Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению правительства
Еврейской автономной области
от 10.03.2017 N 71-пп
Государственная программа
Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016-2020 годы
1. Паспорт государственной программы Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016-2020 годы
2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Государственная программа Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016-2020 годы" разработана в целях координации деятельности органов исполнительной власти области, формируемых правительством Еврейской автономной области и областных учреждений здравоохранения, создания условий равного доступа каждого гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Еврейской автономной области, к качественной медицинской помощи.
Основными приоритетами в развитии здравоохранения области являются обеспечение доступной и качественной медицинской помощи населению и улучшение основных демографических показателей - повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения области. По состоянию на 01 января 2015 года общая численность постоянного населения Еврейской автономной области составляла 168,4 тыс. человек.
Специфические особенности расселения обусловлены значительной протяженностью территории, отдаленностью населенных пунктов от областного и районных центров, их труднодоступностью. Плотность населения в среднем по области составляет 4,6 человек на 1 кв. км, что почти в пять раз меньше, чем по Российской Федерации.
Динамика изменения демографической ситуации в области характеризуется как устойчиво положительная. По данным 8 месяцев 2015 году родилось 1569 детей, что на 2,1 процент больше, чем в аналогичном периоде 2014 года.
Коэффициент общей смертности населения в области остается высоким и составил 15,8 случаев на 1 тыс. населения за 8 месяцев 2015 года. К 2021 году планируется достигнуть снижения показателя общей смертности населения до 13,8 случаев на 1000 населения.
Для улучшения и стабилизации ситуации, предотвращения процессов депопуляции необходима разработка и реализация нового комплекса мер, учитывающего резервы для улучшения демографических процессов.
2.1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Система медицинской профилактики на территории области представлена Центром медицинской профилактики ОГБУЗ "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" и Центром здоровья для детей ОГБУЗ "Детская областная больница".
На базе Центров здоровья, в соответствии со специализацией, проводятся профилактические осмотры взрослого (старше 18 лет) и детского населения с целью раннего выявления сосудистой, дыхательной, стоматологической, офтальмологической и иной патологии, определяется уровень сахара и холестерина в крови с целью раннего выявления развития сахарного диабета и атеросклероза.
При выявлении патологии, требующей медицинского вмешательства, пациентам предлагается пройти более глубокое обследование в лечебных учреждениях области.
Динамика выявления патологии за годы работы Центров здоровья в области имело до 2014 года тенденцию к увеличению. В 2011 году в центры здоровья было направлено 1313 (29,5%) из 4 457 обследуемых, в 2012 году - 1 947 (44,5%) из 4 372, в 2013 году - 2530 (64,4%) из 3929, в 2014 году - 1347 (%) из 2831.
Увеличение количества направляемых на дополнительное обследования в Центр медицинской профилактики ОГБУЗ "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" объясняется также высоким удельным весом обследуемых пациентов возрастной группы свыше 50 лет, большинство из которых уже имеют как скрытые, так и выявленные лечебными учреждениями патологические процессы. Рост количества обследуемых в возрасте 18 - 35 лет, которое отмечалось в отчётном периоде, благодаря увеличивающейся популярности Центра здоровья для взрослых среди населения области, снизило удельный вес направляемых к специалистам до 47%, но, тем не менее, значительно выше цифр выявляемости патологии в первый год работы (19,8%).
Большое количество выявляемых патологических процессов среди обследуемых указывает на низкий уровень здоровья населения области и требует принятия кардинальных мер по преодолению этой тенденции.
На протяжении всего периода работы уровень выявляемой патологии у детей, обследованных в Центре здоровья для детей ОГБУЗ "Детская областная больница", практически всегда расположен в районе 50% и выше. Только в первый год работы и 2014 году уровень выявленной патологии был ниже 50%.
Центр медицинской профилактики ОГБУЗ "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" осуществляет весь комплекс мероприятий по медицинской профилактике:
- оказание специализированной методической помощи медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений и иных учреждений и организаций области по организации мероприятий по медицинской профилактике при проведении различных типов публичных акций по формированию здорового образа жизни;
- создание и распространение памяток, листовок, видео и радио клипов на темы медицинской профилактики заболеваний, борьбы с вредными привычками;
- организация и участие в проведении различных массовых мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;
- осуществление информированности населения области по всем направлениям медицинской профилактики.
Пропаганда здорового образа жизни в области имеет положительную динамику. Среди большей части населения нет устойчивой приверженности к сохранению своего здоровья, особенно среди молодёжи, за исключением мер профилактики инфекционных заболеваний, в том числе, и гриппа.
За отчетный период информированность населения о причинах возникновения заболеваний, мер их профилактики возросла. Это подтверждается и проведённым анкетированием уровня информированности населения области о пагубности вредных привычек. Так, в 2005 году менее 70% опрошенных указывали на роль здорового образа жизни, как наиболее действенный способ продления жизни, и правильно определяли роль вредных привычек на состояние общего здоровья. Начиная с 2006-2007 годов, уровень вырос до 90% опрошенных, и этот показатель до настоящего времени остаётся устойчиво высоким (95-98%). Контингент придерживающихся принципов здорового образа за этот период увеличился с 30% (2005 год) до 39% (2013 год) опрошенных, а в 2014 году достиг 42%.
Одной из важнейших проблем здравоохранения остается курение табака, токсикомания, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем. За последние годы тенденция увеличения потребителей табака, алкоголя, наркотиков стабилизировалась, не имеет тенденции к росту среди общей группы населения, остановлен рост потребления этих веществ среди детей, подростков и женщин. Количество курящих и употребляющих алкогольные напитки девочек и молодых женщин с 2012 года до 2014 год снизилось на 5%. Тем не менее, по-прежнему, остаётся высокий уровень курящих до 51%, употребляющих алкоголь с частотой более 1 раза в месяц - до 65% в группе от 20 до 30 лет. Выполнение мероприятий по данному разделу позволит снизить долю курящих среди населения до 41,0% к 2021 году.
Затрудняет борьбу с вредными привычками и жизненные установки молодых людей. Анализ анкетных данных, полученных при проведении выборочного анкетирования среди молодежи областного центра, выявил следующее: почти половина на первое место ставят общение с друзьями, более 30% любят смотреть телевизор и видеофильмы. Предпочитают читать книги и ходить на кружки по интересам всего 15%. Спортом занимаются 43% юношей и только 15% девушек. Эта структура проведения свободного времени остаётся устойчивой на протяжении последних 4 лёт по анализу результатов анкетирования.
Привлекаются к деятельности по этому направлению общественные организации, волонтёры школ (старшеклассники), студенты факультета социальной психологии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии и иные добровольцы. В 2014 году привлечено к волонтерскому движению 355 человек.
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории ЕАО мало повлиял на изменение принципов работы первичной медико-санитарной помощи в сторону профилактики.
Лечебно-профилактические учреждения, судя по представленным ими отчётам, ведут определённую профилактическую работу в основном среди пациентов лечебно-профилактических учреждений. Часть из учреждений выпускает наглядную агитацию в виде санитарных бюллетеней, листовок, плакатов. Работа по медицинской профилактике обычно возлагается на сотрудников организационно-методических кабинетов лечебно-профилактического учреждения или старших (главных) медсестер учреждения.
