Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что местное самоуправление наиболее приближено к населению, им формируется и ему подконтрольно, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает, что они - партнеры в достижении общей цели: повышение уровня и качества жизни населения. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие городского хозяйства и его управления основывается на привлечении ресурсов населения к управлению городом в самых различных формах. Конечная цель этого процесса - создание эффективной административной структуры (модели), позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения и муниципального образования в целом. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных систем информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Весомым звеном в становлении системы местного самоуправления должно стать местное сообщество.
Органы территориального общественного самоуправления вправе осуществлять правотворческую инициативу в органах местного самоуправления по вопросам местного значения. Они являются составной частью системы местного самоуправления и в пределах своих полномочий взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обеспечивая реализацию принципов народовластия, развития народной инициативы и расширения возможностей самостоятельного решения населением вопросов местного значения, укрепления гарантий реализации прав и свобод граждан.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Кургана, решениями Курганской городской Думы от 21.12.2005 г. N 326 "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории города Кургана", от 25.01.2006 г. N 5 "Об утверждении Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления" установлены принципы и определен порядок организации территориального общественного самоуправления.
В городе Кургане осуществляется целенаправленная деятельность по созданию и развитию территориального общественного самоуправления как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, наиболее приближенной к населению, в которой рождается гражданская инициатива и непосредственно реализуются общественные начинания.
На территории города Кургана создано 8 ТОС, из них 8 без образования юридического лица.
В процессе деятельности ТОС выявились основные проблемы:
- слабая мотивация жителей к созданию ТОС и участию в их деятельности;
- отсутствие у всех ТОС статуса юридического лица, что ограничивает их возможности привлечения дополнительных средств на развитие своих территорий;
- недостаточная финансовая поддержка деятельности ТОС органами местного самоуправления города Кургана;
- отсутствие у большинства ТОС города Кургана помещений для работы;
- недостаточный профессиональный уровень руководителей органов ТОС;
- недостаточная информированность жителей города о возможностях, предоставляемых им объединением в ТОС;
- недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем территории муниципального образования;
- низкий уровень активности общества в решении проблем развития территорий.
Формирование современной системы ТОС на территории муниципального образования города Кургана находится на начальной стадии развития. Это требует правового, экономического, информационного и методического сопровождения, осуществление которого возможно лишь при поддержке органов местного самоуправления.
С помощью привлечения органов ТОС к участию в решении вопросов местного значения предполагается эффективное использование ресурсов и потенциала жителей в решении проблем ТОС.
Основные направления взаимодействия органов местного самоуправления и органов ТОС:
- правовое регулирование организации и деятельности территориального общественного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;
- разработка и принятие муниципальных правовых актов для развития территориального общественного самоуправления;
- создание финансово-экономической основы территориального общественного самоуправления;
- защита прав граждан на осуществление территориального общественного самоуправления.
Развитие системы ТОС позволит:
- создать обратную связь между населением и органами местного самоуправления;
- повысить социальную активность граждан и привлечь широкие слои населения в управленческий процесс;
- сократить бюджетные затраты и повысить эффективность управления.
Реализация грамотной муниципальной политики позволит осуществлять целевое воздействие на имеющиеся проблемы в развитии территориального общественного самоуправления, комплексно подходя к их решению с использованием программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.