Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области
от 17 июля 2018 г. N 10
"Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками"
В целях реализации части 4 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и наук российской Федерации от 23.07.2013 N 611 "Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования", пункта 11 статьи 5 Закона Ульяновской области от 13.08.2013 N 134-ЗО "Об образовании в Ульяновской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Ульяновской области от 14.11.2013 N 16 "Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками".
3. Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июня 2018 года.
Министр образования и науки Ульяновской области |
Н.В. Семенова |
Утверждён
приказом Министерства образования
и науки Ульяновской области
от 17 июля 2018 г. N 10
Порядок
признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками
1. Общие положения
1.1. Настоящее Порядок определяет правила признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в соответствии частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и наук Российской Федерации от 23.07.2013 N 611 "Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования", пункта 11 статьи 5 Закона Ульяновской области от 13.08.2013 N 134-ЗО "Об образовании в Ульяновской области".
1.2. Региональными инновационными площадками признаются организации, осуществляющих образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения (далее - организации), независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии), реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Ульяновской области, реализации приоритетных направлений Ульяновской области в сфере образования.
1.3. Основными направления деятельности региональных инновационных площадок являются:
1) разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
1.4. Региональные инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Ульяновской области (далее - Министерство), так и по инициативно разработанным инновационным проектам (программам).
1.5. Региональные инновационные площадки в зависимости от целей и задач деятельности подразделяются на следующие виды:
областная экспериментальная площадка - это инновационная площадка, осуществляющая разработку и (или) внедрение нового содержания образования или новых образовательных технологий в рамках определенной тематики.
Одним из видов областной экспериментальной площадки является творческая лаборатория. Творческая лаборатория - это форма кооперации в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций, представляющая гибкую сетевую структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные и общественные организации, образовательных организации высшего и профессиональных образовательных организаций, исследовательские организации, бизнес-структуры), объединённые для реализации проекта (программы) для решения определённых задач и достижения результата. Творческая лаборатория создаётся по инициативе образовательных организаций, работающих по смежной тематике.
Деятельность творческой лаборатории рассчитана на срок от 1 до 2 лет.
Основными направлениями деятельности областной экспериментальной площадки являются:
разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Ульяновской области;
методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Деятельность областной экспериментальной площадки рассчитана на срок от 1 до 3 лет.
Областной научно-методический центр - инновационная площадка, обеспечивающая апробацию учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов (программ, учебников, учебно-методических пособий, цифровых образовательных ресурсов) для образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности областного научно-методического центра являются:
учебно-методическая деятельность по распространению инновационного опыта;
организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов) и консультаций по распространению инновационного опыта;
создание творческих лабораторий по разработке и изданию методических и дидактических пособий, методических рекомендаций по распространению инновационного опыта;
организация информационной работы с родителями (законными представителями) обучающихся, участвующих в апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
обеспечение подготовки педагогических работников, научно-педагогических кадров, участвующих в апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
систематическое наблюдение за ходом апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, анализ результатов апробации, подготовка замечаний и предложений по их дальнейшему внедрению;
участие в разработке и осуществлении учебно-методического сопровождения (разработка программ, методических рекомендаций) по работе с апробируемыми учебно-методическими и учебно-лабораторными комплексами;
информационное обеспечение процесса апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, включая демонстрацию использования в образовательном процессе апробируемых учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
обобщение и представление опыта работы с апробируемыми комплексами.
Деятельность областного научно-методического центра рассчитана на срок от 1 до 2 лет.
Стажировочная площадка - инновационная площадка, обеспечивающая системное распространение передового педагогического опыта по конкретному направлению инновационной деятельности, а также формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников (стажёров) посредством включения их в практику образовательной организации. Для реализации инновационной деятельности стажировочная площадка может привлекать по согласованию в качестве базовых организаций образовательные организации, имеющие необходимые материальные, организационные и кадровые ресурсы.
Направлениями деятельности стажировочной площадки являются:
эффективная деятельность в системе повышения квалификации педагогических работников Ульяновской области;
включение педагогических работников в практическую деятельность стажировочной площадки;
организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров;
ресурсное (методическое) обеспечение образовательной деятельности;
учебно-методическая деятельность по распространению инновационного опыта;
организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов) и консультаций по распространению инновационного опыта;
создание творческих лабораторий по разработке и изданию методических и дидактических пособий, методических рекомендаций по распространению инновационного опыта;
реализация инновационных проектов (программ) развития системы образования на уровне Ульяновской области;
взаимодействие со стажировочными площадками других субъектов Российской Федерации.
К стажировочной площадке относится школа народного учителя - тип стажировочной площадки, представляющая собой открытую инновационную площадку, на которой изучаются и транслируются авторские приёмы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы Народного учителя СССР, Народного учителя Российской Федерации, Заслуженного учителя Российской Федерации, дающие высокие результаты, соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ульяновской области.
