Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Главного управления социальной
защиты населения Курганской области
от 25 января 2017 г. N 70
"О подготовке граждан, выразивших желание стать
опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан
либо принять детей, оставшихся без попечения родителей,
в семью на воспитание в иных установленных семейным
законодательством Российской Федерации формах"
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
28 февраля 2017 г.
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
Уровень образовательной программы |
Дополнительная образовательная программа |
Объем часов всего: в т.ч. теоретических: в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования: |
58 ч. 17 ч. 41 ч. |
Продолжительность обучения |
58 часов |
Форма освоения программы |
Очная, очно-заочная, очно-дистанционная |
Категория обучающихся |
Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
Основа для разработки программы |
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" |
Форма итоговой аттестации граждан |
Собеседование |
Итоговый документ после освоения программы |
Свидетельство о прохождении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
2. Пояснительная записка
Экономические проблемы, неуверенность в будущем, разрушение нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления в современной России способствовали росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной, так как, несмотря на внедрение различных программ по профилактике социального сиротства в стране, количество детей этой категории не уменьшается, а процесс их социализации затруднен.
На начало 2017 года в Курганской области насчитывается 5328 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:
- в приемных семьях - 2823 ребенка (53% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в семьях опекунов (попечителей) - 1928 детей (36% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 569 детей (11% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Кроме того, в семьях усыновителей (удочерителей) воспитываются 462 ребенка.
За последние 3 года приоритетным направлением стало устройство детей-сирот на семейное воспитание (в 2014 году на воспитании в семьях граждан находилось 87% детей от общего количества детей-сирот в регионе, в 2015 году - 88%, в 2016 году - 89%).
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы "вторичных отказов" и возвращение детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот в семью до 2012 года не предусматривала обязательной подготовки замещающих родителей и целенаправленной социальной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание.
В большинстве случаев причинами невыполнения родительских обязанностей в замещающих семьях являются:
неготовность принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специфика развития этой категории детей (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, депривационные нарушения, несформированность основных видов деятельности);
недостаточная педагогическая подготовленность приемных родителей к решению проблем воспитания ребенка;
переоценка своих возможностей приемными родителями.
Вместе с тем, помещение ребенка-сироты в замещающую семью, прежде всего, должно обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития.
С 1 сентября 2012 года подготовка потенциальных замещающих родителей на территории Курганской области является обязательной. Кандидатами могут стать совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки граждан в Курганской области.
Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в замещающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование. Объем программы составляет 58 часов.
Технологии подготовки граждан позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов замещающих семей.
3. Цели и задачи
Цель программы: обеспечить теоретическую и практическую подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, к осуществлению эффективной воспитательной деятельности в условиях замещающей семьи.
Задачами программы являются:
1) систематизация нормативно-правовых знаний граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане);
2) систематизация знаний по психолого-педагогическим особенностям детей разных возрастов;
3) освоение основных направлений и содержания работы с детьми-сиротами, воспитывающимися в семьях граждан;
4) обучение граждан необходимым методам психолого-педагогической диагностики, коррекции и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
5) подготовка граждан к осуществлению здоровьесберегающих технологий;
6) содействие в реализации потребности граждан в самообразовании.
Освоение программы реализуется с использованием учебно-методического пособия. Обучение осуществляется в форме проблемных лекций, семинаров- тренингов, индивидуального консультирования.
4. Планируемые результаты обучения
Требования к знаниям и умениям граждан.
В результате освоения программы граждане должны иметь представление:
1) о системе защиты прав детей-сирот, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью, взаимодействии организаций и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие, которую граждане берут на себя с приемом в свою семью ребенка;
3) о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
4) о правилах безопасного воспитания в зависимости от возраста ребенка как в доме, так и вне дома: на улице и в общественных местах;
5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка-сироты;
6) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях, умениях), необходимых приемному родителю;
7) о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками.
В результате освоения программы граждане должны знать:
1) нормативно-правовые основы функционирования замещающей семьи (свои права и обязанности как замещающих родителей в отношении ребенка);
2) основы детской физиологии и гигиены (санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье; правила оказания первой медицинской помощи);
3) влияние прошлого опыта ребенка-сироты (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
4) особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в замещающей семье;
5) способы формирования бытовых умений ребенка в зависимости от возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
6) направления, формы, методы, средства воспитания детей-сирот в условиях замещающей семьи (способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; методы полового воспитания).
В результате освоения программы граждане должны уметь:
1) использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка-сироты;
2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка-сироты (разрешать возникающие конфликты, предотвращать риск жестокого обращения в семье, проводить профилактику возможных трудностей во взаимодействии взрослых и детей);
3) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
4) выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка-сироты в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
5) пользоваться методами, приемами коррекционно-развивающего обучения (преодолевать стереотипы мышления; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки).
Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки граждан.
Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 28 февраля 2017 г. N 119 в раздел 5 приложения внесены изменения
5. Учебно-тематический план
Содержание программы
Тема 1. Подготовка кандидатов в замещающие родители, ее задачи. Понятие обучающе-психологического тренинга (2 ч., 1/1)
Лекция. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.
Задачи подготовки, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Тема 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные формы устройства указанной категории детей (2 ч., 2/0)
Лекция. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей. Процедура устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека, приемная семья).
Тема 3. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей (4 ч., 2/2)
Лекция. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, развитие, привязанность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки). Понимание гражданами необходимости обеспечивать такие потребности.
Индивидуальное консультирование. Проведение оценки гражданами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Проведение оценки гражданами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Тема 4. Этапы развития ребенка (4ч., 1/3)
Лекция. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Семинар-тренинг. Знания и умения, необходимые гражданам.
Тема 5. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (4 ч., 2/2)
Лекция. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тренинг. Оценка кандидатом в приемные родители, усыновители (удочерители) своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 ч., 1/3)
Лекция. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка-сироты. Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности"). Понятие "горя и потери" в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.
Тренинг-терапия последствий травм, жесткого обращения, депривации, насилия.
Тема 7. Адаптация ребенка, оставшегося без попечения родителей, и замещающей семьи (6 ч., 1/5)
Лекция. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка в семье.
Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодолени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.