Причинами недостаточной динамики в состоянии здоровья населения являются низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), недостаточная двигательная активность, высокая приверженность к вредным привычкам, нерациональное несбалансированное питание, несвоевременное обращение за медицинской помощью, недостаточная работа первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний и факторов риска, их обусловливающих, недостаточная сбалансированность коечного фонда по ряду профилей, недостаточная обеспеченность системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, недостаточная информатизация медицинских организаций.
Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без принятия мер по профилактике заболеваний. Ведущая роль в своевременном выявлении заболеваний принадлежит профилактическим и скрининговым осмотрам, диспансеризации населения. Одним из методов первичной профилактики является проведение информационно-коммуникационной работы среди населения.
2.2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
Специализированная медицинская помощь населению области оказывается в областных государственных учреждениях здравоохранения практически по всем видам специализированной медицинской помощи. В случаях отсутствия возможности оказания специализированной помощи в ЛПУ области она оказывается на договорной основе, а также в рамках межтерриториальных расчетов в системе ОМС в специализированных учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации.
Межрайонных центров, медико-диагностических центров, консультативных поликлиник на территории области нет.
Высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП) населению области оказывается в соответствии с действующей нормативной базой в федеральных учреждениях здравоохранения за счет средств федерального бюджета. Обеспеченность жителей Еврейской автономной области высокотехнологичной медицинской помощью в расчете на 100 000 населения составляет 353,3 (2013 год - 280,9). В 2014 году пролечено 602 пациента (2013 год - 485).
С целью удовлетворения потребности населения области в высокотехнологичной медицинской помощи проводится взаимодействие систем здравоохранения Хабаровского края и Еврейской автономной области.
В соответствии с законодательством Еврейской автономной области за счет средств областного бюджета осуществлялось полное возмещение стоимости проезда больным, направленным на выполнение высокотехнологичных видов медицинской помощи и не имеющим федеральной льготы на проезд.
Система оказания скорой медицинской помощи представлена ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" в г. Биробиджане и 17 отделениями скорой медицинской помощи центральных районных, районных больниц и амбулаторий. Медицинскую помощь оказывают 26 бригад, из них:
1 общепрофильная врачебная, 2 врачебных специализированных и 23 фельдшерских. Основная доля вызовов СМП обслуживается фельдшерскими бригадами - 93,1%, врачами общепрофильных и специализированных бригад - 6,9%.
Бригадами скорой помощи за 2014 год была оказана медицинская помощь 77 251 больному, в структуре которых 80,9% взрослых (старше 18 лет) и 19,1% детей (до 17 лет), осуществлено 77 090 выездов. Удельный вес вызовов со временем доезда до 20 минут составляет 86,4% (2013 год - 87,9%).
В 57,3% случаев медицинская помощь была оказана в связи с внезапными заболеваниями, а в 9,5% с несчастными случаями.
Основная доля вызовов и оказание помощи при ДТП осуществляется в первые 20 минут, при этом длительность обслуживания составляет до 40 минут.
Число лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах за отчетный период времени по области составила 453,4 на 1000 человек. В данный норматив не уложились все лечебно-профилактические учреждения, оказывающие скорую медицинскую помощь. Подобная ситуация сформировалась в связи с тем, что служба скорой медицинской помощи оказывает кроме скорой медицинской помощи и неотложную медицинскую помощь, что обусловлено недостаточной доступностью первичной медико-санитарной помощи населению отдаленных и малочисленных населенных пунктов, особенно в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни. Значительное влияние на ситуацию оказывает отсутствие должной организации неотложной медицинской помощи населению на уровне амбулаторно-поликлинической службы.
Специализированная консультативно-диагностическая медицинская помощь населению области организована в учреждениях здравоохранения области: ОГБУЗ "Областная больница". ОГБУЗ "Детская областная больница", ОГБУЗ "Онкологический диспансер", ОГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер", ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер", ОГКУЗ "Психиатрическая больница", ОГБУЗ "Инфекционная больница", ОГБУЗ "Стоматологическая поликлиника". Маршрутизация пациентов определена с учетом транспортной доступности.
В области продолжается формирование этапной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи населению. Приоритеты в формировании отданы социально значимым направлениям, определяющим основные демографические показатели и показатели здоровья населения.
В последние годы проблема борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, занимающими ведущее место в структуре смертности населения, приобрела особое значение. Ежегодно в области от болезней системы кровообращения умирает более 1,4 тыс. человек.
Злокачественные новообразования являются одной из важнейших проблем здравоохранения как в Российской Федерации в целом, так и в Еврейской автономной области в частности. Актуальность оказания медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями определяется их социальной значимостью, а также сложностью выявления и лечения, продолжающимся ростом заболеваемости.
Участие Еврейской автономной области в мероприятиях по совершенствованию оказания онкологической помощи населению позволило существенно обновить материально-техническую базу онкологии, подготовить кадры, внедрить современные методы лечения.
Вместе с тем ежегодно в области регистрируется до 600 новых онкологических больных. Остается актуальным вопрос открытия онкологических кабинетов во всех муниципальных районах области на базе амбулаторно-поликлинических учреждений, дальнейшее внедрение современных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний.
Реализуемые мероприятия по профилактике, лечению и ранней диагностике туберкулеза позволили по сравнению с 2010 года снизить показатель смертности от туберкулеза с 61,1 до 34,8 за 8 месяцев 2015 года (на 43%). Вместе с тем показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза превышают российские в 3,7 раза. Планируется к 2021 году снижение смертности от туберкулеза до 26,5 случаев на 100 тыс. населения.
Медицинская помощь больным туберкулезом в области осуществляется ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер". В учреждении применяются разные варианты проведения стационарного этапа лечения: круглосуточный стационар, стационар дневного пребывания. В 2014 году в области функционировали 30 коек для лечения больных туберкулезом в условиях дневного стационара, и 130 коек круглосуточного стационара.
Развитие стационарозамещающих технологий затруднено вследствие удаленности противотуберкулезного учреждения от места проживания больных, отсутствия у пациентов финансовых средств для ежедневного посещения дневных стационаров и отсутствия у противотуберкулезной службы транспорта для организации "стационаров на дому".
Кроме того, в области отсутствуют санаторные койки для взрослых и детей и больница для изоляции больных с хроническими формами туберкулеза.
Психиатрическая служба области представлена областным государственным казенным учреждением здравоохранения "Психиатрическая больница" и кабинетами врачей-психиатров в центральных районных и районных больницах области.
Общая коечная мощность службы составляет 261 койку. Показатель обеспеченности населения койками психиатрической службы составил в 2014 году 15,3 коек на 10 тыс. населения.
В области активно проводится работа по профилактике алкоголизма и наркомании, в том числе среди молодежи, лечению и реабилитации лиц, больных алкоголизмом и наркоманией.
В 2014 году продолжена работа по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения. На 01 января 2015 года в учреждениях здравоохранения области функционирует 6 кабинетов медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
С 2010 года в области реализуются мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье", направленные на совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автомобильной дороге М-58 "Амур" Чита - Хабаровск.
