Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Состояние государственного долга Курганской области и основные направления по оптимизации его структуры, сокращению расходов на обслуживание государственного долга и исключению возможных рисков при управлении государственным долгом
Бюджет Курганской области на протяжении многих лет планируется с дефицитом, который преимущественно финансируется за счет заемных источников, что объективно обуславливает рост государственного долга Курганской области.
Долговые показатели бюджета Курганской области находятся в пределах параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и значений, рекомендуемых Министерством Финансов Российской Федерации для субъектов Российской Федерации.
Однако по уровню долговой напряженности, характеризующейся отношением объема государственного долга к собственным доходам бюджета и уровню коммерческой долговой нагрузки, Курганская область входит в число регионов с высоким уровнем государственного долга.
В 2011 - 2012 годах государственный долг Курганской области не превышал 20% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Курганской области. Резкий рост объема государственного долга Курганской области произошел в 2013 году в связи с воздействием нескольких объективных факторов, главным из которых стало увеличение объема приоритетных социальных расходов бюджета.
В результате государственный долг Курганской области значительно вырос (на 1 января 2013 года - 4,9 млрд. руб.) и превысил уровень предыдущего года на 41%, а отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета Курганской области составило 20%.
По состоянию на 1 января 2017 года объем государственного долга Курганской области составил 15 051 млн. руб. Рост к предыдущему году - 28%. Объем долговых обязательств составил 87% к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета.
В Курганской области активно используются все доступные инструменты управления непосредственно государственным долгом:
осуществляется учет консолидированного долга Курганской области, включающего в себя помимо долговых обязательств Курганской области и муниципальных образований Курганской области условные обязательства государственных и муниципальных унитарных предприятий;
разработаны механизмы сокращения стоимости долга, включающие в себя: использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета Курганской области;
заключение дополнительных соглашений к государственным контрактам о предоставлении коммерческих кредитов (кредитных договоров) о снижении действующих процентных ставок;
рефинансирование коммерческих долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой;
политика заимствований строится на преимущественном привлечении долгосрочных и среднесрочных заемных средств.
В целях сдерживания темпов роста государственного долга, оптимизации его структуры по долговым инструментам и по срокам погашения, минимизации стоимости обслуживания государственного долга в Курганской области принят и выполняется ряд правовых актов, утверждающих мероприятия по улучшению долговой ситуации:
распоряжение Правительства Курганской области от 12 ноября 2013 года N 360-р "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Курганской области";
распоряжение Правительства Курганской области от 27 февраля 2017 года N 42-р "Об утверждении долговой политики Курганской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
распоряжение Правительства Курганской области от 26 февраля 2013 года N 40-р "Об утверждении Плана мероприятий по сокращению государственного долга Курганской области".
По итогам реализации мероприятий по совершенствованию долговой политики Курганской области за 2014 - 2016 годы обеспечен приоритет средне- и долгосрочных заимствований.
Фактически структура государственного долга представлена среднесрочными и долгосрочными заимствованиями, в том числе доля долговых обязательств со сроком погашения от 1 года до 3 лет по состоянию на 1 января 2016 года составила 96%, на 1 января 2017 года - 97%, доля долговых обязательств со сроком погашения свыше трех лет - соответственно 4% и 3%.
Таблица 8. Структура долговых обязательств Курганской области по периоду, %
Период |
до 1 года |
до 3-х лет |
свыше 3 лет |
на 1 января 2012 года |
0 |
100 |
0 |
на 1 января 2013 года |
0 |
84 |
16 |
на 1 января 2014 года |
0 |
91 |
9 |
на 1 января 2015 года |
0 |
94 |
6 |
на 1 января 2016 года |
0 |
96 |
4 |
на 1 января 2017 года |
0 |
97 |
3 |
достигнута экономия расходов на обслуживание государственного долга Курганской области за счет применения следующих механизмов:
замещение рыночных обязательств бюджетным кредитом из федерального бюджета. Расходы на обслуживание государственного долга сокращены за 2016 год на 101,8 млн. руб.;
снижение кредиторами действующих процентных ставок по кредитным договорам сократило расходы бюджета за 2016 год на 35 млн. руб.;
заключение договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов с Управлением федерального казначейства по Курганской области, в результате экономия расходов на обслуживание долговых обязательств в 2016 году составила 47,9 млн. руб.
В связи с сохраняющейся сложной долговой ситуацией в ближайшей перспективе усилия уполномоченных органов исполнительной власти Курганской области направлены на укрепление долговой устойчивости региона.
В целях продолжения работы в сфере финансового оздоровления по направлению "Управление государственным долгом Курганской области" Финансовым управлением Курганской области разработаны мероприятия, включенные в приложение 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.