В целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области в составе федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования":
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области на 2020 - 2022 годы.
2. Определить комитет образования Еврейской автономной области региональным координатором, ответственным за внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель председателя правительства области |
М.Г. Сироткин |
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 1 июля 2019 года N 233-рп
Комплекс мер по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области (далее - Мероприятие) на 2020-2022 годы
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение целевой модели цифровой образовательной среды |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
25 августа 2019 года |
2. |
Утверждён план внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Еврейской автономной области |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
1 октября 2019 года, далее ежегодно |
3. |
Утверждён перечень образовательных организаций, в которых будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
1 октября 2019 года |
4. |
Определён перечень оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды согласно примерному перечню оборудования, утверждённому Министерством просвещения Российской Федерации |
комитет образования Еврейской автономной области |
Приказ комитета образования Еврейской автономной области |
30 ноября 2019 года |
5. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" на территории Еврейской автономной области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
комитет образования Еврейской автономной области |
Дополнительное соглашение |
5 февраля 2020 года, далее по необходимости |
6. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
комитет образования Еврейской автономной области |
Финансовое соглашение |
15 февраля 2020 года, далее по необходимости |
7. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Еврейской автономной области |
комитет образования Еврейской автономной области |
Извещения о проведении закупок |
25 февраля 2020 года, далее ежегодно |
8. |
Повышение квалификации управленческих команд, сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Еврейской автономной области |
комитет образования Еврейской автономной области |
Свидетельство о повышении квалификации, отчёт по программам переподготовки кадров |
Согласно отдельному графику проектного офиса "Образование" |
9. |
Проведён мониторинг соответствия приобретённого оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Еврейской автономной области целям и задачам Мероприятия |
комитет образования Еврейской автономной области |
По форме, утверждённой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" |
30 ноября 2020 года, далее ежегодно |
Концепция
внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области.
Потребность в реализации Мероприятий обусловлена указами Президента Российской Федерации, документами Министерства просвещения Российской Федерации и правительства Еврейской автономной области, а также потребностями участников образовательного процесса общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего и среднего профессионального образования требуют расширения возможностей индивидуализации образовательного процесса, организации интерактивного взаимодействия субъектов с целью поддержки самостоятельной, учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности.
В целях реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и входящего в ее состав федерального проекта "Цифровая образовательная среда" необходимо создать в образовательных организациях инфраструктурные условия, обеспечивающие формирование цифровых компетенций обучающихся и педагогических работников, что предусматривает совершенствование содержания образования в связи с цифровизацией экономики и жизни общества.
Совершенствование общеобразовательной системы Еврейской автономной области направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня руководящих и педагогических работников системы образования.
Информатизация и интернетизация в системе образования Еврейской автономной области началась в период реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 году, затем была продолжена при модернизации региональной системы образования в 2011 - 2013 годах.
В результате в Еврейской автономной области достигнуты следующие показатели:
- 100% образовательных организаций всех уровней образования имеют выход в сеть "Интернет". За последние три года увеличена пропускная способность интернет-трафика (доля общеобразовательных организаций, подключенных к сети Интернет со скоростью не менее 10 Мб/с составляет 28% (2016 год - 0%), на скорости не менее 2 Мб/с составляет 63% (2016 год - 48%));
- на 1 персональный компьютер в среднем приходится 9 обучающихся;
- в области функционируют 81 компьютерный класс, 11 общеобразовательных организаций (15%) имеют по 2 компьютерных класса;
- 100% образовательных организаций оснащены мультимедийным оборудованием (интерактивные доски, проекторы, веб-камеры).
Материально-техническое оснащение способствует развитию информационно-технологической инфраструктуры региона.
С ноября 2016 года в штатном режиме работает региональный сегмент Еврейской автономной области единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам. Система интегрирована с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций). Функциональные возможности сегмента позволяют реализовать на уровне региона возможность оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, организации дополнительного и профессионального образования, а также предоставлять родителям (законным представителям) детей информацию об успеваемости обучающихся.