Созданы 1 травматологический центр II уровня, и 4 травмоцентра III уровня.
Проводимые мероприятия позволили минимизировать время от момента травмы до начала проведения необходимого объема противошоковых мероприятий с использованием сквозных алгоритмов и стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим на всех ее этапах и, как результат, существенно улучшить исходы лечения.
Вместе с тем в области ежегодно регистрируется около 300 выездов скорой медицинской помощи по поводу ДТП. В 2014 в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 27 человек.
За 2011 - 2015 годы поступило 39 автомобилей, оснащенных современным медицинским оборудованием, автопарк обновлен на 74 процента.
Оснащение скорой медицинской помощи автомобилями класса B и реанимобилями класса C позволило улучшить качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, снизить летальность на этапе эвакуации, обеспечить непрерывность оказания медицинской помощи.
Отделение скорой специализированной медицинской помощи организовано на базе ОГБУЗ "Областная больница". Отделение оснащено современными автомобилями класса "С", имеется штат врачей специалистов.
В целях улучшения конечных результатов оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях на базе ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Биробиджана создана и действует система обучения и подготовки работников полиции, государственной автоинспекции, пожарной службы, спасателей по вопросам оказания первичной медицинской помощи.
Организация заготовки, переработки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов является одной из важнейших составных частей здравоохранения, которая обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях.
2.3. Охрана здоровья матери и ребенка.
Служба родовспоможения области представлена 6 родовспомогательными учреждениями и родильными отделениями, которые разделены на три группы по возможности оказания медицинской помощи.
В области внедрены новые организационные технологии, осуществляется плановое дистанционное наблюдение и ежедневный мониторинг за беременными и новорожденными группы высокого риска по материнской и перинатальной смертности, ведется их регистр.
Выездные бригады специализированной медицинской помощи ОГБУЗ "Областная больница" обеспечивают консультативную и лечебно-диагностическую помощь, осуществляют транспортировку и перевод больных в ОГБУЗ "Областная больница".
Оказывается реанимационная помощь женщинам, хирургическая помощь новорожденным, выхаживание недоношенных и маловесных новорожденных.
Детскому населению области первичная медико-санитарная помощь оказывается в 64 фельдшерско-акушерских пунктах, 1 детской поликлинике, 4 центральных районных больницах, 3 районных больницах.
Специализированная медицинская помощь (II уровень) детям оказывается в ОГБУЗ "Детская областная больница" и в стационарах для взрослых. Коечный фонд для оказания медицинской помощи детскому населению составляет 305 коек.
В области получили дальнейшее развитие стационарозамещающие формы деятельности в педиатрии. За последние три года количество коек дневного стационара увеличилось до 48 коек в 2014 году, их деятельность организована в 8 медицинских организациях.
Состояние здоровья детского населения характеризуется высоким уровнем заболеваемости, ранней хронизацией патологических процессов, высокими показателями детской инвалидности, что диктует необходимость совершенствования проведения диспансеризации детского населения
Одной из основных задач органов и учреждений здравоохранения на всех уровнях является улучшение состояния здоровья матери и ребенка на основе обеспечения доступности медицинской помощи и равных возможностей для поддержания уровня здоровья путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объем которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а так же ресурсами, которыми располагают территория и население.
На 01.01.2014 численность женского населения составила 89420 (52,5% к общему числу жителей), в том числе фертильного возраста - 41893 человека (24,6%). Детское население области - 37085 (21,8%). Число девочек-подростков (15-17 лет) 2545 человек.
В структуре гинекологической заболеваемости на 100000 женского населения преобладают воспалительные заболевания (сальпингооофориты) (2219,9), эрозия и эктропион шейки матки (1660,4), расстройства менструальной функции (721,8). В 2014 году в 4 раза в сравнении с 2013 годом увеличилась частота сальпингооофоритов (2013 год - 559,5), в 3 раза эндометриоза (2013 год - 55,4), в 2 раза женского бесплодия (2013 год - 281,1), на 25% расстройства менструальной функции (2013 год - 576,9). Снизилась частота таких заболеваний, как эрозия и эктропион шейки матки (в 2013 году - 1700,7).
В 2014 году снизились показатели по профилактике абортов на основе современных методов контрацепции. Показатель число женщин, применяющих ВМС уменьшился в 3 раза, показатель число женщин использующих гормональные средства в 2,6 раза относительно 2013 года. Общий показатель охвата контрацепцией на 1000 женщин фертильного возраста равен 105,5 и уменьшился по сравнению с 2013 годом (292) на 63,9%.
В динамике числа абортов наблюдается снижение на 20,1% по сравнению с 2013 годом (2012 год - 2278, 2013 год - 2307 2014 год - 1833). Общее число абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизилось: в 2014 году показатель 43,8 при показателе 53,4 в 2013 году. Вместе с тем, не отмечено снижение удельного веса абортов у юных (15-19 лет) - 7,0% в 2013 году до 7,5% в 2014 году.
В последние годы число прерываний беременности по социальным показаниям не проводилось (2010 г. 1 случай). Криминальные аборты занимают в структуре всех абортов 0,16% (3 случая). Из общего числа прерываний беременности удельный вес прерываний у первобеременных составил 4,2%, что ниже показателя за 2013 год (4,7%). Абортов у детей до 14 лет в 2013-2014 годах не было (2012 год - 2 случая).
За 2014 год поступило под наблюдение 2487 беременных, что на 0,4% больше, чем в 2013 году (2477). Показатель ранней явки беременных в 2014 году составил 73,5% (73,8% - 2013 г.; 73,9% - 2012 г.). Показатель осмотра беременных терапевтом составил - 96,3% (2013 год - 96,8%; 2012 год - 97,4%). В первой половине беременности были обследованы с использованием метода Вассермана - 94,1% беременных (2013 год - 87,6%, 2012 год - 94,8%), во второй половине беременности - 92,2% беременных (2013 год - 88,2%, 2012 год - 89,1%). Удельный вес женщин, которым проведено ультразвуковое исследование плода, составил 94,9% (2013 год - 99,2%, 2012 год - 98,4%). К 2021 году предусматривается увеличение числа обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностики до 95% от общего числа закончивших беременность.
В области остаются высокими показатели заболеваемости беременных. У 35,9% беременных имела место анемия, 14,1% - болезни мочеполовой системы, у 21,6% - отеки, протеинурия, гипертензивные расстройства.
В 2014 году общее число родов 2224, что меньше на 1,3% числа родов 2013 года (2254 родов). Удельный вес нормальных родов - 50,9% (2013 год - 54,8%). Роды в срок отмечены у 88,7% (2013 год - 88,9%) женщин от числа закончивших беременность. Количество преждевременных родов составляет 4,8% (2013 год - 4,5%).
