Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере образования и государственной молодежной политики Курганской области
1. Текущее состояние в сфере общего образования.
В системе общего (в том числе дошкольного) образования Курганской области функционируют 433 образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, в том числе 375 дошкольных образовательных организаций и филиалов. Общая численность воспитанников - 39,7 тыс. человек, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 33,2 тыс. человек (2014 год - 32,2 тыс. человек, 2013 год - 29,1 тыс. человек).
В рамках негосударственного сектора дошкольного образования услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывают 18 индивидуальных предпринимателей. Функционируют 28 частных групп с общей численностью мест 446.
Вариативными формами оказания услуг в сфере дошкольного образования охвачено 20,4 тыс. детей, в том числе для 3,9 тыс. человек функционируют группы кратковременного пребывания, 16,5 тыс. человек получают педагогическую помощь через педагогический патронаж, службы педагогической поддержки семьи, консультативные пункты и родительские клубы, организованные в дошкольных образовательных организациях.
С целью достижения к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет созданы новые дошкольные места: 2013 год - 2558 мест, 2014 год - 1155 мест, 2015 год - 2858 мест.
В системе образования Курганской области функционируют 512 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, включая филиалы. Сельские общеобразовательные организации составляют 80%. Общая численность обучающихся - 93,2 тыс. человек. В сельских общеобразовательных организациях обучается 36,7% от общей численности обучающихся.
Образовательный процесс организован в две смены. В третью смену обучение не реализуется.
В Курганской области функционируют 108 образовательных комплексов, в составе которых 123 школы и филиала и 17 дошкольных образовательных организаций и филиалов. Реорганизация общеобразовательных организаций способствовала укреплению учебно-материальной базы, решению кадровой проблемы, обеспечению для старшеклассников реального выбора профиля обучения.
Доля школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, к общей численности обучающихся в начальной школе составила 100%. В 2014-2015 учебном году в региональном инновационном проекте "Апробация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (далее - ФГОС ООО) участвовали 22 общеобразовательные организации Курганской области. По ФГОС ООО обучались 1,8 тыс. школьников 5-6 классов, что в общей численности обучающихся составило 2%, в общей численности школьников основной школы - 2,7%. С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные организации Курганской области, реализующие образовательные программы основного общего образования, перешли на ФГОС ООО.
В 2014-2015 учебном году доля общеобразовательных организаций, реализующих профильное обучение, возросла на 10% и составила 69,8%. Количество многопрофильных школ превысило количество однопрофильных (90 против 81). Доля старшеклассников, охваченных профильным обучением, увеличилась с 55% до 64,8%.
Возросла эффективность участия школьников в олимпиадах и конкурсах. Каждый второй участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стал победителем или призером.
100% общеобразовательных организаций Курганской области обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обязательной системой контентной фильтрации. При этом 81,9% общеобразовательных организаций имеют высокоскоростной Интернет - свыше 2 Мбит/с (в 2012 году - 26,7%, в 2013 году - 67,7%). 70% общеобразовательных организаций Курганской области при реализации образовательных программ используют дистанционные образовательные технологии.
Характерные проблемы:
наличие широкой сети малокомплектных общеобразовательных организаций, что способствует сохранению значительного объема неэффективных расходов в сфере образования Курганской области;
необходимость сохранения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в связи с последующим ростом численности детского населения;
низкий уровень развития негосударственного сектора дошкольного образования;
недостаточное материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций согласно требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;
организация образовательного процесса в общеобразовательных организациях в две смены;
увеличение доли общеобразовательных организаций с высокой степенью износа зданий;
недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества общего образования и индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
2. Текущее состояние в сфере профессионального образования.
В ведении Департамента находится 16 профессиональных образовательных организаций с общим контингентом обучающихся около 14 тысяч человек. Подготовка осуществляется по 39 профессиям и 56 специальностям среднего профессионального образования.
За пять лет реализации ведомственной целевой Программы Главного управления образования Курганской области "Развитие профессионального образования Курганской области на 2011-2015 годы" произошли позитивные изменения по ряду направлений: принята в ведение региона федеральная сеть профессиональных образовательных организаций, поэтапно осуществляется оптимизация сети техникумов, колледжей и их филиалов, формируются система государственно-общественного управления профессиональным образованием и независимая система оценки качества профессионального образования.
Создана и успешно функционирует модель взаимодействия органов исполнительной власти, общественных объединений работодателей, предприятий, профессиональных образовательных организаций в рамках четырехсторонних соглашений о партнерстве. Функционирует институт базовых предприятий. В настоящее время такой статус имеют 35 предприятий.
Учебно-материальная база ресурсных центров профессионального образования обновлена на 87%.
Для развития непрерывного профессионального образования создано 10 многофункциональных центров прикладных квалификаций по основным направлениям экономики Курганской области.
Общая занятость выпускников техникумов и колледжей составляет 98%, в том числе по полученной специальности - 51%.
3. Текущее состояние в едином воспитательном пространстве Курганской области.
На территории Курганской области проживают 263,5 тыс. человек в возрасте от 5 до 30 лет, что составляет 30,3% от общей численности населения. Из них 116,5 тыс. детей от 5 до 17 лет, 179,6 тыс. человек - молодежь от 14 до 30 лет. Из них 21 тыс. дошкольников, 95 тыс. человек - школьники, 23,4 тыс. человек - студенты образовательных организаций очной формы обучения, 124 тыс. человек - работающая молодежь.
Большая часть детей и молодых людей сосредоточена в городах и городских поселениях (66,3%), треть населения проживает на селе (33,7%).
