Распоряжение Правительства Еврейской автономной области
от 1 июля 2019 г. N 234-рп
"О мерах по созданию и функционированию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов"
С целью развития условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования профессиональных ассоциаций и участия в их работе, участия в программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок, а также осуществление деятельности по проведению добровольной независимой оценки профессиональной квалификации руководящих и педагогических кадров образовательных организаций:
1. Утвердить прилагаемые:
- Комплекс мер по созданию и функционированию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов на 2022 год.
- Концепцию по созданию и функционированию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов на 2022 год.
2. Определить комитет образования Еврейской автономной области региональным координатором, ответственным за создание и функционирование Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель председателя правительства области |
М.Г. Сироткин |
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 1 июля 2019 года N 234-рп
Комплекс мер (дорожная карта)
по созданию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов на 2022 год
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
25 августа 2021 год |
2. |
Согласованы и утверждены модели, организационно-правовые формы организации и местонахождение ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области |
Письмо Проектного офиса, Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
10 сентября 2021 год |
3. |
Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
1 октября 2021 года, далее ежегодно |
4. |
Утверждено типовое Положение о деятельности ЦНППМПР и ЦОПМКП на территории Еврейской автономной области |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
1 октября 2021 года |
5. |
Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области, Проектный офис нацпроекта "Образование" |
Письмо ведомственного проектного офиса и приказ комитета образования Еврейской автономной области |
30 октября 2021 года |
6. |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центров по статьям расходов |
комитет образования Еврейской автономной области, Проектный офис нацпроекта "Образование" |
Письмо комитета образования Еврейской автономной области |
30 ноября 2021 года, далее ежегодно |
7. |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области, Проектный офис нацпроекта "Образование" |
Письмо Проектного офиса, Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
1 декабря 2021 года |
8. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Еврейской автономной области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
комитет образования Еврейской автономной области |
Дополнительное соглашение |
5 февраля 2022 года, далее ежегодно (при необходимости) |
9. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
комитет образования Еврейской автономной области |
Финансовое соглашение |
15 февраля 2022 года, далее ежегодно (при необходимости) |
10. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области |
Извещение о проведении закупок |
25 февраля 2022 года |
11. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области |
Свидетельство о повышении квалификации отчет по программам переподготовки кадров |
Согласно отдельному графику проектного офиса нацпроекта "Образование", далее ежегодно |
12. |
Закуплено, доставлено и налажено оборудование для ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области |
Акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной комитетом образования Еврейской автономной области |
25 августа 2022 года |
13. |
Получена лицензия на образовательную деятельность ЦНППМПР (в случае ее отсутствия) |
комитет образования Еврейской автономной области |
лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
25 августа 2022 года |
14. |
Проведен мониторинг оснащенности средствами обучения и приведения площадок ЦНППМПР и ЦОПМКП в соответствии с брэндбуком |
комитет образования Еврейской автономной области, Проектный офис нацпроекта "Образование" |
По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" |
30 августа 2022 года |
15. |
Завершение комплектования штатных расписаний ЦНППМПР и ЦОПМКП |
комитет образования Еврейской автономной области, Проектный офис нацпроекта "Образование" |
Приказы об утверждении штатных расписаний |
30 августа 2022 года |
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение 2
к Комплексу мер по созданию
по созданию и функционированию Центра
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и Центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
Предварительная калькуляция операционных расходов
ЦНППМПР
Наименование расходов |
Сумма расходов на 2022 год (тыс. руб.) |
|
Заработная плата |
211 |
16 800 |
Прочие несоциальные выплаты (суточные) |
212 |
416 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
213 |
5 074 |
Транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
226 |
1 500 |
Прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
226 |
1 200 |
Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
340 |
1 200 |
Коммунальные платежи |
223 |
2 500 |
Услуги по содержанию имущества |
225 |
1 310 |
Итого |
|
30 000 |
ЦОПМКП
Наименование расходов |
Сумма расходов на 2022 год (тыс. руб.) |
|
Заработная плата |
211 |
6 480 |
Прочие несоциальные выплаты (суточные) |
212 |
50 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
213 |
1 957 |
Транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
226 |
300 |
Прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
226 |
250 |
Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
340 |
235 |
Коммунальные платежи |
223 |
530 |
Услуги по содержанию имущества |
225 |
198 |
Итого |
|
10 000 |
Приложение 3
к Комплексу мер по созданию
по созданию и функционированию Центра
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и Центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
Зонирование и дизайн-проект ЦНППМПР и ЦОПМКП
ЦНППМПР по модели "стандарт" имеет общую площадь 604,9 кв. м.