В 2014 году по сравнению с 2013 годом из числа болезней, отдельных синдромов и симптомов, осложнивших течение родов и послеродового периода, отмечается снижение показателей: на 65,1% болезней системы кровообращения (2014 г. - показатель 4,5, 2013 г. - показатель 12,9 на 1000 родов), на 46,3% отеков, протеинурии, гипертензивных расстройств (2014 г. - показатель 35,5; 2013 г. показатель - 66,1), на 19,3% анемии (2014 г. - показатель 183,0, 2013 г. - показатель 226,7), Проведено 656 операций кесарева сечения в сроке более 28 недель, показатель на 1000 родов составил 295,0.
В 2014 году на территории Еврейской автономной области зарегистрирован 1 случай материнской смертности и показатель составил 42,4 на 100 000 детей, родившихся живыми (в 2013 году показатель составил 42,3 - 1 случай; 2012 год - 0 случаев).
За 2014 год родилось живыми 2221 новорожденных. Среди новорожденных дети массой тела 2500,0 - 3499,0 составляют 56,6%. Родились недоношенными 4,2% детей.
Общая заболеваемость новорожденных детей по сравнению с 2013 годом снизилась на 7,6% и в 2014 году составила 5380,5 на 10 000 родившихся живыми (2013 г. - 5825,2). В 2014 году первое место по заболеваемости новорожденных занимают врожденные аномалии (495,3), второе - респираторные нарушения (144,1), третье - гемолитическая болезнь новорожденных (58,5 на 10 000 родившихся живыми).
С целью раннего выявления врожденной патологии осуществляется скрининг новорожденным.
Обследование новорожденных проводится в КГБУЗ "Перинатальный центр" г. Хабаровска в соответствии с заключенным договором.
В 2014 году обследован 2251 новорожденный с учетом детей родившихся в конце декабря 2013 года. Больных детей не выявлено.
К 2021 году неонатальным скринингом будет охвачено 99,0% детей 1 года жизни.
Показатель перинатальной смертности в 2014 году сохраняется на уровне 17,2 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми (в 2013 году показатель 17,6). Показатель мертворождаемости составил 10,5 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми (в 2013 году показатель 8,8). Показатель ранней неонатальной смертности составил 6,8 на 1000 детей, родившихся живыми (в 2013 году - 8,9).
В 2014 году показатель младенческой смертности снизился по сравнению с 2013 годом на 21,5% и составил 15,3 на 1 000 родившихся живыми (в 2013 году показатель 19,5), превышая показатель РФ (2014 - 7,4).
Причины младенческой смертности (на 10 000 родившихся живыми): перинатальные причины составили - 80,6 (2013 г. - 110,2); врожденные пороки развития - 34,0 (2013 г. - 42,4); травмы и отравления - 8,5 (2012 г. - 0) инфекционные болезни - 8,5 (2013 г. - 17,0); болезни органов пищеварения - 0 (2013 г. - 4,2); болезни органов дыхания - 4,2 (2013 г. - 21,2); болезни органов пищеварения - 0 (2013 г. - 4,2).
В структуре причин младенческой смертности первое место занимает смертность от перинатальных причин (52,8%), второе место - смертность от врожденных аномалий развития (22,2%), третье место - инфекционные болезни и травмы и отравления (по 5,6%).
Высокий коэффициент младенческой смертности от перинатальных причин в 2014 году (80,6 на 10 000 родившихся живыми) связан с недостаточным уровнем диагностики пороков развития плода у беременных, особенно в группе социального риска (отсутствие наблюдения или нерегулярное наблюдение во время беременности по вине беременных), недостаточным уровнем квалификации специалистов, участвующих в проведении ультразвуковой диагностики врожденных пороков развития плода.
Снижение младенческой смертности от инфекционной патологии, болезней органов дыхания, несчастных случаев возможно только при условии совершенствования организации работы с социально неблагополучными семьями.
В 2014 году в области продолжалась реализация комплексных мер по охране здоровья женщин и детей, проводилась работа по совершенствованию оказания медицинской помощи матерям и новорожденным.
Проводилась диспансеризация детей первого года жизни. Число детей первого года жизни, которым выполнен стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения в полном объеме за 12 месяцев 2014 года - 798 человек, что составляет 346,5 на 1000 детей соответствующего возраста.
Главными специалистами-экспертами управления здравоохранения правительства области осуществлялся контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи беременным родильницам, новорожденным детям в ЛПУ области.
В течение последних 3-х лет отмечается снижение уровня первичной заболеваемости у детей до 14 лет - на 1,2%. Показатель составил (2013 г. - 155957,9; 2014 г. - 154109,0) на 100000 соответствующего населения. Первичная заболеваемость подростков остается на одном уровне (показатель составил в 2013 г. - 107190,3; 2014 г. - 107190,3).
Основное место в структуре первичной заболеваемости в 2014 году занимают болезни органов дыхания (65,7% у детей, 52,1% у подростков).
Второе место у детей занимают инфекционные болезни (7,2%), у подростков - травмы и отравления (7,7%).
Третье место в структуре первичной заболеваемости у детей (5,6%) принадлежит болезням кожи и подкожной клетчатки, у подростков - болезни мочеполовой системы (7,6%).
В структуре гинекологической заболеваемости детей 10-14 лет отмечается снижение показателя удельного веса расстройств менструального цикла у детей 10-14 лет на 21,3% от уровня 2013 года. У девочек-подростков отмечается увеличение в 3 раза заболеваемости сальпингитами и оофоритами и на 20,2% расстройствами менструального цикла.
Среди социально-значимых заболеваний у детей (0-14 лет) снижение туберкулеза на 75,2% (2013 - 25,2 на 100 000 детского населения; 2014 - 6,3). Заболеваемость сифилисом остается на одном уровне, но еще превышает показатель по РФ (ЕАО 2013 - 3,2 на 100000 соответствующего возраста; 2014 г. - 3,1; РФ 2012 - 1,7). Следует отметить увеличение показателя заболеваемости психическими расстройствами с 457,3 на 100 тыс. соответствующего возраста в 2013 г. до 890,9 в 2014 году.
У подростков (15-17 лет) отмечен рост гонореи к уровню 2013 года на 6,5% (2013 г. - 110,6 на 100 тыс. соответствующего возраста; 2014 г. - 117,8). Вместе с тем, заболеваемость сифилисом снизилась на 52,7% (2013 - 165,9; 2014 г. - 78,5; РФ 2012 - 21,2), но еще значительно превышают показатели заболеваемости по РФ.
Заболеваемость туберкулезом у подростков выросла на 42% (2013 - 55,3; 2014 г. - 78,5 на 100 тыс. соответствующего населения) и значительно превышает российские показатели (РФ 2012 - 32,1).
На протяжении последних двух лет у подростков не регистрируется заболеваемости алкоголизмом. Отмечено снижение заболеваемости психическими расстройствами на 16,5% (2013 - 682,2; 2014 г. - 569,3 на 100 тыс. соответствующего населения).
В области на 01.01.2015 года наблюдается 1 ВИЧ-больной ребенок. Всего в области с 2002 года наблюдалось 40 детей, рожденных от матерей, ВИЧ-инфицированных, в том числе 4 рожденных в отчетном году.
К 2021 году планируется снижение смертности детей от 0 до 17 лет до 118 случаев на 100 тыс. соответствующего возраста.