Деятельность стажировочной площадки рассчитана на срок от 1 до 3 лет.
1.6. Инновационная инфраструктура в системе образования Ульяновской области строится в соответствии со следующей иерархией:
1 уровень (низший) - областная экспериментальная площадка (в том числе творческая лаборатория);
2 уровень (средний) - областной научно-методический центр;
3 уровень (высший) - стажировочная площадка (в том числе школа народного учителя).
Переход с уровня на уровень устанавливается Министерством образования и науки Ульяновской области (далее - Министерство) на основе предложений Областной экспертный совет по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее - Экспертный совет).
1.7. Общее руководство и контроль за развитием инновационной инфраструктуры в системе образования в Ульяновской области осуществляет Министерство, которое:
создаёт Экспертный совет и утверждает его состав;
утверждает перечень региональных инновационных площадок;
принимает решения о прекращении деятельности региональной инновационной площадки или о продлении деятельности региональной инновационной площадки;
рассматривает заключение Экспертного совета о значимости полученных результатов проектов (программ) и возможных способах их использования в массовой практике на Коллегии Министерства;
формирует на среднесрочную перспективу перечень основных направлений деятельности региональных инновационных площадок в Ульяновской области;
определяет уполномоченную организацию, осуществляющую формирование, функционирование и организационно-техническое обеспечение деятельности Экспертного совета;
устанавливает квоты для включения образовательных организаций в инновационную инфраструктуру в системе образования Ульяновской области по уровням образования для образовательных организаций на год, следующий за отчётным;
обеспечивает разработку и утверждает нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление инновационной деятельности на территории Ульяновской области;
осуществляет информирование участников образовательных отношений субъектов региональной системы образования, населения Ульяновской области по вопросам инновационного развития образования, в том числе посредством региональных информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
ежегодно до 1 декабря года, следующего за отчётным, направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации перечень региональных инновационных площадок, действующих на территории Ульяновской области, а также предложения по распространению и внедрению результатов реализованных региональных инновационных проектов (программ) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).
2. Управление деятельностью региональных инновационных площадок
2.1. В целях формирования и функционирования инновационной деятельности в сфере образования Министерство создает Экспертный совет.
2.2. В Экспертный совет входят представители Министерства и заинтересованных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, а также, по согласованию, представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Состав Экспертного совета утверждается Министерством.
Возглавляет Экспертный совет председатель.
Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждается на его заседании.
2.3. Экспертный совет:
готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности региональных инновационных площадок и критериям эффективности их реализации, а также по использованию результатов деятельности региональных инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике;
информирует общественность о реализуемых региональными инновационными площадками инновационных проектах (программах) (далее - проект (программа);
представляет Министерству предложения по признанию организации региональной инновационной площадкой и утверждении перечня региональных инновационных площадок;
рассматривает ежегодный отчёт о реализации проекта (программы) региональным инновационными площадками;
готовит аналитические материалы для руководства Министерства об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры.
2.4. Основной формой деятельности Экспертного совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. По решению председателя Экспертного совета заседания могут проводиться в заочной форме.
Экспертный совет вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседаниях присутствует не менее половины от списочного состава.
2.5. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на его заседании.
Решения Экспертного совета оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами Экспертного совета, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов Экспертного совета (при его наличии).
При равенстве голосов членов Экспертного совета решающим является голос председателя Экспертного совета, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на его заседании.
2.6. Уполномоченная организация:
осуществляет формирование, функционирование и организационно-техническое обеспечение деятельности Экспертного совета;
организует региональные совещания, конференции, выставки, конкурсы и иные мероприятия, направленные на распространение инновационного опыта;
осуществляет методическое сопровождение по оформлению заявочных документов организацией-соискателем для признания организации региональной инновационной площадкой, экспертных заключений и иных документов по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Ульяновской области;
создаёт и осуществляет сопровождение информационной системы и (или) раздела на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о деятельности региональных инновационных площадок;
формирует экспертные и рабочие группы с целью обеспечения аудиторской и экспертной поддержки региональных инновационных площадок;
осуществляет формирование и ведение регионального реестра научных руководителей и научных консультантов для региональных инновационных площадок. Научный руководитель и научный консультант может осуществлять единовременно сопровождение не более трёх региональных инновационных площадок;
осуществляет организационно-техническое обеспечение проведения экспертиз заявок организациями-соискателями для признания организации региональной инновационной площадкой и экспертиз отчётов региональных инновационных площадок о реализации проекта (программы), в том числе привлекая для проведения экспертиз членов Экспертного совета и иных научных работников, педагогических работников образовательных организаций высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Порядок признания региональной инновационной площадкой
3.1. Признание организации региональной инновационной площадкой осуществляется Министерством на основе предложений Экспертного совета.