ЦНППМПР расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 89-б.
ЦНППМПР имеет хорошую транспортную доступность. Рядом расположены автобусные остановки, на которых останавливается большинство автобусных маршрутов, курсирующих в различные районы г. Биробиджана, на железнодорожный вокзал и автовокзал.
Функциональные зоны ЦНППМПР:
1. Медиатека - 62 кв. м.
2. Помещение для организации коворкинг-пространства - 52,2 кв. м.
3. Лекторий (2 аудитории) - по 92,4 кв. м.
4. Рецепция - 48, 2 кв. м.
5. Помещение для персонала (2) - по 52 и 54 кв. м.
6. Помещение для проектной деятельности - 63,2 кв. м.
7. Аудиториум (зона многофункциональных учебных аудиторий, тренингов) - 5 аудиторий общей площадью 382,4 кв. м.
Зонирование и дизайн-проект ЦНППМПР и ЦОПМКП будут выполнены в соответствии с установленным фирменным стилем каждого из Центров и Методическими рекомендациями по созданию и обеспечению функционирования Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2019 N МР-4/0264.
Приложение 4
к Комплексу мер по созданию
по созданию и функционированию Центра
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и Центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
Штатное расписание
ЦНППМПР по модели "стандарт"
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Заместитель директора |
1 |
|
Административный персонал |
Главный бухгалтер |
1 |
Юрисконсульт |
0,5 |
|
Делопроизводитель |
0,5 |
|
Специалист по охране труда |
0,5 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Специалист по работе с персоналом |
0,5 |
|
Администратор |
1 |
|
Основной персонал |
Тьютор |
4 |
Методист |
1 |
|
Педагог по повышению профессионального мастерства (профессорско-преподавательский состав) |
8 |
Штатное расписание ЦОПМКП
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Заместитель директора |
1 |
|
Административный персонал |
Главный бухгалтер |
2 |
Юрисконсульт |
0,5 |
|
Делопроизводитель |
0,5 |
|
Специалист по охране труда |
0,5 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Специалист по работе с персоналом |
0,5 |
|
Администратор |
1 |
|
Основной персонал |
Тьютор |
4 |
Методист |
1 |
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 01 июля 2019 года N 234-рп
Концепция
создания Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов
Система образования в Еврейской автономной области объединяет около 180 образовательных организаций, около 45 000 обучающихся и воспитанников, около 3000 педагогов.
Сегодня региональная система повышения квалификации объединяет 5 участников:
1 образовательную организацию высшего образования,
2 областных организаций дополнительного профессионального образования, имеющих лицензии на образовательную деятельность;
2 муниципальных методических службы, обеспечивающих сопровождение и консультирование работников системы образования по формированию индивидуальных образовательных траекторий.
Указанная система направлена на планомерное повышение квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
В Еврейской автономной области, как отмечалось выше, насчитывается около 3000 педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, из них около 2 200 - в городской местности, более 800 - в сельской местности. Степень кандидата наук имеют 2 педагогических работника, высшую квалификационную категорию - 403 человека, первую квалификационную категорию - 746 человек. Чуть более 2000 педагогических работников имеют высшее образование, 700 человек - среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена.
Стаж до 3 лет имеют около 150 педагогических работников, от 3 до 5 лет - около 230, от 5 до 10 лет - более 240, от 10 до 15 лет - около 220, от 15 до 20 лет - более 350, более 20 лет - более 1500 человек. При этом возраст большей части педагогических работников составляет от 45 до 65 лет.
Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников" (далее - ОГАОУ ДПО "ИПКПР", Институт) оказывает сопровождение индивидуальных траекторий профессионального развития работников сферы образования.
Данные о повышении квалификации педагогических работников на базе ОГАОУ ДПО "ИПКПР".
год |
Прошли профессиональную переподготовку, чел. |
Прошли повышение квалификации, чел. |
|||||||
очно |
заочно и очно-заочно с применением ДОТ |
от 16 до 72 ч. |
от 72 до 108 ч. |
от 108 до 144 ч. |
от 144 до 250 ч. |
в форме стажировки |
всего |
||
2016 |
163 |
1993 |
17 |
1989 |
4 |
- |
- |
- |
2173 |
2017 |
126 |
1725 |
30 |
1707 |
18 |
- |
- |
- |
1881 |
2018 |
95 |
1206 |
3 |
1206 |
- |
- |
- |
- |
1304 |
В настоящее время ОГАОУ ДПО "ИПКПР" фактически единственное учреждение, в государственном задании которого основной статьёй является реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов образовательных организаций Еврейской автономной области. Кроме того, субсидии в рамках государственного задания предусмотрены так же на:
1. Научно-методическое обеспечение развития областной системы образования: методическая, консультационная, издательская деятельность по актуальным вопросам развития образования.
2. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.
3. Проведение различного рода мониторингов, научно-практических конференций, подготовка аналитических справок и т.п.
При сравнении данных о прохождении профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников на базе ОГАОУ ДПО "ИПКПР" за последние три года отчетливо намечается тенденция пусть незначительного, но явного снижения числа слушателей в целом. По косвенным показателям (напрямую Институт собирать сведения о том, где и в какой форме педагоги области обучаются по программам ДПО, не имеет полномочий) отмечается рост числа слушателей, проходящих обучение в заочной и очно-заочной формах с применением дистанционных образовательных технологий в других регионах. При этом численность педагогических работников в регионе сохраняется.
На наш взгляд, основной причиной данных процессов является экономия временных ресурсов и финансовых средств на прохождение обучения, а также отсутствие средств в муниципальных образованиях области на оплату командировочных расходов педагогов.
Следствием этого является уменьшение охвата потенциальных слушателей - педагогических работников, которым необходимо повышать квалификацию и проходить профессиональную переподготовку. Педагогические работники предпочитают проходить повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, часто за пределами ЕАО, при этом основным мотивом выбора дополнительной профессиональной программы является не качество ее содержания, а низкая стоимость. Это может приводить к снижению качества обучения педагогических работников и не гарантирует освоение ими необходимых профессиональных компетенций и устранения имеющихся профессиональных дефицитов. Постоянно сокращающиеся объёмы финансирования на разработку содержания и реализацию дополнительных профессиональных программ, на командирование работников Института на обучение в другие регионы страны, невозможность привлекать высококвалифицированные кадры из-за невысокой оплаты труда, также может отразиться на качестве результатов обучения.
Современная система повышения квалификации должна обеспечивать конкретные изменения в профессиональных компетенциях педагогических работников (предметные, методические, психолого-педагогические, коммуникативные), однако они не являются в настоящее время ядром содержания многих программ повышения квалификации. В 2019 году ОГАОУ ДПО "ИПКПР" начал апробацию таких программ для учителей русского языка и литературы и математики. На данный момент реализация этих программ не завершена, прошли две сессии из четырёх запланированных. Но уже сейчас можно сделать вывод о том, что руководители муниципальных отделов образования, образовательных организаций и сами педагоги слабо осознают те профессиональные дефициты, которые выявляют различные оценочные процедуры для обучающихся, мониторинговые мероприятия, аттестация. Количество педагогов, поступивших на эти две программы, пока очень мало.
Вводимые с 2020 года новая система аттестации педагогических работников в рамках национальной системы учительского роста ещё больше отразятся на проявлении перечисленных проблем.
Для оценки качества профессионального развития педагогических работников необходимо создание единой информационной системы, которая объединяла бы данные о профессиональных дефицитах педагогических работников, выявленных в ходе аттестации и по итогам анализа результатов оценочных процедур для обучающихся, а также о мероприятиях по индивидуальному профессиональному развитию в формах формального, неформального, информального образования.
Таким образом, в Еврейской автономной области существует необходимость создания Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), что потребует внесения изменений в части расширения функционала вследствие введения новых уставных задач ОГАОУ ДПО "ИПКПР" и изменения устава в части включения Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Еврейской автономной области как территориально обособленного структурного подразделения Института по модели "стандарт".
В ЕАО наблюдается незначительный рост числа педагогических работников, проходящих аттестацию на высшую и первую квалификационные категории.
Аттестация педагогических работников на квалификационную категорию осуществляется в форме портфолио. Разработана электронная система учета аттестующихся педагогических работников Еврейской автономной области на первую и высшую квалификационные категории. Модели портфолио постепенно обновляются и совершенствуются, руководящие и педагогические работники приглашаются к участию в их обсуждении.