2.4. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе у детей.
Медицинская реабилитация проводится на базе ОГБУЗ "Детская областная больница", где в структуре поликлиники имеется реабилитационное отделение. В 2014 году число детей получивших медицинскую реабилитацию составило 597 человек, из них 65 дети инвалиды.
Также на базе наркологического отделения ОГКУЗ "Психиатрическая больница" развернуто 4 койки для реабилитации наркологических больных. В отчетном году проведена реабилитация 6 человек. Показатель работы койки в году составил 688 к/дней.
На территории области имеется 4 санатория в районе п. Кульдур Облученского района, из которых 3 ведомственного подчинения и 1 частный. Санаторно-курортное лечение по всем профилям получило в 2014 году 1501 человек из 1638 направленных, что составило 91,6%.
2.5. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, повышение престижа медицинских специальностей.
Результативность и эффективность деятельности учреждений здравоохранения области, обеспечение населения качественной и эффективной медицинской помощью и улучшение качественных показателей состояния его здоровья в значительной степени определяется кадровым потенциалом, уровнем профессиональной квалификации медицинских работников.
В отрасли сохраняется неблагоприятная динамика возрастного состава врачей. Имеющееся увеличение процента молодых специалистов в учреждениях здравоохранения области, особенно в сельской местности, за последние годы происходит на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста.
Штатная численность персонала учреждений здравоохранения области на 01.01.2015 составляет 6223,75 штатных единиц, занято 5530,5 штатных единиц. В учреждениях здравоохранения области работает 3886 человек.
На 1 января 2015 года в областных государственных учреждениях здравоохранения области работало 479 врачей всех специальностей, из них врачей клинических специальностей - 296 (61,8%). Показатель обеспеченности врачами - 28,1 на 10 000 населения.
Наибольшая потребность области имеется во врачах: педиатрах, неврологах, хирургах, анестезиологах, особенно для центральных районных больниц и районных больниц. По-прежнему актуальны для здравоохранения врачи новых специальностей: клинические фармакологи, врачи общей практики, психотерапевты.
На 01.01.2015 года число врачей по области в возрасте до 36 лет составило 21,3% (2013 г.-17,9%), в возрасте 36-45 лет - 12,5% (2013 г. - 12,8%), в возрасте 46-50 лет - 14,2 (2013 г. - 14,8%), в возрасте 51-55 лет - 16,7% (2013 г. - 17,5%), в возрасте 56-60 лет - 14,8% (2013 г. - 17,3%), 61 и более лет - 20,5% (2013 г. - 19,5%), т.е. врачи предпенсионного и пенсионного возраста составляют численность 249 человек (52,2%) в 2013 году - 271 человек (54,4%).
Показатель укомплектованности врачами (физическими лицами) в лечебно-профилактических учреждениях области на протяжении последних лет остается низким и равен 43,99 без учета совместительства и 83,0 с учетом совместительства при коэффициенте совместительства 1,89 (2013 год - 2,01).
В областных государственных учреждениях здравоохранения работает 1578 средних медицинских работников.
Показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 000 населения в области на протяжении 2-х последних лет составляет 92,6.
Соотношение врачей и среднего персонала по области достаточно благоприятное и стабильное 1: 3,3.
По состоянию на январь 2015 года имеют сертификаты: врачи - 94,4% (2013 г - 94,0%), средний медицинский персонал - 93,6% (2013 г - 93,6%). В области имеют квалификационные категории: врачи - 54,1% (2013 г. - 55,0%), средние медицинские работники - 62,7% (2013 г. - 61,5%).
Оплата труда медицинских работников в 2014 году осуществлялась по новой (отраслевой) оплате труда.
Среднемесячная начисленная заработная плата по отрасли здравоохранения всего в 2014 году составила у врачей - 55,8 тыс. рублей, у средних медицинских работников - 26,9 тыс. рублей.
С 2014 года в области реализуется ведомственная целевая программа "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Еврейской автономной области" на 2014-2018 годы.
В рамках данной программы организовано направление на обучение в медицинские ВУЗЫ# по целевым направлениям от Еврейской автономной области. В 2015 году было направлено 15 абитуриентов, из них: 8 на лечебный факультет, 6 педиатрический факультет, 1 стоматологический факультет.
Направлено на обучение в клиническую интернатуру по целевым направлениям от Еврейской автономной области в 2015 году - 20 человек, в 2014 году - 14 человек.
В 2015 году прибыло 27 врачей, в том числе 14 - после окончания интернатуры, 13 - из других субъектов Российской Федерации.
Основной базой подготовки врачей являются высшие образовательные учреждения здравоохранения ДФО. Усовершенствование и специализация средних медработников области проводится на базе медицинского колледжа г. Биробиджана. В 2015 году на курсы повышения квалификации были направлены 83 врача и 139 средних медицинских работников, профессиональную переподготовку прошли 5 врачей и 3 средних медицинских работника.
К 2021 году увеличение числа привлеченных в отрасль медицинских специалистов составит 25 человек.
2.6. Совершенствование системы лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях.
В Еврейской автономной области право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального, областного бюджетов имеют 14 тыс. граждан, что составляет около 19 процентов населения области.
Адресность предоставления лекарственной помощи обеспечивается путем персонифицированного учета льготного отпуска лекарственных препаратов на основании сформированных регистров пациентов.
По данным регистров, в области право на предоставление государственной социальной помощи, включающей обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета имеют 5800 человек.
В региональном регистре пациентов, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания бесплатно или со скидкой за счет средств областного бюджета, числится 8500 граждан.
Граждан, зарегистрированных в федеральном регистре больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей - 111 человек.
В 2015 году в региональном сегменте федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, зарегистрирован 13 человек. В настоящее время лекарственное обеспечение данных пациентов осуществляется в рамках действующего областного законодательства.
В области льготный отпуск лекарственных препаратов реализуется через аптечную сеть, представленную 4 государственными и муниципальными аптечными организациями.
В области функционирует 1 государственное предприятие "Фармация" основной задачей которой является обеспечение наркотическими и психотропными лекарственными препаратами лечебно-профилактические учреждения области, а также граждан области.
Решение задачи доступности и качества лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях в сложившейся ситуации необходимо решать экономически рационально, путем повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения.
В связи с этим возрастает актуальность разработки путей совершенствования системы лекарственного обеспечения в целях обеспечения роста удовлетворенности потребности населения в лекарственном обеспечении в рамках текущего финансирования.
К 2021 году число граждан злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, получающих лекарственные препараты, достигнет 100%. Доля ВИЧ инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, состоящих на диспансерном учете возрастет до 56%.
2.7. Развитие информатизации в здравоохранении.
Мероприятие внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий. На данное мероприятие выделено 34 521,9 тысяч рублей, том числе из средств федерального бюджета - 26 453,9 тысяч рублей, областного бюджета - 8 068,0 тысяч рублей. Всего освоено 33 966,5 тысяч рублей, том числе из средств федерального бюджета - 25 901,3 тысяч рублей, областного бюджета - 8 065, 2 тысяч рублей, что составляет 98,3% от запланированных средств, не освоено 552,65 тысяч рублей, по причине невозможности проведения централизации медицинской информационной системы (МИС) и организации Регионального информационного ресурса (РИР) здравоохранения Еврейской автономной области по причине отсутствия регионального центра обработки данных (РЦОД), централизованной сети.
