Распоряжение Губернатора Еврейской автономной области
от 31 января 2019 г. N 34-рг
"О внедрении системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории Еврейской автономной области"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции":
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Еврейской автономной области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
2. Органам исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством Еврейской автономной области, принять до 1 марта 2019 года меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории Еврейской автономной области.
3. Органам исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством Еврейской автономной области, при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории Еврейской автономной области руководствоваться Положением об организации в Еврейской автономной области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса), утвержденным настоящим распоряжением.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории муниципального образования.
5. Управлению экономики правительства Еврейской автономной области осуществлять общую координацию деятельности по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории Еврейской автономной области.
6. Коллегиальным органом по рассмотрению и утверждению доклада об антимонопольном комплаенсе считать Совет по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции в Еврейской автономной области.
7. Управлению экономики правительства Еврейской автономной области внести соответствующее изменение в постановление губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2016 N 64 "О Совете по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции в Еврейской автономной области".
8. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
А.Б. Левинталь |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением губернатора
Еврейской автономной области
от 31.01.2019 N 34-рг
Положение
об организации в Еврейской автономной области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)
I. Общие положения
1. Положение об организации в Еврейской автономной области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) (далее - антимонопольный комплаенс) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности органов исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области (далее - орган исполнительной власти), требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности органов исполнительной власти.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
- "антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
- "антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
- "доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
- "коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- "нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции органом исполнительной власти;
- "риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
- "уполномоченное подразделение" - подразделение органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
1. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти.
2. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
3. При организации антимонопольного комплаенса органу исполнительной власти рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) заинтересованность руководства органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Акт об антимонопольном комплаенсе
1. Для организации антимонопольного комплаенса органом исполнительной власти должен быть принят акт об антимонопольном комплаенсе, в котором содержатся:
а) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении органом исполнительной власти своей деятельности;
в) порядок ознакомления государственных гражданских служащих органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
г) меры, направленные на осуществление органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса.
2. Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт).
IV. Уполномоченное подразделение (должностное лицо)
1. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти должно быть определено уполномоченное подразделение либо назначено должностное лицо. Состав данного уполномоченного подразделения определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности органа исполнительной власти.
2. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) должны относиться следующие функции:
а) подготовка и представление руководителю органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликтов интересов в деятельности служащих и структурных подразделений органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;
г) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
д) консультирование государственных гражданских служащих органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
е) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование руководителя органа исполнительной власти о внутриведомственных документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе должны проводиться:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов органа исполнительной власти;
в) анализ проектов нормативных правовых актов органа исполнительной власти;
г) мониторинг и анализ практики применения органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых органом исполнительной власти мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
2. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях органа исполнительной власти сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти, который содержит классифицированные по сферам деятельности органа исполнительной власти сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа по данному нарушению, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных органом исполнительной власти на недопущение повторения нарушения.
3. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа нормативных правовых актов органа исполнительной власти должны реализовываться следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов органа исполнительной власти (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководству органа исполнительной власти сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты органа исполнительной власти.
4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых в нем решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в органе исполнительной власти;
б) подготовка по итогам сбора сведений, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в органе исполнительной власти;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в органе исполнительной власти.
6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням:
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти. Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения на него штрафа отсутствует |
Незначительный |
Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения |
Существенный |
Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание указанных рисков, в которое также включается оценка причин и условий их возникновения.
9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса
1. В целях оценки эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа исполнительной власти в целом.
2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса утверждается распоряжением губернатора Еврейской автономной области.
3. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти.
4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти.
2. Органы исполнительной власти представляют в управление экономики правительства Еврейской автономной области ежегодно в срок до 10 января года, следующего за отчетным, доклад об антимонопольном комплаенсе.
3. Доклад об антимонопольном комплаенсе в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, управлением экономики правительства Еврейской автономной области направляется на рассмотрение и утверждение в коллегиальный орган.
4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается управлением экономики правительства Еврейской автономной области на его официальном сайте.
5. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться управлением экономики правительства Еврейской автономной области в Федеральную антимонопольную службу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Еврейской автономной области от 31 января 2019 г. N 34-рг "О внедрении системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории Еврейской автономной области"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 31 января 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Еврейской автономной области от 28 января 2022 г. N 24-рг
Изменения вступают в силу с 28 января 2022 г.