Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере защиты прав детей, государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами
В ведении Департамента образования и науки Курганской области находится 3 организации для детей-сирот, 11 общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (ГОО), 1 общеобразовательная организация для детей, нуждающихся в длительном лечении.
В указанных организациях проживают и обучаются около 2 тыс. человек.
Учебная, воспитательная и реабилитационная работа в ГОО и организациях для детей-сирот направлена на создание среды и условий для максимального развития личности ребенка, позволяющих социально адаптироваться к окружающей действительности.
В учреждениях реализуются образовательные программы, создаются условия для детского творчества по различным направлениям: художественно-эстетическому физкультурно-оздоровительному, духовно-патриотическому, техническому.
Государственные школы, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) осуществляют коррекцию отклонений в развитии детей средствами образования и допрофессиональной подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества. Причем актуальным является развитие вариативных форм получения образования детьми, имеющими недостатки в физическом или психическом развитии, в частности инклюзивного образования. В связи с этим встает задача консультативного и ресурсного сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме их обучения в обычной общеобразовательной школе.
В настоящее время важнейшим направлением в социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социальной адаптации является подготовка к сознательному выбору профессии, которая способствует формированию положительного отношения и готовности к труду как основе жизнедеятельности, источника саморазвития личности, реализации заложенных возможностей.
Для выполнения этой задачи необходима ресурсная база (кадровая, методическая, материальная), обеспечивающая целенаправленное сопровождение инклюзивного образования и способствующая повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в настоящее время категория детей с ограниченными возможностями здоровья значительно расширилась. В нее включены дети с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), дети с множественными нарушениями развития (далее - МНР). Дети с расстройствами аутистического спектра являются одной из наиболее уязвимых категорий детей по уровню адаптации в жизненном и образовательном пространстве.
На основании вышеизложенного подпрограмма предусматривает создание на базе ГОО ресурсных центров инклюзивного образования, центров образования и социализации для детей с РАС и МНР.
Одним из основных направлений развития ГОО является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, федеральных государственных образовательных стандартов образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ). Реализация ФГОС ОВЗ обеспечит повышение качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, уровня социальной подготовки воспитанников.
Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует дополнительных мер.
Проблемными точками сферы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами являются несколько направлений деятельности:
деятельность по организации занятости и трудовой подготовки воспитанников организаций для детей-сирот (далее - воспитанники из числа детей-сирот);
организация профориентационной и допрофессиональной подготовки обучающихся ГОО, их сопровождение в условиях профессионального образования и последующее трудоустройство;
организация постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот.
В этой связи в содержание воспитательной работы в учреждениях необходимо включить комплекс мероприятий, способствующих повышению заинтересованности воспитанников из числа детей-сирот в трудовой, досуговой, развивающей деятельности.
Профессиональная подготовка является средством социализации не только воспитанников из числа детей-сирот, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Необходимо расширить и углубить работу по сопровождению данной категории лиц в условиях допрофессиональной и профессиональной подготовки.
В Курганской области с целью реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот действуют нормативные правовые акты, направленные на обеспечение защиты прав и интересов выпускников названных учреждений, разработаны и выполняются социально значимые программы, принят ряд мер по социальной поддержке воспитанников из числа детей-сирот.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.