В рамках реализации мероприятий по информатизации здравоохранения участвуют 15 лечебно-профилактических учреждений, в том числе 7 РБ и ЦРБ. Для их оснащения приобретено серверное оборудование тип 1 - 6 штук, тип 2 - 10 штук, а также ТС "ТОНК1421К" - 247 штук и 163 принтера. В течение 2014 года проводилась работа по подготовке помещений под сервера и их аттестации. Одновременно проведена работа по организации корпоративной сети по технологии VLAN в 7 ЛПУ города Биробиджана со скоростью передачи данных 10 Мбит/сек.
Из 518 рабочих мест только 247 в полной мере оснащены информационно-коммуникационными технологиями для организации лечебно-диагностического процесса, что составило от потребности 48%.
В 2012 году приобретено программное обеспечение на базе медицинской информационной системы "КМИС", для учреждений здравоохранения области. При разработке Системы большое внимание уделено обеспечению безопасности при обработке персональных данных, и защите от несанкционированного доступа к медицинским данным. В Системе предусмотрены интерфейсы интеграции и обмена данными с различными сопутствующими и сторонними системами.
В отчетном периоде проводилась работа по организации защиты каналов связи между лечебными учреждениями области и ТФОМС. На сегодняшний день записаться на приём к врачу можно посредством Федеральной электронной регистратуры в несколько лечебных учреждений области. Обеспечивается актуализация календарей и расписания приёмов специалистов.
В настоящее время проводится адаптация и настройка работы сервиса в остальных учреждениях.
На базе областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" начата работа по организации ситуационного центра.
Для чего проведен ремонт выделенного помещения с оснащением его необходимой мебелью, установкой компьютерного оборудования с программным обеспечением для организации 8 АРМ диспетчеров. Это позволит охватить диспетчеризацией санитарного автотранспорта на всей территории области.
Имеющейся автопарк ЧСМП в количестве 53 машин оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS полностью - 100%.
Учитывая компактность проживания населения и оптимальной сетью расположения лечебных учреждений оказывающих скорую медицинскую помощь доля времени доезда до пациента до 20 минут в общей структуре доезда составляет 87,9%, что позволяет обеспечить в среднем показатель доезда 18,7 минут и среднее время доставки пациента до медицинской организации 32 минуты.
2.8. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям.
В области в 2014 году было развернуто 10 коек для паллиативной помощи больным на базе РБ Смидовичского района. За отчетный период выписано 123 пациента, в том числе старше трудоспособного возраста 105. Умер 1 больной. Койка данного профиля работала в году 319,9 койко-дня.
2.9. Обеспечение деятельности областных учреждений здравоохранения особого типа.
К учреждениям особого типа относятся ОГКУЗ "Областной центр мобилизационных резервов "Резерв" и ОГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр". Основной задачей ОГКУЗ "Областной центр мобилизационных резервов "Резерв" является обеспечение хранения имущества предназначенного для выполнения задач Еврейской автономной области в особый период по оказанию медицинской помощи, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
ОГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" обеспечивает проведение мероприятий сбора и анализа статистических данных деятельности областных государственных учреждений здравоохранения, подготовке на основе анализа деятельности учреждений здравоохранения стратегии дальнейшего развития отрасли здравоохранения, обеспечение развития информатизации и внедрения новых форм статистической отчетности.
В составе областных государственных учреждений здравоохранения функционируют патологоанатомические отделения, основная задача которых это выявление диагностических ошибок в лечении пациента, подготовка рекомендаций для врачей по лечению и диагностике заболеваний у пациентов.
2.10. Организация общего медицинского страхования населения Еврейской автономной области.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи. Осуществляются мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В Еврейской автономной области тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи.
К 2021 году удовлетворенность населения медицинской помощью увеличится до 43%.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи государственной программы
Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы является "Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года", утвержденная постановлением правительства области от 20.03.2012 N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года".
Цель государственной программы - повышение доступности и качества медицинской помощи населению Еврейской автономной области, сохранение и улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни населения
Достижение цели возможно при решении следующих задач государственной программы:
1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
3. Охрана здоровья матери и ребенка.
4. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей.
5. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, повышение престижа медицинских специальностей.
6. Совершенствование системы лекарственного обеспечения.
7. Развитие информатизации в здравоохранении.
8. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям.
9. Обеспечение деятельности областных учреждений здравоохранения особого типа.
10. Организация общего медицинского страхования населения Еврейской автономной области.
4. Перечень показателей (индикаторов) государственной программы
1. Удовлетворенность населения медицинской помощью (от числа обратившихся).
Данный показатель определяется как отношение численности опрошенных в результате анкетирования граждан, удовлетворенных оказываемой медицинской помощью, к совокупной численности опрошенных граждан.
Данный показатель определяется как отношение численности опрошенных в результате анкетирования граждан, полученных по данным анкет размещенных на портале Минздрава Российской Федерации, а также полученных результатов по заполненным анкетам пациентами в лечебно-профилактических учреждениях на бумажных носителях к общему числу опрошенных граждан.
Показатель определяется по формуле:
- удовлетворенность населения медицинской помощью
- численность опрошенных в результате анкетирования граждан
- общее число опрошенных в результате анкетирования граждан
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует рост данного показателя.
2. Смертность населения от всех причин
Данный показатель определяется как отношение числа умерших в течение календарного года по данным Госкомстата РФ к среднегодовой численности населения территории, по данным Госкомстата РФ.
Показатель определяется по формуле:
- смертность населения от всех причин
- число умерших в течение календарного года
- показатель среднегодовой численности населения на территории
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует снижение данного показателя.
3. Снижение доли курящих среди населения.
Данный показатель определяется как отношение числа курящих среди опрошенных в результате анкетирования граждан, к совокупной численности опрошенных граждан.
Показатель определяется по формуле:
Дк - удельный вес курящих
К - численность курящих среди опрошенных в результате анкетирования граждан
- общее число опрошенных в результате анкетирования граждан
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует снижение данного показателя.
4. Смертность от туберкулеза
Данный показатель определяется как отношение числа умерших от туберкулеза в течение календарного года по данным Госкомстата РФ к среднегодовой численности населения территории, по данным Госкомстата РФ.
Показатель определяется по формуле:
- смертность от туберкулеза
- количества умерших от туберкулёза
- показатель среднегодовой численности населения на территории.
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует снижение данного показателя.
5. Доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, состоящих на диспансерном наблюдении.
Данный показатель определяется как отношение числа ВИЧ-инфицированных граждан, получающих антиретровирусную терапию к общему числу ВИЧ-инфицированных граждан, состоящих на диспансерном наблюдении). Количество ВИЧ-инфицированных граждан состоящих на учете в специализированном учреждении здравоохранения, а также число ВИЧ-инфицированных граждан, получающих антиретровирусную терапию за отчетный год отражаются ежегодно в отчетности по форме 61 "Сведения о контингентах больных ВИЧ-инфекцией", утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2008 N 1.