Однако система аттестации педагогических работников слабо связана с системой повышения квалификации. Информация о выявленных аттестационной комиссией в ходе аттестации профессиональных дефицитах и данных экспертами рекомендаций работнику по повышению квалификации не доводится до разработчиков содержания дополнительных профессиональных программ. Это снижает их адресность и персонифицированность. Проблема усугубляется тем, что многие педагогические и руководящие работники не осознают наличие собственных профессиональных дефицитов и не могут осуществить выбор актуальной дополнительной профессиональной программы. Только около 30% опрошенных учителей осознают наличие у себя определенных профессиональных дефицитов. 22% отмечают недостаток навыков работы с учащимися, которые имеют проблемы в поведении, 18% - дефицит знания методик обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 15% - дефицит навыков в области компьютерных и информационных технологий.
Процедура аттестации не в полной мере отражает достижения педагогов и их обучающихся, не в полном объеме сформировано единое экспертное сообщество, педагоги не до конца ощущают "прозрачности" процедуры.
Решением данных проблем выступает создание единого Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - ЦОПМКП) системы образования Еврейской автономной области.
Профессиональным ядром ЦОПМКП должны стать экспертные сообщества и профессиональные ассоциации, в том числе областное методическое объединение педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
В Еврейской автономной области требуется осуществить ребрендинг муниципальных методических служб. Необходимо выстроить вертикальные связи: областное методическое объединения - муниципальные методические объединения - городские и районные методические объединения - школьные методические объединения. Эффективность этой системы возможна только при консолидации усилий не только на областном, но и на муниципальном уровнях.
Недостаточно используется потенциал дополнительных профессиональных программ, реализуемых в форме стажировок. Отсутствуют организационные механизмы, стимулирующие общеобразовательные, дошкольные организации и организации дополнительного образования выступать в качестве стажировочных площадок. Существующие стажировочные площадки не позволяют в полной мере реализовать все образовательные потребности потенциальных слушателей. Необходимо создание крупных стажировочных площадок (возможно на базе опорных школ), удовлетворяющих всем необходимым требованиям (к инфраструктуре, кадрам, содержанию образовательных программ, результатам образования).
Одним из факторов, существенно тормозящих реализацию модели непрерывного профессионального развития педагогических работников Еврейской автономной области, является устаревшая материально-техническая база, которая не позволяет организовать процесс повышения квалификации в соответствии с современными требованиями к мобильному пространству, мультимедийному и интерактивному оборудованию, информационно-методическому сопровождению на базе современных цифровых технологий.
Еще один существенный фактор - это географическая удаленность населенных пунктов и затрудненная транспортная доступность, вызывающие значительные финансовые затраты потенциальных слушателей курсов повышения квалификации. Решением данной проблемы может стать использование оборудования для видеоконференцсвязи с точками доступа на базе центра профессионального мастерства с одной стороны и на базе муниципальных образований (например, в опорных школах, выполняющих функции информационно-методических центров) - с другой.
Таким образом, потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР и ЦОПМКП в системе образования Еврейской автономной области при софинансировании из средств бюджета Российской Федерации обусловлены:
1) необходимостью создания условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов образованию - цифровизации экономики, роста влияния ассоциаций на профессиональную деятельность педагогов и образовательных организаций, ориентации на лучшие педагогические практики и сетевое взаимодействие при выборе ресурсов эффективного профессионального роста;
2) слабой оснащенностью повышения квалификации педагогических работников эффективными инструментами самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости;
3) недостаточной нормативно-правовой базой для применения новых форм непрерывного профессионального образования и роста профессионального мастерства, в том числе на основе современных цифровых технологий;
4) низким уровнем участия педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства;
5) необходимостью создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, на сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов современного регионального повышения квалификации.
На базе ЦОПМКП будет осуществляться разработка и совершенствование организационно-методических и нормативных документов по аттестации педагогических работников, разработка оценочных средств, формирование и поддержание в актуальном состоянии региональной базы данных оценочных средств, реестра аттестованных специалистов, а также регионального реестра документов, подтверждающих аттестацию. Кроме того, будут разрабатываться мероприятия по дальнейшему развитию системы аттестации, осуществлению мониторинга и самооценки эффективности деятельности, формированию состава экспертных комиссий и обучению региональных экспертов.
Создание ЦНППМПР и ЦОПМКП на территории ЕАО позволит интегрировать систему аттестации и систему повышения квалификации. Централизация процессов аттестации и профессионального развития на региональном уровне позволит исключить субъективность оценки результатов профессиональной деятельности педагогов и осуществлять персонификацию процесса их профессионального роста на базе модели, основанной на технологической цепочке: выявление профессиональных дефицитов разработка индивидуальных образовательных траекторий реализация в формах формального, неформального, информального образования аттестация, сертификация.
