей заинтересованных лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "город Ульяновск" о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО "город Ульяновск" о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановления администрации г. Ульяновска N 1432 от 02 июня 2017 года "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29 апреля 2016 N 1463", в обоснование указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Ульяновска N утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Ульяновск.
Постановлением администрации г. Ульяновска N от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в части дополнения местом размещения по адресу:<адрес>.
Проведенной прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проверкой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО в отсутствие правовых оснований, разрешительной документации выполнены работы по подготовке основы для размещения торговых мест (засыпан песок, подведена линия электрических сетей), после чего в ДД.ММ.ГГГГ возведены металлические конструкции под торговые места для садоводов, дачников и огородников.
Кроме того, в нарушение положений ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждённому приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6, согласование размещения нестационарного торгового объекта (НТО) на указанном земельном участке в связи с нарушением охранной зоны газопровода высокого давления, которая составляет 7 метров (СП 62.13330-2011 Газораспределительные системы), от ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" не получено.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления по охране окружающей среды администрации г. Ульяновска осуществлён выезд на данный земельный участок и зафиксировано расположение торговых объектов на расстоянии 5,0 м от оси стволов деревьев (в количестве 5 шт.), что является нарушением СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Кроме того, оспариваемое постановление принято без согласования с прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска.
На основании вышеизложенного прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении иска настаивал, поддержал все изложенное в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признал, представил в суд письменный отзыв на административный иск, в котором, в частности, указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ООО обратилось к администрации города Ульяновска с заявлением о включении в схему нестационарных торговых объектов (НТО), утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ N, нестационарного торгового объекта по адресу: юго-западнее <адрес>. Данное заявление было рассмотрено на заседании рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ, заявителю было предложено предоставить более точное графическое изображение места размещения НТО, а после предоставления этого документа ДД.ММ.ГГГГ обращение ООО было рассмотрено окончательно на заседании рабочей группы и принято решение подготовить проект постановления администрации города Ульяновска о включении в схему размещения НТО места по адресу: <адрес>
При этом, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N ИОГВ-10-01/4768, согласовало включение в схему размещения НТО места по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ было издано Постановление администрации <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N". К Постановлению прилагается графическое изображение N, согласно которому, ориентир места размещения НТО: <адрес>
Полагает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что земельный участок юго-западнее <адрес> включен в охранную зону газораспределительных сетей и зарегистрирован в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременении в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, свидетель К.Д.Н. в судебном заседании пояснил, что охранная зона инженерных сетей (подземного газопровода) на месте размещения НТО, указанном на графическом изображении, отсутствует. Отсутствует она также по другую сторону этого дома.
Претензии ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" относительно размещения НТО на сетях газопровода высокого давления восточнее <адрес> относились к НТО, ранее размещенному ООО "Евро" на участке восточнее <адрес>, которые на данный момент демонтированы, что также было подтверждено свидетельскими показаниями.
Более того, в отношении НТО, не имеющих подземной составляющей (фундамента, цокольного этажа, подвала), действуют требования Свода правил СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. СНИП 402-01-2002". Данный свод правил предусматривает, что минимальное расстояние по горизонтали от газопровода высокого давления до зданий и сооружений без фундамента определяется исходя из условий возможности и безопасности производства работ при строительстве и эксплуатации газопровода (т.е. зависит от усмотрения эксплуатирующей организации).
Таким образом, Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N издано в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу: оспариваемое постановление издано в пределах полномочий администрации города Ульяновска, в надлежащей форме, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие, что административным истцом не оспаривается; согласование проекта нормативного правового акта с органами прокуратуры носит рекомендательный характер, данное обстоятельство также признается административным истцом; охранная зона объектов системы газоснабжения по адресу: земельный участок юго-западнее <адрес> не утверждена, в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременении не зарегистрирована, не зарегистрированы охранные зоны и по другие стороны данного дома; Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области согласовало включение в схему размещения НТО по адресу: земельный участок юго-западнее <адрес>; схема размещения НТО не регулирует точное место размещения объекта, а указывает лишь адресный ориентир; доказательств несоответствия оспариваемым постановлением ФЗ о газоснабжении административным истцом суду не представлено.
Представитель заинтересованного лица ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в судебном заседании не присутствовал просил рассматривать дело в свое отсутствие, представил в суд письменные пояснения, в которых указал, что по адресу <адрес> и юго-восточнее ранее располагавшегося киоска ООО "Евро"), проходит подземный газопровод высокого давления диаметром: Д-108 мм и Д-219 мм. Размещение указанного нестационарного торгового объекта, являлось нарушением, поскольку размещение данного объекта не было согласовано с ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и влияло на безопасную эксплуатацию указанного газопровода и могло привести к аварийной ситуации.