Показатель определяется по формуле:
- доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, состоящих на диспансерном наблюдении
- количество ВИЧ-инфицированных граждан, получающих антиретровирусную терапию
- количество ВИЧ-инфицированных граждан, состоящих на диспансерном наблюдении)
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует рост данного показателя.
6. Смертность детей от 0 до 17 лет (на 100 000 нас. соответствующего возраста).
Данный показатель рассчитывается как отношение количества умерших детей в возрасте от 0 до 17 лет, по данным Госкомстата РФ к общему числу детей данной возрастной категории, по данным Госкомстата РФ на 100 000 населения соответствующего возраста.
Показатель определяется по формуле:
- смертность детей от 0 до 17 лет (на 100 000 нас. соответствующего возраста)
- количество умерших детей в возрасте от 0 до 17 лет
- общее число детей данной возрастной категории
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует снижение данного показателя.
7. Доля обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностики от числа поставленных на учет в первый триместр беременных.
Данный показатель определяется как отношение количества обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностике к числу женщин закончивших беременность.
- доля обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностики от числа поставленных на учет в первый триместр беременных
- количество обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностики
- число женщин закончивших беременность
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует рост данного показателя.
8. Охват детей до 1 года неонатальным скринингом
Данный показатель определяется как отношение количества обследованных детей до 1 года к общему количеству родившихся детей, родившихся живыми, в отчетном периоде.
- доля детей до 1 года, которым проведен неонатальный скрининг
- количества обследованных детей до 1 года
- общее количество родившихся детей в отчетном периоде
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует рост данного показателя.
9. Доля граждан, получающих лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Данный показатель определяется как отношение количества граждан больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, получивших лекарственные препараты в отчетном году, к общему числу граждан, страдающих злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, состоящих в федеральном регистре.
Количество граждан, получающих лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей представляется аптечной сетью области.
Общее число граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей формирует управление здравоохранения правительства области по направлениям лечебных учреждений области.
- доля граждан, получающих лекарственные препараты
- количество граждан, получивших лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей
- общее количество граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, состоящих в федеральном регистре
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует рост данного показателя.
10. Увеличение количества привлеченных в отрасль медицинских специалистов, в рамках реализуемых мер.
Плановые значения показателя рассчитываются, исходя из предусмотренных законом области от 30.10.2013 N 390-ОЗ "О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению", финансовых средств для привлечения в отрасль медицинских специалистов.
Положительную динамику реализации мероприятий характеризует рост данного показателя.
Таблица 1
Сведения
о показателях (индикаторах) государственной программы Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы
N п/п |
Наименование показателей (индикаторов) |
Ед. измерения |
Значение показателей |
|||||
Отчетный период 2015 (прогноз) |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016-2020 годы | ||||||||
1 |
Удовлетворенность населения медицинской помощью |
проценты |
34,1 |
36,5 |
40,0 |
43,0 |
43,0 |
43,0 |
2 |
Смертность населения от всех причин |
случаев на 100 тыс. населения |
15,8 |
14,0 |
14,5 |
14,3 |
14,1 |
13,8 |
3 |
Снижение доли курящих среди населения |
проценты |
51,0 |
49,0 |
47,0 |
45,0 |
43,0 |
41,0 |
4 |
Смертность от туберкулеза |
случаев на 100 тыс. населения |
34 |
33,1 |
29,8 |
26,5 |
26,5 |
26,5 |
5 |
Доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, состоящих на диспансерном наблюдении |
проценты |
22,5 |
33,9 |
40 |
48 |
52 |
56 |
6 |
Смертность детей от 0 до 17 лет |
случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста |
150 |
147 |
125 |
118 |
118 |
118 |
7 |
Доля обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностики от числа поставленных на учет в первый триместр беременных |
проценты |
92 |
93 |
94 |
95 |
95 |
95 |
8 |
Охват детей до 1 года неонатальным скринингом |
проценты |
93,4 |
94 |
97 |
97,5 |
98 |
99 |
9 |
Доля граждан, получающих лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей |
проценты |
95 |
96 |
98 |
100 |
100 |
100 |
10 |
Увеличение количества привлеченных в отрасль медицинских специалистов, в рамках реализуемых мер |
человек |
30 |
37 |
44 |
51 |
51 |
51 |
5. Прогноз конечных результатов государственной программы
По итогам реализации государственной программы:
- удовлетворенность населения медицинской помощью возрастет до 43% к 2021 году;
- общая смертность населения снизится до 13,8 случаев на 100 тыс. населения к 2021 году;
- доля курящих среди населения снизится до 41,0% к 2021 году;
- смертность населения от туберкулеза снизится на 26,5% случаев на 100 тыс. населения к 2021 году;
- количество ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию возрастет до 56% к 2021 году;
- смертность детей от 0 до 17 лет снизится до 118 случаев на 100 тыс. соответствующего возраста к 2021 году от уровня 2015 года;
- число обследованных беременных женщин по комплексу пренатальной (дородовой) диагностики от числа поставленных на учет в первый триместр беременных возрастет до 95% к 2021 году;
- число обследованных детей до 1 года неонатальным скринингом увеличится до 99% к 2021 году;
- число граждан, получающих лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше,
рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей возрастет до 100% к 2021 году;
- число привлеченных в отрасль медицинских специалистов увеличится на 25 человек к 2021 году.
6. Сроки и этапы реализации государственной программы
Срок реализации программы: 2016 - 2020 годы.
7. Система программных (подпрограммных) мероприятий
Таблица 2
Мероприятия государственной программы
8. Механизм реализации государственной программы
Механизм реализации государственной программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников государственной программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению государственной программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий государственной программы.
Текущее управление реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем государственной программы совместно с соисполнителями государственной программы.
Ответственным исполнителем государственной программы является управление здравоохранения правительства области.
Участниками государственной программы являются:
- ОГБУЗ "Областная больница"
- ОГБУЗ "Детская областная больница"
- ОГКУЗ "Психиатрическая больница"
- ОГБУЗ "Онкологический диспансер"
- ОГБУЗ "Инфекционная больница"
- ОГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер"
- ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи"
- ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер"
- ОГКУЗ "Центр профилактики и борьбы со СПИД",
- ОГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр"
- ОГКУЗ "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв"
- ОГБУЗ "Станция переливания крови"
- ОГКУЗ "Дом ребенка специализированный"
- ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
- ОГБУЗ "Теплоозерская центральная районная больница"
- ОГБУЗ "Ленинская центральная районная больница"
- ОГБУЗ "Октябрьская центральная районная больница"
- ОГБУЗ "Николаевская районная больница"
- ОГБУЗ "Валдгеймская центральная районная больница"
- ОГБУЗ "Смидовичская районная больница"
- ОГБУЗ "Облученская районная больница"
- ОГБУЗ "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины"
- управление архитектуры и строительства Еврейской автономной области.