Реализация системы условий будет способствовать планомерному повышению квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий; формированию участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечению работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок; персонализации повышения квалификации педагогических работников и его результативности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов специально-предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных; преодолению дискретности повышения квалификации и созданию необходимых условий для непрерывности роста профессионального мастерства и успешной ликвидации профессиональных дефицитов (будут созданы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для онлайн обучения, электронные учебные микромодули для самостоятельного конструирования программ повышения квалификации, библиотеки электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования, инструменты для самотестирования уровней профкомпетенций); росту удовлетворенности педагогических работников дополнительными профессиональными программами повышения квалификации педагогических работников и реализуемыми на их основе учебными курсами разных модификаций; росту цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профмастерства в новых электронных средах; обновлению сетевого взаимодействия образовательных организаций Еврейской автономной области, обусловливающего рост качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и программ непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Раздел 2. Описание наработки и потенциал Еврейской автономной области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий в области образования)
ОГАОУ ДПО "Институт повышения квалификации педагогических работников", на базе которых планируется создание ЦНППМПР, обладает существенным опытом в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки, поддержки профессионального роста педагогических работников образовательных организаций (был создан в 1971 году).
Постоянно модернизирующееся содержание обучающих мероприятий, программ дополнительного профессионального образования и направления деятельности Института позволяет укрепить взаимодействие между ОГАОУ ДПО "ИПКПР" и образовательными организациями области, наладить качественное обучение, распределить функции и ответственность за подготовку педагогических кадров, объединить ресурсы для проведения практико-ориентированных занятий.
Институт во взаимодействии с Учредителем - комитетом образования Еврейской автономной области - и с муниципальными отделами образования имеет опыт в реализации различных проектов. Основные из них:
1. Организация деятельности стажировочных площадок по направлению "Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы "Поддержка стажировочных площадок, созданных в 2011 - 2012 годах в целях распространения современных моделей успешной социализации детей с нарушением интеллекта"), 2013 - 2015 гг.
2. Проведение межрегиональных проблемных курсов управленческих и педагогических работников "Организация отдыха и оздоровления детей на основе государственно-частного партнёрства" (в рамках реализации Государственного контракта на выполнение работ (оказания услуг) для государственных нужд от 25.07.2013 г. N 09.028.11.0022 по проекту "Формирование современной модели реализации образовательных программ при организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнёрства", договор с ФГАОУ АПКиППРО), 3013 г.
3. Организация курсов повышения квалификации в рамках реализации Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, 2013 - 2014 гг.
4. Организация курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК "Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях" (по договору с ГБОУ ВО "Московский городской педагогический университет" "Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы), 2014 - 2015 гг.
Одним из региональных проектов является модель поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - модель). В основу модели положена концепция школьной эффективности, обеспечивающая системные изменения при согласованных действиях и сотрудничестве всего профессионального сообщества. Системообразующими основаниями модели являются:
1. Опора на мощную базу данных, получаемых в результате проведения мониторинговых исследований на школьном, муниципальном и областном уровнях (входной, промежуточной и итоговой оценки результативности программ, обеспечивающих реализацию модели). Особое внимание здесь уделяется результатам самообследования школы.
2. Акцент на повышение качества преподавания и развитие педагогического сотрудничества, учитываемый при разработке и реализации адресных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников, а также при разработке и внедрении системы адресной методической помощи. ДПП ПК руководящих кадров ориентированы на формирование компетенций, необходимых для эффективного управления качеством школьного образования. Целью ДПП ПК учителей школ с низкими результатами обучения является формирование компетенций, обеспечивающих модернизацию педагогом содержания собственной профессиональной деятельности. ДПП ПК учителей школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, должны, во-первых, учитывать специфику конкретной школы; во-вторых, целенаправленно формировать социальные компетенции педагога. В качестве механизмов адресной методической помощи выделены методическое сопровождение, реализуемое в форме наставничества, консультирования, тьюторства, в различных формах непосредственного методического взаимодействия педагогов и руководителей с коллегами школ-лидеров, а также посредством участия в профессиональных сообществах, в муниципальных, межмуниципальных и региональных методических объединениях.
3. Дифференцированное вмешательство в деятельность школы, осуществляемое представителями муниципального органа управления образованием как учредителя муниципальной общеобразовательной организации, методическое сопровождение со стороны ОГАОУ ДПО "ИПКПР" школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Необходимыми требованиями к реализации данного положения являются обязательный учет внешних и внутренних условий функционирования школы, соблюдение эффективного и рационального баланса полномочий между коллегиальным стратегическим управлением и единоличным текущим руководством в образовательной организации. В качестве целевой установки дифференцированного вмешательства выделено совершенствование стратегического управления школой и стимулирование инновационных процессов в образовании.