Представители заинтересованных лиц Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО "Евро", Управления по охране окружающей среды администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Частью 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По мнению суда, заявленный административный иск не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно п. 9 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принять нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно п. 24 Постановления Пленума в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, названную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Так, 29.04.2016 постановлением администрации города Ульяновска N 1463 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Постановлением администрации города Ульяновска N 1432 от 02.06.2017 в постановление администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в части дополнения местом размещения но адресу: <адрес>.
Данное постановление было опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 06.06.2017 N 48.
Таким образом, как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, оспариваемое постановление N от ДД.ММ.ГГГГ принято администрацией города Ульяновска в пределах компетенции и обнародовано с соблюдением установленного порядка.
Следовательно, процедурных нарушений при принятии указанного акта допущено не было.
Между тем, прокурор, обращаясь с настоящим иском в суд, указывает, что оспариваемый им акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку при его принятии были нарушены положения федерального законодательства и, в частности, отсутствует согласование размещения НТО на земельном участке по адресу "юго-западнее <адрес>" в связи с нарушением охранной зоны газопровода высокого давления, которая составляет 7 метров (СП 62.13330-2011 Газораспределительные системы), с ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ и частью шестой ст. 28 вышеназванного Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На уровне Ульяновской области приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22 января 2016 г. N 6 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.
Согласно п. 1.3. Порядка под нестационарным торговым объектом понимается - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - НТО); под схемой размещения нестационарных торговых объектов понимается схема, определяющая места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Схема);
В соответствии с пп. 5 п. 2.17.1. Порядка во включении НТО в Схему отказывается в том числе, в случаях: нарушения установленных законодательством Российской Федерации противопожарных, санитарных, экологических, архитектурных норм, правил безопасности дорожного движения (на автодорогах, пешеходных тротуарах, магистральных улицах города, эспланадах, треугольниках видимости, на придорожной полосе и т.д.); размещения НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Пунктом 2.17.2. Порядка предусмотрено также согласование с уполномоченным федеральным или региональным органами исполнительной власти включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Ульяновской области соответственно), в Схему.
При этом схема должна содержать адресные ориентиры места размещения объектов, площадь места размещения объектов, количество размещенных объектов, тип объектов, специализацию объектов, период функционирования объектов.
Между тем, схема размещения НТО не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности, а также конкретном месте расположения НТО, в ней лишь указываются примерные ориентиры предполагаемого размещения НТО. как это указано в оспариваемом постановлении: <адрес> 100 кв. м.
После внесения в схему размещения НТО изменений в части размещения НТО применяются уже нормы Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утв. Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 N 19, которые регламентируют процедуру предоставления мест для размещения НТО на территории Ульяновской области согласно схеме расположения, правила оформления договорных отношений на размещение конкретных НТО, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) НТО.
Таким образом, оспариваемое постановление о внесении изменений в схему размещения НТО не устанавливает конкретное место размещения объекта НТО, а указывает лишь его примерный адресный ориентир и площадь.
Кроме того, доводы прокурора о том, что примерный адресный ориентир места размещения НТО, указанный в оспариваемом постановлении, а именно, юго-западнее <адрес> располагается в охранной зоне объектов системы газоснабжения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Так, сама охранная зона объекта газоснабжения в районе <адрес> не утверждена, схемы ее размещения не имеется, что подтвердил в ходе рассмотрения как представитель ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", так и допрошенный сотрудник данной организации Красильников.
Как следует из официального ответчика указанной организации на запрос суда, по адресу <адрес> ранее располагавшегося киоска ООО), проходит подземный газопровод высокого давления диаметром: Д-108 мм и Д-219 мм. При этом отмечено, что размещение указанного нестационарного торгового объекта, являлось нарушением, поскольку размещение данного объекта не было согласовано с ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и влияло на безопасную эксплуатацию указанного газопровода и могло привести к аварийной ситуации. В настоящее время указанный объект НТО демонтирован.
Доводы прокурора о том, что администрация г. Ульяновска при принятии оспариваемого постановления не согласовала его проект с органами прокуратуры, по мнению суда, не являются основанием к признанию данного нормативного правового акта недействующим, поскольку закон не устанавливает обязанность органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта согласовывать их проекты с прокурором, такое согласование носит рекомендательный характер, что, собственно, признавалось административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела.
В то же время, согласование включения в схему размещения НТО по адресу: <адрес> администрацией г. Ульяновска с уполномоченным органом по распоряжению данным земельным участком (государственная собственность) - Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, как это требует законодательство, получено в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "город Ульяновск" о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу нормативного правового акта - Постановления администрации г. Ульяновска N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29 апреля 2016 N 1463" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья |
И.И. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 августа 2017 г. N 2а-2837/17
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Ленинского районного суда г. Ульяновска в Internet (http://leninskiy.uln.sudrf.ru)