Ответственный исполнитель государственной программы:
- обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и утверждение в установленном порядке;
- организует реализацию государственной программы, обеспечивает внесение изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей и индикаторов государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;
- проводит оценку эффективности государственной программы на этапе реализации;
- запрашивает у соисполнителей государственной программы сведения, необходимые для подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет);
- готовит годовой отчет.
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для областных государственных нужд, заключаемых исполнителями подпрограммных мероприятий с исполнителями работ (услуг), определяемыми в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализация мероприятия 1.5.2.1 "Реализация закона Еврейской автономной области от 30.10.2013 N 390-ОЗ "О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению" осуществляется в соответствии с законом области от 30.10.2013 N 390-ОЗ, постановлением правительства области от 03.06.2014 N 278-пп.
Реализация мероприятия 1.2.1.1. "Возмещение стоимости проезда до места лечения и обратно гражданам, проживающим на территории области" осуществляется согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлением правительства области от 29.02.2016 N 58-пп "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Еврейской автономной области на 2016 год".
Реализация мероприятия 1.6.1.3 "Оказание социальной помощи гражданам, награжденным почетным званием "Почетный гражданин Еврейской автономной области" осуществляется в соответствии с законом области от 27.02.2002 N 41-ОЗ "О почетном звании "Почетный гражданин Еврейской автономной области".
Реализация мероприятий 1.6.1.1 "Обеспечение мер социальной поддержки тружеников тыла", 1.6.1.2 "Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и 1.6.1.4 "Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и постановлением правительства области от 16.07.2013 N 339-пп "О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 N 122-ОЗ "Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области" в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения".
Реализация мероприятия 1.6.1.5 "Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, имеющих доход ниже прожиточного минимума, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, семьи которых имеют доходы ниже прожиточного минимума" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и постановлением правительства области от 27.04.2009 N 145-пп "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, имеющих доход ниже прожиточного минимума, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, семьи которых имеют доходы ниже прожиточного минимума, установленного нормативными правовыми актами области, а также детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проживающих на территории Еврейской автономной области".
Реализация мероприятия 1.4.1.1 "Санаторное оздоровление детей, страдающих различными хроническими заболеваниями состоящие на учете в лечебном учреждении области" осуществляется согласно Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и постановлением правительства области от 14.04.2010 N 131-пп "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Еврейской автономной области".
9. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы
Таблица 3
Прогноз
сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями области по государственной программе Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы
10. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Общий объем финансирования программы в 2016 - 2020 годах составит 6 864 883,6 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 6 558 202,8 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 306 680,8 тыс. рублей.
Источник финансирования - средства областного бюджета и федерального бюджета.
Таблица 4
Ресурсное обеспечение
реализации государственной программы "Здравоохранение Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы за счет средств областного бюджета
Таблица 5
Информация
о ресурсном обеспечении государственной программы "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016-2020 годы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области, внебюджетных источников
Таблица 6
Структура
финансирования государственной программы Еврейской автономной области "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы по направлениям расходов
Источники и направления расходов |
Расходы (тыс. рублей), годы |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Всего | ||||||
Областной бюджет |
6 558 202,8 |
1 751 409,2 |
1 257 570,9 |
1 058 812,2 |
1 230 103,5 |
1 260 307,0 |
Федеральный бюджет |
306 680,8 |
191 337,6 |
71 957,0 |
21 931,4 |
21 454,8 |
0 |
Другие источники |
|
|
|
|
|
|
Капитальные вложения | ||||||
Областной бюджет |
81 268,0 |
68 866,8 |
12 401,2 |
0 |
0 |
0 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
|
|
НИОКР | ||||||
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы | ||||||
Областной бюджет |
6 476 934,8 |
1 682 542,4 |
1 245 169,7 |
1 058 812,2 |
1 230 103,5 |
1 260 307,0 |
Федеральный бюджет |
306 680,8 |
191 337,6 |
71 957,0 |
21 931,4 |
21 454,8 |
0 |
Другие источники" |
|
|
|
|
|
|
11. Методика оценки эффективности государственной программы
Методика оценки эффективности реализации государственной программы представляет собой алгоритм расчета оценки эффективности реализации государственной программы, основанный на оценке результативности государственной программы, с учетом объема ресурсов,
направленных на ее реализацию, и критериев социально-экономической эффективности.
Методика оценки эффективности реализации государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:
- степени выполнения запланированных мероприятий;
- степени соответствия запланированному уровню затрат за счет средств областного бюджета;
- степени эффективности использования средств областного бюджета;
- степени достижения целевого показателя (индикатора) государственной программы.
Порядок проведения оценки эффективности реализации государственной программы включает:
- расчет интегральной оценки эффективности реализации государственной программы;
- расчет комплексной оценки эффективности реализации государственной программы.
Для расчета интегральной оценки эффективности реализации государственной программы определяются:
1) оценка степени реализации запланированных мероприятий;
2) оценка степени соответствия запланированному уровню затрат за счет средств областного бюджета;
3) оценка степени достижения целевого показателя (индикатора) государственной программы.
Оценка степени реализации запланированных мероприятий рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат за счет средств областного бюджета рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень соответствия запланированному уровню затрат за счет средств областного бюджета;
- фактические расходы на реализацию программы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию программы.
Оценка степени достижения целевых показателей (индикаторов) государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень достижения целевого показателя (индикатора) государственной программы;
- значение целевого показателя (индикатора), фактически достигнутое на конец отчетного года;
- плановое значение целевого показателя (индикатора);
- значение i целевого показателя (индикатора), фактически достигнутое на конец отчетного года;
- плановое значение i целевого показателя (индикатора);
- количество показателей (индикаторов) государственной программы.1
Значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- интегральная оценка эффективности реализации государственных программ;
- степень достижения целевого показателя (индикатора) государственной программы;
- степень соответствия запланированному уровню затрат за счет средств областного бюджета;
- степень реализации мероприятий.
Эффективность реализации государственной программы признается высокой в случае, если значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации государственной программы признается средней в случае, если значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации государственной программы признается удовлетворительной в случае, если значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.
Для проведения комплексной оценки эффективности реализации государственной программы учитываются показатель интегральной оценки эффективности реализации государственных программ и показатель эффективности использования средств областного бюджета.
Оценка эффективности использования средств областного бюджета является оценочным показателем, используемым при подведении итогов оценки эффективности реализации государственной программы.
Оценка степени эффективности использования средств областного бюджета рассчитывается по формуле:
,
где:
- эффективность использования средств областного бюджета;
- степень достижения целевого показателя (индикатора) государственной программы;
- степень соответствия запланированному уровню затрат за счет средств областного бюджета.
Оценка эффективности использования средств областного бюджета будет тем выше, чем выше уровень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы и меньше объем использования средств областного бюджета.
1 Для показателей индикаторов желаемой тенденции развития которых является увеличение значений, рассматривается отношение фактического показателя к плановому.
Для индикаторов желаемой тенденции развития которых является снижение значений, рассматривается отношение планового показателя к фактическому.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Еврейской автономной области от 10 марта 2017 г. N 71-пп "О внесении изменения в государственную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.