Мероприятия по поддержке школ в 2017 - 2019 гг. носят индивидуальный характер, предусматривая изменения в таких областях, как управление школой, школьный климат, оценка качества на уровне школы и класса, профессиональное развитие педагогов, взаимодействие с родителями и местными сообществами.
С 2019 года в Еврейской автономной области апробируются новые современные формы дополнительного образования не только в действующих организациях, но и на базе вновь создаваемых организаций нового типа, к числу которых относится детский технопарк "Кванториум". На постоянной и бесплатной основе в нём планируется проводить занятия для 800 детей.
Детский технопарк призван сконцентрировать в себе всю работу в области, направленную на выявление и поддержку детей в сфере технического и естественнонаучного творчества. Детский технопарк также будет являться учреждением, направленным на развитие и поддержку молодых талантов области в сфере научно-технического творчества.
Региональная система дополнительного образования должна будет коррелировать с региональной системой профессионального образования, где одним из приоритетов являются рабочие специальности и программы, направленные на формирование инженерных компетенций обучающихся.
В 2017-18 гг. Институт явился основным партнёром Педагогической ассоциации ЕАО в реализации Президентского гранта "Региональная академия проектной работы и бизнеса". Одной из важных задач проекта являлась разработка, экспертиза, утверждение, апробация дополнительных образовательных программ для учителей общеобразовательных школ и педагогов СПО, направленных на формирование у педагогов и обучающихся новых компетенций, связанных с основами ведением бизнеса, проектной работы.
В 2016 - 2018 гг. Институт проводил по 12-13 конкурсов для педагогов (количество участников от 290 до 721).
С 2017 года ОГАОУ ДПО ежегодно проводит областной конкурс среди обучающихся "Проектная деятельность" Ярмарка идей", который способствует привлечению учащихся общеобразовательных организаций и студентов СПО к проектной деятельности в различных областях науки. Участие в этом конкурсе принимает несколько десятков обучающихся каждый год. Конкурс призван развивать мотивацию к проектной деятельности не только обучающихся, но и педагогов; способствовать повышению профессионального уровня педагогов в развитии исследовательской компетенции учащихся.
С 2016 года в Институте стали широко использоваться информационные и коммуникационные технологии (электронная форма регистрации участников мероприятий, информационное сопровождение на сайте ОГАОУ ДПО "ИПКПР", проведение мониторингов, конкурсов; объявления итогов).
Участие в подобных мероприятиях способствует выявлению научно-методического, творческого потенциала педагогических коллективов образовательных учреждений, формированию банка учебно-методических материалов по различным аспектам и направлениям работы детьми, в том числе с одаренными и мотивированными к обучению, в образовательных учреждениях региона.
Раздел 3. Описание модели ЦНППМПР и ЦОПМКП
1. Организационно-правовая модель ЦНППМПР и ЦОПМКП
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников создаётся в результате структурных изменений ОГАОУ ДПО "Институт повышения квалификации педагогических работников", а также расширения функционала вследствие введения новых уставных задач и изменения устава в части включения его как структурного территориально обособленного подразделения.
Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов является динамичной методической системой, обеспечивающий возможности для своевременной адаптации педагогов к меняющимся условиям (технологии и содержание образования). Результатом деятельности центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов станет создание условий для осознанного участия педагогических работников в процессе непрерывного образования, а также обеспечит повышение степени их профессиональной мобильности, а наличие сертификата, отражающего уровень профессионального мастерства, добавит преимуществ в условиях конкуренции на рынке труда.
Предполагается внести в число основных видов деятельности образовательную деятельность, на которую институт имеет соответствующую лицензию N 886 от 10 января 2013 года, выданную комитетом образования Еврейской автономной области. Лицензия дает право на осуществление дополнительного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых. Реализация образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и переподготовки педагогических работников должна осуществляться в рамках государственного задания с софинансированием из средств из бюджета Российской Федерации.
В структуру ОГАОУ ДПО "Институт повышения квалификации педагогических работников" войдёт ЦНППМПР по модели "стандарт".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 1 июля 2019 г. N 234-рп "О мерах по созданию и функционированию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г., в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) 5 июля 2019 г.
Распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 27 сентября 2019 г. N 384-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 27 сентября 2019 г.