Посредством данной системы ведется учет контингента всех образовательных организаций Еврейской автономной области, имеется возможность составления различных отчетов.
Регион активно развивает сотрудничество с Российской электронной школой (РЭШ).
В муниципальном образовании "Город Биробиджан" с 2009 г. работает центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Центр оборудован 80 комплектами для организации онлайн-обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется по индивидуальным учебным планам, составленным для каждого обучающегося индивидуально с учетом его психофизических особенностей.
Развивается направление технического творчества "Робототехника". Второй год на территории области проводятся региональные робототехнические состязания. Региональные команды победители выезжают на Всероссийские робототехнические фестивали и межрегиональные соревнования и занимают призовые места.
В целях выявления, поддержки и поощрения обучающихся и педагогических работников школ и профессиональных образовательных организаций в Еврейской автономной области проводятся ежегодные областные конкурсы: компьютерных проектов, "Методическая копилка".
Таким образом, в региональной системе образования активно формируется цифровая образовательная среда.
Несмотря на достигнутые результаты, в Еврейской автономной области существует ряд проблем, связанных:
- с отсутствием единого подхода к разработке цифрового образовательного контента;
- с неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования;
- с необходимостью координации взаимодействия между образовательными организациями всех уровней в вопросах применения цифровых технологий в образовательной деятельности;
- с недостаточностью применения цифровых технологий в сфере документооборота и цифровой экономики, связанной с отсутствием навыков работы с разными цифровыми продуктами, инертностью работников образования в освоении новых технологий, низким уровнем цифровой грамотности администрации и педагогов.
Таким образом, необходимость внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях региона вызвана:
потребностью в формировании единого подхода к разработке и реализации цифрового образовательного контента для образовательных организаций всех уровней;
отсутствием взаимодействия между профессиональными образовательными организациями региона в области цифрового образования, что приводит к снижению общей эффективности работы;
необходимостью формирования единого цифрового образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования;
неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях всех уровней;
необходимостью повышения уровня цифровой грамотности администрации, сотрудников и педагогических работников образовательных организаций всех уровней.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу.
Система общего образования области включает 64 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и 12 филиалов, в том числе:
- 7 учреждений и 5 филиалов реализуют программы только начального общего образования;
- 11 учреждений и 6 филиалов - основного общего образования,
- 43 учреждения и 1 филиал - среднего общего образования,
- 4 учреждения осуществляют образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.
Численность учащихся на начало 2018/2019 учебном году составляла 20 597 человек.
На территории Еврейской автономной области функционируют 7 государственных профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка по 27 профессиям рабочих и служащих и 19 направлениям подготовки специалистов среднего звена. Причем, 5 из вышеперечисленных профессий и направлений подготовки отнесены к 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям (ТОП - 50).
В государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме обучаются 1773 студентов.
В системе образования Еврейской автономной области работает 6570 человек, из них педагогических работников - 2882 человека, в том числе в системе общего образования - 1482 человека, в системе профессионального образования - 220 человек.
Приложения:
2. Предварительная калькуляция операционных расходов;
3. Перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 - 2022 гг.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации Мероприятия.
Повышение квалификации в области цифровых технологий сотрудников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций осуществляется областным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников" (далее - Институт).
В Институте разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Информационные технологии в деятельности учителя". Во всех дополнительных профессиональных программах повышения квалификации рассматривается тема "Цифровые образовательные ресурсы в деятельности педагога" и "Информационная безопасность в школе". За период с 2016 по 2019 г. обучение по данной теме прошли 1212 человек, что составляет 71,2 процента от общего числа педагогических работников в системе общего и профессионального образования. Содержание указанных программ будет актуализировано с целью обеспечения внедрения и функционирования в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации Мероприятия.
Основу цифровой трансформации региональной системы образования составляют цифровая инфраструктура, цифровые инструменты, а также цифровая грамотность всех участников образовательных отношений.