В 2015 году в Курганской области функционируют 118 государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности. Охват детей от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в общей численности детей этого возраста составил 61%.
В настоящее время в Курганской области сформирована система мер по реализации государственной молодежной политики. Во всех муниципальных образованиях области приняты целевые программы, выделены ставки специалистов по работе с молодежью. Во всех муниципальных образованиях действуют учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
В общеобразовательных организациях Курганской области разработаны системы гражданского, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания, преодоления проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, защиты прав детей.
В последние годы удалось достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи. Уменьшилась смертность, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности.
В деятельности общеобразовательных организаций Курганской области наблюдаются позитивные тенденции:
реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;
наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;
осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания остаются нерешенными проблемы:
разрыв между процессом обучения и воспитания, потребность в целостности педагогического процесса;
низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательным учреждением;
отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся;
недостаточный уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей и подростков, что иногда приводит к возникновению межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности, к асоциальным проявлениям.
Существует также тенденция нарастания следующих негативных факторов:
деструктивное информационное воздействие на молодежь;
снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет и высокий уровень миграции молодежи;
дефицит молодых специалистов технических специальностей, агропромышленного комплекса, педагогических и медицинских кадров;
недостаточная развитость инфраструктуры по работе с молодежью, несоответствие материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным требованиям.
Для решения существующих проблем необходима дальнейшая интеграция ресурсов сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики: переход к единому управлению, объединение финансовых ресурсов, разработка единого календаря массовых мероприятий. Необходимо осуществить переход на систему нормативно-подушевого финансирования, обновить содержание деятельности организаций дополнительного образования детей и молодежи Курганской области. Актуальной остается системная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сферах молодежной политики, воспитания и дополнительного образования.
4. Текущее состояние в сфере государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами.
В ведении Департамента находится 10 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 государственных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, 1 общеобразовательная организация для детей, нуждающихся в длительном лечении.
В указанных организациях проживают и обучаются более 2 тыс. человек.
Получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Причем актуальным является развитие вариативных форм получения образования детьми, имеющими недостатки в физическом или психическом развитии, в частности инклюзивного образования. В связи с этим встает задача консультативного и ресурсного сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме их обучения в обычной общеобразовательной школе.
Для выполнения этой задачи необходима ресурсная база (кадровая, методическая, материальная), обеспечивающая целенаправленное сопровождение инклюзивного образования и способствующая повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. На основании вышеизложенного подпрограмма предусматривает создание на базе государственных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, ресурсных центров инклюзивного образования, центров образования и социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Контингент организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последнее время изменился. В детские дома и школы-интернаты приходят подростки из биологических семей в возрасте 16-17 лет, не желающие проживать в учреждениях, имеющие негативный жизненный опыт и неправильные понятия о моральных нормах и ответственности. Сензитивный период для воспитательной работы с данными подростками давно прошел. Учреждения не располагают комплексом педагогических мер, обеспечивающих изменение ситуации. Кроме того, 4,1% воспитанников из числа детей-сирот составляют дети, возвращенные из семей граждан, утратившие доверие и доброе отношение к взрослым, не воспринимающие их требований.
В этой связи в содержание воспитательной работы в учреждениях необходимо включить комплекс мероприятий, способствующих повышению заинтересованности воспитанников из числа детей-сирот в позитивной деятельности: трудовой, досуговой, развивающей.
В 2014-2015 годах продолжают складываться система и инфраструктура постинтернатной адаптации, но до настоящего времени социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот остается проблемной: недостаточно разработаны организационные основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками организаций для детей-сирот.
В последние годы в регионе проводится работа по выстраиванию эффективной системы профилактики социального сиротства. В Курганской области созданы центры и службы, которые реализуют основные направления государственной политики в указанной сфере, то есть создана определенная инфраструктура, ориентированная на работу по профилактике и предупреждению неблагополучия несовершеннолетних.
Активно осуществляется подготовка граждан, желающих принять в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году в замещающие семьи из подведомственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы 152 ребенка-сироты, возвращены в биологические семьи 15 детей (в целом передано 35% от общего числа детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).
В целях развития системы профилактики социального сиротства одним из важных направлений является дальнейшая трансформация организаций для детей-сирот в новые службы для оказания услуг семьям с детьми, а также сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Текущее состояние в сфере кадрового обеспечения системы образования Курганской области.
Система образования Курганской области в 2015 году включает 14946 человек, из них 1235 человек - руководящие работники, 9462 человека - педагогические работники, в том числе 7998 человек - учителя, 618 человек - учебно-вспомогательный персонал, 3631 человек - обслуживающий персонал.
Высшее образование имеют 6973 педагогических работника, из них 6142 - учителя. Ежегодно увеличивается доля учителей, имеющих высшее педагогическое образование, в 2015 году она составила 74,1%.
В образовательных организациях Курганской области ежегодно увеличивается доля учителей пенсионного возраста. Так, в 2013 году она составляла 17,4%, в 2014 году - 18,9%, в 2015 году - 20,5%.
При этом доля учителей в возрасте до 35 лет на протяжении последних трех лет остается неизменной и составляет 22,3% от общего количества учителей системы образования Курганской области.
Процент учителей со стажем до 5 лет в 2015 году составляет 13,8%.
В настоящее время потребность в молодых специалистах достаточно высока. Максимальную потребность образовательные организации Курганской области испытывают в учителях иностранного языка, математики, физики и химии, начальных классов, физической культуры.
Таким образом, реализация государственной программы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на приоритетных, наиболее значимых направлениях развития образования Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.