Экспертный совет формирует предложения по признанию организации региональной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов (программ).
3.2. Для признания организации региональной инновационной площадкой организацией-соискателем подаётся заявка в Уполномоченную организацию не позднее 01 мая текущего год, которая должна содержать:
наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя;
цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования;
программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);
календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);
обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы);
решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы);
предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости);
обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения;
согласование участия организации в реализации проекта (программы) от учредителя.
3.3. Уполномоченная организация в течение 60 дней с момента поступления заявки, указанной в пункте 3.2 настоящего Порядка организует проведение экспертизы Заявки не менее чем двумя членами Экспертного совета и иными научными работниками, педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности.
Результаты проведённой экспертизы Уполномоченной организацией направляются в Экспертный совет.
3.4. Экспертный совет в течение 30 дней с момента поступления результата проведённой экспертизы и заявки, указанной в пункте 3.2 настоящего Порядка, рассматривает и подготавливает экспертное заключение, в котором указывает рекомендуемый вид региональной инновационной площадки и период реализации проекта (программы) и не позднее 15 августа текущего года подготавливает для Министерства предложения и рекомендации о признании организации региональной инновационной площадкой.
Признание организации региональной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта (программы).
3.5. Министерство утверждает перечень региональных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру не позднее 01 сентября текущего года.
Повторное представление заявки на признание региональной инновационной площадкой осуществляется не ранее чем через год.
3.6. По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению Экспертного совета Министерством принимается одно из следующих решений:
о прекращении деятельности региональной инновационной площадки;
о продлении деятельности региональной инновационной площадки (в том числе с изменением статуса).
3.7. Деятельность региональной инновационной площадки прекращается досрочно в случаях:
получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);
нарушения организацией, которая признана региональной инновационной площадкой, законодательства Российской Федерации при реализации проекта (программы);
непредставления, а равно несвоевременного представления ежегодного отчёта о реализации проекта (программы).
3.8. Вопрос о досрочном прекращении деятельности региональной инновационной площадки рассматривается Экспертным советом. По результатам рассмотрения Экспертный совет представляет Министерству соответствующие предложения.
4. Деятельность региональных инновационных площадок
4.1. Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагавшейся к заявке программой реализации проекта (программы).
4.2. Региональные инновационные площадки в рамках проекта (программы):
планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научного руководителя и (или) научного консультанта по согласованию с Уполномоченной организацией и включённого в региональный реестр научных руководителей и научных консультантов для региональных инновационных площадок;
осуществляют мониторинг реализуемого проекта (программы);
организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных заинтересованных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы).
4.3. Региональные инновационные площадки:
реализуют утвержденный проект (программу) в установленные сроки;
обеспечивают соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
своевременно информируют Министерство о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению проекта (программы) или календарного плана работ;
информируют по запросам Министерство и Уполномоченную организацию о ходе и результатах реализации проекта (программы) в период ее реализации, по форме установленной Уполномоченной организацией.
4.4. Региональные инновационные площадки ежегодно в срок до 01 мая года, следующего за отчётным периодом, представляют письменные отчёты о реализации проекта (программы).
Отчёты региональных инновационных площадок о реализации проекта (программы) направляются в Уполномоченную организацию для организации проведения экспертизы.
4.5. Уполномоченная организация в течение 60 дней с момента поступления отчёта региональной инновационной площадки о реализации проекта (программы) организует проведение экспертизы.
4.6. Экспертиза отчёта региональной инновационной площадки о реализации проекта (программы) проводится не менее чем двумя членами Экспертного совета и иными научными работниками, педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности.
Результаты проведённой экспертизы Уполномоченной организацией направляются в Экспертный совет.
4.7. Экспертный совет рассматривает отчёты региональной инновационной площадки о реализации проекта (программы) и представленные экспертизы, по необходимости, заслушивает региональные инновационные площадки, научных руководителей, научных консультантов, готовит ежегодно в срок до 15 августа предложения по корректировке основных направлений деятельности и продолжению деятельности региональных инновационных площадок, изменению статусов региональных инновационных площадок, а также значимости полученных результатов проекта (программы) и возможных способах их использования, в том числе в массовой практике.
4.8. Ежегодно в период с августа по октябрь региональными инновационными площадками - стажировочной площадкой и областной научно-методический центр, проводится публичный отчёт с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в рамках которого демонстрируются результаты реализации заявленных инновационных проектов (программ).
4.9. Результаты инновационной деятельности региональных инновационных площадок - стажировочной площадки должны ежегодно освещаться в средствах массовой информации, в том числе в научно-педагогических периодических изданиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области от 17 июля 2018 г. N 10 "Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками"
Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2018 г.
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 24 июля 2018 г. N 52
Приказом Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 23 мая 2023 г. N 5 настоящий документ признан утратившим силу с 25 мая 2023 г.