В результате внедрения модели цифровой образовательной среды:
обучающиеся получат:
- новые образовательные возможности, в частности, возможность построения индивидуальной образовательной траектории;
- доступ к современным образовательным ресурсам не только Еврейской автономной области, но и к цифровым образовательным ресурсам ведущих образовательных организаций мира;
родители получат:
- снижение материальных затрат на образование за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
педагоги получат:
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации процессов обработки информации;
- снижение рутинной нагрузки по мониторингу индивидуальных достижений обучающихся;
- новые возможности организации образовательного процесса (асинхронность, индивидуализация, нелинейность и прочее);
- условия для повышения мотивации обучающихся к саморазвитию и самоорганизации, повышения активности обучающихся в образовательном процессе;
общеобразовательные организации и профессиональные организации получат:
- повышение эффективности использования информационных ресурсов; расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- расширение возможностей коммуникации всех участников образовательного процесса;
регион в целом получит:
- рост образовательного разнообразия;
- повышение удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- автоматизацию мониторинга образовательного процесса;
- оптимизацию коммуникации всех участников образовательного процесса;
- оптимизацию образовательных ресурсов за счет формирования сетевых структур;
- повышение возможностей общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
- снижение образовательной эмиграции мотивированных и одаренных детей за счет сетевого взаимодействия;
- сокращение бюрократического аппарата за счет автоматизации документооборота.
5. Опыт Еврейской автономной области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года.
На территории Еврейской автономной области в 2016 - 2018 годах в рамках федеральных проектов реализованы следующие мероприятия:
- по созданию условий для получения детьми-инвалидами образования в системе образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных) в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
- по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- по созданию условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в рамках федерального проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
В 2019 году на территории Еврейской автономной области реализуются следующие мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования":
1) создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;
2) обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам;
3) создание детского технопарка "Кванториум";
4) создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Кроме того, на территории Еврейской автономной области реализуется План социального развития центров экономического роста Еврейской автономной области, в рамках которого в 2018 году была проведена комплексная модернизация сферы профессионального образования, а в 2019 году планируется приобрести 38 квартир для педагогических работников.
Приложение 1
по внедрению целевой модели
цифровой образовательной среды
в общеобразовательных организациях
и профессиональных образовательных
организациях Еврейской
автономной области на 2020-2022 годы
Индикаторы и показатели
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение в год, начиная с 2020 года |
Значение Еврейской автономной области |
||
2020 |
2021 |
2022 |
|||
1. |
Число общеобразовательных организаций, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (единиц) |
24 |
24 |
39 |
39 |
2. |
Число профессиональных образовательных организаций, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (единиц) |
3 |
3 |
7 |
7 |
3. |
Доля сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых внедряется целевая модель цифровой образовательной среды, прошедших повышение квалификации по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (процент) |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Снижение доли расходов на выполнение организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (процент) |
2 |
2 |
5 |
7 |
Приложение 2
по внедрению целевой модели
цифровой образовательной среды
в общеобразовательных организациях
и профессиональных образовательных
организациях Еврейской
автономной области на 2020-2022 годы
Предварительная калькуляция операционных расходов (из расчета на 1 образовательную организацию)
Статья расходов |
Расчёт суммы на 2020 год, далее с ежегодной индексацией (тыс. руб.) |
Обновление и техническое обслуживание (ремонт) средств (программного обеспечения и оборудования), приобретённых в рамках предоставленной субсидии |
107,625 |
Дополнительное профессиональное образование сотрудников и педагогов указанных организаций по вопросам внедрения и функционирования целевой модели цифровой образовательной среды |
350 |
Итого: |
457,625 |
Всего: |
457,62515 |
Приложение 3
по внедрению целевой модели
цифровой образовательной среды
в общеобразовательных организациях
и профессиональных образовательных
организациях Еврейской
автономной области на 2020-2022 годы
Перечень
общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 2020-2022 гг.
(в ранжированном порядке по возрастанию значений столбца 12 "Соотношение единиц вычислительной техники, используемой в учебном процессе, к численности обучающихся")
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 1 июля 2019 г. N 233-рп "Об утверждении комплекса мер по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Еврейской автономной области на 2020-2022 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г., в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) 5 июля 2019 г.