Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
Настоящая Программа оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с соглашением о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Курганской области от 28 февраля 2017 года N 01-01-06/06-86, заключенным Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Курганской области, и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 06-03-05/43/76614.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели Курганской области
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
Численность населения (на конец года), тыс. чел. |
865,9 |
858,9 |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
177,6 |
183,91 |
Индекс физического объема валового регионального продукта, % к предыдущему году |
97,6 |
99,0 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % |
107,5 |
100,2 |
Индекс промышленного производства, % |
101,6 |
101,9 |
114,0 |
105,6 |
1 ожидаемое исполнение;
2 декабрь к декабрю.
Таблица 2. Основные параметры консолидированного бюджета Курганской области в 2011 - 2017 годах
(млн. руб.) | |||||||
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год (план) |
Доходы |
32 396,9 |
33 582,1 |
33 611,7 |
33 789,0 |
34 003,5 |
37 895,1 |
42 126,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
собственные доходы |
17 659,1 |
18 675,2 |
19 284,9 |
20 109,8 |
19 231,5 |
22 595,5 |
26 173,8 |
безвозмездные поступления |
14 737,8 |
14 906,9 |
14 326,8 |
13 679,2 |
14 772,0 |
15 299,6 |
15 952,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
6 867,9 |
7 055,5 |
7 955,2 |
7 389,5 |
7 301,9 |
8 137,1 |
11 025,9 |
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
298,3 |
360,7 |
806,4 |
1786,2 |
1050,8 |
1 950,9 |
262,0 |
Расходы |
33 038,3 |
34 587,1 |
35 723,3 |
37 678,7 |
38 873,0 |
40 739,5 |
46 030,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
первоочередные и социально-значимые |
19 887,1 |
20 474,2 |
22 172,5 |
24 615,7 |
26 252,1 |
26 576,1 |
29 155,6 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
фонд оплаты труда с начислениями |
11 028,8 |
11 272,7 |
13 254,6 |
14 614,8 |
14 366,2 |
14 746,9 |
15 717,3 |
обязательное медицинское страхование |
938,0 |
1 075,0 |
2 209,9 |
3 212,4 |
4 206,4 |
4 204,6 |
4 184,3 |
Дефицит |
-641,4 |
-1 005,0 |
-2 111,6 |
-3 889,7 |
-4 869,5 |
-2 844,4 |
-3 903,9 |
Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на: |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
На 1 января 2015 года |
На 1 января 2016 года |
На 1 января 2017 года |
|
Сумма |
114,4 |
82 |
68,8 |
63,6 |
2 423,3 |
2 627,0 |
|
В 2011 году консолидированный бюджет Курганской области был сбалансирован (дефицит - 641,4 млн. руб.), в 2016 году дефицит консолидированного бюджета Курганской области возрос до 4 869,5 млн. руб. При этом в 2014 и 2015 годах в результате невыполнения плана по доходам превышен предельно допустимый размер дефицита бюджета Курганской области, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации (15% от доходов без учета безвозмездных поступлений) на 4% и 11% соответственно.
Данная проблема вызвана более низкими темпами роста доходов по сравнению с увеличением расходных обязательств Курганской области.
Если доходы с 2011 по 2016 год возросли на 5 млрд. руб. (в основном за счет собственных доходов), то расходы - на 10,1 млн. руб. (34% к уровню 2011 года).
Проблема несбалансированности консолидированного бюджета Курганской области обострилась в 2016 году в условиях, оказывающих влияние на расходные обязательства, в том числе увеличение за 2012 - 2016 годы объема расходов, связанных с реализацией решений, принятых на федеральном уровне.
В целом бюджетные обязательства (без федеральных средств), вытекающие из федеральных законов, в 2016 году по сравнению с 2011 годом возросли на 12,3 млрд. руб. (в 1,5 раза):
фонд оплаты труда - на 4,8 млрд. руб. (в 1,4 раза до 15,2 млрд. руб.);
обязательное медицинское страхование неработающего населения - на 3,3 млрд. руб. (в 4,6 раза до 4,2 млрд. руб.);
меры социальной поддержки, включая ежемесячные денежные выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей, - на 1,3 млрд. руб. (в 1,5 раза до 4 млрд. руб.);
дорожный фонд - на 1,7 млрд. руб. (в 2,4 раза до 2,9 млрд. руб.);
проценты за обслуживание государственного долга - на 1,2 млрд. руб. (в 33 раза до 1,3 млрд. руб.).
При этом прочие расходы капитального характера и расходы на материальное обеспечение функционирования государственных и муниципальных учреждений остались практически на уровне 2011 года - 10,1 млрд. руб.
Фактический рост налогового потенциала не может обеспечить необходимый уровень расходов бюджета Курганской области.
В целях сокращения расходов бюджета Курганской области на протяжении более 10 лет ведется планомерная работа по оптимизации сети и штатов государственных и муниципальных учреждений. Например, только в системе общего образования количество школ с 2005 года сократилось более чем в 2 раза (с 808 до 381 учреждения).
С 2011 года количество государственных и муниципальных учреждений Курганской области сокращено на 132 учреждения, их штатная численность - на 2 772 штатные единицы, что позволило сэкономить бюджетные средства на содержание учреждений на 1 349 млн. руб. в год, в том числе на выплату заработной платы с начислениями - на 246 млн. руб.
Следует отметить, что кредиторская задолженность консолидированного бюджета Курганской области на 1 января 2017 года составила 4 462 млн. руб., уменьшение за 2016 год - на 654 млн. руб.
Несбалансированность бюджета Курганской области обусловлена низким уровнем бюджетной обеспеченности региона.
Рейтинг Курганской области по данному показателю (после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам субъектов Российской Федерации) на протяжении последних лет стабильно снижается. В 2016 году Курганская область занимала 79 место из 85 регионов России (в 2011 году - 62).
Таблица 3. Уровень бюджетной обеспеченности Курганской области
(коэффициент) | |||||||
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Уровень бюджетной обеспеченности после распределения дотаций |
0,669 |
0,612 |
0,588 |
0,669 |
0,671 |
0,666 |
0,715 |
Место среди субъектов Российской Федерации |
62 |
62 |
63 |
70 |
68 |
79 |
66 |
Несмотря на принимаемые меры, в условиях установленных ограничений по дефициту бюджета и государственному долгу решить проблему дисбаланса доходов и расходов бюджета Курганской области полностью не удается.
Уровень государственного долга Курганской области возрос с 1,9 млрд. руб. в 2011 году (16% от доходов без учета безвозмездных поступлений) до 11,7 млрд. руб. в 2015 году (82% от доходов без учета безвозмездных поступлений) и 15,1 млрд. руб. в 2016 году (88% от доходов без учета безвозмездных поступлений).
При этом недостаток средств консолидированного бюджета Курганской области в 2015 году оценивался в 10,5 млрд. руб., в 2016 году - в 11 млрд. руб.
С учетом изложенного в условиях жестких бюджетных ограничении для обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Курганской области на среднесрочную перспективу разработана настоящая Программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.